УрокСтроение и и функции кожи

Этот урок проводится в 8классе. Тип урока-изучение нового материала, урок-исследование. Методы: иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный, проблемный, самостоятельная исследовательская работа с элементами беседы.Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Цель урока: познакомить учащихся со строением и функциями кожи. В ходе изучения нового материала проводятся исследрвания ногтей, изучение основных частей волоса, папиллярных узоров к...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока « Строение и функции кожи»

Цели:

Образовательная

  1. Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос и ногтей.

  2. Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

  1. Воспитывает толерантное отношение друг к другу.

  2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

  • способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

  • принимать самостоятельные решения;

  • мыслить критически и оригинально;

  • самостоятельно получать информацию;

  • использовать новые идеи для достижения цели;

  • развивает уверенность в себе;

  • планировать пути достижения цели;

Оборудование: таблица «Строение кожи», презентация, проектор, компьютер, рабочие тетради на печатной основе, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты, зеркала, салфетки, лупы, гвозди, винты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

Тип урока - изучение нового материала; урок-исследование

Методы: иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный, проблемный, самостоятельная исследовательская работа с элементами беседы.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)

Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)

Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)

Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )

Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Ход урока

1.Оргмомент.

Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

2.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о кожных покровах.

Учитель: Тема нашего урока "Строение и функции кожи". Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями кожи, и ее производными. ( Слайд1-2)

Вы знаете, что кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа - это, прежде всего своеобразный экран, на нем отражаются процессы, происходящие в организме.

" Что такое кожа?" (слайд 3)

Все человеческое тело покрыто кожей, которая служит барьером между внутренними органами и окружающей средой. Кожа является самым крупным органом человеческого организма. Площадь поверхностности кожи составляет

1,5-2 м2, весит почти 3 кг. Толщина кожи в разных местах различная: от 0,5 до 4 мм.

- Как называется система, к которой относят кожу?

Ученики: Это покровная система, основной частью которой является кожа.

Учитель: Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа. Для этого проведите опыт ( слайд 4) и поработайте с учебником п.39.

Опыт 1. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник п.39, с. 202-203)

Ученики : Кожа придает эстетический внешний вид. Кожа защищает от внешних воздействий. Кожа может запасать кровь.

Учитель: Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции. Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ. ( слайд 5)

- Какие же части кожи выполняют эти функции? Кожа должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.

Учитель: кожа состоит из трёх слоёв: ( слайд65)

- Эпидермис.
- Дерма.
- Подкожная жировая клетчатка( гиподерма).

2.Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации.

( работа учащихся с таблицей " Строение кожи")

Учитель: ( слайд 7) Эпидермис (от эпи.. и от греч. Derma-кожа), у животных и человека - поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев - роговой и ростковый слои. Тонкий слой эпидермиса имеет кожа век, шеи, груди, бедра, плеча

Роговой слой (поверхностный) - мертвые ороговевшие клетки, постоянно обновляются. Поверхностный слой эпидермиса ороговевает и обновляется в течение 7-9 дней. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) - живые клетки, которые быстро делятся , лежит ближе к дерме. В ростковом слое имеется коричневый пигмент - меланин, который способен поглощать ультрафиолетовые лучи.

- Посмотрите на фотографии людей, что вы можете сказать. ( слайд 8)

Ученик: у темнокожих людей в коже очень много меланина. У людей с белой кожей его мало. Поэтому люди с темной кожей более устойчивы к солнечной радиации.

Учитель: ( слайд 9). Знаете ли вы, что избыток меланина в коже ведёт к появлению пигментных образований - родинок. У некоторых они были с рождения, а у некоторых появились в процессе жизни. Отношение к родинкам у людей разное. Вам важно знать о родинках следующее: в результате воздействия на них различных факторов, в том числе и неблагоприятной экологической обстановки они начинают расти и изменяться. В таком случае вы должны обращаться к врачу - онкологу.

Учитель: А теперь, давайте определим, какие функции выполняет этот слой эпидермиса?

Ученик: Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Учитель: ( слайд 10). Дерма или собственная кожа (от греч. Derma - кожа) - соединительнотканная часть кожи, расположенная под эпидермисом. С одной стороны она устойчива к давлению, а с другой - способна к растяжению, поэтому сохраняет плотность и эластичность. Состоит из двух слоев - сосочкового и сетчатого слоев. Сосочковый слой - рыхлая соединительная ткань. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания - рецепторы. Этот слой образует выпячивание - сосочки, вдающиеся в эпидермис и формирующий строго индивидуальный рисунок кожной поверхности - бороздки, гребешки. (дактилоскопический рисунок ). Придает коже эластичность. Учитель: Объясните, что значит "чувствительная функция кожи" Ученик: В коже много рецепторов- нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление. Давайте проведем опыт 2 по изучению кожных рецепторов на подушечках пальцев. ( слайд 11).

Опыт 2. Кожные рецепторы подушечек пальцев. 1. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и винтик. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему? Ученик: Благодаря рецепторам, находящихся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев. Подушечки пальцев, обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатить между ладонями рук гвоздь, винтики, то их грани ощущаются плохо. Если прокатить между кончиками пальцев то, мы с помощью рецепторов пальцев, прощупываем достаточно отчетливо грани винтиков.

Учитель: Сетчатый слой - плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). В сетчатом слое расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды., а также сальные и потовые железы. Этот слой придает коже прочность, и обладают выделительной функцией. ( слайд 12).

Учитель: В чем заключается выделительная функция кожи? Ученик: Потовые железы выделяют пот. Учитель: В коже находятся более 3 млн. потовых желез. Расположены они по всем уголкам тела, но неравномерно. Их много подмышечной впадине и паховой областях, в коже ладоней и подошв, где секреция пота происходит непрерывно. В основном пот состоит из воды, мочевины хлорида натрия, мочевой кислоты. Пот имеет кислую среду, что обуславливает его бактерицидные свойства, неприятный запах пота связан с деятельностью бактерий. Потовые железы принимают важное участие в терморегуляции и дыхание. При испарении пота поверхность кожи охлаждается. При повышении температуры тела и окружающей среды увеличивается и потоотделение. В жару она может возрастать до 13 л в день. В среднем потовая железа вырабатывает от 0,7 до 1 л пота в сутки. Учитель: Какую роль играют в организме сальные железы? Ученик: Сальные железы открываются в волосяную сумку. Секрет сальных желез защищает волосы и поверхность кожи от пересыхания и сохраняет эластичность. Учитель: В состав секрета кожного сало входят жирные кислоты, холестерин, воск. От степени выделения секрета зависти и тип кожи. Определим с помощью опыта 3 типы кожи на различных участках тела ( слайд 13).

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела. Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а) поры незаметны б ) поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина. Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше? ( слайд 14-15).

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Участки лица

Величина пор

Оттенок салфетки

Тип кожи (сухая. норм., жирная)

1. Лоб

2. Нос

3. Щеки

4. Подбородок

При работе можете пользоваться таблицей "Типы кожи"

Нормальная кожа

Жирная кожа

Сухая кожа

Комбинированная

на ощупь гладкая, мягкая, эластичная, поры у неё небольшие и почти невидимые, кожа имеет ровный цвет и здоровый блеск. Такая кожа содержит достаточное количество кожного сала и влаги. Обновление клеток происходит регулярно. Кожа выглядит здоровой, молодой и красивой.

Грубая, лоснящаяся

кожа с расширенными порами, часто с застойными пятнами, ,наличие камедонов. Чрезмерная жирность кожи наблюдается у подростков, когда идет гормональная перестройка организма.

испытывает недостаток, как влаги, так и естественных жиров. Поверхность не защищена жировым слоем и кожа активно теряет свою влагу вследствие интенсивного испарения. Поэтому сухая кожа тонкая, нежная, гладкая, с тонкими незаметными порами, склонная к раздражению и шелушению, реагирует на холод, жару, ветер. Недостаток влаги в клетках приводит к обезвоживанию кожи, и уход за ней необходимо начать как можно раньше, не дожидаясь первых признаков увядания.

имеет жирные и сухие участки. Обычно в области лба, носа, подбородка кожа жирная, на остальных участках лица - сухая

Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?

(обычно, комбинированная ) Ответьте на вопрос: каковы правила ухода за жирной, сухой и нормальной кожей?

Правила ухода за кожей:

Тип кожи

Правила ухода за кожей подростка

Жирная

Умывание с гелем для жирной кожи (или мылом), протирание спиртосодержащим лосьоном.

Сухая

Умывание с молочком для сухой кожи (или с мылом, содержащим крема), протирание мягким увлажняющим лосьоном.

Нормальная

Умывание, протирание кожи растительными отварами или не содержащими спирт настойками.

3.Минутка релаксации. Гимнастика для глаз. (слайд 16)

(Гимнастика делается стоя у своих рабочих мест.)

- Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. (Повторить 10 раз.)
- Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. (Повторить 10 раз.)

Учитель: Продолжаем определять свойства кожи. Для этого выполните опыт 4.

Опыт 4. Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи. А какой слой кожи придает ей эти свойств. Покажите на таблице. (слайд 17)

Ученик: Свойства кожи: эластичность, растяжимость.

(дети показывают и называют жировую клетчатку) (слайд 18)

Учитель: Жировым депо и эластическим каркасом является подкожно - жировая клетчатка - гиподерма. Она состоит из соединительнотканных волокон, между которыми находятся скопление жировых клеток. Она защищает внутренние органы, кости, мышцы от различных повреждений и участвует в терморегуляции. Терморегулирующая функция. В чем она заключается?

Ученик: Кожа поддерживает постоянную температуру тела. Участвуют в этом процессе: потовые железы, кровеносные сосуды, подкожная жировая клетчатка.

Учитель: (слайд 19) К производным кожи относят волосы, ногти, железы кожи.

Все тело человека, за исключением ладоней, подошв и красной каймы губ, покрыто волосами. Наибольшие скопления волос находится на голове - около 300 на см3.
Объяснить особенности строения волос.

Для этого поработаем с учебником п.39 стр.201-202. Ответьте на вопрос "Какое строение имеет волос?"

Ученик: ( слайд 20). Волосы состоят из ороговевшего в результате накопления в них белка кератина эпителиальных клеток. Снаружи волосы покрыты кутикулой. Та часть , которую мы видим. Называется стержень. В толще кожи располагается волосяной корень. На конце корня имеется утолщения - это волосяная луковица, к ней подходят нервы, кровеносные сосуды. Корень волос погружен в волосяную сумку (волосяной фолликул), в которую открываются протоки сальных желез. Их секрет смазывает волосяной стержень. С волосяными фолликулами связаны мышцы, поднимающие волос. На холоде мышцы сокращаются и поднимают волос. В результате появляется « ловушка для воздуха» и улучшается теплоизоляция. Учитель: Возьмите из чашечек Петри по одному волоску и рассмотрите его , найдите основные части волоса. Дополнение: Волосы состоят из плоских роговых чешуек, содержащий кератин и пигментные зерна. С возрастом количество пигмента в волосах уменьшается, появляются пузырьки воздуха - волосы седеют. - (слайд 21-23) . Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение " волосы встали дыбом", "Гусиная кожа". Какова роль подкожных мышц в этом процессе? Ученик: При агрессии у собаки волосы поднимаются. При испуге - волосы "встают дыбом"- происходит сокращение мышц, при понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сокращение мышц и на поверхности появляются бугорки ( "гусиная кожа")

Учитель: Продолжим наше исследование по изучению принципа функционирования рецепторов корней волос. ( слайд24) Опыт 5. Рецепторы корней волос. Цель: изучить принцип функционирования рецепторов корней волос

1.Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения? 2.Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги . Ученик: рецепторы волоса возбуждаются при движении волос. Длительное возбуждение рецепторов приводит к их торможению. ..

Учитель: (слайд 25). Кончики всех двадцати пальцев на наших конечностях несут плотные роговые образования - ногти. Ногти - достояние только приматов.

Ногти - это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ногти растут из бороздки у корня ногтей (у человека в среднем 3мм в месяц). Ногтевая пластинка не содержит пигментов, а розовый цвет придают им кровеносные сосуды в ногтевом ложе. Учитель: Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний.

Ученик: Волосы и ногти имеют клеточное строение, но в них не проходят кровеносные сосуды и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем кровотечения, боли. Учитель: Проведем опыт по исследованию ногтей. (слайд 26)

Опыт 6 " Исследование ногтей" (оборудование: ручные лупы, инструктивные карточки).

Предварительные сведения: цвет, форма и поверхность ногтей может свидетельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.

Признак

Вывод о здоровье или заболевании

1.

Гладкие бледно-розовые ногти

здоровые

2.

Бледный цвет

Возможно малокровие

3.

Наличие желтизны

Возможно заболевание печени

4.

Синюшный цвет ногтей

Возможна сердечная недостаточность

5.

Вогнутая форма ногтей

Недостаток железа в организме

6.

Сильновыпуклая форма ногтей

Возможна сердечная и лёгочная недостаточность

7.

Длинные продольные линии на ногтях

Плохая всасываемость в системе пищеварения

8.

Белые пятна на ногтях

Признак стресса

9.

Поперечные борозды на ногтях

Возможно плохое питание или запущенная болезнь

Сделайте вывод о состоянии своего здоровья (каждый ученик самостоятельно)

Ученик: Общий вывод: состояние ногтей связано состоянием здоровья. Не все приведенные признаки одинаковы, значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.

Учитель: Мы с вами узнали сегодня, что на ладонных поверхностях кистей рук и на аналогичных поверхностях стоп ног имеются узоры, образованные валиками и бороздками, называемые папиллярными узорами (papilla - сосочек, папиллярный сосочковый). Их наличие обусловлено строением базового (сосочкового) слоя кожи, который еще называют дермальным слоем (дермой). Наружный слой кожи эпидермис, отражает строение базового дермального слоя.

Учитель: (Используется в качестве дополнительного материала). Рассказ учителя об индивидуальных особенностях кожи человека. Объясняя разницу между папиллярными узорами. (слайд 27-30)

- В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому. Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества).

- В петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.

- В завитковом узоре имеются две дельты - слева и справа от центральной части узора (редко - три и даже четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых (близнецовых) петель. В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев.

Опыт 6 . Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Какие узоры у вас преобладают? А также объясните

а) почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека. (слайд31)

Ученик: Мы установили, изучив рисунок на кончиках пальцев у учеников своей группы, что рисунок не повторяется, у каждого из испытуемых он свой, индивидуальный. Данный показатель используется экспертом-криминалистом при установке личности человека.

4.Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 32)

Учитель: Мы с вами очень интересно провели время. Сегодня на уроке мы говорили о строении и функции кожи.

Итак, что нового о коже вы узнали на уроке?

Для чего вам нужны эти знания?

Почему кожу называют барьером между организмом и средой? Какие еще функции выполняет кожа?

Учитель: Закончить наш урок хотелось бы фразой, но составить её придется вам. Это будет выводом к нашему уроку. Кожа - сложнейший орган, объединяющий в себе защиту, красоту и здоровье. (слайд 33)

5.Домашнее задание

П. 39, подготовить сообщения по уходу за волосами и ногтями.

Список литературы:

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д . Биология 3том- М.: "Мир",1990 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. - СПб: "Речь", 2003. 3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. - М.: "Просвещение", 1971. 4.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.. - М.: Дрофа, 2005. 5. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. - М.: Компания "Ключ-С", филологическое общество "Слово", АСТ, 1995. 6. Пепелева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человеку) 8 (9) класс. - М.: ВАКО, 2007. 7. Сапин М.Р., З.Г. Брыксина Анатомия и физиология человека.-М.: 'Просвещение", 1999. 8. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия п биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. - М.: Владос, 2003. 9. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека (анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии) в таблицах и схемах. - М.: "Издат-школа", 2000.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Яшкульская многопрофильная гимназия "


Республиканский заочный конкурс "Современный урок"





Методическая разработка урока

" Строение и функции кожи"



















Автор работы: Самтанова Е.А.,

учитель биологии и экологии

МБОУ" Яшкульская многопрофильная гимназия", п. Яшкуль, Яшкульский район






© 2010-2022