- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии Элективный курс по биологии 10-11 класс
Рабочая программа по биологии Элективный курс по биологии 10-11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Доболева Е.А. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс по биологии 10-11 класс по биологии
« Подготовка к ЕГЭ» .
Учитель МБОУ СОШ №2 Доболева Е.А.
2015-2016 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 10 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на два года, всего 68 часов (34 часа в 10 кл и 34 часа в 11 кл).
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний - в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год.
Итого, полный курс включает 68 часов, из них 46 часов теории и 12 часов практики (из них в 10 кл - 29 теории и 5 практики и в 11 кл - 27 часов теории и 7 часов практики).
Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 10-11 класса.
Задачи:
-
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
-
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);
-
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
-
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технолог
-
ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Тема 1 «Многообразие организмов» ( 10 класс)
16
-
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
1
-
Многообразие форм жизни.
2
-
Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли
2
-
Растения
4
-
Беспозвоночные животные
3
-
Позвоночные животные
4
Тема 2 «Клетка как биологическая система»
18
-
Клеточная теория. Химический состав клеток.
2
-
Клеточный уровень организации жизни
2
-
Наследственный аппарат клеток - хранитель генетической информации
2
-
Способы передачи генетической информации
4
-
Реализация генетической информации
4
-
Клеточный метаболизм
4
Итого
34
Тема3 «Человек и его здоровье»
15
1.Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы
2
-
Внутренняя среда организма человека
4
-
Метаболические системы организма человека
3
-
Репродуктивный аппарат человека
2
-
Системы регуляции функций организма
3
-
ВНД человека. Организм человека как единое целое
1
Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»
15
-
Закономерности наследственности
(популяционно-видовой уровень жизни)
4
-
Закономерности изменчивости
3
-
Основы селекции и биотехнологии
3
-
Развитие эволюционных представлений в биологии.
3
-
Синтетическая теория эволюции.
2
Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности»
2
-
Экология организмов. Сообщества живых организмов
1
-
Экосистемы. Основа охраны природы
1
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ»
2
Итого
34 час
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Темы занятий (10 класс)
1
Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.)
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.)
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты.
2
Многообразие форм жизни.(2 ч.)
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.
3
Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.)
Низшие жизненные формы - нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
4
Растения (4 ч.)
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
5
Беспозвоночные животные (3 ч.)
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.
6
Позвоночные животные (4 ч.)
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
7
Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки - белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
8
Клеточный уровень организации жизни (2 ч)
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет - принципы организации, функции в клетке.
9
Наследственный аппарат клеток - хранитель генетической информации (2 ч)
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген - носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.
10
Способы передачи генетической информации (4 ч)
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса
11
Реализация генетической информации (4 ч)
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.
12
Клеточный метаболизм (4 ч)
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.
Темы занятий ( 11 класс)
13
Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (2ч)
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.
14
Внутренняя среда организма человека (4 ч)
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
15
Метаболические системы организма человека (3 ч)
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.
16
Репродуктивный аппарат человека (2 ч)
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
17
Системы регуляции функций организма (3 ч)
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.
18
ВНД человека. Организм человека как единое целое (1 ч)
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.
19
Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (15 ч) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч). Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
20
Закономерности изменчивости (3 ч)
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
21
Основы селекции и биотехнологии (3 ч) Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы
22
Развитие эволюционных представлений в биологии.(3 ч)
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.
23
Синтетическая теория эволюции.(2 ч)
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция - форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.
24
Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 ч)
Экология организмов. Сообщества живых организмов (1 ч)
Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.
25
Экосистемы. Основа охраны природы (1 ч)
Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.
26
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (2 ч)
Поурочное планирование
10 класс
№ п/п
№ заня-тия по теме
Содержание
Коли-чество часов
I. «Многообразие организмов»
16
1.1Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере
1
Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы.
1.2 Многообразие форм жизни
2
Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни.
1.3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли
2
Низшие жизненные формы. Протисты, грибы.
Лишайники, водоросли.
1.4 Растения
4
Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
Ткани и органы высших растений
Основные семейства цветковых растений.
Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения»
1.5 Животные. Беспозвоночные
3
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных.
Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.
Моллюски. Членистоногие.
1.6 Животные. Позвоночные
4
Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.
№ п/п
№ заня-тия по теме
Содержание
Коли-чество часов
Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся
Характеристика классов Птицы, Млекопитающие.
Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные»
II. «Клетка как биологическая система»
17
2.1 Клеточная теория. Химический состав клеток.
2
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки.
Органические вещества клетки - белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
2.2 Клеточный уровень организации жизни
2
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов.
Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки»
2.3 Наследственный аппарат клеток - хранитель генетической информации
2
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Хромосомы. Ген - носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.
2.4 Способы передачи генетической информации
4
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.
Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК.
Жизненный цикл клетки. Интерфаза.
Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса
2.5 Реализация генетической информации
4
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.
Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.
Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.
№ п/п
№ заня-тия по теме
Содержание
Коли-чество часов
Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации»
2.6 Клеточный метаболизм
3
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.
Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза.
Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.
III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»
1
Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»
Поурочное планирование
11 класс
№ п/п
№ заня-тия по теме
Содержание
Коли-чество часов
I. Человек и его здоровье
15
1.1 Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы
2
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов.
Опорно-двигательный аппарат человека
1.2 Внутренняя среда организма человека
4
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение.
Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека»
1.3 Метаболические системы организма человека
3
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы.
Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение.
Структурно-функциональные единицы органов.
1.4 Репродуктивный аппарат человека
2
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека»
1.5 Системы регуляции функций организма .
3
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат.
Нервная система человека. Состав и строение отделов нервной системы.
Органы чувств. Анализаторы
1.6 ВНД человека. Организм человека как единое целое
1
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека»
II. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
15
2.1 Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни)
4
Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование.
Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование.
Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности»
2.2 Закономерности изменчивости
3
Изменчивость, виды изменчивости. Мутации, их виды, причины и последствия.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.
Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
2.3 Основы селекции и биотехнологии
3
Селекция, основы и методы.
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости.
Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.
2.4 Развитие эволюционных представлений в биологии.
3
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка.
Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.
Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии»
2.5 Синтетическая теория эволюции.
2
Понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция - форма существования вида. Основные характеристики популяции.
Микро- и макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.
III. Экосистемы и присущие им закономерности
2
3.1 Экология организмов. Сообщества живых организмов
1
Экологические факторы. Адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз.
3.2 Экосистемы. Основа охраны природы
1
Биогеоценоз. Биосфера. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.
IV. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ
2
Практическая работа №6 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года».
Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа №7 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
-
Биология ЕГЭ - 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. - Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
-
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. - М.: Дрофа, 1999.-432 с.
-
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2003
-
ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. - М.: Эксмо, 2011.
-
Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер - М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
-
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 286 с.
-
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
-
Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,- М.: Дрофа, 2003.- 128 с.
-
Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
-
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. - СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.
-
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов - М. «Экзамен», 2009.
-
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
-
Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
-
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
-
«Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
-
«Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010
-
«Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010
-
«Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010
-
«Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ
Пособия, разработанные в 2005-06 гг.
-
Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Просвещение, 2005
Пособия, разработанные в 2007-2008 гг.
-
Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2007.
-
Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова - М.: Вентана-Граф, 2007.
-
ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2007.
-
Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева - М.: Дрофа, 2007.
-
ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2007.
-
ЕГЭ-2008. Биология. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Р.А. Петросова, Г.С. Калинова - М.: Эксмо, 2008.
-
Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2008.
-
ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.
Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.
-
ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2009.
-
Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова- М.: Интеллект-Центр, 2009.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
-
ЕГЭ-2009: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
-
Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2009.
-
ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
-
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2009.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
-
Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова - М.: Интеллект-Центр, 2010.
Пособия, разработанные в 2010 г.
-
Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2010.
-
ЕГЭ-2011. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. - М.: Национальное образование, 2010.
-
ЕГЭ-2011. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. - М.: Национальное образование, 2010
Дополнительная литература
-
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
-
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. - М.: Дрофа, 1999.-432 с.
-
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
-
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.
-
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов - М. «Экзамен», 2009.
-
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
-
Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.