• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока: «Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях опорно-двигательной системы»

Конспект урока: «Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях опорно-двигательной системы»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Гимназия№1имени К.И.Щелкина

План - конспект урока биологии в 8 классе.

Тема: «Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях опорно- двигательной системы».

Методические цели и задачи:


  • Обучающие: Обеспечить усвоение обучающимися знаний о возможных заболеваниях опорно - двигательной системы и их профилактики. Показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Познакомить учащихся с правилами профилактики нарушений осанки.

  • Развивающие: Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, проводить анализ, делать выводы развивая мышление обучающихся. Формировать умения работать с компьютером, используя презентации.

  • Воспитательная: Воспитывать разумное отношение к своему здоровью как самой большой ценности нашего общества.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Ролевая игра с элементами информационной технологии.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, диск с презентациями, карточки визитки докторов, газета «Санитарный вестник».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Активизация знаний учащихся.

  3. Изучение нового материала. (телепрограмма «Планета здоровья»)

  4. Закрепление. (Творческие задания работа в группах).

  5. Подведение итогов работы групп.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход работы:


  1. Организационный момент.

- приветствие

- подготовка аудитории к работе

- наличие учащихся

2. Активизирующее начало.

Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Дети: 1. Познакомиться с заболеваниями опорно - двигательной системы.

  1. Изучить меры профилактики этих заболеваний.

  2. Познакомиться с приёмами оказания первой помощи.

Учитель: План нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

  2. Творческая работа.

  3. Закрепление.

  4. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы разделились на группы. У каждого на столе индивидуальные листочки, где вы отметите в начале урока, а затем в конце с каким настроением пришли и уходите с урока и ответите на ряд вопросов которые тоже у вас на столах.

На столах у вас по 1 листочку, чтобы зафиксировать результаты работы групп. На нём вы должны отметить:

  • Самооценку

  • Оценку группы

  • Оценка учителя

  • Итоговая оценка

3.Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня у нас не простой урок. Вы сегодня гости телепрограммы. Я представляю ведущую программы это Мещерякова Татьяна слово Татьяне.

Ведущая: Здравствуйте уважаемые гости студии! Я вас приветствую на программе «Планета Здоровья»! Сегодня мы собрались на нашей программе, чтобы поговорить о заболеваниях, профилактике и доврачебной помощи при повреждениях опорно - двигательной системы. Помогут нам гости студии это светила медицины :

Доктор-физиотерапевт …………………

Доктор - педиатр…………………..

Доктор - травматолог - ортопед……………….

Ребята вы не просто слушайте наших гостей, а делаете записи в тетради чтобы ответить на мой вопросы и решить творческие задания которые вы будите, выполнять работая в группах.

Ведущая: Я хочу обратиться к доктору физиотерапевту перед вами гости студии -ребята которым по 14 -15 лет скоро они вырастут и станут красивыми и стройными юношами и девушками и всех их интересует как сформировать правильную осанку, какие нарушения осанки чаще встречаются и что надо делать для её профилактики. Пожалуйста, вам слово.

Выступление доктора физиотерапевта:

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы, которые формируются в детские годы. Важной задачей является формирование правильной осанки. Осанка - это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах.

Каково же значение правильной осанки? Очень велико! При ней для всех внутренних органов создаются наиболее благоприятные условия функционирования, т.е. работы, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна для здоровья, работоспособности, внешнего вида. Часто встречаются такие нарушения осанки, как лордоз наблюдается в поясничном отделе позвоночника, сопровождается деформацией позвоночника, приводит к опущению внутренних органов, а в последствии к нарушению их работы, следующее нарушение осанки это сколиоз это боковое искривление позвоночника сопровождающееся изменением формы грудной клетки и приводящее к изменению положения внутренних органов и их функций особое отличие сколиоза это когда одно плечо выше другого, и последний тип нарушений осанки это сутулость - это дугообразный кифоз, кифоз так же может быть угловым называется он горбом. Сутулость - приводит к увеличению шейного изгиба позвоночника, поясничный сглажен, плечи опущены и сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги согнуты в коленях. А это приводит к затруднению работы сердца и легких, к недостаточному снабжения организма кислородом, вызывает повышенную утомляемость и раздражимость. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо формировать.

  • Регулярные физические упражнения различных групп мышц, суставов и связок способствуют наилучшему развитию опорно-двигательного аппарата.

  • В целом регулярные упражнения имеют развивающий, совершенствующий, предупреждающий и исправляющий характер, они позволяют: не только предотвращать, но исправлять дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость, дают возможность совершенствовать слабо развитые группы мышц.

  • Воспитывать правильную осанку т. е. ходить и стоять прямо - приучить себя постоянно сводить лопатки вместе и высоко держать голову.

  • Важное значение имеют своевременное и полноценное питание, свежий воздух, а так же закаливающие процедуры.

Для профилактики нарушений осанки я хочу вам посоветовать придерживаться в течение жизни ряда гигиенических правил.

Перечисление правил.

  1. Физические упражнения надо начинать с легких, постепенно усложняя их.

  2. Движения выполнять надо с одинаковой нагрузкой в обе стороны.

  3. В перерыве между упражнениями надо расслаблять мышцы.

  4. При подъеме груза необходимо распределить тяжесть равномерно на весь опорно-двигательный аппарат.

  5. Груз надо поднимать с прямой спиной.

  6. Держать груз надо близко к телу, а поднимать его следует используя силу ног.

Так как вы школьники и сидите часто за партой в школе, дома за столом, поэтому туловище сидя надо держать прямо, голову лишь немного наклонить вперед. Между грудью и партой должно быть пространство в 3-4 см., предплечья должны свободно лежать на столе, ноги согнуты под прямым углом. Желаю вам здоровья!

Ведущая: В последнее время мы часто встречаемся с такими понятиями как гиподинамия и плоскостопие что это за заболевания каковы причины их возникновения и меры профилактики? С этим вопросом я хочу обратиться к доктору педиатру. Пожалуйста, вам слово.

Выступление доктора педиатра:

Наш век - это эпоха научно - технической революции и привел он к уменьшению доли научного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии - это понижение двигательной активности. В чем вред гиподинамии. Снижение физических нагрузок приводит к слабости скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно - сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, нарушение кровообращения, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускорение процессов старения организма.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в детском возрасте. Плоскостопие - проявляется в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях и голени и приводит к изменениям походки.

Причины возникновения плоскостопия:

  1. Ношение тесной обуви.

  2. Ношение неудобной обуви.

  3. Ношение туфель на каблуке.

  4. При перегрузках стопы.

  5. Травмы стопы, голеностопного сустава

Каковы же меры профилактики плоскостопия?

  1. Обувь следует носить с задником и со шнуровкой.

  2. Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.

  3. Надо следить за правильной походкой.

  4. Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут.

  5. Необходимо следить за осанкой.

  6. Полезно ходить босиком .

  7. Мышечно - связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия физкультурой.

Ведущая: Как известно все ребята большие непоседы и травмы возникают у них не редко. Как распознать ушибы, растяжения связок и переломы и оказать первую доврачебную помощь? С этим вопросом я обращаюсь к нашему гостю доктору травмотологу - ортопеду. Пожалуйста, вам слово.

Выступление доктора травмотолога - ортопеда.

Травмы у учащихся бывают, к сожалению нередко. В большинстве случаев это ушибы различных частей тела, растяжение связок, но встречаются также и переломы конечностей. Я остановлюсь на вопросах оказания первой доврачебной помощи, которую вы можете оказать пострадавшему. Итак, ушибам чаще подвергаются конечности и голова. Как распознать ушиб. На месте ушиба появляется боль, кровоподтек и припухлость вследствие отека ткани. Что же надо делать.

  1. На место поражения наложить холод.

  2. Через 30-40 мин. наложить давящую повязку.

  3. Обратиться за медицинской помощью.

Растяжение связок чаще происходит в голеностопном или лучезапястном суставе. Как распознать растяжение связок. В области сустава возникает боль, припухлость, иногда синюшный отёк а и движение в нем затруднены. Что надо делать:

  1. К поврежденному месту приложить холод.

  2. Тугая повязка для обеспечения неподвижности.

  3. Вызвать медицинскую помощь.

Как распознать перелом - в месте повреждения возникает сильная боль, усиливающаяся при прикосновении, движения становятся невозможными. Конечности ненормально подвижные, если перелом открытый, то из раны торчат кости, течет кровь. Что надо делать:

1. Обеспечить неподвижность кости в месте перелома.

2. Наложение шины (палка, доска).

3. Рана покрывается ватно-марлевой повязкой.

4. Шина через ткань прибинтовывается к телу.

5.Медицинская помощь, если необходимо остановить кровотечение.

4. Закрепление.

Учитель: Я хочу поблагодарить наших гостей за интересные выступления и ведущую программы «Планета Здоровья» Альбину Кузьмичёву. Сейчас мы переходим к следующему этапу урока к выполнению творческих заданий. Вы разделены на группы каждая группа получили творческое задание ,прочтите его внимательно и ответьте на вопросы. На выполнение задания даю вам 5 минуты, затем мы с нашеми гостями вас послушаем.

Творческое задание 1 группы.

Одиннадцатиклассница Аня на

улице встретилась со старой школьной подругой Машей, которую не видела 3 года. Маша шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…..Маша так изменилась, что Аня не узнала её сразу.


  • Вопрос 1. Что такое осанка?

  1. Положение туловища при движении.

  2. Положение головы и туловища при движении.

  3. Умение обеспечивающее сохранение привычного положения тела.

  4. Постановка ног при движении.

Ответ: 1-3.

Дополнительный вопрос: Каково значение осанки?

Ответ: Создаёт благоприятные условия для работы внутренних органов.


  • Вопрос 2.Как вы считаете ,чем отличается костно - мышечная система молодого человека от взрослого?

    1. Нет, не отличается.

    2. Отличается не существенно.

    3. Отличается существенно:

а) менее крепка и тверда;

б) более крепка и тверда;

в) менее гибка;

г) более гибкая;

д) легче поддаётся искривлениям;

е) ещё не сформирована.

Ответ: 2-а); г); д); е).

Дополнительный вопрос: Что вы должны делать для формирования правильной осанки? Ответ: Физ. зарядку, физ.трудиться и т. д.

Вопрос 3. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

  1. Нет, не влияет.

  2. Влияет не существенно.

  3. Сильно влияет на

А) фигуру

Б) общий облик

В) походку

Г)делает человека малопривлекательным.

Ответ: 3 - А;Б;В;Г.

Творческое задание 2 группы.

В старших классах ученик Анатолий увлекался математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую он постоянно носил с собой (чаще в правой руке). Однажды на занятиях физкультуры Анатолий пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо у него значительно ниже левого, и порекомендовал ему обратиться к врачу. Анатолий последовал его совету.

Вопрос 1.Как вы считаете, какой вид нарушения осанки отметил врач у подростка?

  1. Сутулость

  2. Лордоз

  3. Сколиоз

  4. Кифоз

Ответ: 1 - 3

Дополнительный вопрос: Какие нарушения осанки вам известны ,как они влияют на здоровье?

Ответ: кифоз (сутулость), лордоз они приводят к нарушению О. Д. С.и вызывают затруднения в работе внутренних органов и т. д..

Вопрос 2. Что могло стать в данном случае причиной искривления позвоночника такого вида?

  1. Малоподвижный образ жизни.

  2. Нерациональное питание.

  3. Неправильная осанка вследствие

А) постоянного ношения тяжести в одной руке;

Б) привычки, стоя, опираться на одну ногу.

  1. Переутомление.

Ответ: 2 - 3А)

Дополнительный вопрос: Какие гигиенические правила необходимо соблюдать для профилактики нарушений осанки?

(перечислить 6 правил)

Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника?

  1. Усиленное питание

  2. Избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела например руку

  3. Постоянно контролировать свою осанку

  4. Заниматься физкультурой

Ответ: 3 - 2,3,4.

Творческое задание 3 группы.

На день рождения подруги школьница 16-ти лет Лариса пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из -за боли в ногах, Ларисе пришлось от танцев отказаться и повести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Вопрос 1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Ларисы?

  1. Дальнее расстояние, которое она прошла

  2. Туфли на высоком каблуке

  3. Продолжительные танцы.

Ответ: 1 - 2.

Дополнительный вопрос: К какому заболеванию может привести ношение туфель на каблуке?

Ответ: плоскостопию.

Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?

  1. Да, но несущественно (только усталость и боль в ногах)

  2. Может существенно ухудшить: а) походку;

б) осанку.

Ответ:2 - 2б).

Дополнительный вопрос: Какие причины плоскостопия вам ещё известны?

Ответ: Ношение тесной обуви,

Ношение неудобной обуви

Перегрузка стопы.

Вопрос 3. Какие из предложенных мер помогут Ларисе в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?

  1. Правильно подобранная обувь

  2. Тренировка хождение на каблуках

  3. Ношение обуви без каблуков

  4. Тренировка хождения на дальние расстояния.

Ответ: 3 - 1


Проверка творческих заданий.


5. Подведение итогов работы групп.

Ребята прошу вас выставить оценки на листочках работы группы и сдать их мне.

Выставление оценок учителем.

6. Рефлексия.

Затем вы возьмите индивидуальные листочки и отметьте ваше настроение и ответьте на вопросы:

Я - как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой.

Мы - насколько комфортно мне работалось в малой группе, я помогал товарищам, они помогали мне, у меня были затруднения с группой.

Дело - я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен); в чем затруднился.

Понравилась ли вам такая форма урока, чем понравилась?

7. Домашнее задание.

Параграф 10 -16 повторять





Урок - ролевая игра с элементами информационной технологии.




Тема: «Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях

опорно - двигательной системы».



Учитель второй квалификационной категории -


Касьянова Валерия Викторовна



г. Белогорск

11

© 2010-2022