- Преподавателю
- Биология
- Исследовательская работа на темуИзучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны
Исследовательская работа на темуИзучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Kузнецов С.Е. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Савковская основная общеобразовательная школа
Муромский район. Владимирская область.
«Изучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны»
Выполнил ученик 7класса: Широков Василий
Руководитель :учитель биологии Кузнецов С. Е.
Савково 2012г.
Изучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны
Введение
Отрицательно влияют на лесные экосистемы выбросы в атмосферу токсичных газов и пыли промышленными предприятиями и транспортом. Эти загрязняющие вещества попадают из атмосферы в леса чаще всего с кислотными дождями. В непосредственной близости от промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу, возможны ожоги листьев и хвои деревьев ядовитыми газами и пылью. Устойчивость разных деревьев к атмосферным загрязнителям различна.
Целью нашего исследования явилось изучение выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны.
Задачи, которые нужно было выполнить:
-
Заложить площадки для исследования;
-
Расположить несколько площадок в исследуемом районе;
-
Провести исследования на разных площадках;
-
Заложить контрольную площадку в чистом районе;
-
Сравнить показатели на пробных площадках и на контрольной.
Литературный обзор
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт.
Загрязнение воздуха автотранспортом отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени, поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков, особенно в городах и крупных населенных пунктах. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 машин в час. Сегодня в мире примерно 600 млн. штук автомобилей. В выхлопных газах двигателей содержатся более 200 химических соединений и элементов? наибольший вклад в структуру загрязнения вносят окислы углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения, сажа. В среднем каждый автомобиль выбрасывает в сутки 3,5-4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. При использовании этилированного (с добавлением свинца) бензина этот высокотоксичный элемент попадает в выхлопы. В организм человека свинец попадает с продуктами, выращенными у дорог, с молоком коров, которые выпасались на обочинах дорог. Повышенное содержание свинца отмечено в организме детей, играющих вблизи автотрасс, у гаражей и т. д. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня в большинстве регионов России не менее 30%. Автомобили используют кислород атмосферы. для них ежегодно расширяется сеть дорог с твердым покрытием, которые густой сетью опутывают планету. Содержание таких дорог требует очень больших затрат энергии. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно.
А как вредные вещества влияют на растения?
Разные древесные породы неодинаково чувствительны к этому воздействию. Одни из них более стойки, другие напротив, очень уязвимы. Каждая древесная порода чувствительна по-своему. Это отчасти зависит от того, как долго на дереве сохраняются листья или хвоя, какова продолжительность их жизни.
Например, наши лиственные деревья с опадающей ежегодно листвой лучше противостоят вредному воздействию выбросов, чем вечнозеленые хвойные, у которых хвоинки живут несколько лет.
Действие на лес различных ядовитых веществ, содержащихся в воздухе, специфично. Каждое из них приводит к тем или иным нарушениям жизнедеятельности лесных растений, прежде всего деревьев. Но эти нарушения в разных случаях неодинаковы. Основной реакцией дерева на неблагоприятные факторы является снижение прироста хвои, побегов у деревьев, относительного контроля.
Контрольными деревьями должны быть деревья, которые находятся вне зоны воздействия выбросов.
Методика исследования
Нами были заложены площадки: 3 исследуемых (в парке вблизи школы, в 300 м от автотрассы) и контрольная (500 м вглубь парка ).
На всех площадках взяли одну хвойную породу - сосну. Для исследования подбирались деревья одного возраста. С одной стороны (с южной) на одинаковой высоте 1,5 м произвели 10 замеров центральных побегов.
На каждом побеге подсчитали длину побега, длину хвои, количество хвоинок. Такие измерения произвели на каждой площадке, в т. ч. и на контрольной.
Расчет влияния выбросов на рост побегов производится относительно контроля. Данные контрольной площадки берутся за 100%.
Так провели анализ по всем площадкам, то есть длина побегов, длина хвои, количество хвоинок на побегах. По всем полученным материалам сделали заключение об интенсивности выбросов. В итоге провели анализ влияния выбросов на нарушение прироста побегов.
Результаты исследования
В результате исследований у нас получилось следующее:
Показатель
Площадка № 1
Площадка № 2
Площадка № 3
Контрольная площадка
Длина побега
2,5
1,6
2,3
5,1
Длина хвои
3,2
3,8
3,1
5,9
Количество хвоинок
24
20
26
34
-
Средняя длина побегов на исследуемых площадках равняется - 2,1 см на контрольной площадке - 5,1 см.
Вычисляемый линейный прирост однолетних побегов на исследуемых площадках составляет 41% относительно контроля. Потеря древесины по однолетним побегам составляет 59%.
-
Среднее количество хвои на побеге на исследуемых площадках составило 24 хвоинки, на контрольной площадке - 34 хвоинки. Среднее количество хвои уменьшается на исследуемых площадках на 24%.
-
Средняя длина хвои на исследуемых площадках - 3,3 см, на контрольной - 5,9 см. Разница между исследуемыми площадками и контрольной - 56%.
То есть средняя длина хвои на контрольной площадке больше на 44%, чем на исследуемых.
Выводы
Таким образом: можно сделать выводы, что выбросы автомобильного транспорта в районе школы значительны, так как они действуют на линейный прирост сосны, который уменьшается на 41%, то есть потеря древесины по однолетним побегам составляет 59%:
-
среднее количество хвои на побеге уменьшается на 24%;
-
средняя длина хвои становится меньше на 44%.
Хвои на побеге становится меньше, средняя длина хвои уменьшается, сам побег становится короче, следовательно, такая хвойная порода, как сосна плохо противостоит вредному воздействию автомобильного транспорта, намного хуже, чем лиственные породы, у которых листва опадает ежегодно, у сосны же хвоинки живут несколько лет.
В сравнении с тополем (наши исследования прошлого года), по сосне показатели выше: потеря древесины по однолетним побегам у тополя - 20%, у сосны же - 59%, средняя длина листьев у тополя становится меньше на 30%, у сосны - на 44% следовательно, сосна очень чувствительна к вредным выбросам автомобильного транспорта и является неустойчивой к антропогенному воздействию (негазоустойчива).
Заключение
Наши практические рекомендации: сосны вблизи автомобильных дорог сажать не следует, так как они будут угнетены выбросами автомобилей и будут плохо расти.
Список литературы
-
Н. В. Скалой, Л. А Горшкова, Практикум по изучению экологии городов Кузбасса; Кемерово; КРЭОО «Ирбис», 2006, текст (стр. 25-29)
-
Ж. «Вестник экологического образования », 2000, текст (стр. 41)
-
Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, Экология России, Москва «Устойчивый мир», 1999, текст (стр. 202-203)