Программа предметной лаборатории экологической направленности

Программа эколого-биологической направленности. Заниматься в программе дети могут с любого года обучения. Программой предусмотрено непрерывное экологическое воспитание и образование детей и подростков начиная с 9 летнего возраста. Программный материал рассчитан на 4 года обучения. Предполагается, что участники программы члены школьного лесничества, коими они и являются.     Цель программы: воспитание экологической культуры, развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологиче...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14


Согласовано

Утверждаю.

заместителем директора

по воспитательной работе

Директор

МБОУ Кордовская СОШ № 14

__________О.В.Зинкина

__________В.С.Астанаева

« » августа 2012 г.

Приказ № от « » августа 2012 г.



Рабочая программа

Предметной лаборатории

«Дети природы»

на 2012-2013 учебный год




(На основе программы «Природа глазами души» разработанной

методистом Колясниковой Н.В.







Кордово 2012

Пояснительная записка

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы экологического воспитания и образования детей и подростков, занятости их в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Программа эколого-биологической направленности. Заниматься в программе дети могут с любого года обучения. Программой предусмотрено непрерывное экологическое воспитание и образование детей и подростков начиная с 9 летнего возраста. Программный материал рассчитан на 4 года обучения. Предполагается, что участники программы члены школьного лесничества, коими они и являются.

Цель программы: воспитание экологической культуры, развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния окружающей среды (мониторинг), планированию направлений рекреационной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими условиями.

Задачи:

- показать место человека в природе как особого объекта, существа «тропического климата», влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в частности, рекреационной деятельности.

-развивать навыки и умения исследовательской работы.

- рассмотреть биоразнобразие Планеты Земля;

-изучить растительный и животный Мир Курагинского района;

-выявить объекты и провести экологический мониторинг на территории Курагинского района;

-провести изучение биогеографических особенностей удивительных по красоте природных объектов, природоохранных зон на территории Курагинского района;

-провести паспортизацию природных объектов Москва-гора, Чинжебский водопад, Пещеры девятнадцатого километра; Чибижекские столбы, Нырдинский водопад, Балтисонские пещеры, Кордовская сосна сибирская (самая большая сосна в России), Нырдинские пещеры.

-выйти с предложением в администрацию Курагинского района о создании особо охраняемых природных территорий местного значения.

-принять участие в работе по учету биоразнообразия в природоохранных территориях Курагинского района.

-показать место рекреационной деятельности в оздоровлении, развитии личности, в формировании экологической культуры.

-сформировать навыки и умения по прогнозированию и мониторингу.

-расширить знания о видах рекреационной деятельности и туризма, об оптимизации взаимодействия в системе "природа - человек - общество".

-сформировать навыки и умения работы с картографическим материалом и другими источниками знаний.

Формы и методы ведения занятий:

Теоретические - беседа, лекция с использованием иллюстративного материала, иллюстративно-демонстрационного материала, дискуссия, лекция-семинар.

гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием технических средств;

Практические - наблюдения на местности, игры (с готовыми правилами; с правилами, которые составляет участник игры, экологические игры на природе, игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), экскурсии-практикумы на учебную экологическую тропу, детский экологический проектирование, исследования, практические работы. Практические занятия в помещении: лабораторные, практикумы, ролевые игры ("проекты", пресс-конференции и т.д.); на местности: экскурсии-практикумы, на учебную экологическую тропу, детский экологический проект (наблюдение, эксперимент, мониторинг)

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Для развития интеллекта ребенка недостаточно только сообщать ему научные истины и проблемы. Для полноценного развития необходимо общение со своими сверстниками, решающими такие же проблемы, с людьми, имеющими имя в науке. Нужно дать ребенку возможность поспорить, посоревноваться. Увеличение круга его общения особенно значимо для школьников в подростковом возрасте и, следовательно, увеличение той микросоциальной среды, которая оказывает на него свое влияние. Общение становится одним из основных видов жизнедеятельности подростка, помогает утвердить себя как личность.

Технологии свободного воспитания делают акцент на представление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Главная забота коллектива состоит в том, чтобы определить воспитательное пространство и поддерживающие этот процесс организационно-педагогические, программно-методические и технологические средства, и способы его обеспечения. Воспитание личности через индивидуальную работу с ней результативнее и проще, но это дело будущего. Сегодня же для реализации программы выделяется приоритет для развития и становления личности:

  • Усиление внимания к внутренней мотивации ребенка (я хочу, я могу, я должен);

  • Задания не репродуктивных, а исследовательского характера, творческих задач, поиска;

  • Организацию работы микро - и макрогрупп для социализации ребенка в его деятельности;

  • Представление ребенку права выбора по любым направлениям;

  • Каждый ребенок имеет свою зону ответственности;

Территория Хакасии, юг Красноярского края, Кемеровская область, Горный Алтай, Тува, часть Алтайского края, часть северной Монголии, незначительная часть Казахстана и даже чуть-чуть Китая составляют территорию так называемого АЛТАЕ-САЯНСКОГО экорегиона. Он выделен на основе исследований американских ученых и всемирным фондом дикой природы (WWF) при ООН (по программе ЮНЕСКО) признан одним из основных регионов биоразнообразия планеты. Всего таких экорегионов на земном шаре выделено 200. Суть в том, что основные работы по сохранению биосферы должны быть проведены в первую очередь в этих экорегионах. Сохраняя биоразнообразие, мы в конечном итоге способствуем сохранению биосферы.

Короче говоря, выходит так, что наше биологическое разнообразие и его сохранение имеет значение не только местного масштаба, а имеет планетарное значение.

На своей территории мы выделяем природные объекты уникальные по своей значимости, красоте и готовы изучить их биогеогафию, экологическое состояние в первую очередь. Это Москва-гора - 17 км; Чинжебский водопад (памятник природы) - 25 км; Пещеры девятнадцатого километра - 27 км (13км) - пешеходный маршрут, 14км - на машине; Чибижекские столбы - 35 км; Нырдинский водопад - 80 км; Балтисонские пещеры - 50 км; Кордовская сосна сибирская - 50 км; Нырдинские пещеры - 50 км; Биологические заказники на территории района Бугуртакский- готовится к открытию, (важная переправа косули через р.р. Туба, Казыр. Место обитания бобра, выдры. Пойменные леса, степи, лесостепи. (8,1тыс.га) Биологические заказники для охраны редких и исчезающих видов животных. Тазарамский (102 тыс. га), птицы и млекопитающие высокогорий: красный волк, снежный барс, лесной северный олень, беркут, сапсан, горный дупель,. Горная тайга. Крыжинский (135 тыс. га) Архар, лесной северный олень, сибирский горный козел, красный волк, снежный барс. Горная тайга, пихтово-кедровые леса. Заповедник. Сисимский ландшафтный горно-таежный комплекс (330 тыс га). Открыт в 1975 году. Ценные виды рыб, из копытных - марал, кабарга. Хабыкский (8,7 тыс. га) - Бобр Идра-Курагинская группировка косули (места концентрации, миграции) 1963 год открытия, принадлежит Идринскому району, заходит на наш район.

Механизм реализации программы включает вовлечение широких кругов общественности, природопользователей, специалистов, занимающихся вопросами экологии, представителей законодательной и исполнительной власти, средства массовой информации.

Данная проблема интересует проект под названием «Сохранение биоразнообразия в Атае - Саянском эко-регионе», который проводится Представительством Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Программа изучает угрозы, которые на сегодня угрожают биоразнообразию экорегиона: нерациональная эксплуатация природных ресурсов, перевыпас домашнего скота, нерегулированные коммерческие лесозаготовки, браконьерство и нелегальная торговля редкими и исчезающими видами растений (это проблемы нашего региона) и животных, неконтролируемый туризм, низкий уровень управления существующими природоохранными территориями. Это наши партнеры для дальнейших исследований.

На этих объектах, будут работать дети под руководством педагогов центра СТЭК, сотрудников природоохранных территорий. Собранные материалы будут обработаны, дополнены. Заинтересованным лицами в данном материале являются районный земельный комитет, ХГПУ имени Катанова - как граничащая территория и научный консультант. Администрация Курагинского района, которая планирует развитие туристских маршрутов (конных, сплавы, пешеходных), канатную дорогу в черте поселка Кошурниково.

Эта модель учитывает личностный образовательный смысл подростков (переживание повышенной субъективной значимости исследоваемого объекта в контексте жизнедеятельности ребенка, в связи с природными явлениями, процессами и свойства, психическая и социальная активность, построение собственной системы личностных смыслов, основание и обоснование собственной деятельности и поведения (зачем я это делаю), потребности в самостоятельном познании мира, общении, самоутверждении и другое.

Поскольку общение, сознание и деятельность являются всеобщими способами бытия человека, способами его жизнедеятельности и факторами развития личности, а механизмами личностного развития выступают переживания, смысл, рефлексия, диалог, то мы моделируем для детей создание ситуаций.

Так как «бессубъективной деятельности не бывает», то наша задача - создание условий для реализации субъектности подростка не просто активного, но самодеятельностного, т.е. управляющего своей деятельностью и проектирующего ее. К сознательной саморегуляции ребенок приходит сам, со стороны педагога - личностно развивающие ситуации создающие условия для возникновение у подростков переживаний, смысла исследуемого природного объекта как события, проявлений, присущих любой личности, включающие их в поисковую и исследовательскую деятельность и механизмы личностного развития.

Являясь существом социальным по природе, подросток не может жить и развиваться вне системы реально-практических связей с другими людьми, вне общения, вне диалога. Педагог организует диалог в группах в «со-бытийной общности», выявляющий смысл и ценность исследуемого, создающий ситуации осмысления, рефлексии познаваемого, самопознания и самоизменения, в атмосфере свободы выбора пути решения, сотрудничества, уважения другого мнения, партнерских отношений с руководителем группы (педагогом, тьютором).

Прогнозируемые результаты

Выпускник программы «Природа глазами души»:

Владеет экологической культурой мышления, знает законы природы, способен провести экологический мониторинг, прогнозирует антропогенные воздействия на природу, анализирует последствия и способен предотвратить экологическую катастрофу.

Умеет наблюдать природу, проводить исследования, понимает Природу;

В течение всей жизни неравнодушный человек, принимает активное участие в экологической деятельности, природоохранных акциях. Создает Свой Дом и живет в нем не нарушая Законов Природы и общества.

Все участники образовательного процесса участвуют в учебно-исследовательской деятельности и выступают на районной научно-практической конференции.

20% выпускников изберут своей профессией лесную и педагогическую специальность по программному направлению деятельности.

Обучение по данной программе предоставляет учащимся возможность овладеть различными общеучебными умениями и обобщенными способами деятельности. Приоритетными являются:


  • Приемы элементарной исследовательской деятельности;

Способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);


  • Коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);


  • Способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).

Учебно-тематическое планирование

Первого года обучения рассчитано на 144 часа, (т.е. 4 час в неделю для детей 9-10 лет - это 4 занятия по 45 минут).

Второго - четвертого годов обучения рассчитано на 216 часов (т.е. 6 часа в неделю для обучения это 6 занятий по 45 минут)

Структура учебного курса

Раздел, тема

Количество часов


Растительные организмы

2


Папоротники, хвощи, плауны.

14


Лишайники, грибы

36


Высшие растения

164е номера концерта были посвящены учителям.ованных учащимися школы.Все номера1818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818181818


Систематика растений

48


Растения леса

50


Лекарственные растения

26


Ядовитые растения

14


Сорные растения

10

2 год обучения


Тематический план второго года обучения


тема

кол-во часов

результат

примечание

Общее

теория

практика

1

Растительные организмы

2

1

1

Определение для ребят мотивации занятий в программе «Дети природы»

Постановка цели и задач. Экскурсия в краеведческий музей.

2

Папоротники, хвощи, плауны.

14

2

12

Знают папоротники, хвощи и плауны Курагинского района.

Выявлены виды, занесенные в красную книгу Красноярского края, России.

Создание электронного атласа «Растения моей Малой Родины».

Коллекция лишайников, шляпочных грибов, грибов-паразитов.

Гербаризация растений различных семейств.

3

Лишайники, грибы

36

4

22

Знают лишайники и грибы Курагинского района. дети знают где произрастают различные виды грибов, узнают в природе ядовитые грибы.

4

Высшие растения

16

1

15

Дети умеют распознавать высшие растения в природе

5

Систематика растений

48

4

44

Ребята умеют работать с определителем растений;

Выявление видового состава растений, количества семейств растений на территории.

6

Растения леса

50

4

46

Знают растительные организмы леса различных лесных сообществ.

7

Лекарственные растения

26

2

24

Дети умеют использовать лекарственные растения в повседневной жизни. Составлять Фиточаи.

8

Ядовитые растения

14

1

13

Дети умеют распознавать ядовитые растения;

9

Сорные растения.

10

1

9

Дети знают биологию и особенности распространения.


итого

216

20

196


Содержание

Вводное занятие Растительные организмы. Общая характеристика. Экскурсия в краеведческий музей.

Папоротники, хвощи, плауны. Общая характеристика. Определение видового состава. Значение. Красная книга.

Лишайники, грибы Общая характеристика. Определение видового состава. Значение.

Высшие растения Основы морфологии растений строение растения. Органы растения практические работы: Корень и его видоизменения. Стебель: побег и его видоизменения. Типы ветвления побегов, части побега и его видоизменения. Лист и его видоизменения. Листорасположение. Цветок и соцветие.

Систематика растений Понятие систематики растений. Зарождение ботаники. Эпоха травников. Ботанические сады. Система К.Линнея. Современные системы классификации растений.

Растения леса Экскурсия «Биогеоценоз смешанного леса» (понятие биогеоценоз, жизненные формы растений, ярусность леса). Практические работы: Видовое разнообразие высших цветковых растений леса. (Фотографирование растений в естественной среде, сбор растений, определение с помощью определителя, зарисовка растения, гербаризация растения); Видовое разнообразие высших цветковых растений семейства Розоцветных (Фотографирование растений в естественной среде, сбор растений, определение с помощью определителя, зарисовка растения, гербаризация растения); (Изучение видового состава деревьев и кустарников. Фотографирование. Определение. Гербаризация побегов.); Изучение видового состава редких растений (Фотографирование. Зарисовка. Определение растений.);

Лекарственные растения Практическая работа: Изучение видового состава лекарственных растений (Фотографирование растений в естественной среде, сбор растений, определение с помощью определителя, зарисовка растения, гербаризация растения);

Ядовитые растения Практическая работа: Изучение видового состава ядовитых растений (Фотографирование растений в естественной среде, сбор растений, определение с помощью определителя, зарисовка растения, гербаризация растения); Экологические игры «Вопросы - загадки», «Ядовит - не ядовит», «Кто полезен» Ролевая игра Суд над ядовитыми растениями.

Сорные растения Практическая работа: Изучение видового состава сорных растений (Фотографирование растений в естественной среде, сбор растений, определение с помощью определителя, зарисовка растения, гербаризация растения);

Волонтерская работа на природных объектах.









Тематическое планирование второго года обучения

дата

Тема

Количество часов

ЗУН

УУД

теории

практики

Растительные организмы - 2 часа

1

Кто такие растения?

1


Определение «растение», правила безопасного поведения на уроке.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений

2

Виртуальная экскурсия в растительный мир.


1

Основные систематические группы растений

Самостоятельно

Формулировать цель урока, высказывать свою точку зрения

Папоротники, хвощи, плауны - 14 часов

3

Знакомство с папоротниками, хвощами и плаунами

2


Основные отличительные особенности папоротников, хвощей и плаунов, анализировать информацию






Поиск необходимой информации в справочных изданиях; подготовка компьютерной презентации в поддержку устного выступления

4

Работа по созданию электронного атласа «Папоротники моего села»


6

Выделять главное, анализировать информацию

Умение создавать электронную презентацию

5

Игра «Я - эрудит»


1


6

Экскурсия в Кордовский бор. Фотогербарий хвощей.


3

Умение находить хвощи среди других растений; создавать фотогербарий

7

Создание презентации «Хвощи нашего села»


2

Умение создавать электронную презентацию

Лишайники, грибы - 36 часов

8

«Удивительные организмы - лишайники»

1


Иметь представление о лишайниках


9

Строение и размножение.

1


Знать основные способы размножения лишайников, строение


10

Роль в природе и их использование

1


Знать роль лишайников в природе


11

Типы лишайников


1

Уметь различать лишайники по типу таллома


12

Сбор гербария лишайников Кордовского бора


2

Уметь собирать гербарий лишайников


13

Определение видового состава собранных лишайников


5

Уметь определять вид лишайника


14

Оформление коллекции лишайников


2

Иметь представления оформления коллекции лишайников


15

Использование лишайников в качестве биоиндикаторов загрязнения


4

Знать основные положения методики использования лишайников в качестве биоиндикаторов


16

Гриб - это животное или растение?

1


Знать отличительные особенности царства грибов


17

Классы грибов: фикомицеты, сумчатые грибы, базидиальные грибы.


3

Уметь классифицировать грибы


18

Роль грибов в природе и жизни человека.


1

Знать роль грибов в жизни человека


19

Съедобные и несъедобные грибы


2

Иметь представления о съедобных и несъедобных грибах своей местности


20

Грибы нашего леса


2

Уметь узнавать грибы своей местности


21

Ядовитые грибы


2



22

Первая помощь при отравлении грибами



1



23

Изучение видового состава и численности грибов


2



24

Загадка плесени


2



25

Викторина «Грибы нашей местности»


1



26

Конкурс рисунков «Грибы и лишайники нашего села»


2



Высшие растения - 16 часов


Общее знакомство с высшими растениями

1





Основы морфологии растений строение растения.


2




Органы растения практические работы: Корень и его видоизменения.


2




Стебель: побег и его видоизменения.


2




Типы ветвления побегов, части побега и его видоизменения.


2




Лист и его видоизменения.


2




Листорасположение


1




Цветок и соцветие.



2




Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»


1




Брей-ринг «Назови растение»


1





Систематика растений - 48 часов


Зарождение ботаники. Эпоха травников

1





Первые ботанические сады

1





Систематика растений. Система К.Линнея.

1





Семейства растений. Принципы выделения.

1





Отдел Покрытосеменные. Семейство Лютиковые

Морфологические особенности представителей Лютиковых.


1




Формула цветка.


1




Представители


2




Редкие виды Значение


1




Отдел Покрытосеменные. Семейство Розоцветные



1




Морфологические особенности.


1




Формула цветка.


1




Типы плодов.


1




Представители


2




Редкие виды. Значение.


1




Семейство Бобовые

Морфологические особенности.


1




Формула цветка


1




Представители


2




Редкие виды. Значение.


1




Семейство Крестоцветные

Морфологические особенности


1




Формула цветка.


1




Представители: пастушья сумка, сурепка и другие.


2




Значение. Редкие виды.


1




Семейство Зонтичные

Морфологические особенности.


1




Формула цветка.


1




Представители: тмин, вех ядовитый, дягиль и другие.


2




Значение. Редкие виды.


1




Семейство Сложноцветные

Морфологические особенности.


1




Формула цветка


1




Представители: одуванчик, василек и другие.


2




Редкие виды. Значение


1




Семейство Лилейные

Морфологические особенности.


1




Формула цветка


1




Представители: лук желтый, чеснок и другие


2




Редкие виды. Значение.


1




Семейство Мятликовые

Морфологические особенности


1




Формула цветка


1




Представители: пырей, ежа сборная, щучка, ковыль и другие. Значение


2




Правила составления гербария. Работа с определителем


2




Геоботаническое описание местности


1



Растения леса - 50 часов


Краткие сведения о лесе, его строении и роли в окружающей среде.

1





Понятие биогеоценоза

1





Жизненные формы растений, ярусность леса

1





Определение растений с помощью определителя.


3




Предотвращение лесом парникового эффекта.


2




Лес - как экосистема


1





Типы лесов.


2




Растения, формирующие лес.


3









Биология лесных деревьев и кустарников.



4




Определение деревьев и кустарников по безлиственным побегам



3




Травянистые растения леса


3




Определение цветковых растений.



3




Определение шишек, плодов и семян.


2




Приспособляемость различных видов растений к условиям обитания.



4




Изучение видового состава редких растений


3




Леса-лёгкие Земли


2




Социологическое исследование на тему: «Значение леса для моей семьи».



2




«Определение видового разнообразия растительности ближайшего леса».



2




«Лес и деятельность человека».


2




Использование леса


2




Вредители леса и его болезни.


2




Охрана лесов


2



Лекарственные растения - 26 часов


Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные

1





Биологически активные вещества лекарственных растений

1





Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса.


2




Лекарственные растения луга


2





Растения у нас под ногами


2




Выявление характерных признаков лекарственных растений


1




Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры


2




Плодовые культуры


2




Полевые культуры


2




Цветочно-декоративные растения


2




Комнатные растения


2




Сбор и хранение лекарственного сырья


3




Использование лекарственного сырья. Составы сборов


4



Ядовитые растения - 14 часов


Понятие ядовитых растений

1





Ядовитые вещества растений. Классификация


2









Практическая работа: Изучение видового состава ядовитых растений своей местности. Зарисовка


4




Экологическая игра «Ядовит, не ядовит»


1




Проведение школьного конкурса рисунков «Ядовитые растения нашего села»


2




Брей-ринг «Знаешь ли ты опасные растения»


1




Ролевая игра Суд над ядовитыми растениями.


1




Мастер-класс «Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями»


2



Сорные растения - 10 часов


Общие сведения. Сорные растения как часть растительного покрова суши

1





Основные экологические особенности сорных растений



1




Группы сорняков по отношению к водному режиму


2




Группы сорной растительности, требующие различной степени освещенности


2




Агробиологические методы борьбы с сорной растительностью


1




Очистка полей от сорняков методом истощения, удушения, перегара и вымораживания






Выявление степени зараженности различных агроценозов определенным типом сорной растительности.


2









Учебно-методические средства обучения

Литература

Для учителя

Для ученика

1. А. И. Тарасов. «Эколого-ботанические экскурсии в природу» (Учебно - методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х - М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.

2. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.

3. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. - 106 с.

  1. 4.Экологическое воспитание дошкольников, Практическое пособие, М.:АРКТИ, 2003г.

5.Шпотова Т.В. игровая экология М.: ИсарМосква., часть 1 и 2., 1998г

6.Шишикин А.С. и др. Лесная экология, Красноярск, Сиб ГТУ, 2001г

1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. - 106 с. Ил.

2. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 - 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 - 223 с., ил.

3. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. - 704 с.



18

© 2010-2022