Рабочая программа по основам православной культуры для 6-8 классов

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действи­тельности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности го­сударственных (светских) школ обычного типа и учреждений по­вышенного уровня образования.     Предлагаемый курс предназначен для преподавания прежде всего в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных православных учреждениях, а также в воскресных школах.
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по основам православной культуры в 6,7,8 классах составлена на основе программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «История религиозной культуры» А.В.Бородина. - М.:«Основы православной культуры» 2009 год учителем Рещиковой Эльвирой Викторовнойи рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год на каждый класс).

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-орга­низаторов учебного процесса к религиозно-познавательному со­держанию обусловлен целым рядом причин, связанных с корен­ными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологи­ческой адаптации в условиях глубокого социокультурного кри­зиса, пропаганды насилия и распространения информации, ока­зывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессио­нальные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отече­ственных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи соци­ально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, рели­гиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиоз­ной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и рели­гиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина - это потребность в организации повы­шенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, исто­рии, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории - опре­деляющим) фактором формирования культуры, развития государ­ственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Одной из причин является рост самосознания и интерес к на­циональной истории, наблюдающийся с 90-х п. и России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего раз вития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формировании культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры при­обретает для верующих и творчески одарённых школьников. Апробация авторской программы «Религиоведческое образова­ние в светской школе» позволила нам убедиться в особой востре­бованности разделов программы «История религиозной культуры», посвященных основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурно­го и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в рос­сийской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действи­тельности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности го­сударственных (светских) школ обычного типа и учреждений по­вышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания прежде всего в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных православных учреждениях, а также в воскресных школах. Возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов для начальной школы или только 6 раздела.

Концептуальные (стратегические: образовательные и общекуль­турные) и психолого-адаптационные задачи курса:

  • изучение православной религиозной традиции;

  • изучение истории христианства;

  • изучение содержания Евангелия и ознакомление с основ­ными сюжетами Ветхого Завета;

  • изучение православной этики;

  • ознакомление с православным календарём;

  • знакомство с агиографией;

  • ознакомление с особенностями церковного искусства;

  • изучение устроения православного храма;

  • ознакомление с особенностями православного богослуже­ния;

  • изучение церковнославянского языка;

  • ознакомление с мировыми религиями и сектами;

  • ознакомление с древними религиями, включая в общих чер­тах славянскую мифологию;

  • ознакомление с особенностями культовой архитектуры раз­ных религий;

  • формирование целостного восприятия мира;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  • формирование культуры общения;

  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;

  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и куль­туры чувств;

  • выработка этических принципов, определяющих качество меж­личностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

  • воспитание патриотизма;

  • формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к тра­диционным ценностям отечественной культуры;

  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

  • расширение и активизация словаря школьников путём до­полнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

  • возрождение православных основ семьи;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изуче­нию отечественной культуры и истории;

  • творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

  • формирование потребности школьника в творческом учас­тии в жизни России, в сохранении природы и созидании куль­туры Отечества.

\

Таблица тематического распределения количества часов

6 класс

п/п

Темы

Количество

часов

авторская программа

рабочая программа

1

Ведение. Предмет истории религиозной культуры.

1

1

2

Что мы знаем о православии.

6

6

3

Священное Писание.

8

8

4

Храм - Дом Божий.

7

7

5

Религиозное искусство.

10

10

6

Агиография.

2

2

Итого

34

34

Таблица тематического распределения количества часов

7 класс

Темы

Количество

часов

авторская программа

рабочая программа

1

Становление христианской церкви апостольских времен.

15

15

2

Борьба с лжеучениями.

3

3

3

Богословие после Апостольского века.

3

3

4

Устроение, управление и обычаи раннехристианской церкви.

5

5

5

Церковь во II - IV веках.

8

8

Итого

34

34

Таблица тематического распределения количества часов

8 класс

п/п

Темы

Количество

часов

авторская программа

рабочая программа

1

Распространение христианства к началу V века.

2

2

2

История возникновения римско- католического направления в христианстве.

4

4

3

Реформы католической церкви XI - XII веков.

2

2

4

Крестовые походы.

4

4

5

Католические ордены.

5

5

6

Ереси и инквизиции.

3

3

7

Развитие православной традиции в V - IX веках.

3

3

8

Распространение православной церковной традиции среди славян.

8

8

9

Автокефалия Русской Церкви.

3

3

Итого

34

34

Содержание обучения, требования к уровню подготовки по основам православной культуры совпадает с авторской программой в полном объеме.

Список используемой учебно-методической литературы.

1. А.В.Бородина. Основы православной культуры. Организация курса.

2. Программа учебного курса для 1-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «История религиозной культуры», А.В.Бородина.- М.: Основы православной культуры 2009.

3. А.В.Бородина. История религиозной культуры. Основы православной культуры, 2006 год. Учебное пособие для основной и старшей школы, 2007 год.

4. Л.Л. Шевченко «Православная культура». Москва, 2007 год.

Средства обучения: плакаты, мультимедийные презентации.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания № ____

методического объединения учителей

гуманитарного цикла

от «___» _______________ 20 ___ года

__________________ И.В.Слепнева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

«___» _______________ 20___ г.

__________ Н.А.Карнаухова


© 2010-2022