• Преподавателю
  • Биология
  • Аналитическая оценка учебника по биологии за курс 5-6 класса основной школы Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Живой организм. 5-6 классы, издательство «Просвещение», 2013

Аналитическая оценка учебника по биологии за курс 5-6 класса основной школы Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Живой организм. 5-6 классы, издательство «Просвещение», 2013

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Задание № 1

Аналитическая оценка учебника по биологии за курс 5-6 класса основной школы

Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Биология. Живой организм. 5-6 классы, издательство «Просвещение», 2013


Требования, предъявляемые к учебнику (пособию)

Параметры оценивания

Комментарии

I. Общая оценка

1.1.Соответствие действующему стандарту образования

Полное

Соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования

Частичное


1.2. Наличие экспертной оценки

Гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ


Гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации

Наличие дипломов конкурсов


1.3.Инновационность издания

Нетрадиционное изложение учебного содержания

В учебнике 6 тем. Перед каждой темой есть рубрика «Самое…самое…», которая отражает наиболее яркие факты, касающиеся данной темы. Тема разделена на параграфы. Каждый параграф начинается с вводных рубрик: «Вы узнаете…» и «Вспомните…» и вступительного текста, содержащего главную идею параграфа.

Основной текста параграфа сопровождают рубрики «Имена в науке» с краткими биологическими сведениями об учёных-биологах, рубрика «Заметки в блокнот» с интересными фактами и комментариями, рубрика «Исключение из правил» с интересными фактами и комментариями, не соответствующими биологическим закономерностям, рубрика «Биофокус» с материалом, конкретизирующим основной текст, рубрика «Мои биологические исследования» с обучающим инструментом для выполнения практических работ. Рядом с основным текстом встречаются ссылки в виде стрелок с буквой П, это значит, что необходимо выполнить практическую работу, которая находится в тетради-практикуме. Завершают каждый параграф «Вопросы» для определения усвоения материала. На последней странице каждой темы приведены краткие выводы по теме в рубрике «Подведём итоги»

В конце учебника имеется словарь с основными терминами курса.

Нетрадиционное структурирование издания

Фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста.

Каждый параграф-это один разворот учебника, что облегчает восприятие школьником новой темы

Новое содержание практикума

Практические работы в соответствии с ФГОС

Новые типы заданий

Практико-ориентированная система заданий

Нетрадиционные приложения

К учебнику имеется электронное приложение, которое предназначено для работы, как на компьютере, так и на интерактивной доске. Содержит обширную информацию, расширяющую содержательное поле учебника. В ЭП имеются: учебник, тренажёр, экзаменатор, вспомогательные медиаресурсы (словарь, коллекция изображений (фото, видео, анимация), таблицы и т.д.)

1.4. Наличие учебных и методических рекомендаций к учебнику

Рекомендации для ученика

имеются

Рекомендации для учителя

имеются

1.5. Соблюдение полиграфических норм

Использование шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала

В учебнике имеются разные виды шрифта

Рациональное расположение материала

Материал расположен рационально

Наличие цветных иллюстраций

Обширный и разнообразный иллюстративный ряд

II. Педагогическая оценка. 2. Дидактические принципы.

2.1. Научность

Соответствие современным взглядам на содержание естественнонаучного образования

Соответствует

Соответствие современной парадигме образования

соответствует

2.2. Доступность

Соответствие возрастным особенностям учащихся

Соответствует возрастным особенностям учащихся

Рациональность соотношения теоретического и фактического материала

Рациональное соотношение теоретического и фактического материала

Увлекательность и /или логика изложения

Единая логика изложения материала, материал увлекателен для учащихся

2.3. Системность

Линии в целом

В системе.

В 5-6 классах - курс «Живой организм»,7кл. - «Разнообразие живых организмов», 8кл - «Человек. Культура здоровья», 9кл. - «Общие закономерности»

Отдельного учебника

В системе.


Отдельных тем

В системе.


2.4. Наглядность

Наличие иллюстраций, таблиц, карт, схем, графиков и т.д.

Большое количество красочных иллюстраций, таблиц, схем, графиков, которые повысят познавательный интерес учащихся к предмету

2.5. Интегтивность

Наличие межпредметных связей

Имеются межпрежметные связи с географией, химией, физикой

Использование общенаучных понятий

Общенаучные понятия используются в соответствии с возрастом учащихся

Использование общенаучных методов познания (измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, обобщение, моделирование.)

Общенаучные методы познания используются

3. Дидактические функции

3.1. Возможность реализации проблемного обучения средствами учебника

Достаточно (используется систематически)

Имеется возможность реализации проблемного обучения средствами учебника

Недостаточно (в отдельных главах)


Отсутствие


3.2. Возможность реализации дифференцированного обучения

Наличие разноуровневости учебного содержания

Содержание учебного материала разноуровневое

Наличие разноуровневых заданий

Основным инструментом для реализации системно-деятельностного подхода является тетрадь - тренажёр: задания систематизированы по темам, в соответствии с темами учебника, ранжированы по уровню сложности, сгруппированы по видам деятельности, имеется система ссылок на информационные ресурсы.

В тетради-тренажёре имеются к каждой теме по пять блоков заданий: «Выполняем тест», «Работаем с текстом», «Изучаем и определяем», «Смотрим и думаем», «Сравниваем и обобщаем». Наличие заданий различных типов позволяет их использовать на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы.


Наличие дополнительного материала

Предлагается большое количество дополнительного материала

3.3. Возможность организации самостоятельной учебной деятельности

Удобная навигация: структурность изложения, наличие оглавления, наличие предметного указателя, наличие условных обозначений к заданиям

Очень удобная единая система навигации. Оглавления выделены размером шрифта и цветом, пункты в параграфах также имеют цветовое выделение, есть условные обозначения, предметного указателя нет

Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи; экспериментальные, творческие задания)

После каждого параграфа имеются вопросы, имеется рубрика «Мои биологические исследования», после каждой темы предлагаются вопросы для обсуждения, которые дают интересные темы для дискуссий

Наличие алгоритмов

Последовательность выполнения заданий имеется в рубрике «Мои биологические исследования», алгоритм работы с микроскопом

Наличие инструкций к практическим занятиям:

- указаний к проведению опыта, микроисследования и т.д.;

- указаний к соблюдению правил техники безопасности.

Все практические задания вынесены в тетрадь-практикум, в которой сформулированы цель и задачи работ, дан перечень оборудования и материалов, задан чёткий алгоритм практической деятельности, представлены формы для оформления результатов деятельности.

Наличие системы помощи в выполнении заданий

Система помощи при выполнении заданий имеется

3.4. Возможность организации ученической рефлексии

Наличие заданий в тексте параграфа для самоконтроля учащихся

В учебнике предложены только вопросы к параграфу, все задания по темам в тетрадях - тренажёрах и тетрадях - экзаменаторах

Наличие ответов на имеющиеся упражнения и задания

нет

3.5. Возможность осуществления подготовки учащихся к итоговой аттестации

Наличие обобщающих схем, таблиц

Обобщающие схемы есть

Наличие комплексных заданий

В электронном приложении к учебнику, тетрадях - тренажёрах и тетрадях - экзаменаторах: осуществление тематического и итогового контроля знаний, варианты заданий в разных формах, перечень тем и ресурсов для создания рефератов и творческих работ, тренировка навыков выполнения заданий ЕГЭ и ГИА

Наличие заданий в тестовой форме

В электронном приложении к учебнику, тетрадях - экзаменаторах

3.6. Реализация практико-ориентированного подхода

Раскрытие значения предъявляемого материала в промышленности, в сельском хозяйстве

Раскрывается значение изучаемого материала в промышленности и сельском хозяйстве

Раскрытие значения предъявляемого материала в повседневной жизни человека

Раскрывается значение предъявляемого материала в повседневной жизни человека

Раскрытие значения предъявляемого материала в решении экологических проблем

Раскрывается значение материала в решении экологических проблем

3.7. Возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях

Ориентация на конкретную технологию


Независимость от конкретной технологии

Имеется возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях

3.8. Возможность использования при реализации программ курса

Ориентация на конкретную программу

Программа по биологии авторов: Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко (предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы

Независимость от конкретной программы

Имеется возможность использовать данный учебник независимо от программы СухоруковойЛ.Н.

4. Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1.Реализация воспитательного потенциала учебного содержания

Воспитание экономических, экологических, эстетических, патриотических и т.д. аспектов

реализуется

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

реализуется

4.2. Раскрытие основных мировоззренческих идей на основе ведущих законов и теорий

Направленность на развитие единой 1научной картины мира

раскрываются

Адекватное отражение законов природы

раскрываются

Вывод: Учебник по биологии, авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой для 5-6 классов соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской федерации. Учебник имеет фиксированный в тематических разворотах формат, жёсткую структурированность текста, удобную единую систему навигации. Учтена возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях.

Имеется возможность реализации проблемного обучения. Большое количество красочных иллюстраций, различных рубрик с интересной дополнительной информацией для учащихся, способствующих более эффективному восприятию и запоминанию материала. Для того, чтобы выполнять практические работы необходима тетрадь-практикум, т.к. в учебнике их нет. Кроме того, в учебнике для контроля знаний, предложены только вопросы, все задания по темам предлагаются в тетрадях-тренажёрах и тетрадях-экзаменаторах. Наличие заданий различных типов и уровней позволяет их использовать на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы. Имеется электронное приложение к учебнику, которое предназначено для работы, как на компьютере, так и на интерактивной доске. Таким образом, при преподавании данного курса, необходимо использовать весь учебно-методический комплект.

1



© 2010-2022