- Преподавателю
- Биология
- Статья Бинарный урок как одна из форм интеграции дисциплин и реализации межпредметных связей Материалы XXXIV научно-практической конференции
Статья Бинарный урок как одна из форм интеграции дисциплин и реализации межпредметных связей Материалы XXXIV научно-практической конференции
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Овчаренко В.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,
преподаватель биологии
Л. М. Карасева, преподаватель химии
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6» (ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)
Аннотация: В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий. В статье рассматриваются особенности бинарных уроков: этапы подготовки, структура бинарного занятия, значение интегрированных занятий.
Ключевые слова: интегрированный урок, бинарный урок, групповая работа, межпредметные связи, деятельностный подход.
Современные условия требуют новых подходов в реализации современных стандартов образования. И в тоже время имеющаяся методика обучения переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.
Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый - т.е. каждый ощущает, что происходит обновление образования [1].
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.
Интеграция - (лат. Integratio < integer целый) - объединение в целое каких- либо частей или элементов (сл. Ожёгова).
Бинарный урок - это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют два преподавателя.
Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, а также:
-
служат средством повышения мотивации изучаемых дисциплин;
-
создают условия для практического применения знаний;
-
развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
-
развивают аналитические способности и изобретательность;
-
обладают огромным воспитательным потенциалом;
-
на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.
Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.
Урок по теме ведут два преподавателя, например, биологии и химии, которым необходимо примерно в равной степени представить изучаемый материал с разных точек зрения.
В изучаемых дисциплинах необходимо выделить близкие по содержанию темы. Значительную роль играют психологическая и методическая совместимость преподавателей, готовящих бинарное занятие.
Подготовка к проведению бинарных уроков выполняется в определённой последовательности:
-
анализируется фактический материал, который может служить темой урока;
-
определяется мотивация изучаемой темы;
-
учитывается объём и уровень знаний учащихся по дисциплинам;
-
выявляются межпредметные связи не только между изучаемыми дисциплинами, но и устанавливается взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального цикла;
-
выбирается наиболее рациональная форма занятия: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-игра, урок-исследование и т.д.
-
определяется тип занятия: урок изучения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, комбинированный урок [3].
Общая структура таких уроков включает:
-
вступление - постановка цели, задачи урока, актуализация опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
-
основную часть - раскрытие содержания учебного материала;
-
заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.
В ГБПОУ ДЗМ «МК №6» регулярно проводятся бинарные занятия по дисциплинам «Биология» и «Химия». Проанализировав содержание программ, были определены такие темы как «Белки», «Углеводы», «Жиры, липиды». Наиболее рациональной для преподавателей и интересной для студентов формой занятия была выбрана форма урока-игры с элементами урока-исследования. В ходе занятия студенты были распределены малыми группами. Групповая форма работы студентов наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным дисциплинам. Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. В процессе групповой работы повышается интерес студентов к изучаемому материалу. Совместная работа сплачивает студентов, развивает чувство взаимопомощи, поддержки и коллективной ответственности за результат исследования. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Правильно организованная групповая работа позволяет повысить результаты учебной деятельности студентов и расширить их представления об изучаемом материале [2].
В данной статье мы приводим конспект занятия по теме «Жиры. Липиды».
№ специальности: 34.02.01
Дисциплины: химия, биология
Количество часов: 2
Тема занятия: Жиры. Липиды.
Вид занятия: Урок комбинированный
Тип занятия6 бинарное
Курс: 0
Специальность: сестринское дело
Место проведения занятия: кабинет химии
Цели занятия:
-
обобщить и повторить знания о липидах (жирах) , полученные при изучении курса биологии;
-
расширить представления о жирах с точки зрения их химических свойств;
-
показать практическое значение липидов (жиров) в повседневной жизни человека и в медицине, продолжить формирование общих компетенций студентов и представлений о здоровом образе жизни.
Знать: состав, строение, классификацию липидов (жиров), роль их в организме и в повседневной жизни человека, химические свойства жиров.
Уметь: применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторных опытов, решения задач.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: математика, химия, биология.
Обеспечиваемые: фармакология, гигиена, физиология, патология.
Методы и приёмы обучения:
1) информационно-развивающие (беседа);
2) репродуктивные (работа с учебником и дополнительной литературой, пересказ, инструктаж, выполнение лабораторной работы по инструкции);
3) словесно - репродуктивные (выполнение тестовых заданий);
4) исследовательский, частично-поисковые (наблюдение);
Средства обучения:
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образцы продуктов и материалов, содержащих жиры.
Раздаточный материал: таблица «Функции жиров», тестовые задания, инструкция к лабораторной работе, лабораторное оборудование и реактивы.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Структура занятия
№
Элементы
занятия
Время
(хронометраж)
Деятельность
студентов
Деятельность преподавателя
1
Оргмомент
2 мин
Приготовление к началу занятия
Организация группы для проведения занятия. Д/З.
2
Мотивация
2 мин
Выслушивают сообщение преподавателя
Постановка целей и задач занятия
3
Актуализация опорных знаний
12 мин
Выступления студентов с сообщениями о строении и функции жиров с биологической точки зрения (с точки зрения ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, медицины)
Активизация студентов на изучение материала
4
Изучение нового материала
40 мин
Изучение химических свойств жиров. Выполнение лабораторной работы.
Объяснение материала, коррекция ответов, уточняющие вопросы. Анализ выполнения лабораторной работы.
5
Закрепление и обобщение изученного материала
20 мин
Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, выполнение упражнений и решение задач.
Проверка правильности выполнения заданий
6
Дискуссия «Роль жиров»
7 мин
Выступления студентов
Комментарии преподавателя
7
Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок.
7 мин
Обсуждение итогов занятия.
Комментарии преподавателя. Подведение итогов.
Бинарные уроки, проведённые в нашем колледже, показали, что они вызывают большой интерес как у студентов, так и у преподавателей. Такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами и помогают обучающимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку студентам предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике.
Список литературы:
-
Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 2008.
-
Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007.
-
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Гл. 11. / под. ред. С. А. Смирнова. М., 2000.