Рабочая программа по биологии Элективный курс по биологии 10-11 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по биологии 10-11 класс по биологии

« Подготовка к ЕГЭ» .

Учитель МБОУ СОШ №2 Доболева Е.А.

2015-2016 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



На уроках биологии в 10 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на два года, всего 68 часов (34 часа в 10 кл и 34 часа в 11 кл).

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний - в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год.

Итого, полный курс включает 68 часов, из них 46 часов теории и 12 часов практики (из них в 10 кл - 29 теории и 5 практики и в 11 кл - 27 часов теории и 7 часов практики).

Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 10-11 класса.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);

  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

  • научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технолог

  • ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тема 1 «Многообразие организмов» ( 10 класс)

16

  1. Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

    1. Многообразие форм жизни.

    2

      1. Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

      2

        1. Растения

        4

          1. Беспозвоночные животные

          3

            1. Позвоночные животные

            4

            Тема 2 «Клетка как биологическая система»

            18

              1. Клеточная теория. Химический состав клеток.

              2

                1. Клеточный уровень организации жизни

                2

                  1. Наследственный аппарат клеток - хранитель генетической информации

                  2

                    1. Способы передачи генетической информации

                    4

                      1. Реализация генетической информации

                      4

                        1. Клеточный метаболизм

                        4

                        Итого

                        34

                          Тема3 «Человек и его здоровье»

                          15

                            1.Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы

                            2

                              1. Внутренняя среда организма человека

                              4

                                1. Метаболические системы организма человека

                                3

                                  1. Репродуктивный аппарат человека

                                  2

                                    1. Системы регуляции функций организма

                                    3

                                      1. ВНД человека. Организм человека как единое целое

                                      1

                                      Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

                                      15

                                        1. Закономерности наследственности

                                        (популяционно-видовой уровень жизни)

                                        4

                                          1. Закономерности изменчивости

                                          3

                                            1. Основы селекции и биотехнологии

                                            3

                                              1. Развитие эволюционных представлений в биологии.

                                              3

                                                1. Синтетическая теория эволюции.

                                                2

                                                Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности»

                                                2

                                                  1. Экология организмов. Сообщества живых организмов

                                                  1

                                                    1. Экосистемы. Основа охраны природы

                                                    1

                                                    Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ»

                                                    2

                                                    Итого

                                                    34 час

                                                    СОДЕРЖАНИЕ



                                                    № п/п

                                                    Темы занятий (10 класс)

                                                    1

                                                    Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.)
                                                    Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.)
                                                    Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
                                                    Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
                                                    Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты.

                                                    2

                                                    Многообразие форм жизни.(2 ч.)
                                                    Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
                                                    Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.
                                                    Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.

                                                    3

                                                    Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.)
                                                    Низшие жизненные формы - нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

                                                    4

                                                    Растения (4 ч.)
                                                    Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

                                                    5

                                                    Беспозвоночные животные (3 ч.)
                                                    Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

                                                    6

                                                    Позвоночные животные (4 ч.)
                                                    Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

                                                    7

                                                    Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч)
                                                    Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч)
                                                    Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки - белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.

                                                    8

                                                    Клеточный уровень организации жизни (2 ч)
                                                    Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет - принципы организации, функции в клетке.

                                                    9

                                                    Наследственный аппарат клеток - хранитель генетической информации (2 ч)
                                                    Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген - носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

                                                    10

                                                    Способы передачи генетической информации (4 ч)
                                                    Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

                                                    11

                                                    Реализация генетической информации (4 ч)
                                                    Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.

                                                    12

                                                    Клеточный метаболизм (4 ч)
                                                    Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.

                                                    Темы занятий ( 11 класс)

                                                    13

                                                    Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч)
                                                    Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (2ч)
                                                    Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.

                                                    14

                                                    Внутренняя среда организма человека (4 ч)
                                                    Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

                                                    15

                                                    Метаболические системы организма человека (3 ч)
                                                    Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.

                                                    16

                                                    Репродуктивный аппарат человека (2 ч)
                                                    Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

                                                    17

                                                    Системы регуляции функций организма (3 ч)
                                                    Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.

                                                    18

                                                    ВНД человека. Организм человека как единое целое (1 ч)
                                                    Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

                                                    19

                                                    Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (15 ч) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч). Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


                                                    20

                                                    Закономерности изменчивости (3 ч)
                                                    Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

                                                    21

                                                    Основы селекции и биотехнологии (3 ч) Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы

                                                    22

                                                    Развитие эволюционных представлений в биологии.(3 ч)
                                                    Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

                                                    23

                                                    Синтетическая теория эволюции.(2 ч)
                                                    Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция - форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
                                                    Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.

                                                    24

                                                    Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 ч)
                                                    Экология организмов. Сообщества живых организмов (1 ч)
                                                    Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.

                                                    25

                                                    Экосистемы. Основа охраны природы (1 ч)
                                                    Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.

                                                    26

                                                    Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (2 ч)



                                                    Поурочное планирование

                                                    10 класс

                                                    № п/п

                                                    № заня-тия по теме

                                                    Содержание

                                                    Коли-чество часов



                                                    I. «Многообразие организмов»

                                                    16



                                                    1.1Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере

                                                    1

                                                    Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы.




                                                    1.2 Многообразие форм жизни

                                                    2

                                                    Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.


                                                    Клеточная и неклеточная формы жизни.




                                                    1.3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

                                                    2

                                                    Низшие жизненные формы. Протисты, грибы.


                                                    Лишайники, водоросли.




                                                    1.4 Растения

                                                    4

                                                    Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые).


                                                      Ткани и органы высших растений


                                                      Основные семейства цветковых растений.


                                                      Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения»




                                                      1.5 Животные. Беспозвоночные

                                                      3

                                                      Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных.


                                                      Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.


                                                      Моллюски. Членистоногие.




                                                      1.6 Животные. Позвоночные

                                                      4

                                                      Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.


                                                      № п/п

                                                      № заня-тия по теме

                                                      Содержание

                                                      Коли-чество часов

                                                      Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся


                                                      Характеристика классов Птицы, Млекопитающие.


                                                      Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные»




                                                      II. «Клетка как биологическая система»

                                                      17



                                                      2.1 Клеточная теория. Химический состав клеток.

                                                      2

                                                      Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки.


                                                      Органические вещества клетки - белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.




                                                      2.2 Клеточный уровень организации жизни

                                                      2

                                                      Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов.


                                                      Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки»




                                                      2.3 Наследственный аппарат клеток - хранитель генетической информации

                                                      2

                                                      Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.


                                                      Хромосомы. Ген - носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.




                                                      2.4 Способы передачи генетической информации

                                                      4

                                                      Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.


                                                      Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК.


                                                      Жизненный цикл клетки. Интерфаза.


                                                      Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса




                                                      2.5 Реализация генетической информации

                                                      4

                                                      Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.


                                                      Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.


                                                      Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.


                                                      № п/п

                                                      № заня-тия по теме

                                                      Содержание

                                                      Коли-чество часов

                                                      Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации»




                                                      2.6 Клеточный метаболизм

                                                      3

                                                      Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.


                                                      Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза.


                                                      Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.




                                                      III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

                                                      1

                                                      Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»


                                                      Поурочное планирование

                                                      11 класс

                                                      № п/п

                                                      № заня-тия по теме

                                                      Содержание

                                                      Коли-чество часов



                                                      I. Человек и его здоровье

                                                      15



                                                      1.1 Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы

                                                      2

                                                      Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов.


                                                      Опорно-двигательный аппарат человека




                                                      1.2 Внутренняя среда организма человека

                                                      4

                                                      Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение.


                                                      Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета


                                                      Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.


                                                      Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека»




                                                      1.3 Метаболические системы организма человека

                                                      3

                                                      Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы.


                                                      Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение.


                                                      Структурно-функциональные единицы органов.




                                                      1.4 Репродуктивный аппарат человека

                                                      2

                                                      Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.


                                                      Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека»




                                                      1.5 Системы регуляции функций организма .

                                                      3

                                                      Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат.


                                                      Нервная система человека. Состав и строение отделов нервной системы.


                                                      Органы чувств. Анализаторы




                                                      1.6 ВНД человека. Организм человека как единое целое

                                                      1

                                                      Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека»




                                                      II. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

                                                      15



                                                      2.1 Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни)

                                                      4

                                                      Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование.


                                                      Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование.


                                                        Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


                                                          Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности»



                                                          2.2 Закономерности изменчивости

                                                          3

                                                          Изменчивость, виды изменчивости. Мутации, их виды, причины и последствия.


                                                            Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.


                                                              Генетика человека. Методы изучения генетики человека.



                                                              2.3 Основы селекции и биотехнологии

                                                              3

                                                              Селекция, основы и методы.


                                                                Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости.


                                                                  Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.




                                                                  2.4 Развитие эволюционных представлений в биологии.

                                                                  3

                                                                  Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка.


                                                                  Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.


                                                                  Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии»




                                                                  2.5 Синтетическая теория эволюции.

                                                                  2

                                                                  Понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция - форма существования вида. Основные характеристики популяции.


                                                                  Микро- и макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.




                                                                  III. Экосистемы и присущие им закономерности

                                                                  2



                                                                  3.1 Экология организмов. Сообщества живых организмов

                                                                  1

                                                                  Экологические факторы. Адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз.




                                                                  3.2 Экосистемы. Основа охраны природы

                                                                  1

                                                                  Биогеоценоз. Биосфера. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.




                                                                  IV. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ

                                                                  2

                                                                  Практическая работа №6 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года».


                                                                  Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа №7 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».


                                                                  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



                                                                  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

                                                                  2. Биология ЕГЭ - 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. - Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.

                                                                  3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. - М.: Дрофа, 1999.-432 с.

                                                                  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2003

                                                                  5. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. - М.: Эксмо, 2011.

                                                                  6. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер - М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

                                                                  7. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 286 с.

                                                                  8. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.

                                                                  9. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,- М.: Дрофа, 2003.- 128 с.

                                                                  10. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

                                                                  11. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. - СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.

                                                                  12. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов - М. «Экзамен», 2009.

                                                                  13. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

                                                                  14. Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.

                                                                  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

                                                                  Учебники

                                                                  1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

                                                                  2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

                                                                  3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010

                                                                  4. «Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010

                                                                  5. «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010

                                                                  6. «Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.


                                                                  Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

                                                                  Пособия, разработанные в 2005-06 гг.

                                                                  1. Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Просвещение, 2005

                                                                  Пособия, разработанные в 2007-2008 гг.

                                                                  1. Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2007.

                                                                  2. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова - М.: Вентана-Граф, 2007.

                                                                  3. ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2007.

                                                                  4. Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева - М.: Дрофа, 2007.

                                                                  5. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2007.

                                                                  6. ЕГЭ-2008. Биология. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Р.А. Петросова, Г.С. Калинова - М.: Эксмо, 2008.

                                                                  7. Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2008.

                                                                  8. ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.

                                                                  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.

                                                                  Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.

                                                                  1. ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2009.

                                                                  2. Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова- М.: Интеллект-Центр, 2009.

                                                                  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.

                                                                  4. ЕГЭ-2009: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.

                                                                  Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.

                                                                  1. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2009.

                                                                  2. ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.

                                                                  3. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2009.

                                                                  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.

                                                                  5. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова - М.: Интеллект-Центр, 2010.

                                                                  Пособия, разработанные в 2010 г.

                                                                  1. Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова - М.: Интеллект-Центр, 2010.

                                                                  2. ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2010.

                                                                  3. ЕГЭ-2011. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. - М.: Национальное образование, 2010.

                                                                  4. ЕГЭ-2011. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. - М.: Национальное образование, 2010

                                                                  Дополнительная литература

                                                                  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

                                                                  2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. - М.: Дрофа, 1999.-432 с.

                                                                  3. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.

                                                                  4. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.

                                                                  5. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов - М. «Экзамен», 2009.

                                                                  6. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

                                                                  7. Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.





                                                                  © 2010-2022