Рабочая программа по экологии человека 8 класс

Рабочая программа для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология человека» автора Шутовой С.В. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 17 часов (0,5...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глазковский филиал имени Героя Советского Союза Н. Н. Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ



Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

к утверждению директор школы

управляющим советом школы Петрищева Т. А.

Протокол № от 2012 г. Приказ № от 2012 г.






Рабочая программа по

экологии человека в 8 классе к УМК

на 2012 г - 2013 учебный год

(базовый уровень)





Составил учитель биологии

Подольский Алексей Владимирович



Глазок 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология человека» автора Шутовой С.В. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).

Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи:


  • освоение знаний о роли экологических знаний в жизни человека;


  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области экологии, о факторах здоровья и риска; работать со справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, работы с различными источниками информации;


  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;


  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Новый учебный предмет «Экология человека» изучается в восьмом классе параллельно изучению дисциплины «Биология. Человек» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических про­блем и осознанием роли человека в охране окружающей среды.

В курсе рассматриваются естествен­нонаучные (прежде всего анатомические и физиологические) основы взаимодействия организма человека с окружающей средой. Учащиеся овладевают знаниями, позволяющими им не только углу­бить понимание механизмов взаимодействия организма человека с окру­жающей средой, но и лучше понять принципы морфофункциональной адаптации человека к различным факторам окружающей среды.

Предлагаемая программа уделяет усиленное внимание факторам среды, действующим на организм человека в условиях Тамбовской области.

Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической от­ветственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: анатомия, физиология, гигиена, география, физика. Фор­мами организации занятий являются комбинированный урок, урок изуче­ния нового материала, урок контроля знаний, лабораторные и практиче­ские работы.

Результаты изучения курса «Экология человека» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Данная программа реализуется в учебниках «Экология человека. 8 класс» автора Шутовой С.В. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.


Учебно-тематический план





п/п



Тема



Всего часов


Введение. Взаимодействие организма со средой обитания


3


1.


Адаптация человека к различным природным факторам


4


2.


Адаптация человека к экстремальным условиям среды


3


3.


Социальная адаптация


7


Итого:


17



Содержание программы


ВВЕДЕНИЕ. Взаимодействие организма со средой обитания (3 ч)


История развития представлений о влиянии факторов окружающей среды на организм человека. Предмет экологии человека и его место в сис­теме биологических наук. Общебиологическое, физиолого-гигиеническое, эргономическое, социально-экономическое и демографическое значение экологии человека на современном этапе.

Понятие адаптации. Природные и антропогенные адаптогенные фак­торы. Комплексное воздействие факторов. Адаптационные ресурсы орга­низма. Количественная характеристика воздействующего фактора среды (оптимум, норма, пессимум). Особенности воздействия фактора в зависи­мости от его природы.

КРабочая программа по экологии человека 8 класслассификации процесса адаптации по разным признакам. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Краткосрочная и долгосрочная адаптация. Биохимическая, морфологическая, физиологическая, психо­логическая и социальная адаптация. Комплексный характер процесса адаптации.

Учение Г. Селье о механизмах адаптации. «Стресс-реакция» Г. Селье как основа адаптационного процесса, стадии её протекания и основные проявления. Особенности адаптации человека к экстремальным условиям Относительный характер понятия «экстремальный фактор» Виды чрезвы­чайных ситуаций в жизни человека (катастроф).

Понятие здоровья человека. Болезнь как следствие нарушения адап­тации. Примеры развития болезни на разных этапах адаптационного про­цесса. Заболевание как последовательный (поэтапный) процесс.

Специфические и неспецифические методы увеличения эффективно­сти адаптации.

Лабораторная работа 1. Адаптация рецепторов кожи к темпе­ратурным воздействиям.

Требования ГОС

знать/понимать:

- определения основных понятий и терминов в курсе «Экология человека»;

- понятия адаптации и адаптогенных факторов; экстремальных условий среды;

- виды и механизмы адаптации;

- биологические аспекты заболеваний и методы увеличения эффективности

адаптации.

уметь: - объяснять роль экологии в жизни современного общества, человека, самого

ученика; характер взаимодействия организма человека и окружающей среды;

- проводить самостоятельный поиск экологической информации;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавле­ния, работать с текстом

и вопросами;

- находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе

с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - прогнозирования последствий нарушения адап­тации;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов;

- соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды

образа жизни;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ТЕМА 1. Адаптация человека к различным природным факторам (4 ч)


Разнообразие космических влияний на организм человека, их необ­ходимость для процессов жизнедеятельности.

Влияние Солнца на живые организмы. Реакции организма не дейст­вие инфракрасных, ультрафиолетовых и видимых световых лучей. Влия­ние Луны на живые организмы. Магнитное поле Земли и его физиологиче­ские эффекты.

Разнообразие метеорологических факторов, погода и климат.

Температура воздуха: зона температурного комфорта, постоянство температуры тела человека и пределы ее колебаний; тепловой обмен меж­ду организмом человека и окружающей его средой; физиологические ре­акции, проявляющиеся при понижении и повышении температуры окру­жающей среды.

Влажность воздуха: основные характеристики; значение для жизне­деятельности организма человека, сочетание с другими метеорологиче­скими факторами.

Движение воздуха (ветер): действие на организм человека

Атмосферное давление, его роль в функционировании организма.

Метеолабильность и метеопатология.

Экологические аспекты хронобиологии. Классификации биорит­мов по продолжительности, морфофункциональному уровню проявле­нию, происхождению. Основные характеристики биоритмов. Суточные (циркадианные) ритмы, их эндогенность, теории физиологической при­роды «биологических часов». Сезонные (циркануальные) ритмы, их физиологические проявления. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека. Адаптационная перестройка биологических ритмов. Десинхронозы.

Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики. Морфофункциональные особенности аборигенов Севера. Адаптация человека к аридной зоне. Морфофизиологические особенности коренного населения аридной зоны. Адаптация человека к условиям тро­пиков (юмидная зона). Морфофункциональные особенности коренных жи­телей тропиков. Адаптация человека к высокогорью. Горная болезнь. Морфофункциональные особенности коренных жителей высокогорья. Адаптация человека к условиям морского климата. Климатозакаливающие и климатолечебные эффекты.

Лабораторные работы 2. Реакции организма на изменения темпе­ратуры окружающей среды. 3. Определение хронотипа человека.

Требования ГОС

знать/понимать: - основные абиотические факторы среды и степень их воздействия

на организм человека в условиях Тамбовской области;

- эко­логические аспекты хронобиологии.

уметь: - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды

на организм человека и его здоровье;

- объяснять особенности адаптации человека к различным природным

факторам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для: - прогнозирования возможных изменений в организме жителя Тамбовской

области при адаптации к другим климато-географическим условиям;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч)


Степень экстремальности воздействующих на человека факторов, общие механизмы ответных реакций. Гравитация Механизмы действия ус­корений (перегрузок). Ударные ускорения. Реакции организма человека на невесомость. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов.

Влияние на организм человека вибраций. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок. Влияние элек­тромагнитных излучений на организм. Влияние ионизирующих излуче­ний на организм.

Острая гипоксия. Высотные декомпрессионные расстройства. Влияние на организм подводных погружений. Физиологические реак­ции организма на избыток кислорода. Гиперкапния. Адаптация челове­ка к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф). Кровопотери. Гипо- и гипертермии.

Лабораторная работа 4. Реакции организма на изменение положе­ния тела в пространстве.

Требования ГОС знать/понимать: - понятие экстремальных условий среды;

- проблемы адаптации человека к экстремальным условиям среды. уметь: - анализировать и оценивать воздействие на организм человека вибраций,

шума, электромагнитных и ионизирующих излучений, гравитационных

воздействий, изменения газовой среды.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для: - прогнозирования возможных ответных реакций организма в условиях

экстремальности воздействующих на человека факторов (космических

и авиакосмических полетов, подводных погружений);

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тема 3. Социальная адаптация (7 ч)


Группы социальных факторов: загрязнение среды, материальные ус­ловия труда, быта, досуга, социально-организационные условия и пове­денческая сторона образа жизни. Основные заболевания, связанные с не­благоприятными социальными условиями. Адаптация к городским и сель­ским условиям.

Загрязнение как антропогенный фактор среды. Последствия загряз­нения почвы, воды, воздушной среды.

Влияние телевидения на здоровье детей. Фотоэпилепсия. Положи­тельные и негативные стороны использования компьютера в деятельности ребенка.

Реакции на курение основных систем детского организма. Алкоголь­ная интоксикация и ее последствия.

Определение понятия «наркомания» и «токсикомания». Этапы раз­вития физической зависимости от наркотических средств. Влияние нарко­тиков на детский организм.

Понятия умственной и физической работы, их основные характери­стики. Работоспособность, ее периодические изменения, методы увеличе­ния работоспособности.

Определение утомления, его биологическое значение. Средства про­филактики и снятия утомления.

Лабораторная работа 5. Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения.

Требования ГОС знать/понимать: - основы социальной адаптации;

- проблемы адаптации человека к экстремальным условиям среды. уметь: - характеризовать основные социальные факторы, негативно влияющие

на организм человека;

- анализировать и оценивать воздействие на детский организм телевидения

и компьютера, химического загрязнения окружающей среды, факторов риска;

- выявлять основы адапта­ции к различным видам деятельности, основы

рациональной организации учебного и трудового процессов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, ВИЧ-инфекции,

вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки,

зрения, слуха;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения

в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды

образа жизни.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения предмета ученик должен


знать/понимать:


  • механизмы взаимодействия организма человека с окру­жающей средой;


  • принципы морфофункциональной адаптации человека к различным факторам окружающей среды.


уметь:


  • объяснять роль экологии человека в жизни людей и самого ученика; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины ослабления иммунитета у человека и возникновения заболеваний в организме;


  • выявлять приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;


  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;


  • проводить самостоятельный поиск экологической информации;


  • находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха;


  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;


  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;


  • соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни.

Календарно-тематическое планирование




урока


Тема урока


Дата


Домашнее

задание


ВВЕДЕНИЕ. Взаимодействие организма со средой

средой обитания (3 ч)


1


Введение. Адаптация и адаптогенные факторы. Л.р. №1 «Адаптация рецепторов кожи к температурным воздействиям»


§1


2


Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстре­мальным условиям среды


§2


3


Биологические аспекты заболеваний. Методы увели­чения эффективности адаптации


§3


ТЕМА 1. Адаптация человека к различным

природным факторам (4 ч)


4 (1)


Космические влияния


§4


5 (2)


Метеорологические факторы и их влияние на орга­низм. Л.р. №2 «Реакции организма на изменение температуры окружающей среды»


§5


6 (3)


Экологические аспекты хронобиологии. Л.р. №3 «Определение хронотипа человека»


§6


7 (4)


Возможные изменения в организме жителя Тамбов­ской области при адаптации к другим климатогеографическим условиям


§7


ТЕМА 2. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч)


8 (1)


Гравитационные воздействия. Реакции организма человека на условия космических полетов.

Л.р. №4 «Реакции организма на изменение положения тела в пространстве»


§8


9 (2)


Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений


§9


10 (3)


Реакции организма человека на изменения газовой среды


§10


ТЕМА 3. Социальная адаптация (7 ч)


11 (1)


Социальные факторы, негативно влияющие на орга­низм


§11


12 (2)


Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм


§12


13 (3)


Реакции детского организма на телевидение и компь­ютер


§13


14 (4)


Реакции детского организма на курение и алкоголь.

Л.р. №5 «Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения»


§14


15 (5)


Проблема детской наркомании и токсикомании


§15


16 (6)


Адаптация к различным видам трудовой деятельно­сти


§16


17 (7)


Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса


§17

Учебно-методическая литература

1. Шутова С.В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8 класса. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

2. Шутова С.В. Методика выполнения практических работ по экологии человека: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

3. Щутова С.В., Исаева И.В. Здоровье человека: методы оценки и оптимизации: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов, 2005.


Дополнительная литература и средства обучения


  1. Бастракова Ю.А., Воложанина Л.Е., Ельцова И.А., Загуменнова Л.С., Немова Н.В., Селиванова О.В., Солопова Н.К., Филатова Е.Ю. Элективные курсы предпрофильной подготовки (экология) / Под редакцией Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, зав. Кафедрой преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2005.


  2. Головастикова С.Ю. Возрастная физиология детей и подростков. Учеб.-метод. пособие/ Под редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста-зав. кабинетом биологии ТОИПКРО. - Тамбов: ТОИПКРО, 2005.


  3. Сборник контрольных измерительных материалов по курсу «Экология человека»./Авторы-сост.: Шутова С.В., Селиванова О.В., Черникова С.В., Кондакова И.А., Грачева Н.Ю., Александрова Н.В. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.


  4. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. пособие для учащихся 8 класса. - М.: Вентана-Граф, 2006.


Школьная энциклопедия. Экология. - Смоленск: Русич, 2003

© 2010-2022