• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Бинарный урок как одна из форм интеграции дисциплин и реализации межпредметных связей Материалы XXXIV научно-практической конференции

Статья Бинарный урок как одна из форм интеграции дисциплин и реализации межпредметных связей Материалы XXXIV научно-практической конференции

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ



В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,

преподаватель биологии

Л. М. Карасева, преподаватель химии

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6» (ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)



Аннотация: В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий. В статье рассматриваются особенности бинарных уроков: этапы подготовки, структура бинарного занятия, значение интегрированных занятий.
Ключевые слова: интегрированный урок, бинарный урок, групповая работа, межпредметные связи, деятельностный подход.

Современные условия требуют новых подходов в реализации современных стандартов образования. И в тоже время имеющаяся методика обучения переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый - т.е. каждый ощущает, что происходит обновление образования [1].

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.
Интеграция - (лат. Integratio < integer целый) - объединение в целое каких- либо частей или элементов (сл. Ожёгова).

Бинарный урок - это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.

В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют два преподавателя.

Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, а также:

  • служат средством повышения мотивации изучаемых дисциплин;

  • создают условия для практического применения знаний;

  • развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;

  • развивают аналитические способности и изобретательность;

  • обладают огромным воспитательным потенциалом;

  • на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.

Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.

Урок по теме ведут два преподавателя, например, биологии и химии, которым необходимо примерно в равной степени представить изучаемый материал с разных точек зрения.

В изучаемых дисциплинах необходимо выделить близкие по содержанию темы. Значительную роль играют психологическая и методическая совместимость преподавателей, готовящих бинарное занятие.

Подготовка к проведению бинарных уроков выполняется в определённой последовательности:

  • анализируется фактический материал, который может служить темой урока;

  • определяется мотивация изучаемой темы;

  • учитывается объём и уровень знаний учащихся по дисциплинам;

  • выявляются межпредметные связи не только между изучаемыми дисциплинами, но и устанавливается взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального цикла;

  • выбирается наиболее рациональная форма занятия: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-игра, урок-исследование и т.д.

  • определяется тип занятия: урок изучения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, комбинированный урок [3].

Общая структура таких уроков включает:

  • вступление - постановка цели, задачи урока, актуализация опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;

  • основную часть - раскрытие содержания учебного материала;

  • заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

В ГБПОУ ДЗМ «МК №6» регулярно проводятся бинарные занятия по дисциплинам «Биология» и «Химия». Проанализировав содержание программ, были определены такие темы как «Белки», «Углеводы», «Жиры, липиды». Наиболее рациональной для преподавателей и интересной для студентов формой занятия была выбрана форма урока-игры с элементами урока-исследования. В ходе занятия студенты были распределены малыми группами. Групповая форма работы студентов наиболее применима и целесообразна при проведении практиче­ских работ, лабораторных и работ-практикумов по есте­ственно-научным дисциплинам. Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех зада­ния. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обраще­ние за советом друг к другу. В процессе групповой работы повышается интерес студентов к изучаемому материалу. Совместная работа сплачивает студентов, развивает чувство взаимопомощи, поддержки и коллективной ответственности за результат исследования. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполне­нием того же задания каждым учащимся индивидуально. Правильно органи­зованная групповая работа позволяет повысить результаты учебной деятельности студентов и расширить их представления об изучаемом материале [2].

В данной статье мы приводим конспект занятия по теме «Жиры. Липиды».

№ специальности: 34.02.01

Дисциплины: химия, биология

Количество часов: 2

Тема занятия: Жиры. Липиды.

Вид занятия: Урок комбинированный

Тип занятия6 бинарное

Курс: 0

Специальность: сестринское дело

Место проведения занятия: кабинет химии

Цели занятия:

  • обобщить и повторить знания о липидах (жирах) , полученные при изучении курса биологии;

  • расширить представления о жирах с точки зрения их химических свойств;

  • показать практическое значение липидов (жиров) в повседневной жизни человека и в медицине, продолжить формирование общих компетенций студентов и представлений о здоровом образе жизни.

Знать: состав, строение, классификацию липидов (жиров), роль их в организме и в повседневной жизни человека, химические свойства жиров.

Уметь: применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторных опытов, решения задач.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: математика, химия, биология.

Обеспечиваемые: фармакология, гигиена, физиология, патология.

Методы и приёмы обучения:

1) информационно-развивающие (беседа);

2) репродуктивные (работа с учебником и дополнительной литературой, пересказ, инструктаж, выполнение лабораторной работы по инструкции);

3) словесно - репродуктивные (выполнение тестовых заданий);

4) исследовательский, частично-поисковые (наблюдение);

Средства обучения:

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образцы продуктов и материалов, содержащих жиры.

Раздаточный материал: таблица «Функции жиров», тестовые задания, инструкция к лабораторной работе, лабораторное оборудование и реактивы.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Структура занятия


Элементы

занятия

Время

(хронометраж)

Деятельность

студентов

Деятельность преподавателя

1

Оргмомент

2 мин

Приготовление к началу занятия

Организация группы для проведения занятия. Д/З.

2

Мотивация

2 мин

Выслушивают сообщение преподавателя

Постановка целей и задач занятия

3

Актуализация опорных знаний

12 мин

Выступления студентов с сообщениями о строении и функции жиров с биологической точки зрения (с точки зрения ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, медицины)

Активизация студентов на изучение материала

4

Изучение нового материала

40 мин

Изучение химических свойств жиров. Выполнение лабораторной работы.

Объяснение материала, коррекция ответов, уточняющие вопросы. Анализ выполнения лабораторной работы.

5

Закрепление и обобщение изученного материала

20 мин

Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, выполнение упражнений и решение задач.

Проверка правильности выполнения заданий

6

Дискуссия «Роль жиров»

7 мин

Выступления студентов

Комментарии преподавателя

7

Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок.

7 мин

Обсуждение итогов занятия.

Комментарии преподавателя. Подведение итогов.

Бинарные уроки, проведённые в нашем колледже, показали, что они вызывают большой интерес как у студентов, так и у преподавателей. Такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами и помогают обучающимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку студентам предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике.

Список литературы:

  1. Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 2008.

  2. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007.

  3. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Гл. 11. / под. ред. С. А. Смирнова. М., 2000.

© 2010-2022