- Преподавателю
- Биология
- Урок по окружающему миру на тему Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации
Урок по окружающему миру на тему Молекулы ДНК – носители наследственной генетической информации
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Купреев М.Н. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОМ - 5 класс
урок 07 (39). Молекулы ДНК - носители наследственной генетической информации
цели урока: а) выяснить, какие вещества обуславливают индивидуальные различия организмов;
б) изучить, что лежит в основе удвоения ДНК.
оборудование урока: таблица "Строение молекулы ДНК", модель ДНК.
Содержание урока:
-
Фронтальный опрос:
а) что такое нуклеиновые кислоты?
б) какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?
в) каковы строение и функции ДНК?
г) что такое принцип комплементарности?
-
Изучение нового материала:
Итак, ребята, мы с вами установили, что молекула ДНК - это своеобразная "лестница", где "вертикальные жерди" - сахар-фосфатные цепочки, а "перекладины" - пары остатков азотистых оснований, соединившиеся друг с другом в соответствии с принципом комплементарности. Мы помним, что молекула ДНК рассматривается нами с одной лишь поправкой: надо заменить "вертикальные жерди" двумя спиралями, закручивающимися одна вокруг другой. В молекуле ДНК всего четыре типа мономеров - А-Т, Т-А, Г-Ц, Ц-Г. Но зато очень велико общее число мономеров в полимерной цепи молекулы; оно измеряется десятками и тысячами, и даже сотнями тысяч.
Чрезвычайно большое количество мономеров в цепи позволяет чередовать четыре вида мономеров огромным числом способов - и тем самым позволяет записать в молекуле ДНК огромный объем наследственной информации.
О чем эта информация? Вот этот вопрос и станет предметом нашего сегодняшнего ответа на него. Запишите тему урока: "Молекулы ДНК - носители наследственной генетической информации".
Ответим для начала очень просто: о признаках организма о строении его белков. За синтез каждого вида белка "несет ответственность" какой-то определенный участок полинуклеотидной цепи ДНК, который называют геном. Гены определяют те или иные признаки организма. Одни гены определяют цвет глаз или волос, другие определяют рост, третьи форму носа, четвертые - количество пальцев на руке и т.д. Последовательность генов в ДНК и есть генетическая (наследственная) информация об организме.
Гены находятся в ядре клеток организма, причем в каждой клетке находится весь набор молекул ДНК, а значит, и весь набор генов. Приведу пример. В клетках печени или икроножных мышц находятся среди прочих также гены, определяющие цвет глаз и форму носа. Удивительно, не правда ли?
Справка:
-
1927 год. Николай Константинович Кольцов - российский биолог - назвал молекулы ДНК "наследственными молекулами". Задолго до раскрытия подлинной структуры генов он утверждал, что общим свойством "наследственных молекул" должна быть способность к точному созданию своих копий. Эта идея полностью подтвердилась после того, как была изучена структура и функция, прежде всего ДНК.
-
1944 год. Оствальд Эйвери и его коллеги показали, что ДНК отвечает за наследуемые функции.
О способности молекул ДНК к созданию точных копий своих молекул мы с вами поговорим на следующем уроке.
3. Закрепление изученного материала. В заключение урока еще раз вспомним новые понятия. Вопросы к классу:
а) что ученые называют генами?
б) какая информация называется наследственной и генетической? Почему?
Выполни задание: если в одной полипептидной цепи некоторого участка молекулы ДНК, азотистые основания выстроены вот в таком порядке:
- А - Т - Г - Г - Ц - Т - Г - А - Т - Ц - Г - Ц - А -, то в другой цепи того же участка они должны выстроиться так: - Т - А - Ц - Ц - Т - А - Ц - Т - А - Г - Т - Г - Т -. Найди ошибки в этом утверждении (если, конечно, они имеются).
4. Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.123 - 125.