Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 5-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Тип урока (по целям): Обобщение и повторение изученного материала, проверка знаний.

Вид урока (по форме проведения): Урок-путешествие.

Цель урока: продиагностировать объем и глубину знаний по изученной теме.

Задачи:

обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний;

развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

- формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

- формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации,

самоконтроль и взаимоконтроль, графическое тестирование, рефлексия.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский.

Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение и повторение изученного материала.

  3. Проверка знаний.

  4. Информирование о домашнем задании.

  5. Рефлексия.

Оборудование:

учебник "Биология, бактерии, грибы, растения Ли: 5 класс / Под. ред. проф. В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2014.

муляжи и рисунки грибов;

презетация

карточки с заданиями; маршрутные листы

плакаты.



Ход урока

Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное - чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Слайд 1-2. Шурша, слетали листья-календарики

Под куки незатейливой кукушки,

На сладкие брусничные фонарики

Заглядывались хрусткие Горькушки.



Отсвечивая солнечной сонливостью,

Маслят отряд дежурил у дорожки

И отгонял с особой горделивостью

Поганистость на хлипких, тонких ножках.

Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( О ГРИБАХ)

Слайд 3. Грибы - одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

А что вы знаете о грибах?

Что бы вы хотели ЕЩЁ о них узнать?

Слайд 4.

Места обитания грибов.

Разнообразие грибов.

Значение грибов в природе.

Положительная и отрицательная роль для

человека.

Охрана грибов.

Грибы нашего края.

А сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего нашего урока, исходя из ваших пожеланий?

Ребята, девиз нашего урока:

Без повторений нет глубины. Л.Ландау.

Как вы думаете, почему именно такой девиз? Правильно, вы уже изучили тему «Грибы». Поэтому в ходе путешествия мы проверим, насколько глубоко вы знаете эту тему, как вы умеете анализировать, сравнивать, обобщать и творчески решать различные задачи. К тому же данная тема имеет большое значение, очень важно для каждого разбираться в грибах.
Друзья! В путь.

Сегодня на уроке у вас будут маршрутные листы, у каждого свой вы будете выполнять задания в них письменно и устно. А раз у Вас есть маршрутные листы мы начинаем наше путешествие по царству грибов!

На прошлых уроках вы познакомились с особенностями строения грибов их жизнедеятельностью, классификацией, убедились в том, что грибы отличаются большим многообразием. Подтвердите это цифрой.

В природе очень много видов грибов - микроскопических и с крупным плодовым телом, в котором содержится много белков и особых жиров. Известно около 100000 видов грибов. Среди них есть паразиты растений (головневые и ржавчинные грибы, почвенные сапрофиты (шампиньоны), сапрофиты на древесине (опята, вешенки), симбионты деревьев (подберёзовики, подосиновики) и хищные (зоопагалы и монилиалы).

Слайд 6. Итак первое задание в маршрутных листах, дайте определения Грибы -

Микология -

Эукариоты-

Задание 2: Вариант 1: указать признаки растений, характерные для грибов.

Вариант 2: указать признаки животных, характерные для грибов.

Все: общие признаки. Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Наше путешествие начинается со страны Плесневых Грибов. Какая это страна? Маленькая с маленькими жителями. Насколько хорошо вы знакомы с ними, мы сейчас узнаем. Но сначала историческая справка:

В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен... чем? аспергиллом.
Видя пятна плесени, на книжных переплетах мы с уверенностью можем сказать это тоже аспергилл. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы - соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл.
Аспергилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты, а из пеницилла изготавливают пенициллин, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний. Например, в странах Азии гриб мукор применяется для изготовления соевого сыра.

(сообщение №1)

Задание в маршрутных листах № 3

Задание 4: Какова роль плесневых грибов?

Молодцы, а мы продолжаем путешествие в страну - Дрожжей.

Много тысяч лет назад обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть какие-то организмы, а спустя 200 ученые поняли, что это?… дрожжи - это грибы. Грибы особенные не имеющие грибниц, состоящие из 1 клетки.

Но как вы думаете, где можно встретиться с дрожжами? - задание.

Задание 5: Назовите продукты и вещества, при производстве которых используются дрожжи? Оценка.

Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Кто знает, как всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса комара связан со страной Дрожжей?
Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают зудящий волдырь.

Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес.

В страну Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)

1Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)Задание 6: Подпишите строение шляпочных грибов. Закончите схему:

4Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)Конспект урока по биологии Многообразие и значение грибов ( 5 класс)Шляпочные грибы

2

3

5

6

Задание 7: Вспомните, как размножаются грибы? Устно.

Слайд 7. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из пенька и шляпки, они сложены из мицелия (?).На нижней поверхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называются трубчатыми) или из тонких пластинок (?). К трубчатым грибам относятся белый, маслята, подберёзовики; к пластинчатым - грузди, сыроежки, лисички. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры (?).

Слайд 8. В трубочках или на пластинках шляпки развиваются миллионы мельчайших спор, которыми грибы размножаются. Созревшие лёгкие споры высыпаются, подхватываются и разносятся ветром. Их могут разносить также насекомые, слизни, белки, зайцы. Попав во влажную почву, споры грибов прорастают. Из них развиваются нити грибницы. Накопив запасы питательных веществ, грибница образует плодовые тела, которые мы привыкли называть грибами. Сперва ножка растет быстрее шляпки, а под конец скорее развивается шляпка. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или стволов деревьев, но некоторые грибы имеют подземное плодовое тело. К ним относятся трюфели, которые растут под землёй как картошка, на глубине 8 - 10 см. Это ценный продукт питания. Для поиска трюфелей используют специально обученных собак и даже поросят (для этого молодых щенков-самочек - болонки, пудели, дворняжки - поят молоком, к которому добавляют отвар или настой трюфелей.

Слайд 17. После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова лесную тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.

А все ли грибы мы можем туда положить?

Слайд 9. Задание 8: Разобрать грибы по корзинкам:

Самостоятельная работа: собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках (1 - рыжик, 2 - подберёзовик, 3 - белый гриб, 4 - мухомор, 5 - грибная капуста, 6 - груздь, 7 - бледная поганка, 8 - подосиновик), то есть записать в тетради номера съедобных грибов.

Какие грибы вы не положили в корзину? Почему?

Слайд 10. Бледная поганка - не только самый ядовитый гриб на свете, но и коварный. Имеет приятный запах и вкус. Симптомы отравления проявляются не сразу и, как правило, поздно для спасения. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Поэтому единственный способ избежать отравления - уметь распознавать по кольцу на ножке, "чашечки" (вольвы) в её основании, белому цвету пластинок шляпки.(сообщение №2)

Мухомор - во впадине шляпки накапливается вода, употребление которой насекомыми становится смертельным. Отравление мухомором вызывает сильное нервное возбуждение, галлюцинации. Отвар из мухоморов использовали викинги перед боем для бесстрашия. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.

Многие грибники по пути уничтожают мухоморы и поганки. А напрасно. Они нужны лесу: их грибницы, так же как и грибницы съедобных грибов, питают влагой и азотом корни деревьев, под которыми они растут.

Некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные (ложноопёнок серо - жёлтый, ложные лисички), их иногда используют в пищу по ошибке, что очень опасно. Если вы сомневаетесь в съедобности найденного гриба, лучше его не берите.

Но если всё же человек отравился грибами, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Консультацию попросим у нашего медика.

Выступление учащегося (медика).

Симптомы отравления: головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже лёгком отравлении грибами нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 - 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло-розового) раствора марганцовокислого калия. Затем вызвать рвоту. Повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление, необходимо передать в санэпидстанцию для экспертизы. Будьте осторожны! (Сообщение №3)

Таким образом, остальные грибы мы смело сможем положить в свою корзину. Для того, чтобы определиться с названиями этих даров природы, выполним задания в группах. Ваша задача: по предложенному тексту узнать гриб и указать его номер. Кто угадал в маршрутном листе ставит плюс, гриб и т.д - Задание № 6 (устно)

Слайд 11. 1 группа

"Нет гриба его вальяжней, и ему совсем неважно,

Что другие говорят про его крутой наряд.

Пышногрудый, белотелый, до других ему нет дела.

Сам с собою говорит и зовется - …"

Слайд 12. 2 группа

"Сам веселый и задорный вас заставит он проворно

Наклоняться, приседать, чтоб под елкою достать.

Познакомьтесь с ним поближе: он такой родился - рыжий,

Редкий гость в любом лесу, ценит он свою красу".

Слайд 13. 3 группа

"На опавший лист похож. Как березка ножка,

Виден он с дорожки".

Слайд 14. 4 группа

"Этот гриб растет во мху под елкой,

Он громче всех хрустит в засолке".

Слайд 15. 5 группа

"А этот - в красной шапке, словно гном,

Он под осиной выбрал дом".

Слайд 16. Нам осталось определить название только одного гриба. Посмотрите внимательно: что напоминает вам внешний вид? Грибная капуста, гриб-баран - так в народе называют родственника грибов рогатиков, спарассис курчавый. Большой, до 35 см в диаметре, шар образуется многочисленными веточками, на концах которых желтоватые лопасти. Этот съедобный гриб редок, он занесён в Красную книгу. Поселяется на корнях и у основания стволов хвойных деревьев.

(сообщение № 4)

Слайд 17.

Мы идем дорожками, мы идем тропинками,

Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы

И пенек с опенками под рябиной тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Это не преувеличение. В них содержатся белки, жиры, сахар, витамины; соли меди, кальция, калия, железа.. По калорийности они уступают мясу в среднем в 8 - 10 раз. Однако, как утверждают специалисты, некоторые грибные блюда очень калорийны - например, бульон из белых грибов в несколько раз калорийнее мясного. До сих пор учёные не выяснили вопрос, какой из грибов можно назвать самым питательным и полезным. После исследования обнаружились самые неожиданные претенденты на место грибного "короля": кроме белого - шампиньон, вешенка, пёстрый зонтик и некоторые другие.

Слайд 18. Мы с вами живём, можно сказать, в грибном крае. Как же используются грибы в Кемеровской области? С результатами своего исследования по данному вопросу с нами поделится краевед.

Выступление учащегося (краеведа сообщение №5).

Но заготавливая грибы, нужно помнить, что отравиться можно и съедобными грибами, если они неправильно обработаны (так, некоторые ценные пищевые грибы ядовиты в сыром виде - грузди, осенние опята, волнушки).

Итак, ребята, вы получили достаточно много информации о шляпочных грибах.

Слайд 21. Но среди грибов есть не только полезные для растений грибы, но и вредные. Как вы думаете, какие грибы я имею в виду?

Правильно это грибы паразиты. Они вызывают различные болезни растений, животных, и человека

Видео фрагмент

Задание 9: Какова роль паразитических грибов в природе и жизни человека?

Слушая сообщения сделайте соответствующие выводы.

  1. Сообщение № 6 спорынья

  2. Сообщение №7 трутовик

  3. Презентация с моими комментариями.

Вывод:

Грибы - паразиты снижают урожай с/х растений, губят их; делают продукты из них непригодными в пищу.

Область использования паразитических грибов:

спорынья (получен наркотик ЛСД - на вооружении военной промышленности, используют в акушерской практике);

головня (молодые - используют в пищу, например в Латинской Америке);

серая гниль (виноград, поражённый серой гнилью, используют для производства французских вин марки "Сотерн",

которые очень ценятся за вкусовые качества);

чёрная плесень (получение лимонной кислоты);

трутовик (лесные санитары, так как разрушают мёртвые деревья, пни, валежники; производство в старину медленно горящих трутов для поджигания пороха во время сражений; некоторые съедобны в молодом возрасте; берёзовый трутовик или чага поселяется на живых деревьях, вызывая их гниль, но зато помогает больным людям и широко используется в медицине. Так всё взаимосвязано в природе).

Грибы играют важную роль в общем круговороте веществ: участвуют в разложении остатков животных и растений; образовании в почве органического вещества и повышении её плодородия.

Слайд 22. Мир грибов разнообразен и уникален. Какие примеры грибов вы смогли бы привести для Книги рекордов "Необычные и удивительные грибы"? Сообщение № 8

В Японии встречается гриб, ярко светящийся в темноте. Даёт столько света, что можно читать ночью.

В Южной Америке растёт гриб, который за 2 часа увеличивается на полметра. Ночью светится изумрудным светом. Живёт сутки. Наутро от него остаётся небольшой слизистый комочек.

В 1985 году обнаружен гриб - дождевик охватом 194,3 см, плодовое тело которого используется как вата или пластырь из-за стерильной мякоти под кожицей - прекращает кровотечение.

Хищные грибы, обитающие в почве, с помощью специальных ловушек на грибнице уничтожают нематод - мелких круглых червей, являющихся опасными паразитами человека, животных и растений.

На уроке мы с вами, ребята, путешествовали по грибному царству. Надеюсь, что это путешествие было для вас интересным и познавательным. А для того, чтобы убедиться в этом, проведём следующую работу в группах Каждой группе будет дано своё задание. Выберите отвечающего и приступайте к работе..

Слайд 23.

Самостоятельная работа в группах:

Путешествие наше заканчивается. Когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые красочные воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у вас в памяти о том, что вы сегодня увидели и узнали в своем путешествии.

1 группа.

Среди четырёх грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.

1.

лисичка,

подосиновик,

мухомор,

опенок.

(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)

2.

шампиньон,

дрожжи,

волнушка,

пенициллиум.

(Лишний дрожжи, так как он одноклеточный.)



  1. сыроежка,

моховик,

груздь,

трутовик.

(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)

4.

белый,

рыжик,

подберезовик,

масленок.

(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)

Итоговая оценка: выставляется в каждом маршрутном листе

Викторина (если позволяет время).

  1. В лисичках никогда не заводятся черви. (ДА)

  2. Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет)

  3. Симбиоз - полезное сожительство гриба с деревом. (Да)

  4. Мицелий является телом гриба. (Да)

  5. Гифы - это грибные нити, образующие тело гриба. (Да)

  6. Наука о грибах называется мифология. (Нет)

  7. Опята - грибы, растущие на камнях. (Нет)

Домашнее задание:

§ 13 - 16, повторить.

Этап рефлексии:

закончите одно из предложений.

  • 1. Сегодня на уроке мне понравилось…

  • 2. Мне сегодня удалось…

  • 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

  • 4. Мне не понравилось…

5. Настроение в ходе урока у меня

Слайд 26.

Хотелось бы наш сегодняшний урок закончить словами:

"… Не грибы, не орехи в корзине несу.

Что грибы и орехи? Безделка!

Несу в душе как скачет в лесу

По деревьям живая белка.

В душе при виде маленького зверька

Пробуждаются важные чувства,

Которых лишает нас времени

быстротечность,

Безотчётная нежность,

Тихая доброта, теплота, человечность."

Слайд 37.



© 2010-2022