Урок по биологии на тему

План-конспект урока по биологии на тему "Воздушное питание растений. Фотосинтез" для учащихся 6 класса. Разработала учитель химии и биолгии МБОУ СОШ с.Братовщина имени Героя Советского Союза В.С.Севрина первой квалификационной категории Жданова Оксана Ивановна. Цели урока: 1)Обучающая:изучить сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле; 2)Развивающая:развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъя...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока биологии 6 класса

учителя химии и биологии МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С.Севрина

первой квалификационной категории Ждановой О.И

Тема урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Цели урока:

1)Обучающая: изучить сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле .

2)Развивающая: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности;

3)Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к зелёным растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные (универсальные учебные действия): формирование интереса к учебной деятельности, первичных умений оценки работы, представление о причинах успеха, ценности природного мира, природоохране.

Регулятивные: развитие умения ставить цели предстоящей деятельности, понимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий, контролировать и оценивать свою работу.

Познавательные: развитие интеллектуального потенциала учащихся: умения понимать заданный вопрос, рассуждать, сопоставлять, обобщать, анализировать языковой материал с выделением существенных свойств, использовать синтез как составление целого рисунка из частей, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом правиле, выделять группу слов по заданному признаку.

Коммуникативные: развивать умение работать в паре и в группе; уважительно относиться к существованию иных точек зрения, договариваться, приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: развивающий урок исследовательского типа.

Методы обучения: эвристическая беседа, деятельностный метод обучения с элементами проблемно - диалогического и развивающего методов обучения.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме урока, маршрутные листы, оценочные листы, карточки

Этапы урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Оксана Ивановна . Сегодня я проведу урок биологии в вашем классе. Надеюсь, что нас ждёт интересная, плодотворная работа и мы вместе добьёмся хороших результатов.

Перед вами карточки, отметьте своё настроение в начале урока

У каждого из вас на столе есть оценочный лист, в течение всего урока вы сами будите оценивать свою работу.

Эпиграф

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудится

(пословица)

2.Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, у меня на столе ваза с фруктами,

какие они на вкус?

Как вы думаете, почему же они сладкие?

Но, ведь в почве сахара нет, и в воздухе, которым дышат растения, тоже.

Как можно объяснить эту загадку природы?

Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно - он решит, что вы над ним смеётесь».

А, растения делают это на протяжении многих млн.лет.

Давайте представим, что мы в эту зимнюю пору отправились в весенний лес. Мы видим распустившиеся листочки, ощущаем благоухание цветов. Глядя на эти растения, вспомните, какие органы растений вы знаете?

На какие две группы они делятся?

( Я предлагаю работу с мозаикой листа.)

Задание №1: соберите отдельные элементы в общую картинку.

Что получилось?

Вспомним его строение. Для этого выполним задание №2

У доски выполнит задание …….., а все остальные выполнят задание №2 в своих маршрутных листах. Теперь проверим правильность выполнения вашего задания (слайд ), оцените свой результат.

Как правило, лист растения зелёного цвета. Почему? Что содержится в хлоропластах?

Лист с многочисленными хлоропластами - можно сравнить с фабрикой по производству органических веществ. Для того, чтобы эта фабрика работала растениям нужно какое- то питание. (попросить учащегося полить цветок).

Для чего мы поливаем растения?

Это какое питание?

А что окружает растение, да и нас с вами вокруг?

Правильно. В растениях кроме почвенного питания есть ещё воздушное.

2.Изучение нового материала

Итак, давайте сформулируем тему нашего урока. (Откройте свои рабочие тетради, подпишите дату17.12 и тему нашего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез»)

Чтобы вы хотели узнать на данном уроке о фотосинтезе?

Сформулируйте цель нашего урока.

Цель нашего урока: изучить сущность процесса фотосинтеза и его значение для жизни на Земле .

Мы сегодня будем не только изучать сущность процесса фотосинтеза ,но и станем на одну ступеньку нравственно выше, потому что будем любить нашу планету Земля, беречь и дорожить каждым листочком, лепестком, цветочком, так как мы часть планеты, мы единое целое.

Давайте вспомним качественную реакцию на крахмал.

Берёзина Валерия дома провела небольшой эксперимент для того, чтобы выяснить при каких условиях в листьях образуется крахмал.

Валерия, у тебя всё получилось?

Познакомь нас с результатами эксперимента.

Обсуждение результатов опыта

Мы доказали, что для образования органических веществ растению нужен свет

Ребята, давайте вспомним, что отличает живое от неживого?

В чём суть обмена веществ?

Все вы знаете, что в мире много заводов, фабрик, автомобилей, живых организмов. Куда же девается углекислый газ, мы ведь с вами не задыхаемся?

Рассмотрим опыт Джозефа Пристли.

Что вы видите?

Отчего могла погибнуть вторая мышка?

А почему у второй не кончился?

Да. Причём заметьте, что Пристли ставил опыт днём на солнце. Какой можно сделать вывод? Когда выделяется кислород? Для чего он нужен?

Используя свои учебники на стр.79, наши с вами рассуждения и схему, представленную на слайде, попытайтесь самостоятельно сформулировать определение фотосинтеза.

Как ещё можно назвать фотосинтез?

Почему?

Запишите определение фотосинтеза в рабочей тетради

Физкультминутка

ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

Выдающийся учёный России Климент Аркадьевич Тимирязев роль зелёных растений на Земле назвал космической. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос посмотрите видеофрагмент фотосинтеза .Откройте учебники на стр.80 и заполните схему «Значение фотосинтеза» в своих маршрутных листах.

Проверьте правильность заполнения схемы и оцените её результат.

Итак, мы познакомились с важнейшим процессом, который идёт в листе, фотосинтезом. А как вы усвоили материал, мы сейчас проверим.

3.Закрепление

Пришло время закрепить полученные знания. Выполните тест:

1.Фотосинтез происходит …

а) в устьицах;

б) в межклетниках;

в) в хлоропластах,

2. В процессе фотосинтеза происходит …

а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для … а) выделения его во внешнюю среду;

б) снабжения им всех частей растения.

4. Хлорофилл в клетке находится …

а) в ядре;

б) в пластидах;

в) в цитоплазме.

5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …

а) запасным питательным веществом;

б) побочным продуктом обмена.

6. Кто сделал вывод о том , что растения очищают воздух и делают его пригодным для дыхания …

а) Д. Пристли;

б) Ян Ван Гельмонт;

в) К.А.Тимирязев.

7. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?

а) кислород и вода

б) кислород и углекислый газ

в) вода и углекислый газ

г) углекислый газ.

Ребята, обменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте, проверьте и оцените работу товарища по данному тесту.

Возьмите свои оценочные листы, сложите баллы за все задания, поделите на общее количество оценок и найдите среднее арифметическое значение.

4.Домашнее задание

По учебнику п.14 стр.78-82

Выполнить творческое задание (по желанию составить кроссворд, сказку, стихотворение о фотосинтезе)

5.Рефлексия деятельности

Я обращаю ваше внимание вновь на эпиграф. Правильно ли я его сформулировала. Те знания, которые добыты своим трудом никогда не забудутся. Что же нового вы нашли сегодня на уроке?

Где пригодятся полученные знания? Всё ли у вас получилось? Были трудности или вы считаете, что работали хорошо и активно?

Оцените своё настроение в конце урока.

Ребята, могли бы мы с вами жить, если бы на Земле не было растений?

Скажем "Спасибо" растениям от всех живущих на Земле!

К природе можно прикасаться только душой, сердцем.

Надо охранять растения быть им другом…

На этом наш урок окончен, мне было очень приятно с вами поработать.

Спасибо за внимание!



-Сладкие

потому что в них есть глюкоза (органическое вещество)

-растения производят его сами









Лист, стебель, цветок….



Вегетативные, генеративные

Один учащийся делает задание у доски, все остальные самостоятельно.

Лист

Выполняют задание №2 в маршрутных листах

Есть хлоропласты

Хлорофилл-пигмент, окрашивающий лист в зелёный цвет.



Чтобы не погибли.

Почвенное

Воздух





Формулируют и записывают тему урока



Значение

Формулируют цель урока





Характерной качественной реакцией на крахмал является его реакция с йодом (синий цвет)

Затемнённая сторона листа приобрела жёлтый цвет йода(это доказывает ,что в отсутствии освещения лист не вырабатывает органические вещества), а незатемнённая- посинела (что доказывает наличие крахмала)



Живые организмы питаются, растут, размножаются, способны к обмену веществ.

Питательные вещества и кислород поступают, а углекислый газ и продукты распада выделяются

Его поглощают зелёные растения.



Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая- нет.

Задохнулась, так как под колпаком кончился кислород.

Там есть растение, которое выделяет кислород.

Кислород выделяется днём при фотосинтезе.

Для дыхания живых организмов

Формулируют определение фотосинтеза (Работа с учебником)

Воздушным питанием

Так как растения берут углекислый газ из воздуха.

Записывают определение фотосинтеза







Смотрят видео «Фотосинтез»

Заполняют схему в маршрутных листах



Оценивают результаты





Выполняют тест

Ответ: хлоропласты



Ответ: поглощение углекислого газа и образование

кислорода

Ответ: снабжения им всех частей растения

Ответ: пластиды





Ответ: запасным питательным веществом



Ответ: Д. Пристли



Ответ: вода и углекислый газ

Осуществляют взаимопроверку



Выводят общую оценку за урок



Записывают Д/З





© 2010-2022