• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по окружающему миру на тему Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации

Урок по окружающему миру на тему Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации

                                                                                                                      ОМ – 5 класс урок на тему   "Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации"  цели урока: а) выяснить, какие вещества обуславливают индивидуальные различия организмов;                     б) изучить, что лежит в основе удвоения ДНК.  оборудование урока:  таблица "Строение молекулы ДНК", модель ДНК.  Содержание урока: 1.       Фронтальный опрос:                 а)...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОМ - 5 класс

урок 07 (39). Молекулы ДНК - носители наследственной генетической информации

цели урока: а) выяснить, какие вещества обуславливают индивидуальные различия организмов;

б) изучить, что лежит в основе удвоения ДНК.

оборудование урока: таблица "Строение молекулы ДНК", модель ДНК.

Содержание урока:

  1. Фронтальный опрос:

а) что такое нуклеиновые кислоты?

б) какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?

в) каковы строение и функции ДНК?

г) что такое принцип комплементарности?

  1. Изучение нового материала:

Итак, ребята, мы с вами установили, что молекула ДНК - это своеобразная "лестница", где "вертикальные жерди" - сахар-фосфатные цепочки, а "перекладины" - пары остатков азотистых оснований, соединившиеся друг с другом в соответствии с принципом комплементарности. Мы помним, что молекула ДНК рассматривается нами с одной лишь поправкой: надо заменить "вертикальные жерди" двумя спиралями, закручивающимися одна вокруг другой. В молекуле ДНК всего четыре типа мономеров - А-Т, Т-А, Г-Ц, Ц-Г. Но зато очень велико общее число мономеров в полимерной цепи молекулы; оно измеряется десятками и тысячами, и даже сотнями тысяч.

Чрезвычайно большое количество мономеров в цепи позволяет чередовать четыре вида мономеров огромным числом способов - и тем самым позволяет записать в молекуле ДНК огромный объем наследственной информации.

О чем эта информация? Вот этот вопрос и станет предметом нашего сегодняшнего ответа на него. Запишите тему урока: "Молекулы ДНК - носители наследственной генетической информации".

Ответим для начала очень просто: о признаках организма о строении его белков. За синтез каждого вида белка "несет ответственность" какой-то определенный участок полинуклеотидной цепи ДНК, который называют геном. Гены определяют те или иные признаки организма. Одни гены определяют цвет глаз или волос, другие определяют рост, третьи форму носа, четвертые - количество пальцев на руке и т.д. Последовательность генов в ДНК и есть генетическая (наследственная) информация об организме.

Гены находятся в ядре клеток организма, причем в каждой клетке находится весь набор молекул ДНК, а значит, и весь набор генов. Приведу пример. В клетках печени или икроножных мышц находятся среди прочих также гены, определяющие цвет глаз и форму носа. Удивительно, не правда ли?

Справка:

  • 1927 год. Николай Константинович Кольцов - российский биолог - назвал молекулы ДНК "наследственными молекулами". Задолго до раскрытия подлинной структуры генов он утверждал, что общим свойством "наследственных молекул" должна быть способность к точному созданию своих копий. Эта идея полностью подтвердилась после того, как была изучена структура и функция, прежде всего ДНК.

  • 1944 год. Оствальд Эйвери и его коллеги показали, что ДНК отвечает за наследуемые функции.

О способности молекул ДНК к созданию точных копий своих молекул мы с вами поговорим на следующем уроке.

3. Закрепление изученного материала. В заключение урока еще раз вспомним новые понятия. Вопросы к классу:

а) что ученые называют генами?

б) какая информация называется наследственной и генетической? Почему?

Выполни задание: если в одной полипептидной цепи некоторого участка молекулы ДНК, азотистые основания выстроены вот в таком порядке:

- А - Т - Г - Г - Ц - Т - Г - А - Т - Ц - Г - Ц - А -, то в другой цепи того же участка они должны выстроиться так: - Т - А - Ц - Ц - Т - А - Ц - Т - А - Г - Т - Г - Т -. Найди ошибки в этом утверждении (если, конечно, они имеются).

4. Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.123 - 125.


© 2010-2022