• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательская работа на темуИзучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны

Исследовательская работа на темуИзучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны

Раздел Биология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Савковская основная общеобразовательная школа

Муромский район. Владимирская область.



«Изучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны»



Выполнил ученик 7класса: Широков Василий

Руководитель :учитель биологии Кузнецов С. Е.

Савково 2012г.

Изучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны

Введение

Отрицательно влияют на лесные экосистемы выбросы в атмосферу токсичных газов и пыли промышленными предприятиями и транспортом. Эти загрязняющие вещества попадают из атмосферы в леса чаще всего с кислотными дождями. В непосредственной близости от промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу, возможны ожоги листьев и хвои деревьев ядовитыми газами и пылью. Устойчивость разных деревьев к атмосферным загрязнителям различна.

Целью нашего исследования явилось изучение выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны.

Задачи, которые нужно было выполнить:

  1. Заложить площадки для исследования;

  2. Расположить несколько площадок в исследуемом районе;

  3. Провести исследования на разных площадках;

  4. Заложить контрольную площадку в чистом районе;

  5. Сравнить показатели на пробных площадках и на контрольной.

Литературный обзор

Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт.

Загрязнение воздуха автотранспортом отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени, поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков, особенно в городах и крупных населенных пунктах. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 машин в час. Сегодня в мире примерно 600 млн. штук автомобилей. В выхлопных газах двигателей содержатся более 200 химических соединений и элементов? наибольший вклад в структуру загрязнения вносят окислы углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения, сажа. В среднем каждый автомобиль выбрасывает в сутки 3,5-4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. При использовании этилированного (с добавлением свинца) бензина этот высокотоксичный элемент попадает в выхлопы. В организм человека свинец попадает с продуктами, выращенными у дорог, с молоком коров, которые выпасались на обочинах дорог. Повышенное содержание свинца отмечено в организме детей, играющих вблизи автотрасс, у гаражей и т. д. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня в большинстве регионов России не менее 30%. Автомобили используют кислород атмосферы. для них ежегодно расширяется сеть дорог с твердым покрытием, которые густой сетью опутывают планету. Содержание таких дорог требует очень больших затрат энергии. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно.

А как вредные вещества влияют на растения?

Разные древесные породы неодинаково чувствительны к этому воздействию. Одни из них более стойки, другие напротив, очень уязвимы. Каждая древесная порода чувствительна по-своему. Это отчасти зависит от того, как долго на дереве сохраняются листья или хвоя, какова продолжительность их жизни.

Например, наши лиственные деревья с опадающей ежегодно листвой лучше противостоят вредному воздействию выбросов, чем вечнозеленые хвойные, у которых хвоинки живут несколько лет.

Действие на лес различных ядовитых веществ, содержащихся в воздухе, специфично. Каждое из них приводит к тем или иным нарушениям жизнедеятельности лесных растений, прежде всего деревьев. Но эти нарушения в разных случаях неодинаковы. Основной реакцией дерева на неблагоприятные факторы является снижение прироста хвои, побегов у деревьев, относительного контроля.

Контрольными деревьями должны быть деревья, которые находятся вне зоны воздействия выбросов.

Методика исследования

Нами были заложены площадки: 3 исследуемых (в парке вблизи школы, в 300 м от автотрассы) и контрольная (500 м вглубь парка ).

На всех площадках взяли одну хвойную породу - сосну. Для исследования подбирались деревья одного возраста. С одной стороны (с южной) на одинаковой высоте 1,5 м произвели 10 замеров центральных побегов.

На каждом побеге подсчитали длину побега, длину хвои, количество хвоинок. Такие измерения произвели на каждой площадке, в т. ч. и на контрольной.

Расчет влияния выбросов на рост побегов производится относительно контроля. Данные контрольной площадки берутся за 100%.

Так провели анализ по всем площадкам, то есть длина побегов, длина хвои, количество хвоинок на побегах. По всем полученным материалам сделали заключение об интенсивности выбросов. В итоге провели анализ влияния выбросов на нарушение прироста побегов.

Результаты исследования

В результате исследований у нас получилось следующее:

Показатель

Площадка № 1

Площадка № 2

Площадка № 3

Контрольная площадка

Длина побега

2,5

1,6

2,3

5,1

Длина хвои

3,2

3,8

3,1

5,9

Количество хвоинок

24

20

26

34



  1. Средняя длина побегов на исследуемых площадках равняется - 2,1 см на контрольной площадке - 5,1 см.

Вычисляемый линейный прирост однолетних побегов на исследуемых площадках составляет 41% относительно контроля. Потеря древесины по однолетним побегам составляет 59%.

  1. Среднее количество хвои на побеге на исследуемых площадках составило 24 хвоинки, на контрольной площадке - 34 хвоинки. Среднее количество хвои уменьшается на исследуемых площадках на 24%.

  2. Средняя длина хвои на исследуемых площадках - 3,3 см, на контрольной - 5,9 см. Разница между исследуемыми площадками и контрольной - 56%.

То есть средняя длина хвои на контрольной площадке больше на 44%, чем на исследуемых.

Выводы

Таким образом: можно сделать выводы, что выбросы автомобильного транспорта в районе школы значительны, так как они действуют на линейный прирост сосны, который уменьшается на 41%, то есть потеря древесины по однолетним побегам составляет 59%:

  1. среднее количество хвои на побеге уменьшается на 24%;

  2. средняя длина хвои становится меньше на 44%.

Хвои на побеге становится меньше, средняя длина хвои уменьшается, сам побег становится короче, следовательно, такая хвойная порода, как сосна плохо противостоит вредному воздействию автомобильного транспорта, намного хуже, чем лиственные породы, у которых листва опадает ежегодно, у сосны же хвоинки живут несколько лет.

В сравнении с тополем (наши исследования прошлого года), по сосне показатели выше: потеря древесины по однолетним побегам у тополя - 20%, у сосны же - 59%, средняя длина листьев у тополя становится меньше на 30%, у сосны - на 44% следовательно, сосна очень чувствительна к вредным выбросам автомобильного транспорта и является неустойчивой к антропогенному воздействию (негазоустойчива).

Заключение

Наши практические рекомендации: сосны вблизи автомобильных дорог сажать не следует, так как они будут угнетены выбросами автомобилей и будут плохо расти.



Список литературы

  1. Н. В. Скалой, Л. А Горшкова, Практикум по изучению экологии городов Кузбасса; Кемерово; КРЭОО «Ирбис», 2006, текст (стр. 25-29)

  2. Ж. «Вестник экологического образования », 2000, текст (стр. 41)

  3. Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, Экология России, Москва «Устойчивый мир», 1999, текст (стр. 202-203)








© 2010-2022