Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты

Эта тема для расширения знаний о культуре народов ханты. В этой работе говорится о народах севера, а конкретнее о народе ханты. Верхняя одежда хантов в конце 19-20 века была похожа, поэтому описание ее объединено. (Также в эту работу вошли ответы на вопросы как : какую территорию они занимают?, на каком языке говорят?,какой деятельностью занимаются? и конечно в какой одежде они ходят?) Т.к. они живут на территории с суровыми климатическими условиями, одежда народов севера очень рациональна и при...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ларьякская общеобразовательная средняя школа»



Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.



Составители:

учитель Я.В.Машунина,

редактор М.А.Прасина.




Ларьяк

Нижневартовский район

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2. Традиционная зимняя мужская одежда народа ханты.

3. Зимняя обувь.

4.Заключение

5.Список литературы













Малая Родина...

У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое,

если не сказать - всё.



Введение

Ханты (остяки) - один из многочисленных народов Сибири, населяющий большую территорию бассейна р. Оби и ее притоков. Границами их расселения на севере является устье Оби, на юге - р. Алимка, приток Иртыша, и на юго-востоке - р. Васьюган. Основная масса хантов сосредоточена в пределах Ханты-Мансийского национального округа, Тюменской области, но, кроме того, они живут на севере - в Ямало-Ненецком национальном округе и на юго-востоке в Нарымском округе.

Огромная территория расселения хантов и разные исторические условия создали разобщенность отдельных групп этой народности.

В лингвистических исследованиях ханты, по диалектной особенности их языка, обычно подразделяются на три группы: 1) северную, 2) южную и 3) восточную. В северную группу входят: обдорские, шурышкарские и казымские ханты; в южную - ханты Самаровского и Кондинского районов (среднее и нижнее течение р. Конды), низовья Иртыша и р. Назым; к восточной группе относятся сургутские ханты (р. Обь, Юган, р Пим; р. Тром-Юган, р. Аган) и ваховские. Промежуточное положение занимает диалект так называемых среднеобских хантов, живущих южнее Березова и севернее границ Самаровского района (Чемаши, Мулигорт, Нарыкары и т. д.).

По роду хозяйственной деятельности ханты - рыболовы, охотники и частично оленеводы.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей "одежды" он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Собственно, "изобретение" одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть "человеком со вкусом" древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме "модной" одеждой считалась туника - "безразмерная" рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда хантов складывалась веками.

Традиционная зимняя мужская одежда народа ханты.

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применялась ровдуга - замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге.

Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом - выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду - халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).

По покрою верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов. Имелись различные варианты покроя.

В мужской одежде хантов к . XIX - нач. XX в. Большую роль играла глухая одежда 2 -х видов - малица и кумыш.

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты. Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Малицу шили из шкур оленей мехом внутрь. На переднюю часть шла тонкая шкура с груди и шивота оленя. Капюшон делали из шкуры молодого оленя или из шкуры выдры, обладающей водоотталкивающими свойствами. Капюшон шили мехом наружу. По подолу пришивали широкую опушку. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха. Длинной она была ниже колен, но подпоясывалась так, чтобы достигать длины лишь до колена. При этом образовывался большой напуск - пазуха, куда складывали трубку, кисет с табаком и другие вещи, а также продукты. Чтобы достать что либо из этого хранилища , необходимо было энергичным движением стряхнуть рукав с руки втянув под мышку.

Пояс был особой деталью одежды. На нем висел нож, сумочка с оселком, огнивом или спичками, сюда же подвешивалась или затыкалась добытая пушнина. Малица подпоясывалась только поясом с пряжкой. На пояс помимо металлических подвесок, цепочек, подвешивались клыки медведя. Для хантов это имело не столько эстетическое, сколько сакральное и функциональное значение: клык медведя, как и упряжь, сделанная из шкуры этого животного, способна отпугивать злых духов; а если поскоблить зуб медведя на глубокую рану, то она быстрее заживет.

Для защиты от сырости на малицу обычно надевали рубаху из сатина, ситца или другого прочного материала. В холодное же время года при поездках на оленях поверх малицы мужчины надевали глухую одежду мехом наружу - кумыш. Характерным его украшением были кисточки из полосок меха и сукна, пришитые в ряд на спине. Особенно нарядным считалься белый кумыш. Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.











У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок.

Меховые шубы северные ханты украшали узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру. Узорные полосы располагали вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивали широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.

Восточные ханты украшали шубы ажурными, оловянными бляшками собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах, причем левая пола украшалась беднее правой или совсем не украшалась, так как при надевании шубы она закрывалась правой полой; затем одежда подпоясывалась.

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.



Зимняя обувь.



Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Зимнюю обувь в основном шили из камысов. Лосиные камусы ценились особо: они прочнее, на них не налипает снег. Местное русское название зимней обуви - «кисы». На Вахе голенище кисов соединялось с подошвой 3 союзок и составляло из 7 камусов. Вверху оно имело косой срез и обшивалось полоской сукна, здесь же пришивали бечевки для привязывания к поясу. Суконные полоски ярких тонов вшивались для украшения в швы на головке. Под коленом вшивали несколько поперечных полосок меха и сукна. Особенно нарядным считалься белый камус.

Особо следует отметить некоторые приемы пошива обуви. Это касается заготовок. Их предварительно развешивают над очагом так, чтобы они постоянно окуривались дымом. Прокопченная кожа долгое время сохраняет водонепроницаемость.

Подошву обуви, делали из щеток, камуса или шкур со лба оленя. Заметим, что последний материал использовался только в мужской обуви, а в женской был запрещен обычаем.

Чтобы утеплить ногу во время сильных морозов, коренные жители Сибири прибегают к принципу многослойности. Сначала на ногу мехом внутрь надевают длинные до паха меховые чулки - чижи. Поверх чижей - кисы. Между подошвой кисов и чижами обязательно прокладывают сухую траву, благодаря чему между ступней и снегом сохраняется необходимость теплозащитных зазор.

Мужчины отдельными повязками закрепляли обувь под коленом. Принято было завязывать подвязки спереди. Подвязки, как правило, были кистями.

У восточных хантов самый простой способ использования естественных материалов для защиты ног - привязывание к подошвам крыльев птиц. На Вахе подошвы обуви делали из шкур гагары, снятой чулком и обращенной перьями наружу.

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Заключение

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра - одна из национальных округов Тюменской области, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Народы Севера делились на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. Все детали оттачивались годами.

Одежда выполняла три основных требования:

- многофункциональность

- выражала статус человека

- подчеркивала красоту фигуры

Народы Севера любили использовать яркие цвета: сатин, сукно, шкуры животных, бисер. Это соответствовало их духу и обычаям.

Национальная одежда выражала вкус её создателей, их эстетические идеалы. Она представляла собой ценное культурное наследие.













Список литературы



  1. «Вахосвкие остяки» - М.Б.Шатилов

  2. «Путешествие к хантам» - У.Т.Сирелиус

  3. «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)» - В.И. Сподина

10


© 2010-2022