• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательский проект Физиологическое и психологическое влияние цвета на организм учащихся 8-11 классов

Исследовательский проект Физиологическое и психологическое влияние цвета на организм учащихся 8-11 классов

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект Физиологическое и психологическое влияние цвета на организм учащихся 8-11 классов













































ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение

1). Влияние цвета на жизнедеятельность человека

2). Актуальность проблемы


3). Цель, задачи, гипотеза исследования


4). Материал и методики

II. Основная часть

1. Выявление цветового предпочтения учащихся от знака Зодиака

2. Выявление предпочтения учащимися цвета по гендерному признаку

3. Выявление влияние цвета на физиологическое состояние учащихся

4. Определение эмоциональное значение цвета

III. Заключение

1) Выводы по результатам проведенных исследований

2) Предложения по результатам проведенных исследований

IV. Литература

V. Приложения

В ней - наше зеркало. Смотри, как схожи

Душевный мир и радуги убранство.

Та радуга и жизнь - одно и то же!

Гёте.

I. Влияние цвета на жизнедеятельность человека

Цвет играет крайне важную роль в жизни человека. Он везде и повсюду окружает нас, даже когда мы спим. Во многих сонниках содержится подробная информация по значению цвета приснившегося вам. Желтый - к завистникам, красный к хорошему здоровью, а зеленый к безопасности1. Но человек не сразу видит мир в цвете. Мир цвета открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый и только потом - фиолетовый, синий и голубой. Возможно, это можно объяснить различной длинной волны, которой обладает каждый цвет в солнечном спектре. Самою большую длину волны имеет красный цвет, к тому же он меньше всего рассеивается проходя через атмосферу. Именно поэтому все оттенки красного обладают сильным активизирующим воздействием. Синий и голубой напротив являются наименьшими раздражителями и имеют короткую длину волны. Коротковолновые цвета не способствуют, а то и вовсе замедляют рост у живых существ. Камиль Фламмарион на опытах с фасолью и салатом-латуком доказал что при синем освещении растение умирает.

На восприятие вкуса еды также активно влияет цвет, будь то цвет посуды или упаковки продукта. Подобная информация используются при реализации различных товаров. Например - производитель сахара знает, что нельзя пытаться продавать этот продукт в зеленой упаковке, а владелец косметичес­кой фирмы никогда не расфасует свой товар в коричне­вые баночки. Кофе кажется более ароматным в красной банке и становится

________________________________________________

¹См.: В.В. Курзов. Гороскопы. Прогнозы для каждого знака зодиака. Минск: «Современная школа», 2008; с.61

невкусным в синей, молоко - наоборот более свежее на вкус в упаковке синих тонов. Цвет влияет на работоспособность человека в зависимости от вида труда. Так, на работе связанной с высокими температурами помещения логичней окрашивать в холодный цвет - синий или голубой, так как температура при таком окружении кажется ниже, чем есть на самом деле. Великий Гете в зависимости от создаваемых им мелодий пользовался очками со стеклами разных цветов. Он заметил, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, а синий напротив подавляет, делают человека пассивным и меланхоличным.

В настоящее время доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс бывает нормальным, а в голубой - замедленным, а в красной - заметно учащенным. Если облучать руку человека перед измерением силы сжатия кисти красным или оранжевым светом, то показания силы заметно возрастают. У людей, адаптированных к красному цвету, явление укачивания проявляется в значительно меньшей степени, нежели у людей адаптированных к синему цвету.

Если человека с завязанными глазами освещать красным светом, то он стремится развести руки в стороны, а при освещении синим светом, наоборот стремится свести их вместе. Это связано с различной степенью восприятием цвета головным мозгом: возбуждающее воздействие длинноволнового красного цвета оказывается намного выше успокаивающего воздействия коротковолнового синего цвета. Шаманы и знахари всех времен и народов использовали различные цвета для достижения хороших результатов в лечении недугов, энвольтовании, медитации1. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых была такова, что солнечные лучи преломлялись там в тот или иной цвет спектра.

_________________________________________________

¹См.: В.И. Иванова. 12 знаков Зодиака - 12 программ здоровья. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008; с.112.

Врачи, определив, какого цвета человеку недостает, словно бы купали его в оздоравливающих потоках целительных для неги лучей.

Многие века люди изучали и использовали возможности цвета во благо, а иногда и во вред. Они узнали, что одни цвета успокаивают, другие возбуждают, а третьи - никак не воздействуют на человека. Первые называются «женскими». К ним относятся всевозможные оттенки синего и зеленого цветов. Вторые называются «мужскими». К ним относятся оранжевые и красные тона. Желтый цвет занимает промежуточное положение, уравновешивая две противоположности. Сочетание красного, желтого и синего цветов является символом гармонии и отражает закон треугольника.

Актуальность проблемы

Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. В современной науке малоизученна область восприятия цвета - его воздействие на психологическое и физиологическое состояние человека. Меня эта проблема заинтересовала, и я решила самостоятельно разобраться, как зависит психологическое и физиологическое состояние человека от восприятия цвета.

Цель работы

Научиться оценивать показатели психологического и физиологического состояния человека от влияния на него цвета.

Задачи работы:

1) изучить научную информацию о восприятия цвета и его воздействие на

психологическое и физиологическое состояние человека

2) выявить зависимость цветовых предпочтений от знака зодиака

3) выявить зависимость цветовых предпочтений по гендерному признаку

4) установить влияние цвета на физиологическое состояние учащихся

5) установить эмоциональное значение цвета

6) разработать рекомендации по цветовому оформлению школьных помещений

Гипотеза

Так как человек является неотъемлемой частью окружающей среды, то возможно, что её цветовые воздействия оказывают на него психологическое и физиологическое влияние.

Материал и методики

Объектом данного исследования была цветовая гамма. Исследования проводились с помощью учащихся-добровольцев 8 - 11 классов МБОУ Софьинской СОШ.

При работе над проектом были использованы следующие методики:

  • Теоретическая

- изучение специальной литературы по данной проблеме.

  • Статистическая

- анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся.

  • Экспериментальная

- измерение давления, пульса, частоты дыхания

II. 1. Выявление цветового предпочтения учащихся от знака Зодиака

Соответствия знаков Зодиака определённым цветам, растениям, камням и металлам известно с древнейших времён и связь эта не случайна. Цветовое соответствие определённого знака Зодиака связано с тем, что каждый цвет имеет психологическое значение и для людей с разными типами характера и темперамента (Приложение № 1).

С помощью анкетирования я провела опрос, в котором просила указать свой знак зодиака и любимый цвет.

Учащимся были выбраны следующие цвета:

№ 1 - серый, № 2 - синий, № 3 - зеленый, № 4 - красный, № 5 - желтый, № 6 - фиолетовый, № 7 - коричневый, № 8 - черный, № 9 - голубой, № 10 - оранжевый, № 11 - белый, № 12 - бирюзовый (приложение № 2).

Полученные данные были занесены в таблицу № 1. Полужирным шрифтом в таблице выделены цвета, которые совпадают по знаку Зодиака.

Таблица № 1

Знак зодиака

Номер цвета


№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Количество учеников выбравших данный цвет

Овен




1

1



1

3




Телец



1






1



3

Близнецы

2



1




1

1




Рак


3


1




1





Лев






1




2

1


Дева

1





1





3


Весы



1

2





1




Скорпион




2

1


1






Стрелец


1



1

1







Козерог

2










1


Водолей

1

1




1







Рыбы


2









1

1

Общий вывод: из 51-го опрошенного, цветовое соответствие со своим знаком Зодиака совпало у 30 учеников, то есть 58 %.

2. Выявление предпочтения учащимися цвета по гендерному признаку

Каждый цвет воздействует на разных людей по-разному, в зависимости от темперамента и состояния здоровья. Есть цвета, которых мы инстинктивно избегаем, - они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства. Другие цвета радуют наш глаз. Мы предпочитаем их в одежде, украшениях, в интерьере.

Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к определенному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья. Это "цветовое предпочтение", по мнению психологов, формируется на основе сложившихся ассоциаций и зависит от национальных традиций и связей, темперамента, пола. Существует мнение, что цветовые предпочтения являются биологически врожденными особенностями и, надо полагать, имеют тесную связь с планетарными влияниями в процессе формирования индивида. Дети инстинктивно любят яркие и чистые цвета - красный, синий, желтый. Любой другой цвет, не входящий в привычную цветовую гамму, немедленно вызывает у ребенка повышенный, пристальный интерес.

С возрастом меняется "цветовое предпочтение" - в пределах чистых специальных цветов предпочтение отдается холодным тонам. Очень интересные данные, связанные с характеристикой личности в зависимости от "цветового предпочтения", имеются в ряде работ как наших, так и зарубежных ученых.

При выявление предпочтения цвета по гендерному признаку провела анкетирование 20 учащихся 8 - 11 классов. Учащиеся указали в анкете свой пол и несколько любимых цветов из предложенных. Используемые в опросе цвета имеют наиболее выраженное психологическое влияние (приложение № 2)1.

Учащимся были предложены следующие цвета:

серый (№1), синий (№2), зеленый (№3), красный (№4), желтый (№5), фиолетовый (№6), коричневый (№7), черный (№8), голубой (№9), оранжевый (№10), белый (№11), бирюзовый (№12).

Полученные данные были обработаны и занесены в таблицу № 2.

Таблица № 2


Пол

Номер цвета


№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

Количество учеников выбравших данный цвет


Мужской

1

6

3

7

3

2

1

8

2

1

4

2

Женский

4

3

2

10

3

6

1

5

11

2

2

5

_________________________________________________

¹См.: А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Экология: учебник для 7 - 9 классов. М.: Дом педагогики, 2002; с.246.

Общий вывод:

из полученных данных мы видим, что девочки предпочитают более светлые и теплые цвета - красный, розовый, фиолетовый. Мальчики чаще выбирают более темные и холодные цвета - синий, серый, черный, или красный, пурпурный - активные и сильные цвета.

3. Выявление влияние цвета на физиологическое состояние учащихся

Я измерила давление, пульс, частоту дыхания ученика в обычном состоянии. Затем испытуемый в течении пяти минут читал текст окрашенный в определенный цвет. После я снова измерила давление, пульс, частоту дыхания.

А) Сначала учащиеся читали текст красно-оранжевого цвета.

Полученные данные я занесла в таблицу № 3.

Таблица № 3


Ученик

Давление

Пульс

Частота дыхания

До чтения

после чтения

до чтения

после чтения

до чтения

после чтения

Ученик 8 «А» класса

107/83

120/87

77

82

20

23

Ученица 11 класса

108/78

112/84

73

79

17

18

Ученица 11 класса

118/85

125/92

87

89

20

21

Ученица 11 класса

116/79

127/83

68

75

18

21

Ученик 9 класса

100/62

109/65

65

67

18

19

Ученица 8 «А» класса

114/70

121/79

80

84

20

21

Ученица 11 класса

104/75

116/81

66

72

21

23

Ученик 9 класса

123/81

130/88

89

92

20

21

Ученик 11 класса

142/90

121/94

72

76

19

20

Ученик 10 класса

121/84

127/89

86

93

20

22

Б) Затем учащиеся читали текст синего цвета.

Полученные данные я занесла в таблицу № 4.

Таблица № 4


Ученик

Давление


Пульс

Частота дыхания

до чтения

после чтения

до чтения

после чтения

до чтения

после чтения

Ученик 8 «А» класса

112/83

106/80

77

73

20

19

Ученица 11 класса

106/77

102/73

73

68

17

16

Ученица 11 класса

122/89

114/80

87

73

20

18

Ученица 11 класса

121/84

113/75

68

60

18

17

Ученик 9 класса

102/64

98/62

65

61

18

17

Ученица 8 «А» класса

118/72

110/67

80

74

20

18

Ученица 11 класса

106/77

102/75

66

64

21

19

Ученик 9 класса

126/85

117/73

89

75

20

19

Ученик 11 класса

114/92

110/89

72

70

19

19

Ученик 10 класса

120/85

117/82

86

81

20

18

В) Затем учащиеся читали текст желтого цвета.

Полученные данные я занесла в таблицу № 5.

Таблица № 5

Ученик

Давление


Пульс

Частота дыхания

до чтения

после чтения

до чтения

после чтения

до чтения

после чтения

Ученик 8 «А» класса

124/86

122/88

78

77

20

20

Ученица 11 класса

112/78

115/77

76

75

17

17

Ученица 11 класса

125/87

123/86

84

86

20

20

Ученица 11 класса

123/83

121/84

66

67

18

18

Ученик 9 класса

106/67

106/68

68

68

18

18

Ученица 8 «А» класса

120/74

123/72

80

82

20

20

Ученица 11 класса

104/72

102/75

66

64

21

21

Ученик 9 класса

126/85

117/73

68

66

20

20

Ученик 11 класса

116/76

113/80

72

70

19

19

Ученик 10 класса

120/85

118/82

75

73

20

20

Общий вывод:

  • чтение текста красно-оранжевого1 цвета заметно повышает давление, частоту пульса и дыхания учащихся, так как придает им временную бодрость;

  • чтение текста синего цвета понижает давление, частоту пульса и дыхания учащихся, так действует на них успокаивающе;

  • чтение текста желтого цвета мало влияет на давление, частоту пульса и дыхания учащихся, но большинство испытуемых пожаловалось на ухудшение самочувствия, легкое головокружение.

4. Определение эмоциональное значение цвета

«Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты»- так приблизительно говорил швейцарский врач Макс Люшер, разрабатывая свой знаменитый цветовой тест. Ученый А.М. Эткинд провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. Изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с девятью основными эмоциям. В таблице № 6 представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).

Таблица № 6

Цвет

Эмоции


Интерес

Радость

Удив.*

Грусть

Гнев

Отвр.*

Стыд

Страх

Утом.*

Серый

0

0

0

35

0

10

5

15

35

Синий

30

15

5

20

5

0

0

15

10

Зелен.

20

5

10

5

35

20

5

0

0

Красн.

5

30

15

0

10

5

20

5

10

Желт.

25

20

25

0

0

5

15

0

10

Фиолет.

25

15

10

5

0

10

20

5

10

Корич.

0

0

0

15

0

55

10

0

20

Черный

15

0

0

25

20

0

0

30

10

______________________________________

¹См.: М. Люшер. Цвет вашего характера. М.: Владос, 2005; с.92.

Цвет

Эмоции


Интерес

Радость

Удив.*

Грусть

Гнев

Отвр.*

Стыд

Страх

Утом.*

Серый

6

4

2

27

1

15

18

12

53

Синий

27

4

2

27

5

7

13

15

8

Зелен.

26

10

26

13

8

7

19

8

7

Красн.

16

52

23

4

55

4

4

17

2

Желт.

20

24

56

1

9

19

12

15

1

Фиолет.

5

12

14

12

6

22

16

7

12

Корич.

10

8

3

14

4

27

17

3

23

Черный

10

2

2

22

38

18

13

43

24

*Удив. - удивление, Отвр. - отвращение, Утом. - утомление.

Цветовой код ряда эмоций, как это видно из таблицы № 6, носит достаточно простой характер. Они выражаются либо одним цветом, либо однородной цветовой комбинацией. Это, прежде всего, относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и «радости» (красный и желтый). Первые три эмоции из этого списка связаны с пассивно-оборонительным поведением. Эмоция радости, отражающая факт удовлетворения потребности (или его предвосхищение) в своем цветовом выражении противоположна отрицательным переживаниям. Что касается таких эмоций как «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд», то их цветовые профили далеко не так однозначны и психологически понятны. Цветовой тест был проведен с учащимися 8 - 11 классов.

Создалось впечатление, что испытуемые сильно затруднялись при определении их цветовых профилей, имеющих, в отличие от предыдущих, гораздо меньшую степень внутренней согласованности. Ни красный, ни черный в отдельности выразить «гнев» не могут. В духе архаичной цветовой символики этих цветов, можно сказать, что черный «придает» красному зловещий характер, а красный - черному недостающему тому активность («пробуждает» его). Это позволяет охарактеризовать данное цветовое сочетание, как «злую, разрушительную активность». Данные, полученные М. А. Эткнидом(приложение № 2) я сравнила с данными, которые были полученные мной.

Общий вывод:

- в отличии от данных М.А. Эткнида коричневый, который в равной степени ассоциируется с интересом, грустью и стыдом, у моих опрошенных является в основным ассоциируется с отвращением;

- в работе М. Люшера коричневый цвет сопоставляется с надежностью и обстоятельностью, но «осеннее» настроение моих опрошенных ассоциирует коричневый с грязью и слякотью;

- в остальных изученных показателях ассоциации цветов и эмоциональные значения у учащихся совпали с данными М.А. Эткнида.

III. Выводы по результатам проведенного исследования

1. По результатам анкетирования было выявлено, что не у всех учащиеся наблюдается цветовое соответствие со своим знаком Зодиака (приложение № 4).

2. При выявлении предпочтения цвета по гендерному признаку девочки выбрали более светлые и теплые цвета, а мальчики темные и холодные цвета (приложение № 5).

3. При изучении влияния цвета на физиологическое состояние учащихся выявили, что цвет текста оказывает существенное влияние на физиологические показатели учащихся.

4. При определении эмоционального значения цвета не все показатели цвета и эмоций учащихся совпали с данными М.А. Эткнида.

Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что цвет очень важен в жизни человека. Он может оказать влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

2. Рекомендации по результатам проведенного исследования

1. Для «насыщения» своего организма определенным цветом можно использовать следующие способы:

- носить одежду определенного цвета;

- использовать определенную гамму в интерьере;

- носить украшения или использовать целебные свойства минералов и драгоценных камней с учетом их цвета,

- мысленно насыщать себя необходимым цветом, например, смотреть на лист цветной бумаги.

2. Для «насыщения» своего организма определенным цветом надо помнить (знать):

- теплые цвета возбуждают и стимулируют к деятельности, к ним относятся красный, оранжевый, желтый;

- холодные цвета - успокаивают и расслабляют, это голубой, синий и фиолетовый; зеленый цвет промежуточный, он воздействует медленно и мягко, наполнит вас чувством спокойствия и комфорта.

3. Правильно подбирать тона для окраски помещений (школьных, хозяйственных, бытовых). В различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению задачи (приложение № 6).

Русский психиатр В.А. Бехтерев утверждал:

«Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на органы, чем иные микстуры».



IV. Литература

1. М. Люшер. Цвет вашего характера. М.: Владос, 2005

2. А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Экология: учебник для 7 - 9 классов. М.: Дом

педагогики, 2002

3. О. Е. Аверчинкова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. М.: Айрис

Пресс, 2007

  1. Ю.В. Науменко. «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». М.: Глобус, 2009

  2. А. Егидес. «Психологический рисунок личности». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004

  3. В.И. Демченко, А.В. Лукьянов, С.К. Кудренко. Справочник врача детского оздоровительного лагеря. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

  4. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель. 2001

  5. Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Экология человека. Практикум. М.: Владос. 2005

  6. Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростка. М.: Вентана-Граф. 2006

  7. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие.

М.: Академия. 2007

  1. В.И. Иванова. 12 знаков Зодиака - 12 программ здоровья. М.: ОЛМА Медиа Групп.

2008

  1. В.В. Курзов. Гороскопы. Прогнозы для каждого знака зодиака. Минск:

«Современная школа». 2008



Приложение № 1

Любимые цвета 12 знаков Зодиака


Знак зодиака

Любимые цвета


Овен

Ярко-красный, оранжевый, карминовый, сиреневый, голубой,

малиновый, все блестящие

Телец

Желтый, лимонный, оранжевый, голубой

Близнецы

Серый, фиолетовый, светло-голубой, желтый, оранжевый

Рак

Синий, светло-голубой, белый, зеленый, серебряный

Лев

Красный, оранжевый, черный, алый, золотой, пурпурный

Дева

Белый, фиолетовый, голубой, зеленый

Весы

Зеленый, голубой, морской волны, пастельные тона

Скорпион

Алый, красный, желтый, малиновый

Стрелец

Синий, фиолетовый, багровый, голубой

Козерог

Темно-зеленый, серый, коричневый и все темные тона

Водолей

Сине-зеленый, серый, лиловый, фиолетовый

Рыбы

Зеленый, фиолетовый, пурпурный, синий, морской волны, лиловый


Приложение № 2

Цветовые предпочтения

БЕЛЫЙ. У любителей белого цвета сильно развито воображение, вера, религиозность. Они предпочитают покой и мир. Их характеризует полярность - отдаление и приближение, сочувствие и отрешенность. Лица, предпочитающие белый, - мечтательны. В их интересах не культивировать и совершенно изжить в себе такое чувство, как зависть и другие низменные качества душ.

КРАСНЫЙ. Любители красного цвета - это люди страстные, любят верховодить, быть лидерами. Им это удастся только в том случае, если их не захлестнут эмоции (амбиции). Они редко страдают от угрызений совести, любят жизнь и добиваются осуществления своих желаний.

Занятия красных имеют широкий спектр от охоты, спорта до автомобильных гонок, притом занятия могут быть противоположного свойства, так же, как и личности - от святого до кровавого диктатора. Красные - разноплановые и разнополюсные, взрывные и быстро отходчивые.

РОЗОВЫЙ. Любители розовых тонов - это очень мягкие люди, пребывающие всю жизнь в мире грез, сказок и ожиданий чудес. Они расслаблены, нежны, мечтают о возвышенной любви, предпочитают комфорт и домашний уют походам и палаткам. Действительность заменяют им "розовые очки", позволяя сохранять свой покой и нервную систему. В силу своих особенностей свидание с реальностью переносят тяжело, почти как катастрофу. Любители розового цвета часто подводят окружающих, так как Они переоценивают свои силы, однако они больше обещают, чем могут сделать, их обещания зачастую иллюзия. Очень быстро успокаиваются после бури и, как правило, доживают до глубокой старости.

ГОЛУБОЙ. Темно-небесный (голубой). Любители этого цвета - путешественники, стремятся к знаниям, религиозны, причем тонко ощущают потусторонний свет за пределами обычных ощущений наших органов чувств. Несмотря на эти качества, среди них много военных и много увлекающихся верховой ездой. Темно-голубой - цвет артистов. Любители темно-голубого, как правило, легко достигают успеха, своей цели и богатства. Они любят жизнь, энергичны, любят детей. В жизни, так же как и на сцене, они чувствуют себя актерами и поэтому очень любят признание. Если работа им по душе и доставляет удовольствие, они преуспевают. Любят путешествовать.

Светло-голубой - цвет женственности, материнства, безопасности, прочности семейных отношений. Они не выносят одиночества и глубоко страдают, если создается такая ситуация. Они много дают, но взамен хотят получать столько же. Они популярны и любимы, имеют стремление к занятиям, объединяющим людей, например, политика, религия, относятся с глубоким уважением к ним и следуют традициям.

КОРИЧНЕВЫЙ. Коричневые тона характеризуются уравновешенностью, обстоятельностью, упорядоченностью своих поступков, тягой к знаниям. Они предпочитают одиночество, тишину. Их отличает суровость, стойкость, бережливость. Любители коричневых тонов любят власть и стремятся к ней, они твердо и крепко стоят на ногах. Как правило, они не производят блестящего впечатления на окружающих, но в трудную минуту на них можно положиться и "пойти с ними в разведку". В любви активны и посвящают ей много времени. Много размышляют над проблемами мира и весьма боятся утратить над собой контроль. С огромной настойчивостью добиваются своих целей, независимо от того, каковы эти цели. Коричневый - это цвет зрелого возраста и зрелых решений.

СЕРЫЙ. Темно-серый тон характеризует своих любителей логичностью мышления, любовью к науке, медицине и технике, умением разрешать самые сложные проблемы. Темно-серый тон- очищающий. Он появляется в наших снах при преодолении болезней, при благоприятном решении наших проблем на работе и в любви. Те, кто предпочитает темно-серый цвет, любят порядок, каждая вещь у них знает свое место как в быту, так ив мыслях. Их считают скрупулезными, но в сложных ситуациях к ним обращаются за помощью, они способны к анализу и своих, и чужих поступков. Эти люди могут достигать больших высот во всех областях - как в гуманитарных науках, так и в технике. Это несомненно творческие личности.

ЗЕЛЕНЫЙ. Любители темно-зеленых тонов - упрямы и настойчивы. В сочетании с золотом - это цвет банкиров. Любят покой и природу. Из них выходят талантливые архитекторы и зодчие. Эти люди скрытны и настойчивы, причем их настойчивость подавляет энергию других и очень часто приводит к раздвоению личности тех, кто с ними общается. Их высокая эстетичность позволяет им достигнуть как духовного, так и материального богатства при счастливом для них стечении обстоятельств. Им можно рекомендовать быть мягче и осознавать, что каждый из нас имеет право на собственное мнение - этим они могут избежать многих неприятностей и приобрести значительное количество друзей. Они, как правило, вызывают у своих друзей и близких ощущение безопасности и защищенности.

ЖЕЛТЫЙ. Желтый цвет - цвет Ра, цвет божественного Солнца, искрящийся, излучающий, дарующий тепло, жизнь, энергию. Любители желтого цвета - люди творчества, сильные волей и духом, любящие власть, умеющие концентрировать силу и волю и направлять се туда, где она наиболее эффективна. Они могут преуспевать как в науке, так и на театральных подмостках. Умеют нс только много и плодотворно работать, но и обеспечивать полноценный отдых и себе, и другим. Желтый цвет может способствовать реализации как материальных ценностей, так и духовных.

Любители желтого цвета открыты, их жизнь изобилует яркими мгновениями, они умны и чувствительны, а иногда и сверхчувствительны, всем своим существом они устремлены к счастью и своей настойчивостью добиваются его.

ФИОЛЕТОВЫЙ. Фиолетовый цвет и те, кто его предпочитает, - необычны, неординарны, стремятся к свободе, независимости и пространству. Их жизнь изобилует сюрпризами и зигзагами. Иногда они кажутся "спящими", но стремятся к пробуждению и полету, мечтают о крыльях, чтобы взлететь к Солнцу. Они общительный весьма любят интеллектуальное и духовное общение, так как испытывают его постоянный дефицит.

Эти люди обладают высоким врожденным интеллектом, который у обычных средних людей их окружения даже вызывает смущение и дискомфорт. Отсюда их тяга к общению с равными себе по интеллекту, так как в обычных условиях у них возникает вакуум этих ощущений.

ЧЕРНЫЙ. Черный цвет тоже имеет большое число приверженцев. Любители черного всегда готовы к борьбе; пламя страсти и огня их никогда не покидает. Чувства их всегда экстремальны, всепоглощающи. Черный - цвет бунта, стихии, стирания "эго", но, в отличие от белых, это чувство не добровольное, а скорее навязанное, внушаемое. Черный - символ ночи, уничтожения, но и воскрешения. Любители черного не всегда реально оценивают ситуацию, а потому проигрывают, отчего глубоко страдают.




Приложение № 3

Психофизическое воздействие цвета на человека



Цвет

Психофизическое воздействие на человека


1

Красный

Увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления

2

Оранжевый

Вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению

3

Желтый

Стимулирует умственную деятельность

4

Зеленый

Нежный, умиротворяющий, спокойный

5

Голубой

Снижает кровяное давление, успокаивает

7

Синий

Располагает к серьезности, строгости в поведении

8

Фиолетовый

Возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям



Приложение № 4


Цветовое соответствие учащихся со своим знаком Зодиака

Исследовательский проект Физиологическое и психологическое влияние цвета на организм учащихся 8-11 классов

Приложение № 5

Исследовательский проект Физиологическое и психологическое влияние цвета на организм учащихся 8-11 классов


Приложение № 6


КАКОЙ ЦВЕТ СТЕН ВЫБРАТЬ?

Выбирая цвет, слушайте самого себя и советуйтесь с близкими. Цвета имеют особенность создавать настроение. А хорошее настроение - залог здоровья.

Белый. Может быть гармоничен с любым цветом. Белый цвет символизирует чистоту, начинания, свежесть. Отрицательные качества - холодность (снег), суровость. Не годится для гостиных и детских комнат.

Синий. Холодный цвет. Он успокаивает и умиротворяет. Символически связан с созерцанием, тайной, терпением. Напоминает море и небо. Положительные качества - преданность и стабильность, отрицательное - меланхолия. Годится для спален и комнат отдыха.

Красный. Заряжает энергией и стимулирует. Зрительно он уменьшает размер помещения, но увеличивает размер предметов. Красный цвет ассоциируется с теплом, энергией, гневом, стыдом и ненавистью. Для детской, столовой и кухни он не подходит.

Зеленый. Этот цвет символизирует рост и гармонию, он освежает и помогает в отдыхе. Его позитивное влияние - оптимизм, свобода и равновесие.

Желтый. Теплый цвет. Ассоциируется с просветлением и интеллектом. Стимулирует работу мозга и способствует пищеварению.

Фиолетовый. Стимулирует жизненные силы. Ассоциируется с духовностью и импозантностью. Положительные качества - страсть и целеустремленность, отрицательные - мрачность.

Розовый. Ассоциируется с чистотой помыслов, счастьем и романтикой. Подходит для спальни.

Оранжевый. Цвет бодрости и силы. Способствует общительности, бунту. Не подходит для маленьких комнат.

Коричневый. Символизирует стабильность, вес и старость. Хорош для кабинетов и спален.

Не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом - школьных классов, студенческих аудиторий. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. Важно не переборщить с яркостью цвета, особенно в случае с желтым, фиолетовым и красным, иначе они дадут обратный эффект.



© 2010-2022