Конспект урока

Урок – путешествие « Разнообразие культурных растений»Методическая основа урокаТип урока – изучение нового материала, с использованием компьютерной технологииФорма урока – урок-путешествиеМетоды – беседа, рассказ, сообщения учащихся, демонстрация слайдов, инсценировка, самостоятельная работа учащихся с учебником^ Средства обучения – компьютер, компьютерная презентация, выставка продукции, полученной от культурных растений, восточные поясаТехнологии – компьютерные, информационные, игровые
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие « Разнообразие культурных растений»


Методическая основа урока

Тип урока - изучение нового материала, с использованием компьютерной технологии

Форма урока - урок-путешествие

Методы - беседа, рассказ, сообщения учащихся, демонстрация слайдов, инсценировка, самостоятельная работа учащихся с учебником

^ Средства обучения - компьютер, компьютерная презентация, выставка продукции, полученной от культурных растений, восточные пояса

Технологии - компьютерные, информационные, игровые


^ Предварительная подготовка

Задание учащимся - подготовить сообщения о культурных растениях, которые были завезены в Европу (о картофеле, о томате, о кукурузе, о подсолнечнике и о пряностях)


^ Цель урока: изучить многообразие культурных растений и их роль в практической жизни человека.


Задачи урока:


  1. расширить знания учащихся о цветковых растениях;


  2. познакомить учащихся с основными группами культурных растений;


  3. познакомить с историей введения в культуру некоторых хорошо известных всем растений;


  4. развивать умение узнавать по слайдам растения и определять, к какой группе они относятся;


  5. продолжить воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;


  6. развивать познавательную активность учащихся и самостоятельность;


  7. развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других.



Ход урока


I. Организационный момент.


  • Актуализация опорных знаний.


  • Сообщение темы и задач урока.



Изучая главу Растения, мы познакомились с многообразием растительного мира. Мы поделили растения на различные группы. Давайте


вспомним, какие? (цветковые и нецветковые, дикорастущие и культурные, одноклеточные и многоклеточные, светолюбивые и теневыносливые и т.д.)

Одна из интереснейших групп - это культурные растения. Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир культурных растений.


II Изучение нового материала


^ 1. Работа со слайдами по выбору культурных растений (слайд 3 и 4)

Вопрос классу: Почему вы выбрали именно эти растения?


2. Формулирование понятия «культурное растение»

Культурное - растение, которое выращивается (возделывается) человеком и требует ухода, т. е. создания ему необходимых условий жизни.


3. Выступление учителя

Сегодня мы не можем себе представить обеденный стол без черного и белого хлеба. В нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества было время, когда не существовало культурных растений. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Однажды люди заметили, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян и плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо.

Давайте подумаем, а для чего человек выращивает культурные растения?

(Заслушиваем учащихся)

В зависимости от использования культурных растений их делят на несколько групп.


^ 4. Самостоятельная работа учащихся с учебником

Задание: используя текст и рисунки к §43 стр. 170, выяснить, на какие группы делят все культурные растения.


5. Работа со слайдом, на котором представлены все группы (слайд5)

Запись групп в тетрадь


6. Характеристика каждой группы

Задание: определить по описанию на слайдах 6 и 7 название группы


7. Работа со слайдами (8, 9,10 и 11)

Задание: распредели представленные на слайдах растения по группам


8. Выступление учителя

До того, как люди открывали новые земли и страны, они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Позднее люди стали выращивать растения, которые везли из дальних стран, они везли новые ранее неизвестные в Европе растения. Сегодня мы совершим мысленное, конечно, необычное путешествие на родину предков культурных растений. Вы увидите, что многие растения, которые стали обычными на нашем столе, привезли к нам когда-то в Европу в эпоху Великих географических открытий. В этом нам помогут наши путешественники.

Итак, начнем наше путешествие.


9. Слайд - загадка (12) о картофеле (учащиеся отгадывают, о каком растении пойдет речь)

Первые путешественники прибыли к нам с западного побережья Южной Америки. Послушайте, что они нам поведают.

Выступления учащихся (материал выступлений прилагается)


10. Слайд - загадка (13) о томате (учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор)

Теперь посетим Родину этого удивительного овоща и послушаем следующих путешественников, которые завезли его в Европу.

Выступления учащихся (материал выступлений прилагается)


11. Слайд - загадка (14) о кукурузе и подсолнечнике

Послушаем теперь третью команду, которая, я уверена, расскажет много нового и интересного об этих известных нам растениях.

Выступления учащихся (текст выступлений прилагается)


12. Сообщения учащихся о пряных растениях

А теперь к нам пожаловали еще одни гости - гости восточные, заморские.

С чем прибыли? О чем поведаете?

Выступления учащихся, которые демонстрируются показом слайда 15

(материал выступлений прилагается)


III Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с девятью группами культурных растений (обращаем внимание к тетради), научились определять растения в ту или иную группу. Мы посетили Родину некоторых культурных растений. Большое спасибо всем мореплавателям за рассказы о тех местах, которые они посетили и о тех растениях, которые они с собой привезли. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. На этом сегодняшнее наше путешествие заканчивается.


IV Закрепление

Разгадать загадки о культурных растениях. Узнать растение и определить, к какой группе оно относится (слайды 16, 17 и 18)


V Домашнее задание

§ 43; привести свои примеры растений в каждую группу

© 2010-2022