Программа Озеленение пришкольного участка

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа Озеленение пришкольного участка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

АДМИНИСТРАЦИЯ

города НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 51



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы № 51

_____________________

В.Н. Козин


ПРОГРАММА

озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы

«Ассорти»

Срок реализации: 2009 - 2014


Автор программы:


Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.








Программа принята на педсовете.


Протокол № _______ от___________



Нижний Новгород

2009 год

Информационная карта программы

«Ассорти»

1. Наименование программы

«Ассорти»

2. Основание для разработки программы

2. Выращивание декоративных растений доставляет человеку эстетическое наслаждение, положительные эмоции, успокаивает нервную систему

3. Государственный заказчик

РУО и СПЗД Канавинского района города Нижнего Новгорода

4. Основной разработчик программы

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

5. Цель программы

Формирование у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя

6. Задачи

- формирование навыков и принципов осознанного, экологически целесообразного поведения в природе, культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

- обучение школьников практическим способам и методам благоустройства дворовой территории, дома, дачи, коттеджа, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

- активная пропаганда природоохранных знаний среди учащихся, персонала школы, родителей, жителей микрорайона и гостей школы, приобщения широкого круга детей и взрослых к сохранению и приумножению природных ресурсов


7. Условия участия в программе

Добровольное участие

8. Адрес и телефон МОУ СОШ № 51

603116, город Нижний Новгород, ул. Ген.Зимина, 75, 243-14-17, 241-59-29

9. Исполнители программы

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Орг. комитет

10. Сроки реализации программы

2009 - 2014 год






























1. Актуальность и значимость программы


В последние годы заметно проявился интерес ко всему, что связано с растениями и оформлением ими интерьеров. И это не мода на цветы, а желание сделать красивым то место, где живём, работаем, воспитываем детей. Растения создают уют, поднимают настроение, снимают стрессы.

Особое значение имеет экологический подход к современному озеленению. Принцип экологизации ныне присущ всем видам человеческой деятельности.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

Эмоциональное восприятие окружающего ландшафта, организация живописного фона для быта существенно поднимает общую значимость экологического воспитания. На наглядных примерах общения с природой, в процессе личного переживания практических связей с ней, в ходе природоохранной работы закрепляются определённые морально-нравственные принципы и требования экологически целесообразного поведения человека, формируется культура его общения с окружающим миром. Участие учащихся в озеленении и цветочно-декоративном оформлении школьной территории будет способствовать не только расширению знаний о рациональных и допустимых методах их использования в настоящее время и в будущем, но и усилит практическую направленность преподавания экологии.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому данный проект разработан как продолжение системы непрерывного экологического образования в школе № 51, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей. Одной из задач проекта является формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к природе родного края.


Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков, умело подобранной композицией ароматов.

Важным представляется использование современных технологий посадок, ухода за растениями. Используя экспозиции, можно формировать навыки разумного поведения в природе, проводить профориентационную работу.

Реализация программы будет способствовать пропаганде природоохранных знаний не только среди учащихся и их родителей, но и жителей микрорайона и гостей школы.

Итак, очевидно, благоустроенный пришкольный участок нужен любой школе в любое время года для:

- отдыха и игр после уроков, в летнем и зимнем лагере, детей группы продлённого дня;

- занятий физической культурой и спортом;

- получения экологического образования;

- формирования трудовых навыков;

- формирования природоохранных знаний;

- воспитания морально-нравственных качеств;

- воспитания чувства патриотизма;

- эстетического воспитания

- профориентации;

- оздоровления.

Все изложенные факты послужили поводом для создания программы, направленной на благоустройство пришкольной территории.

Работа по благоустройству территории проводилась каждый год со времени создания школы. Раньше пришкольный участок был гораздо меньше современного. На территории школы существовал небольшой сад и огород, цветы не выращивались.

С 2004 года инициативной группой учителей-биологов было решено разбить цветник перед зданием школы во время работы с детьми в профильном экологическом отряде. Эта работа была продолжена учителями английского языка. Через 4 года участок перед школой преобразился. Учителя, дети, родители проявили заинтересованность в озеленении пришкольной территории. Большую помощь по благоустройству оказали школе Совет самоуправления микрорайона Гордеевский, служители Смоленской церкви, ЦДТ Канавинского района.

Вокруг пришкольной территории построен забор с широкими воротами с 3-х сторон, отремонтирован фасад здания, убраны старые деревья, проложены асфальтовые дорожки рядом со зданием школы, оформлены декоративной плиткой дорожки с наружной стороны забора, построена спортивная площадка с пластиковым покрытием, а рядом со школой - детский городок.

Важно, чтобы эта работа по благоустройству продолжалась, а территория школы становилась всё красивее год от года.


Цель программы: формирование у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя.

Задачи:

- формирование навыков и принципов осознанного, экологически целесообразного поведения в природе, культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

- обучение школьников практическим способам и методам благоустройства дворовой территории, дома, дачи, коттеджа, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

- активная пропаганда природоохранных знаний среди учащихся, персонала школы, родителей, жителей микрорайона и гостей школы, приобщения широкого круга детей и взрослых к сохранению и приумножению природных ресурсов






2. Механизм реализации программы

2.1.Условия

  1. Материально-технические условия:

- садово-огородный инвентарь: грабли, лопаты, мотыги, мётлы, вёдра, лейки;

- ящики для рассады;

- семена однолетних, двулетних цветочных растений;

- саженцы деревьев и кустарников;

- клубни, луковицы, черенки многолетних цветочных культур


  1. Участники программы:

- директор школы;

- заместитель директора по воспитательной работе;

- заместитель директора по АХЧ;

- учителя школы, классные руководители;

- родители;

- учащиеся с 5 по 11 класс;


  1. Методическое обеспечение


  • Инструктивно-методический сбор с педагогическим составом

  • Изучение научно-популярной, справочной литературы по ландшафтному озеленению

  • Консультации со специалистами-дизайнерами

  • Проект программы

4. Нормативное обеспечение



2.2. Ресурсное обеспечение программы

1. Директор школы издаёт нормативно-распорядительную документацию по осуществлению программы

2. Заместитель директора по ВР готовит проект по благоустройству территории

3. Заместитель директора по АХЧ предоставляет необходимый инвентарь для работ, помогает в проведении работ на участке

4. Педагоги участвуют в планировании и организации деятельности детей, осуществляют работу с детьми, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья воспитанников, соблюдение ими требований охраны труда, оказывают необходимую помощь, несут ответственность за жизнь и здоровье детей


5. Родители оказывают помощь в выращивании рассады, приобретении и посадке декоративных растений, саженцев деревьев и кустарников

6. Учащиеся школы заблаговременно выращивают рассаду цветковых культур,

учащиеся 5-го, 6-го классов ухаживают за растениями после уроков и в период работы профильного экологического лагеря,

ученики 7-х, 8-х, 10-х классов работают на участке в период летней трудовой практики в трудовых бригадах

7. Организационный комитет, состоящий из инициативных педагогов, учащихся и родителей участвует в планировании и организации работ по благоустройству














2.3. Этапы реализации программы

Виды работ

Сроки

Ответственный

1. Этап проектирования


1. Подбор научной и популярной литературы по освоению и окультуриванию земельного участка

Март

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Учитель биологии Емельянова Л.Н.

2. Планирование работ на участке

Апрель

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Орг. комитет

3. Ландшафтная планировка участка

Апрель

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Орг. комитет

4. Определение желаемого сортимента садово-парковых культур

Февраль

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Орг. комитет

2. Этап подготовительный


1. Выращивание рассады однолетних декоративных культур

Февраль

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Орг. комитет, учащиеся, родители

2. Организация инициативной группы педагогов и родителей по благоустройству школьной территории

Апрель

Директор школы Козин В.Н.

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

3. Подготовка инвентаря для работ

Апрель

Зам. директора по АХЧ Ермолаева Е.В.

4. Уборка территории после зимнего сезона

Март-апрель

Зам. директора по АХЧ Ермолаева Е.В.

5. Привлечение родителей и учащихся к активному участию в озеленении территории


Апрель-май

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Классные руководители

6. Организация партнёрства с Советом общественного самоуправления микрорайона Гордеевский и служителями Смоленской церкви

Апрель-октябрь

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Орг. комитет

7. Организация профильного экологического лагеря и трудовых бригад

Апрель-май

Директор школы Козин В.Н.

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.


3. Деятельностный


1. Подготовка почвы к посадкам

Февраль

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

учителя, учащиеся

2. Организация клумб, цветников и бордюров

Май

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

учителя, учащиеся

3. Высадка цветочных культур

Май-июнь

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

учителя, учащиеся

4. Уход за растениями: полив, прополка, рыхление почвы, окучивание, сбор семян

Май-октябрь

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

учителя, учащиеся

5. Посадка саженцев деревьев и кустарников по периметру и внутри школьной территории

Май, сентябрь

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

учителя, учащиеся, родители

6. Содержание в чистоте территории школы: уборка мусора,

сухой травы, организация порядка фасада здания, дорожек, забора

В течение года

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н.

Зам. директора по АХЧ Ермолаева Е.В., учителя, учащиеся

7. Организация познавательной и просветительской работы в профильном экологическом лагере и трудовых бригадах

Июнь

Зам. директора по ВР Дряхлова И.Н., учителя, учащиеся








3. Ожидаемые результаты:


При условии успешного решения поставленных задач предполагается получение следующих результатов:

Основные направления


Предполагаемые результаты

1. Благоустройство пришкольного участка

1. Формирование чувства прекрасного, оздоровление. Формирование имиджа школы

2. Организация трудовой деятельности

2. Приобретение учащимися жизненного опыта, профориентация

4. Работа по социальной направленности

4. Ребята приобретут культурологические знания, примут участие в изучении и охране природы родного края

5. Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

5. Большая часть учащихся, отнесённых к данной категории будут вовлечены в работу летнего экологического лагеря, трудовых бригад

6. Организация досуговой деятельности

6. Активное участие детей в досуговой деятельности в летнее время

7. Формирование личностных качеств

и чувства коллективизма


7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей, взаимовыручки и товарищества





4. Диагностика и мониторинг


1. Беседы с учащимися, родителями, педагогами по планированию размещения растений на участке

2. Интервью с жителями микрорайона по итогам благоустройства территории

3. Анкетирование учащихся: «Каким мы видим наш сад?»

4. Анкетирование родителей и учащихся по итогам работы трудовых бригад и летнего экологического лагеря










5. Концептуальные основы деятельности


Основным направлением в благоустройстве школьной территории мы считаем озеленение и цветочно-декоративное оформление территории школы.

Правильно организованные посадки зелёных растений улучшают микроклимат пришкольных участков, служат живым наглядным пособием для знакомства школьников с природой, помогают воспитывать в них любовь к природе, чувство прекрасного, а также помогают в изучении дисциплин биологического цикла. Вот почему при озеленении школьной территории необходимо использовать разнообразный видовой состав растений. Важно, чтобы школьники знали, какие деревья и кустарники растут в условиях нашего города.

Что же необходимо знать, создавая садово-парковый пришкольный участок?

Прежде всего надо помнить, что его устройство должно быть рациональным, комфортным, развивать у учащихся эстетический вкус, помогать им в изучении биологии.

Зелёные растения сажают так, чтобы они максимально озеленяли и изолировали территорию школы от прилегающих шумных улиц, создавая пограничные шумо- и пылеулавливающие полосы. Целесообразно также устраивать перголы для вьющихся растений и применять вертикальное озеленение здания школы.

При озеленении пришкольной территории полезно высаживать деревья и кустарники, обладающие фитонцидными свойствами. Фитонцидными свойствами обладают: сосна, можжевельник, туя, берёза, тополь, дуб, черёмуха, вяз мелколистный, липа сердцелистная, шелковица белая, каштан конский, кипарис.

Пришкольный участок должен занимать не менее 45-50% общей площади и подбирать насаждения следует таким образом, чтобы можно было использовать пришкольный участок в течение всего года. На этой территории размещаются несколько зон: основная площадка, спортивная и хозяйственная зоны, места для отдыха и подвижных игр.

Место для основной площадки выделяется обычно недалеко от школьного здания. Здесь собираются дети до учебных занятий и после них, здесь проводят торжественные линейки, собрания, митинги, построения.


Спортивную зону размещают на возможно большем расстоянии от здания школы. Эту зону так же, как хозяйственную, площадки для отдыха и подвижных игр, отделяют от остальной территории участка живыми изгородями. Различные по окраске, форме, протяжённости, ширине и высоте зелёные живые изгороди формируют из древесных и кустарниковых пород, хорошо переносящих стрижку (ель европейская, туя западная, липа мелколистная, акация жёлтая и др.). Посадки этих растений могут быть

одно-, двухрядными или многорядными.

Большое значение в озеленительных комплексах имеют газоны (зелёный фон). Они, как правило, занимают 40-50% общей площади пришкольных территорий, в то время как древесно-кустарниковые посадки - 25-30%, цветники - 10-15%, остальная часть площади обычно отводится под плодовые насаждения.

При организации садово-паркового комплекса следует уделить внимание цветочному оформлению. Целесообразно использовать свободные посадки декоративных растений на газонах, устройство бордюров непрерывного цветения, выращивание цветов в вазах. Большой эффект достигается в том случае, когда цветочные композиции и цветники можно не только видеть, но и воспринимать, а ассортимент растений в них гармоничен и подобран по цвету.

Посадками красивых цветочных растений обрамляют подходы к школьному зданию. В настоящее время особенно популярен и широко распространён приём устройства смешанных цветочных бордюров непрерывного цветения (многолетние цветочные и декоративно-лиственные растения, орнаментальные кустарники). Ассортимент растений для них подбирается с таким расчётом, чтобы в течение всего вегетационного периода цвели то одни, то другие виды, остальные же в это время дополняли декоративное решение цветника яркой окраской своих листьев и побегов. У самого входа в школьное здание хорошо смотрятся одинаковой формы и высоты растения, имеющие яркие цветки.

Древесно-кустарниковые посадки производят по периметру пришкольного участка. Небольшие деревья и высокие кустарники (рябина, чубушник, сирень, вишня, можжевельник) можно высаживать вокруг здания, но не ближе 5 м от окон, а высокие деревья (белая акация, берёза, дубы, клёны и др.) - 10 м во избежание затенения учебных помещений.

Вокруг пришкольной территории целесообразно создать плотную многорядную живую изгородь из колючих кустарников (акация жёлтая, тёрн, боярышник). Здесь же можно посадить такие деревья, как дубы, ели, клёны, берёзы, каштаны, орех маньчжурский, тополя.


Эти зелёные насаждения хорошо защитят школьное здание от пыли и ветра, приглушат уличный шум. Если есть возможность, деревья лучше вынести за ограду, что значительно увеличит площадь декоративных посадок.

На остальной территории пришкольного участка деревья и кустарники целесообразно размещать обособленными живописными группами и уютными куртинами.

Для создания садово-паркового комплекса совсем не обязательно использовать обширный ассортимент древесно-кустарниковых пород, цветочных растений и газонных трав. Достаточно 80 - 100 видов. Но при этом надо хорошо знать эколого-биологические свойства этих растений (их отношение к свету, воде, плодородию и кислотности почвы, их пыле-дымо-газостойкость и т.д.)

Наиболее пригодными для оформления пришкольных участков являются берёзы, липы, дубы, рябины, клёны, ели, туи. Кустарники желательно подбирать с таким расчётом, чтобы основная масса их цвела в апреле-июне и выглядела привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. Жёлтые листья растений красиво смотрятся на зелёных газонах.

В период пробуждения природы - весной - необычайно привлекательны цветущие форзиции, черёмухи, рододендроны, айва японская. вейгела. Отлично выглядят букетные посадки и биогруппы из яблонь, слив, груш, облепихи, лещины, смородины, аронии, ирги, вишни.

Для цветников хорошо использовать многолетние и однолетние цветочные растения, поскольку в школе всегда найдётся много желающих ухаживать за ними, учиться составлять букеты, участвовать в выставке цветов.

Исходя из этих рекомендаций по рациональному, комфортному устройству пришкольного участка мы руководствовались следующими принципами:

1. Научный подход в организации работ по озеленению и цветочно-декоративному оформлению территории школы;

2. Природосообразность деятельности (человек - часть природы, ухаживая за ней, мы делаем добро для себя);

3. Общественная направленность деятельности (воспитание должно готовить человека к активной общественной жизни)


4.Эстетическое освоение действительности, саморазвитие личности («Через красивое - к человечному, такова закономерность воспитания» /Сухомлинский/)

5.. Сотрудничество педагогов, родителей и детей

6. Социальная значимость проекта («Мы любим свою школу, свой район, свой город!»)

7. Любой труд важен («Дело делу учит»/ русск. посл./)

























6. Основное содержание деятельности


Программа предполагает создание на пришкольной территории коллекции клумб и цветников, посадку деревьев и кустарников на территории отдельными группами и по периметру.

Конкретные дела

Научное обоснование

Результат

1. Обрамление подхода к школьному зданию смешанными цветочными бордюрами непрерывного цветения

1. Это основная площадка, где собираются дети до учебных занятий и после них, здесь проводят торжественные линейки, собрания, митинги, построения.

Ассортимент растений подбирается с таким расчётом, чтобы в течение всего вегетационного периода цвели то одни, то другие виды

1.Оформление цветочных бордюров. Это - однолетники: бархатцы, календула, настурция, цветущие до октября, многолетники: раннецветущие нарциссы, тюльпаны

2. Создание клумб и цветников перед школой

2. Это зона отдыха, зелёная лаборатория.

Ухаживая за растениями, школьники с малых лет учатся познавать, ценить, любить природу, усваивать основы экологии, знание которой необходимо в современных условиях.

Цветы радуют глаз обилием красок, многие обладают фитонцидными свойствами

2. Воспитание любви к природе, знание основ экологии, развитие у учащихся эстетического вкуса, основ ландшафтного дизайна, оздоровление

Декоративные растения клумб: пионы, ирисы, хризантемы


3. Оформление территории газонами

3. Газоны декоративны. Они служат прекрасным фоном для здания, различных насаждений.

3. Газоны созданы как дополнение к свободным посадкам декоративных растений перед зданием школы

4. Использование зелёных изгородей для выделения функциональных зон, периметра школьного участка

4. Эти зелёные насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличный шум, привлекательны с весны до осени

4. Древесно-кустарниковые посадки закрывают территорию с 2-х сторон, размещены на территории обособленными группами. Деревья на территории:

ель, сосна, каштан, клён, липа, берёза, рябина.

Кустарники: сирень, роза, шиповник, боярышник
























7. Перспективы развития программы

Программа предполагает в будущем создание на пришкольной территории коллекции мини садов, состоящей из:

- экспозиции «лес», в состав которой входят: уголок туриста, цветник «лесная фантазия»; хвойный сад

- экспозиции «зеленая аптека».

Составной частью экспозиции «Лес» является уголок туриста. Он представлен в виде места для отдыха.

Цель создания данного уголка:

- знакомство с таким видом отдыха, как туризм;

- обучение элементарным туристическим навыкам;

- воспитание бережного и заботливого отношения к природе;

- формирование экологической культуры.

Цветник «лесная фантазия» будет создан с целью изучения растений, произрастающих в лесу. Будет составлена композиция из валунов, камней и лесных растений таких как: папоротники, луки, очиток едкий, купальница, земляника лесная, примула. Как в настоящем лесу солнечный свет поступает в недостаточном количестве и поэтому для данного цветника нами будут подобраны тенелюбивые растения.

Можно организовать «Хвойный сад». Это будет симпатичный садик, где можно посадить хвойные растения: тую, можжевельник, кипарис, ель, сосну. Для создания специального покрова мы будем использовать почвопокровные травянистые растения, которые хорошо сочетаются с хвойными, такие как: живучка ползучая, молочай, очиток едкий, полукустарник барвинок.

Влияние на формирование экологического сознания окажет аптекарский огород. Жизненный опыт показывает, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Это побудило нас в будущем уделить особое внимание простым и доступным средствам народной медицины путем выращивания лекарственных трав.

Цветник «Зеленая аптека» будет создан нами с целью пропаганды траволечения, для знакомства с правилами выращивания и заготовки лекарственных растений. Растения, которые будут выращиваться, на данном цветнике, найдут применение в работе школьного фитобара. Запланировано создание кружка, где учащиеся смогут познавать целебные свойства, изучать агротехнику возделывания лекарственных культур.


Наш пришкольный участок можно использовать также в следующих направлениях изучения биологии и экологии:

- изучение закономерностей формирования популяций и биоценозов, их взаимоотношений со средой, демонстрация типов и форм взаимоотношений организмов в биоценозах;

- получения знаний об отношениях живых организмов и среды, о влиянии факторов среды на организм и о реакции организмов на действие факторов среды.

Формы практических работ на пришкольном участке:

- постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие с различной густотой посадки той или иной культуры;

- устройство искусственных гнездовий для птиц, что дает возможность проследить в жизни птиц формы групповой организации, пищевые цепи в саду;

- демонстрация многих экологических аспектов: вертикальную и гори -зонтальную, видовую и экологическую структуру, сообщества, взаимо- влияние организмов друг на друга;

- создание искусственных моделей экосистем;

- сравнение биоценозов наземных водных растений, что позволит отметить

общие закономерности процессов их формирования, смен;

- рассмотрение фитоценозов позволит найти массу примеров растений разных жизненных форм;

- организация экологических экскурсий: тематических, обзорных, по экологической тропе;

- экологическое оформление пришкольных участков, ландшафт, озеленение;

- проведение отдельных уроков.

Следовательно, наш пришкольный участок имеет большие возможности, чтобы формировать экологические знания и экологическую культуру школьников. Получается, что пришкольный участок- это настоящая экологическая лаборатория для наших учащихся, уголок здоровья.





© 2010-2022