- Преподавателю
- Биология
- Авторская программа экологического кружка «Набат»
Авторская программа экологического кружка «Набат»
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сабурова Г.К. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Есіл ауданының білім беру» ММ
ГУ «Ковыльный орта мектебi»
Авторская программа экологического кружка «Набат»
Автор: Сабурова Галина Кязымовна, учитель химии и биологии
2014-2015 г.г.
Цели программы :
Познавательные:
-
расширить и углубить знания кружковцев по краеведению, экологии; интерес к природе истории родного края.
-
овладение навыками работы на ПК. формирование навыков работы с информацией, расширять навыки работы со сканером, фотоаппаратом; формировать навыки поиска информации в сети Интернет.
Воспитательные :
-
воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
-
воспитание чувства уважения к старшим, взаимопомощи, ценности физического здоровья;
-
воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью; чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире; экологической культуры и активной жизненной позиции учащихся.
-
воспитание всесторонне развитых граждан своего общества, способных в будущем к позитивному преобразованию природы и общества.
Развивающие :
-
создать условия для развития, наблюдательности, внимания, условий для развития интеллектуальных, исследовательских и творческих способностей; овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
-
умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать,
-
умения составлять план проекта и использовать его в процессе работы.
-
формировать умения и навыки исследования, наблюдения, общения, умений готовить и проводить мероприятия,
-
развивать навыки уверенного пользователя ПК
Задачи:
-
изучение природы и истории села, района, области;
-
знакомство с полезными ископаемыми;
-
сбор материалов экологического и краеведческого содержания,
-
знакомство с экологическими проблемами, явлениями и процессами окружающей природы;
-
овладение правилами грамотного поведения в природе.
Методы и формы работы:
-
рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, викторины, виртуальное путешествие, музей.
-
работу с литературными источниками, в библиотеке, музее, архиве, в Интернете с целью накопления материала.
-
исследования и мониторинга воды, воздуха, растительности.
-
агитбригада
-
создание проектов;
-
проведение экскурсий;
-
изготовление презентаций, видеофильмов, сбор интервью, видеоопросы;
-
проведение конкурсов рисунков, газет;
-
изготовление поделок из природных материалов, разработка и создание экознаков, памяток, гербаризация, озеленении классных комнат
-
использование схем, определителей, рисунков, плакатов.
-
проведение опытов и запись наблюдений.
Направленность программы
Природоохранная и экопропагандиская,здоровьесберегающая направленность программы способствует формированию осознанного, бережного отношения к природе, своему здоровью, формированию исследовательских навыков и патриотизма средствами экологического краеведения.
Актуальность
Актуальность программыВ основе программы лежит интеграция следующих актуальных направлений: исследовательское: Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем последнем послании к народу Казахстана говорил, что целью сегодняшнего образования является воспитание конкурентноспособной личности, умеющей мыслить творчески, самостоятельно добывать знания. Поэтому учитель-воспитатель в наше время не столько источник легких знаний, а проводник, направляющий, показывающий дорогу. Он не преподносит знания на «тарелочке», а показывает КАК их можно добыть. Его цель - поставить ученика в позицию активного участника деятельности, организовать ее таким образом, чтобы ученик все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Необходимо воспитывать юного исследователя, способного увидеть новые грани, казалось бы привычных явлений и фактов, преобразовывающего окружающий мир. В данной программе этому аспекту уделено много внимания.
Краеведческое: чем больше ребята будут знать и исследовать историю родного края, экологических проблемах района, области и РК, тем больше они будут любить и охранять родную природу, будут истинными патриотами своей страны.
Экологическое и здоровьесберегающее: актуальность этой части программы можно выразить словами Д.А.Медведева, что необходимо формировать и развить экологическую культуру школьников, бороться с экологической безграмотностью и безразличием в отношении окружающей среды и своего здоровья. Любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью нужно воспитывать с детства, но не нужно забывать и родителей наших детей, жителей села. Они тоже играют роль в воспитании школьников. Поэтому здесь большая роль уделена экологическому просвещению детей и взрослых. Такая деятельность реализуется на нескольких уровнях: школьный уровень подразумевает оформление выставок рисунков, поделок, проведение экскурсий для обучающихся, работа над проектами, выступление агитбригады на шк.линейках, кл.часах, род.собраниях; местный или сельский уровень включает в себя приглашение представителей различных профессий, родителей обучающихся, проведение опросов и видеоинтервью, распространение памяток и буклетов экологич содержания среди местного населения, выступление агитбригады на элеваторе и ж/д. Районный уровень - представление ученических исследовательских проектов, участие в различных мероприятиях и конкурсах; областной, республиканский и международный уровень - представление ученических исследовательских проектов на различных районных конкурсах.
Патриотическое: проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества нашей страны.
Что такое патриотизм? Это не только умение защищать Родину с оружием в руках. Ведь она и в мирное время нуждается в нашей любви и заботе. Патриотизм- это еще и бережное отношение к окружающей среде, стремление улучшить ее, изучить историю родного края. Те, кто сознательно встал на защиту природы, стремится улучшить облик села, изучить богатства родного края- истинные патриоты своей страны.
Отличительные особенности и новизна программы.
Для становления человека как личности, в воспитании патриота важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался и изменял ее. Поэтому особенностью программы является единство интересов школы и общества в воспитании гражданина Казахстана. Ведь, известно, что прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином своей школы, села, района. И реализуется это единство через интеграцию краеведения и экологии. Ведь, краеведение экологично по своей сути. И необходимость развития интересов учащихся в этой области знаний связана с социальным заказом общества: чем больше ребята будут знать о родном крае, экологических проблемах страны , тем больше они будут любить родную природу и землю, уважать традиции своего народа, будут истинными исследователями и патриотами Казахстана.
Планируемы результаты:
- Учащиеся должны знать:
-
должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим; осознавать необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-
значение растений в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
-
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта. работа над ним, презентация);
-
роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
-
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; презентаций.
-
оформлять памятки, листовки, газеты, буклеты, презентации
-
работать в группе на основе сотрудничества
-
умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
-
проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
-
проводить анкетирования, социологические опросы, интервью.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
План работы кружка «Набат»
№
Такырыбы/Тема
Сагат\
час
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы. Инструктаж. Обсуждение названия, девиза, единой формы агитбригады. Акция по очистке школьной территории «Планета без мусора»;
1
I
Учимся писать проект.
Основные этапы работы над проектом.
1
II
Моя малая родина.
Традиции и обычаи казахов и народов, проживающих на территории своего нашей страны. Создание виртуального музея, на основе фото и видео ребят, побывавших летом в различных музеях и сбор местного материала. Сбор информации для выступления агитбригады.
Месторождения района. Песок, глина, мел, гранит, песчаник, железно-марганцевые. Создание карты полезных ископаемых Есильского района. Сбор материала для выступления агитбригады.
Изучение основ туризма в процессе экскурсии на местный водоем - реку Жаныспай. Оформление фотоотчета. Практикум.Сбор материала для выступления агитбригады. Изготовление памяток населению по способам очистки воды.
Сбор материала для выступления агитбригады.
«Боровое- сокровищница науки культуры». Виртуальная экскурсия на основе фото и видеоматериалов Сабуровой А.
Встреча с ветеранами ВОВ с.Ковыльное. Практикум. Подготовка и проведение творческого отчета-концерта и презентации «Не забывается такое никогда!» агитбригады «Набат».
8
1
1
3
1
2
III
ЗОЖ
Здоровый образ жизни и как нужно его вести?
Встреча с медиком местного ФАПа Белоносовой Е.Ф. «Что такое ГМО?» Сбор материала для выступления агитбригады.
«Зеленые лекари» Подготовка докладов и гербариев учащимися.
Сбор материала для выступления агитбригады
Экскурсия на Ковыльненский элеватор. Фотоотчет. Создание коллекции семян различных сортов пшеницы. Сбор материала для выступления агитбригады.
Экология жилища человека. Практикум. Обсуждение и составление отчета. Сбор материала для выступления агитбригады.
Естественное и искусственное освещение. Экскурсия на Есильское предприятие электросетей. Фотоотчет.
Практикум. Обсуждение и составление отчета. Сбор материала для выступления агитбригады.
Сбор материала для выступления агитбригады. Репетиции. Выступление «Молодежь за ЗОЖ!».
8
1
1
1
2
2
1
VI
Экология моей страны.
Экологические проблемы РК и нашего села.
Практикум. Видеоотчет. Сбор материала и работа над проектом «Ветровые электростанции и экология РК» Сбор материала для выступления агитбригады.
Акция « Кормушка». Практикум. Фотоотчет. Сбор материала для выступления агитбригады.
Мусор-как источник загрязнения. Способы утилизации мусора. Практикум. Выставка поделок из бросового материала. Сбор материала для выступления агитбригады
Экскурсия на Есильскую метеостанцию. Сбор материала и работа над проектом «ВЭС и экология РК». Проектирование Есильской ветровой ЭС.
Акция по очистке территории « Сделай мир чище». Практикум. Сбор материала для выступления агитбригады
Шум и как с ним бороться? Практикум. Обсуждение, анализ и составление отчета.
Источники загрязнения атмосферного воздуха. Сбор материала для выступления агитбригады.
Практикум. Обсуждение и составление отчета. Сбор материала и работа над проектом «ВЭС и экология РК» Проектирование Есильской ветровой ЭС. Расчеты.
Акция «Посади дерево». Практикум. Изготовление и раздача листовок, буклетов. Сбор материала для выступления агитбригады.
Сбор материала и работа над проектом «ВЭС и экология РК». Проектирование Есильской ветровой электростанции». Участие в районном конкурсе проектов.
Акция « Не рвите цветы» ». Практикум. Изготовление и раздача листовок, буклетов . Сбор материала для выступления агитбригады.
Сбор материала для выступления агитбригады. Подготовка сценария. Репетиции. Итоговое выступление «Цвети мой, Казахстан!» агитбригады «Набат» .
16
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
2
Всего: 34
Содержание авторской программы
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы. Инструктаж. Обсуждение названия, девиза, единой формы агитбригады. Акция по очистке школьной территории «Планета без мусора»;
I. Учимся писать проект.
Основные этапы работы над проектом. Как выбрать тему проекта? Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Составление плана исследования. Дневник наблюдений. Структура проекта. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и использованная литература.
II. Моя малая родина.
Традиции и обычаи казахов и народов, проживающих на территории своего нашей страны. Практикум: создание виртуального музея, на основе фото и видео ребят, побывавших летом в различных музеях и сбор местного материала. Сбор информации для выступления агитбригады.
Месторождения района. Песок, глина, мел, гранит, песчаник, железно-марганцевые. Практикум: создание карты полезных ископаемых Есильского района.
Освоение основ туризма в процессе экскурсии на местный водоем - реку Жаныспай. Практикум: как ставить палатку, разводить костер, готовить пищу на костре, познакомится с некоторыми способами очистки воды в походных условиях. Оформление фотоотчета.
Практикум: отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Изготовление самодельного фильтра.
Практикум: «Исследование свойств воды в р.Жаныспай». Обсуждение и составление отчета . Сбор материала для выступления агитбригады.Изготовление памяток населению по способам очистки воды.
Виртальная экскурсия «Боровое- сокровищница науки культуры». Виртуальная экскурсия на основе фото и видеоматериалов Сабуровой А.
Встреча с ветеранами ВОВ с.Ковыльное. Практикум: сбор информации, вырезок из газет. Запись интервью. Подготовка и проведение творческого отчета-концерта и презентации «Не забывается такое никогда!» агитбригады «Набат».
III. ЗОЖ
Здоровый образ жизни и как нужно его вести?
Встреча с медиком местного ФАПа . «Что такое ГМО?» Сбор материала для выступления агитбригады
Беседа «Зеленые лекари». Подготовка докладов и гербариев учащимися по различным темам: «Растения - скорая помощь при ушибах и порезах». «Растения - кладезь витаминов и помощники при желудочно-кишечных заболеваниях.» Сбор материала для выступления агитбригады.
Экскурсия на Ковыльненский элеватор. Посещение лаборатории. Знакомство с работой лаборанта. Встреча с заведующей лабораторией Завгородько Л.Ф. на тему: «Какой хлеб мы едим?». Создание коллекции семян различных сортов пшеницы Фотоотчет. Сбор материала для выступления агитбригады
Экология жилища человека. Практикум: изучение влияния комнатных растений на здоровье человека. Расчет нужного количества растений в зависимости от размера помещения. Озеленение классов. Обсуждение и составление отчета.
Естественное и искусственное освещение. Экскурсия на Есильское предприятие электросетей. Практикум: изучение влияния уровня освещенности помещения на здоровье человека. Обсуждение и составление отчета.
Сбор материала для выступления агитбригады. Составление сценария. Репетиции. Выступление «Молодежь за ЗОЖ!» агитбригады «Набат» на линейках, кл.часах, на элеваторе.
VI. Экология моей страны.
Экологические проблемы РК и нашего села.
Практикум: изготовление анкет. Социологический опрос населения о отношении к загрязнению окружающей среды. Анализ. Видеоотчет. Сбор материала и работа над проектом «Ветровые электростанции и экология РК»
Акция « Кормушка». Практикум: изготовление кормушек из пластиковых бутылок и закрепление их. Подкармливание птиц. Фотографирование. Фотоотчет. Сбор материала для выступления агитбригады
Мусор-как источник загрязнения. Способы утилизации мусора. Практикум: создание мультимедийного руководства «Как мы боремся с мусором!» (Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала). Проведение конкурса поделок среди учащихся школы. Сбор материала для выступления агитбригады
Экскурсия на Есильскую метеостанцию. Сбор материала и работа над проектом «ВЭС и экология РК». Проектирование Есильской ветровой ЭС.
Акция по очистке территории « Сделай мир чище». Практикум: проведение субботника. Благоустройство территории с помощью собранных пластиковых бутылок изготовление клумб. Сбор материала для выступления агитбригады
Шум и как с ним бороться? Практикум: изучение шумового загрязнения села Ковыльное. Выявление источников шума (элеватор, железная дорога, автомобильная трасса). Расчет шумовой нагрузки по спец.формуле. Обсуждение, анализ и составление отчета.
Источники загрязнения атмосферного воздуха.
Практикум: изучение уровня загрязненности воздуха выхлопными газами автомобилей с. Ковыльное. Анализ источников автомобилей (автомобильная трасса республиканского значения, проходная элеватора). Подсчет, классификация автомобилей. Расчет загрязненности воздуха по спец.формуле. Обсуждение и составление отчета.
Сбор материала и работа над проектом «ВЭС и экология РК» Проектирование Есильской ветровой ЭС. Расчеты.
Акция «Посади дерево». Практикум: подготовка саженцев, высадка в грунт. Изготовление и раздача листовок, буклетов о вреде загрязненного воздуха на здоровье человека и о пользе зеленых насаждений. Сбор материала для выступления агитбригады.
Сбор материала и работа над проектом «ВЭС и экология РК». Проектирование Есильской ветровой электростанции». Расчеты. Участие в ройонном конкурсе проектов.
Акция « Не рвите цветы» ». Практикум: подготовка цветочной рассады, высадка в клумбы. Изготовление и раздача листовок, буклетов о недопустимости вырывания тюльпанов в большом количестве, о том, что нужно любоваться цветами, не срывая их. Сбор материала для выступления агитбригады.
Сбор материала для выступления агитбригады. Практикум: составление сценария. Репетиции. Итоговое выступление «Цвети мой, Казахстан!» агитбригады «Набат» на линейках, кл.часах, перед работниками АО «Алтын Ден». АО «Темiр Жол».