- Преподавателю
- Биология
- Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский
Исследовательская работа Состояние радиационного фона п. Орловский
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабужапова Н.Б. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
«Проблемы загрязнения окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов»
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Состояние радиационного фона поселка Орловский
Выполнила:
Батурова Ульяна,
ученица 10 класса
Научный руководитель:
Бабужапова Номин Будожаповна
заместитель директора по НМР
п. Орловский
2014
2
«Проблемы загрязнения окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов»
Батурова Ульяна
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс
Краткая аннотация
В данной исследовательской работе изучено состояние радиационного фона поселка Орловский. Проведены замеры в разных точках поселка, получена консультация у специалистов и экскурсия в ЗАО «Новоорловский ГОК». По результатам проведенной работы сформулированы выводы.
3
«Проблемы загрязнения окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов»
Батурова Ульяна
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс
Аннотация
В работе была поставлена цель: исследовать состояние радиационного фона в поселке Орловский.
В работе использованы следующие методы исследования:
аналитический, анкетирование, беседа, наблюдения (замеры), экскурсия
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
-
Изучить теоретический материал по данному вопросу;
2. Выяснить уровень осведомленности школьников по вопросам радиационной безопасности окружающей среды;
3. Провести замеры радиационного фона в разных точках поселка Орловский;
4. Получить консультации у специалистов и экскурсию в ЗАО «Новорловский ГОК»
5. Ознакомить своих одноклассников с результатами исследования.
На основании исследовательской работы сделаны следующие выводы:
1.Результаты нашего исследования показали, что большая часть опрошенных школьников имеет низкий уровень знаний в вопросах радиации, но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности.
2.Наблюдение показало, что наиболее важным составляющим радиационной безопасности являются: уровень грамотной осведомленности населения о радиационной безопасности.
3. Подготовлены материалы интервью с Машинским Александром Ивановичем, начальником отдела гражданской обороны и ЧС по радиационной безопасности, а также каталог фотографий и видео с экскурсии по ЗАО «Новоорловский ГОК».
4. В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на близость отвалов карьера ЗАО «Новорловский ГОК», радиационный фон в поселке соответствует санитарным нормам и не угрожает здоровью и жизни населения.
4
«Проблемы загрязнения окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов»
Батурова Ульяна
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс
План исследований
Актуальность работы: Радиация играет огромную роль в развитии цивилизации на данном историческом этапе. Но одновременно с этим стали всё отчётливее проявляться негативные стороны свойств радиоактивных элементов: выяснилось, что воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Проблема радиационного загрязнения стала одной из наиболее актуальных экологических проблем в мире. Всем известно, что существует естественный радиационный фон (ЕРФ), с которым мы живем с рождения. Как утверждают ученые, задолго до того, как на земле возникла жизнь, на планете шел распад урана, и продукты этого распада постоянно выделялись из земной коры.
Сегодня мы с вами живём в век повышенной радиоактивности, и, величина допустимого уровня в 0,1- 0,2 мкЗв/ч (10- 20 мкР/с) считается нормальной, уровень 0,2- 0,6 мкЗв/ч (20- 60 мкР/ч) считается допустимым, а уровень свыше 0,6-1,2 мкЗв/ч (60- 120 мкР/ч) признан повышенным [1]. Данные приведены согласно рекомендации Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) и Всемирного общества здравоохранения (ВОЗ). Надо понимать, что искусственно создаваемые источники излучения (например, АЭС, рентгеновские исследования в поликлиниках, путешествия на самолетах и многое другое) постоянно повышают уровень естественного радиационного фона и поэтому требуется его корректировка. Но об этом мало кто знает. Можно годами жить в радиоактивной зоне и не знать об этом. А последствия облучения нам хорошо известны, и этим пользуются средства массовой информации. Например, выдержка из новостной ленты одного интернет-сайта [4]: «В Новосибирске во дворе частной школы, где учится более 500 детей, была обнаружена щебёнка из карьера Мочище, закрытого ещё десять лет назад из-за превышения предельно допустимого радиоактивного фона. По данному факту было возбужденно уголовное дело. О последствиях, которые имел для здоровья детей такой радиоактивный двор, судить можно будет только через 10-15 лет.
5
Специалисты dozimetr.biz подчеркивают, что радиация действует незаметно и поражения, вызванные ею, имеют отложенный эффект.
«Старший специалист компании «Экостандарт» Евгений Кузьменко, проводил исследования по Москве. С дозиметром-радиометром ДКС - 96 он обнаружил:
- в метро на переходе с "Театральной" на "Охотный ряд" радиация вдруг вырастает в три с лишним раза - до 30 мкР/час (это терпимый уровень, здесь «фонит» гранит);
[4]. Впечатляет, не правда ли? Как видите, даже в общественных местах в метро и в центре города можно столкнуться с «радиоактивными» проблемами.
Проблема радиационного загрязнения стала одной из наиболее актуальных экологических проблем в мире.
В Забайкальском крае бытует мнение, что в поселке Орловский повышенная радиация т.к наш поселок расположен рядом с горно-обогатительным комбинатом, в котором добывают тантал и вольфрамитовый концентрат. В 1940 годах на фабрике рудника «Спокойный» помимо тантала и вольфрама добывали и олово, а в 1980 году было построено здание современной фабрики, ныне ЗАО «Новорловский ГОК», где идет добыча тантала, железной руды, щебня и вольфрама по настоящее время. На территории нашего поселка находится Спокойнинский карьер (Спокойнинское вольфрамовое месторождение), где идет добыча руды взрывным методом и отвалы, где отгружают и сбрасывают обработанный материал с комбината. Карьеры и отвалы расположены на расстоянии 200м от жилых домов. (Приложение 4)
Поэтому активно обсуждается вопрос о состоянии радиационного фона и влиянии на здоровье жителей, карьера и отвалов ЗАО «Новорловский ГОК» расположенных на территории поселка.
Цель: исследовать состояние радиационного фона в поселке Орловский.
Задачи:
-
Изучить теоретический материал по данному вопросу;
2. Выяснить уровень осведомленности школьников по вопросам радиационной безопасности окружающей среды;
3. Провести замеры радиационного фона в разных точках поселка Орловский;
4. Получить консультации у специалистов и экскурсию в ЗАО «Новорловский ГОК»
5. Ознакомить своих одноклассников с результатами исследования.
6
Гипотеза: если знать радиационный фон своего поселка, то можно быть уверенными в своей безопасности.
Объект исследования: поселок Орловский
Предмет исследования: радиационный фон
Методы исследования:
-
Анкетирование
-
Беседа
-
Наблюдения (измерения)
-
Экскурсия
Срок исследования: сентябрь - ноябрь 2014 года
замеры проводились с 11по 13 ноября 2014 года
7
«Проблемы загрязнения окружающей среды и
рациональное использование природных ресурсов»
Батурова Ульяна
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа» 10 класс
Научная статья
Радиация - обобщенное понятие. Оно включает различные виды излучений, часть которых встречается природе, другие получаются искусственным путем. Прежде всего следует различать корпускулярное излучение состоящее из частиц с массой отличной от нуля, и электромагнитное излучение. Корпускулярное излучение может состоять как из заряженных, так и из нейтральных частиц. Альфа-излучение - представляет собой ядра гелия, которые испускаются при радиоактивном распаде элементов тяжелее свинца или образуются в ядерных реакциях. Бета-излучение - это электроны или позитроны, которые образуются при бета-распаде различных элементов от самых легких (нейтрон) до самых тяжелых. Космическое излучение. Приходит на Землю из космоса. В его состав входят преимущественно протоны и ядра гелия. Более тяжелые элементы составляют менее 1%. Проникая вглубь атмосферы, космическое излучение взаимодействует с ядрами, входящими состав атмосферы, и образует потоки вторичных частиц (мезоны, гамма-кванты, нейтроны и др.). Нейтроны. Образуются в ядерных реакциях (в ядерных реакторах и в других промышленных и исследовательских установках, а также при ядерных взрывах). Продукты деления. Содержатся в радиоактивных отходах переработанного топлива ядерных реакторов. Протоны, ионы. В основном получаются на ускорителях.
Под радиационным фоном принято понимать ионизирующие излучения от природных (естественных) источников космического и земного происхождения, а также от искусственных радионуклидов, рассеянных в биосфере в результате деятельности человека. Радиационный фон обусловлен факторами окружающей среды и не включает облучение лиц, которые работают с источниками ионизирующего излучения, а также излучение, применяемое с диагностическими и лечебными целями. Различают естественный радиационный фон, искусственный радиационный фон, технологически измененный (повышенный) радиационный фон. Все источники радиационного фона делятся на две основные группы: естественные и искусственные.
8
Радиационная безопасность - положение, обеспечиваемое законодательными, организационными, санитарно-гигиеническими и техническими мерами, направленными на защиту людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. [2]
Методика проведенных исследований. На первом этапе мы взяли интервью у жителей нашего поселка, а также провели анкетирование среди учащихся школы. По результатам проведенного анкетирования среди 25 учащихся 8-11 классов нашей школы выяснилось: что 16 % опрошенных не знают, что такое радиация; 20 % не знают об источниках радиоактивного излучения; 32 % не знают причины радиационного заражения местности; 16 % не знают об экологических катастрофах, связанных с радиацией; 28 % не знают, какова радиационная обстановка в нашей местности; но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности. (Приложение 1)
Произвели замеры в контрольных точках поселка Орловский. (Приложение 2)
Уровень излучения измерили детектором -индикатором радиоактивности РАДЭКС РД 1503. РД1503 предназначен для оценки мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения населением в бытовых условиях (продукты питания, стройматериалы, почва и т.д.), а также может быть использован персоналом, работающим с источниками ионизирующих излучений. Кроме того, он позволяет обнаруживать загрязненность объектов бета-активными радионуклидами. Изделие оценивает радиационную обстановку по величине мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения (далее - мощности дозы) с учетом рентгеновского излучения.
Оборудование и материалы используемые в исследовании: детектор -индикатор радиоактивности РАДЭКС РД 1503, планшет, журнал наблюдений, карта поселка с нанесенными точками предстоящих замеров.
Условия исследования:
1. Места замеров: центральная площадь; парк отдыха; отвалы карьера, район проживания и учебы.
2. Время замеров - в светлое время суток 3 раза в каждой контрольной точке.
3. Период исследований: сентябрь - ноябрь 2014 г.
9
Оценка результатов исследования:
В ходе измерения уровня радиации в контрольных точках поселка Орловский, мы вычислили средний радиационный фон:
-
Центральная площадь - 19мкР/ч или 0,18 мкЗ/ч
-
Школа - 17мкР/ч или 0,16 мкЗ/ч
-
Отвалы - 20мкР/ч или 0,19 мкЗ/ч
-
Парк отдыха - 16мкР/ч или 0,14 мкЗ/ч
-
Место проживания - 18мкР/ч или 0,13 мкЗ/ч
По Санитарным правилам и нормативам № 2.6.1.2523-09 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения" и Федеральному Закону № 3. [1,2]
Типичные значения радиационного фона:
-
на улице (открытой местности) - 8-12 мкР/час;
-
в помещении - 15-20 мкР/час.
Допустимая норма радиации - 25-30 мкР/ч.
Нормы гамма-излучения:
-
для открытой местности - не больше 0,3 мкЗв/ч,
-
в помещениях жилых и общ. зданий не должен превышать мощность дозы на открытой местности более чем на 0,2 мк3в/ч,
-
в помещениях производственных зданий не более 2,5 мкЗв.
На основе полученных данных за разъяснениями мы обратились к специалистам ЗАО «Новоорловский ГОК» Машинскому Александру Ивановичу, начальнику отдела гражданской обороны и ЧС и Забелиной Татьяне Ивановне, инженеру газометрического контроля, чтобы узнать:
- что такое мкР/ч и мкЗ/ч;
Микрорентген в час - эффективная и эквивалентная доза ионизирующего излучения. 100 микрорентген = 1 микрозиверту с оговоркой, что рассматривается биологическое действие рентгеновского излучения (или другого фотонного излучения, например, гамма-излучения).
Миллизиверт в час (мЗв/час) - производная единица Международной системы единиц (СИ) для измерения мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения.
Для измерения эквивалентной дозы ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СИ) используется зиверт (Зв). 1 зиверт - это количество энергии, поглощённое
10
килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе гамма-излучения в 1 Гр. Поэтому через другие единицы СИ зиверт можно выразить как 1 Зв = 1 Дж/кг. Следовательно, 1 Дж/кг·с = 1 Зв/с = 3,6 * 104 мЗв/час. 1 микрорентген в час [мкР/ч] = 0.00001 миллизиверты в час [мЗв/час]
- произвели замеры радиационного фона в ЗАО «Новоорловский ГОК» своим аппаратом и профессиональным дозиметром-радиометром ДРГБ -01 «ЭКО - 1».
- попросили изучить наши замеры по п.Орловский. (Приложение3)
- показали журнал наблюдений (Приложение 5)
На основании проведенной работы сделаны следующие выводы:
1. Уровень радиации в точках измерения составил от 16 до 20 мкр/ч или от 0,13 до 0,19мкЗ/ч.
В день замеров радиационный фон в п. Орловский в рамках допустимых норм. В районе отвалов карьера уровень радиации немного выше, чем в остальных, но также не превышает допустимые нормы и не оказывает существенное влияние на средний радиационный фон.
Результаты нашего исследования показали, что большая часть опрошенных школьников имеет низкий уровень знаний в вопросах радиации, но все опрошенные хотели бы быть уверенными в собственной радиационной безопасности.
Наблюдение показало, что наиболее важным составляющим радиационной безопасности являются: уровень грамотной осведомленности населения о радиационной безопасности.
Собрали раздаточный материал:
-интервью с Машинским Александром Ивановичем, начальником отдела гражданской обороны и ЧС по радиационной безопасности;
- каталог фотографий и видео с ЗАО «Новоорловский ГОК»;
-фотография Спокойнинского карьера от 31.10.2014г
В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на близость отвалов карьера ЗАО «Новорловский ГОК», радиационный фон в поселке соответствует санитарным нормам и не угрожает здоровью и жизни населения.
11
Список литературы
1. Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 05.12.96.
2. "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99).
3. Санитарные правила СП 2.6.1.1292-03".
4. Информация с интернет-сайта gonzoblog.ru/post/2011/03/28/Radiation_likbez.aspx
5. Брошюра «Радиация. Дозы, эффекты, риск», подготовленные на основе материалов исследований комитета (НКДАР).
6.Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. «Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон)». М.; «ИЦ-Гарант», 1997. - с. 352
7.«Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» Учебное пособие /Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ (Международный Независимый Эколого-Политологический Университет), 1997. 332 с
8.«Экология, охрана природы и экологическая безопасность»: Учебное пособие /Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. В 2 кн. Кн. 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 424 с.
9.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: danila85.com/?p=685
10.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: yahooeu.ru/photo/4615-fotografii-zony-otchuzhdenija.html
11.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: galery.mygorod.ru/images/20522.html
12.[Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: chugainov.narod.ru/other/chernobl.htm
I
Приложение 1
Анкета
8-11 классы
-
Что такое радиация? ___________________________________________________
-
Назовите источники радиоактивного излучения? ______________________________________________________________________
-
Назовите причины радиационного заражения местности? ______________________________________________________________________
-
Знаете ли Вы об экологических катастрофах, связанных с радиацией? ______________________________________________________________________
-
Какова радиационная обстановка в нашей местности? _______________________________________________________________________
-
Вы уверенны в собственной радиационной безопасности? _______________________________________________________________________
II
Приложение 2
III
Приложение 3
Приложение 4
ЗАО «Новоорловский ГОК»
Спокойнинское
вольфрамовое месторождение
Радиационный фон в п.Орловский соответствует санитарным нормам!