Тема: Технология модульного интерактивного обучения в дополнительном образовании

Тема: Технология модульного интерактивного обучения в дополнительном образовании. Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях  важнейшей составляющей педагогического процесса становится ли... Структура модуля Кол-во часов Форма и содержание занятий Вводная часть 2. Знакомство со структурой модуля. Определение целей и задач, стоящих пред каждым юннатом. Вводная лекция педагога (с использованием печатных таблиц и наглядных пособий). Изучение опорной схемы юннатами с пояснением педагога. Закрепление. Диалогическая часть 2  Учебно-групповая игра «Симпозиум». Тема: «Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца».   2 Индивидуально-парная форма работы. Тема: «Отбор плодов томатов и перца на семена». Итоговая часть 2 Практическая работа «Отмывка семян томатов».   2 Практическая работа «Очистка семян перца».   Методика проведения: Вводная часть. 1 занятие. Знакомство со структурой модуля. Цель: рассмотреть основные понятия модуля. Семена овощей Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца. Признаки созревания овощей, используемых для получения семян. Правила сбора и хранения овощей, используемых для получения семян. Отмывка семян томатов. Очистка семян перца.   Диалогическая часть. 2 занятие. Учебно – групповая игра «Симпозиум». Тема: «Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца». Цель: изучить особенности строения семян двудольных растений.  Девиз урока: «Жизнь учит тех, кто ее изучает». А теперь представьте, что вы уже окончили школу, получили высшее образование, вас приняли на работу в исследовательский институт.  И так, в вашем исследовательском институте на повестке дня стоит вопрос: особенности строение семян овощных растений.  Г...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика.

Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские.

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.

В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей («технологическая цепочка»). Так, в виде «технологической цепочки» можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении урока или различных форм воспитательной работы. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностичных целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологии связано с новым, более качественным уровнем деятельности педагога-воспитателя, в частности, с повышением уровня его технологичности, искусства обучения и воспитания.

Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась "модульная система", что не противоречит сути, так как система обучения - это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь - единство. Технология - тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи.

Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными документами и источниками информации, используются индивидуальные и групповые творческие работы. В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Переходя к рассмотрению структуры модуля, необходимо сказать о том, что я изучала данную тему, основываясь на педагогическом опыте М.М. Жанпеисовой.

Технология модульного обучения, автором которой является кандидат педагогических наук М.М. Жанпеисова, оказалась одной из самых адаптированных к нашей системе образования, доступной к применению учителями всех предметов, а самое главное, воспринимаемой учениками, ибо она в большей степени предполагает уважение личности детей, развитие осознанного обучения.

Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.

Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов.

Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.

Используя концептуальные основы модульного интерактивного обучения М. М. Жанпеисовой, мною был разработан модуль по одной из тем программы.

Тема: «Основы семеноводства».

10 часов.

Структура модуля

Кол-во часов

Форма и содержание занятий

Вводная часть

2.

Знакомство со структурой модуля.

Определение целей и задач, стоящих пред каждым юннатом.

Вводная лекция педагога (с использованием печатных таблиц и наглядных пособий).

Изучение опорной схемы юннатами с пояснением педагога.

Закрепление.

Диалогическая часть

2

Учебно-групповая игра «Симпозиум».

Тема: «Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца».


2

Индивидуально-парная форма работы.

Тема: «Отбор плодов томатов и перца на семена».

Итоговая часть

2

Практическая работа «Отмывка семян томатов».


2

Практическая работа «Очистка семян перца».



Методика проведения:

Вводная часть.

1 занятие. Знакомство со структурой модуля.

Цель: рассмотреть основные понятия модуля.

Семена овощей

Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца.

Признаки созревания овощей, используемых для получения семян.

Правила сбора и хранения овощей, используемых для получения семян.

Отмывка семян томатов.

Очистка семян перца.

Диалогическая часть.

2 занятие. Учебно - групповая игра «Симпозиум».

Тема: «Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца».

Цель: изучить особенности строения семян двудольных растений.

Девиз урока: «Жизнь учит тех, кто ее изучает».

А теперь представьте, что вы уже окончили школу, получили высшее образование, вас приняли на работу в исследовательский институт.

И так, в вашем исследовательском институте на повестке дня стоит вопрос: особенности строение семян овощных растений.

Группа юннатов делится на 3 группы - это 3 исследовательских лаборатории:

1. Лаборатория по изучению семян двудольных растений;

2. Лаборатория по изучению особенностей семян томатов;

3. Лаборатория по изучению особенностей семян перца.

Каждая группа должна выбрать своего капитана, который определить какой проблемой будет заниматься данная группа.

Задание для 1 лаборатории:

  1. Строение семени двудольного растения на примере строения семени фасоли.

  2. Представители класса двудольные.

  3. Сравнение семян однодольных и двудольных растений.

Задание для 2 лаборатории.

  1. Общая характеристика семейства пасленовые.

  2. Особенности строения семян томатов.

  3. Витамины, содержащиеся в томатах.

Задание для 3 лаборатории

  1. Строение семени перца.

  2. Витамины, содержащиеся в перце.

  3. Главные представители семейства пасленовые.

4 занятие. Практическая работа: «Отмывка семян томатов».

Цель: научиться получать семена томатов;

Инструктивная карточка.

  1. Техника безопасности.

  2. Выбор плодов для семенного материала.

  3. Подготовка к выпусканию семян (выбор места, посуды).

  4. Мытье томатов.

  5. Выпускание семян.

  6. Сушка семян.

  7. Сортировка семян.

  8. Фасовка и подпись бумажных пакетов для семян.

  9. Уборка рабочего места.

5 занятие. Практическая работа: «Отмывка семян перца».

Цель: научиться получать семена перцев;

Инструктивная карточка.

  1. Техника безопасности.

  2. Выбор плодов для семенного материала.

  3. Подготовка к выпусканию семян (выбор места, посуды).

  4. Мытье томатов.

  5. Выпускание семян.

  6. Сушка семян.

  7. Сортировка семян.

  8. Фасовка и подпись бумажных пакетов для семян.

  9. Уборка рабочего места.



© 2010-2022