Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Проблемы загрязнения окружающей среды и

рациональное использование природных ресурсов»

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»









Состояние радиационного фона поселка Орловский



Выполнила:

Батурова Ульяна,

ученица 10 класса

Научный руководитель:

Бабужапова Номин Будожаповна

заместитель директора по НМР





п. Орловский

2014

2

«Проблемы загрязнения окружающей среды и

рациональное использование природных ресурсов»

Батурова Ульяна

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс



Краткая аннотация

В данной исследовательской работе изучено состояние радиационного фона поселка Орловский. Проведены замеры в разных точках поселка, получена консультация у специалистов и экскурсия в ЗАО «Новоорловский ГОК». По результатам проведенной работы сформулированы выводы.





















3

«Проблемы загрязнения окружающей среды и

рациональное использование природных ресурсов»

Батурова Ульяна

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс



Аннотация

В работе была поставлена цель: исследовать состояние радиационного фона в поселке Орловский.

В работе использованы следующие методы исследования:

аналитический, анкетирование, беседа, наблюдения (замеры), экскурсия

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данному вопросу;

2. Выяснить уровень осведомленности школьников по вопросам радиационной безопасности окружающей среды;

3. Провести замеры радиационного фона в разных точках поселка Орловский;

4. Получить консультации у специалистов и экскурсию в ЗАО «Новорловский ГОК»

5. Ознакомить своих одноклассников с результатами исследования.

На основании исследовательской работы сделаны следующие выводы:

1.Результаты нашего исследования показали, что большая часть опрошенных школьников имеет низкий уровень знаний в вопросах радиации, но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности.

2.Наблюдение показало, что наиболее важным составляющим радиационной безопасности являются: уровень грамотной осведомленности населения о радиационной безопасности.

3. Подготовлены материалы интервью с Машинским Александром Ивановичем, начальником отдела гражданской обороны и ЧС по радиационной безопасности, а также каталог фотографий и видео с экскурсии по ЗАО «Новоорловский ГОК».

4. В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на близость отвалов карьера ЗАО «Новорловский ГОК», радиационный фон в поселке соответствует санитарным нормам и не угрожает здоровью и жизни населения.

4

«Проблемы загрязнения окружающей среды и

рациональное использование природных ресурсов»

Батурова Ульяна

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс

План исследований

Актуальность работы: Радиация играет огромную роль в развитии цивилизации на данном историческом этапе. Но одновременно с этим стали всё отчётливее проявляться негативные стороны свойств радиоактивных элементов: выяснилось, что воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Проблема радиационного загрязнения стала одной из наиболее актуальных экологических проблем в мире. Всем известно, что существует естественный радиационный фон (ЕРФ), с которым мы живем с рождения. Как утверждают ученые, задолго до того, как на земле возникла жизнь, на планете шел распад урана, и продукты этого распада постоянно выделялись из земной коры.

Сегодня мы с вами живём в век повышенной радиоактивности, и, величина допустимого уровня в 0,1- 0,2 мкЗв/ч (10- 20 мкР/с) считается нормальной, уровень 0,2- 0,6 мкЗв/ч (20- 60 мкР/ч) считается допустимым, а уровень свыше 0,6-1,2 мкЗв/ч (60- 120 мкР/ч) признан повышенным [1]. Данные приведены согласно рекомендации Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) и Всемирного общества здравоохранения (ВОЗ). Надо понимать, что искусственно создаваемые источники излучения (например, АЭС, рентгеновские исследования в поликлиниках, путешествия на самолетах и многое другое) постоянно повышают уровень естественного радиационного фона и поэтому требуется его корректировка. Но об этом мало кто знает. Можно годами жить в радиоактивной зоне и не знать об этом. А последствия облучения нам хорошо известны, и этим пользуются средства массовой информации. Например, выдержка из новостной ленты одного интернет-сайта [4]: «В Новосибирске во дворе частной школы, где учится более 500 детей, была обнаружена щебёнка из карьера Мочище, закрытого ещё десять лет назад из-за превышения предельно допустимого радиоактивного фона. По данному факту было возбужденно уголовное дело. О последствиях, которые имел для здоровья детей такой радиоактивный двор, судить можно будет только через 10-15 лет.

5

Специалисты dozimetr.biz подчеркивают, что радиация действует незаметно и поражения, вызванные ею, имеют отложенный эффект.

«Старший специалист компании «Экостандарт» Евгений Кузьменко, проводил исследования по Москве. С дозиметром-радиометром ДКС - 96 он обнаружил:
- в метро на переходе с "Театральной" на "Охотный ряд" радиация вдруг вырастает в три с лишним раза - до 30 мкР/час (это терпимый уровень, здесь «фонит» гранит);
[4]. Впечатляет, не правда ли? Как видите, даже в общественных местах в метро и в центре города можно столкнуться с «радиоактивными» проблемами.

Проблема радиационного загрязнения стала одной из наиболее актуальных экологических проблем в мире.

В Забайкальском крае бытует мнение, что в поселке Орловский повышенная радиация т.к наш поселок расположен рядом с горно-обогатительным комбинатом, в котором добывают тантал и вольфрамитовый концентрат. В 1940 годах на фабрике рудника «Спокойный» помимо тантала и вольфрама добывали и олово, а в 1980 году было построено здание современной фабрики, ныне ЗАО «Новорловский ГОК», где идет добыча тантала, железной руды, щебня и вольфрама по настоящее время. На территории нашего поселка находится Спокойнинский карьер (Спокойнинское вольфрамовое месторождение), где идет добыча руды взрывным методом и отвалы, где отгружают и сбрасывают обработанный материал с комбината. Карьеры и отвалы расположены на расстоянии 200м от жилых домов. (Приложение 4)

Поэтому активно обсуждается вопрос о состоянии радиационного фона и влиянии на здоровье жителей, карьера и отвалов ЗАО «Новорловский ГОК» расположенных на территории поселка.

Цель: исследовать состояние радиационного фона в поселке Орловский.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данному вопросу;

2. Выяснить уровень осведомленности школьников по вопросам радиационной безопасности окружающей среды;

3. Провести замеры радиационного фона в разных точках поселка Орловский;

4. Получить консультации у специалистов и экскурсию в ЗАО «Новорловский ГОК»

5. Ознакомить своих одноклассников с результатами исследования.

6

Гипотеза: если знать радиационный фон своего поселка, то можно быть уверенными в своей безопасности.

Объект исследования: поселок Орловский

Предмет исследования: радиационный фон

Методы исследования:

  1. Анкетирование

  2. Беседа

  3. Наблюдения (измерения)

  4. Экскурсия

Срок исследования: сентябрь - ноябрь 2014 года

замеры проводились с 11по 13 ноября 2014 года





















7

«Проблемы загрязнения окружающей среды и

рациональное использование природных ресурсов»

Батурова Ульяна

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс

Научная статья

Радиация - обобщенное понятие. Оно включает различные виды излучений, часть которых встречается природе, другие получаются искусственным путем. Прежде всего следует различать корпускулярное излучение состоящее из частиц с массой отличной от нуля, и электромагнитное излучение. Корпускулярное излучение может состоять как из заряженных, так и из нейтральных частиц. Альфа-излучение - представляет собой ядра гелия, которые испускаются при радиоактивном распаде элементов тяжелее свинца или образуются в ядерных реакциях. Бета-излучение - это электроны или позитроны, которые образуются при бета-распаде различных элементов от самых легких (нейтрон) до самых тяжелых. Космическое излучение. Приходит на Землю из космоса. В его состав входят преимущественно протоны и ядра гелия. Более тяжелые элементы составляют менее 1%. Проникая вглубь атмосферы, космическое излучение взаимодействует с ядрами, входящими состав атмосферы, и образует потоки вторичных частиц (мезоны, гамма-кванты, нейтроны и др.). Нейтроны. Образуются в ядерных реакциях (в ядерных реакторах и в других промышленных и исследовательских установках, а также при ядерных взрывах). Продукты деления. Содержатся в радиоактивных отходах переработанного топлива ядерных реакторов. Протоны, ионы. В основном получаются на ускорителях.

Под радиационным фоном принято понимать ионизирующие излучения от природных (естественных) источников космического и земного происхождения, а также от искусственных радионуклидов, рассеянных в биосфере в результате деятельности человека. Радиационный фон обусловлен факторами окружающей среды и не включает облучение лиц, которые работают с источниками ионизирующего излучения, а также излучение, применяемое с диагностическими и лечебными целями. Различают естественный радиационный фон, искусственный радиационный фон, технологически измененный (повышенный) радиационный фон. Все источники радиационного фона делятся на две основные группы: естественные и искусственные.

8

Радиационная безопасность - положение, обеспечиваемое законодательными, организационными, санитарно-гигиеническими и техническими мерами, направленными на защиту людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. [2]

Методика проведенных исследований. На первом этапе мы взяли интервью у жителей нашего поселка, а также провели анкетирование среди учащихся школы. По результатам проведенного анкетирования среди 25 учащихся 8-11 классов нашей школы выяснилось: что 16 % опрошенных не знают, что такое радиация; 20 % не знают об источниках радиоактивного излучения; 32 % не знают причины радиационного заражения местности; 16 % не знают об экологических катастрофах, связанных с радиацией; 28 % не знают, какова радиационная обстановка в нашей местности; но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности. (Приложение 1)

Произвели замеры в контрольных точках поселка Орловский. (Приложение 2)

Уровень излучения измерили детектором -индикатором радиоактивности РАДЭКС РД 1503. РД1503 предназначен для оценки мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения населением в бытовых условиях (продукты питания, стройматериалы, почва и т.д.), а также может быть использован персоналом, работающим с источниками ионизирующих излучений. Кроме того, он позволяет обнаруживать загрязненность объектов бета-активными радионуклидами. Изделие оценивает радиационную обстановку по величине мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения (далее - мощности дозы) с учетом рентгеновского излучения.

Оборудование и материалы используемые в исследовании: детектор -индикатор радиоактивности РАДЭКС РД 1503, планшет, журнал наблюдений, карта поселка с нанесенными точками предстоящих замеров.

Условия исследования:

1. Места замеров: центральная площадь; парк отдыха; отвалы карьера, район проживания и учебы.

2. Время замеров - в светлое время суток 3 раза в каждой контрольной точке.

3. Период исследований: сентябрь - ноябрь 2014 г.

9

Оценка результатов исследования:

В ходе измерения уровня радиации в контрольных точках поселка Орловский, мы вычислили средний радиационный фон:

  1. Центральная площадь - 19мкР/ч или 0,18 мкЗ/ч

  2. Школа - 17мкР/ч или 0,16 мкЗ/ч

  3. Отвалы - 20мкР/ч или 0,19 мкЗ/ч

  4. Парк отдыха - 16мкР/ч или 0,14 мкЗ/ч

  5. Место проживания - 18мкР/ч или 0,13 мкЗ/ч

По Санитарным правилам и нормативам № 2.6.1.2523-09 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения" и Федеральному Закону № 3. [1,2]

Типичные значения радиационного фона:

  • на улице (открытой местности) - 8-12 мкР/час;

  • в помещении - 15-20 мкР/час.

Допустимая норма радиации - 25-30 мкР/ч.

Нормы гамма-излучения:

  • для открытой местности - не больше 0,3 мкЗв/ч,

  • в помещениях жилых и общ. зданий не должен превышать мощность дозы на открытой местности более чем на 0,2 мк3в/ч,

  • в помещениях производственных зданий не более 2,5 мкЗв.

На основе полученных данных за разъяснениями мы обратились к специалистам ЗАО «Новоорловский ГОК» Машинскому Александру Ивановичу, начальнику отдела гражданской обороны и ЧС и Забелиной Татьяне Ивановне, инженеру газометрического контроля, чтобы узнать:

- что такое мкР/ч и мкЗ/ч;

Микрорентген в час - эффективная и эквивалентная доза ионизирующего излучения. 100 микрорентген = 1 микрозиверту с оговоркой, что рассматривается биологическое действие рентгеновского излучения (или другого фотонного излучения, например, гамма-излучения).

Миллизиверт в час (мЗв/час) - производная единица Международной системы единиц (СИ) для измерения мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения.
Для измерения эквивалентной дозы ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СИ) используется зиверт (Зв). 1 зиверт - это количество энергии, поглощённое

10

килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе гамма-излучения в 1 Гр. Поэтому через другие единицы СИ зиверт можно выразить как 1 Зв = 1 Дж/кг. Следовательно, 1 Дж/кг·с = 1 Зв/с = 3,6 * 104 мЗв/час. 1 микрорентген в час [мкР/ч] = 0.00001 миллизиверты в час [мЗв/час]

- произвели замеры радиационного фона в ЗАО «Новоорловский ГОК» своим аппаратом и профессиональным дозиметром-радиометром ДРГБ -01 «ЭКО - 1».

- попросили изучить наши замеры по п.Орловский. (Приложение3)

- показали журнал наблюдений (Приложение 5)

На основании проведенной работы сделаны следующие выводы:

1. Уровень радиации в точках измерения составил от 16 до 20 мкр/ч или от 0,13 до 0,19мкЗ/ч.

В день замеров радиационный фон в п. Орловский в рамках допустимых норм. В районе отвалов карьера уровень радиации немного выше, чем в остальных, но также не превышает допустимые нормы и не оказывает существенное влияние на средний радиационный фон.

Результаты нашего исследования показали, что большая часть опрошенных школьников имеет низкий уровень знаний в вопросах радиации, но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности.

Наблюдение показало, что наиболее важным составляющим радиационной безопасности являются: уровень грамотной осведомленности населения о радиационной безопасности.

Собрали раздаточный материал:

-интервью с Машинским Александром Ивановичем, начальником отдела гражданской обороны и ЧС по радиационной безопасности;

- каталог фотографий и видео с ЗАО «Новоорловский ГОК»;

-фотография Спокойнинского карьера от 31.10.2014г

В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на близость отвалов карьера ЗАО «Новорловский ГОК», радиационный фон в поселке соответствует санитарным нормам и не угрожает здоровью и жизни населения.




11

Список литературы

1. Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 05.12.96.
2. "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99).
3. Санитарные правила СП 2.6.1.1292-03".
4. Информация с интернет-сайта gonzoblog.ru/post/2011/03/28/Radiation_likbez.aspx
5. Брошюра «Радиация. Дозы, эффекты, риск», подготовленные на основе материалов исследований комитета (НКДАР).

6.Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. «Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон)». М.; «ИЦ-Гарант», 1997. - с. 352

7.«Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» Учебное пособие /Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ (Международный Независимый Эколого-Политологический Университет), 1997. 332 с

8.«Экология, охрана природы и экологическая безопасность»: Учебное пособие /Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. В 2 кн. Кн. 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 424 с.

9.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: danila85.com/?p=685

10.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: yahooeu.ru/photo/4615-fotografii-zony-otchuzhdenija.html

11.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: galery.mygorod.ru/images/20522.html

12.[Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: chugainov.narod.ru/other/chernobl.htm




I

Приложение 1

Анкета

8-11 классы

  1. Что такое радиация? ___________________________________________________

  2. Назовите источники радиоактивного излучения? ______________________________________________________________________

  3. Назовите причины радиационного заражения местности? ______________________________________________________________________

  4. Знаете ли Вы об экологических катастрофах, связанных с радиацией? ______________________________________________________________________

  5. Какова радиационная обстановка в нашей местности? _______________________________________________________________________

  6. Вы уверенны в собственной радиационной безопасности? _______________________________________________________________________

Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский









II

Приложение 2

Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский







Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский







Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский







Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский



III

Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. ОрловскийПриложение 3







Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский









Приложение 4

ЗАО «Новоорловский ГОК»

Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский





Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. ОрловскийИсследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский

Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский



Спокойнинское

вольфрамовое месторождение

Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский





Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский







Радиационный фон в п.Орловский соответствует санитарным нормам!Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский

















© 2010-2022