Сборник задач к курсу Экология Иркутской области

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематика экологических заданий и задач

Учебная программа курса «Экология Иркутской области» обладает большими возможностями для экологического образования учащихся. Для активного овладения экологическими знаниями и умениями успешно применяются задачи и задания экологического содержания.

Задания могут быть использованы для диагностики имеющихся знаний и для формирования экологических понятий.

Задание 1. Формируемые экологические знания: охрана атмосферного воздуха.

  1. Назовите загрязнители воздуха.

  2. Какие мероприятия необходимы для охраны воздуха?

  3. По данным местной печати, радио, телевидения охарактеризуйте, как осуществляется охрана воздуха в нашей местности?

Задание 2. Охрана атмосферного воздуха.

  1. Сделайте предложения по улучшению состояния атмосферного воздуха в нашей местности.

  2. Почему в озоновом слое возникают «дыры» и чем они опасны для всего живого на Земле? Как предотвратить их увеличение?

Задание 3. Внутренние воды и водные ресурсы. Формируемые экологические знания: использование вод и пути сохранения их качества.

  1. Расскажите о роли воды в природе и хозяйстве.

  2. Как используются реки в хозяйстве нашего района?

  3. Назовите наиболее опасные загрязнители воды в нашей местности.

Задание 4. Внутренние воды и водные ресурсы.

  1. Приготовьте сообщение об охране вод реки Ангара.

  2. Как используются и охраняются подземные воды в нашей местности?

  3. На какие нужды используются воды реки Ангара и её притоков в нашем городе?

Задание 5. Почвы и земельные ресурсы. Формируемые понятия: охрана почв, борьба с разрушением и загрязнением почв.

  1. Что такое почвенная эрозия? Как происходит разрушение почв в нашей местности?

  2. Какие меры необходимо принимать для предотвращения загрязнения почвы?

  3. Назовите источники загрязнения почв в нашей местности. Предложите свой путь решения данной проблемы.

Задание 6. Растительный и животный мир. Формируемые экологические знания: редкие и исчезающие виды растений и животных в регионе и нашей местности, их охрана, лесные ресурсы.

  1. Какие факторы влияют на сокращение лесных ресурсов?

  2. На конкретных примерах покажите взаимосвязь между компонентами природы.

  3. В чём состоит значение леса для хозяйства, здоровья людей и окружающей среды?

Задание 7. Лесные ресурсы, растительность и животный мир

  1. Используя учебную литературу, выявите, какие редкие и исчезающие растения и животные имеются в нашей местности.

  2. Какие меры по рациональному использованию лесов вы могли бы предложить?

  3. Назовите основные проблемы использования лесных ресурсов в районе.

Задание 8. Природное районирование. Формируемые экологические знания: антропогенные ландшафты и их экологические проблемы.

  1. Что такое « природный комплекс», «ландшафт»? Приведите примеры природных и антропогенных ландшафтов.

  2. Какие экологические проблемы наиболее актуальны в нашей местности?

Задание 9. Рациональное природопользование.

  1. Что такое «экологический кризис», «экологическая катастрофа»? Назовите районы в области с соответствующими экологическими ситуациями.

  2. Каким образом можно содействовать рациональному использованию и сбережению природных ресурсов?

  3. По источникам информации подготовьте доклад по проблемам озера Байкал.

Задание 10. Основы природопользования.

  1. Какие экологические проблемы возникли в Иркутской области в связи с её хозяйственным освоением?

  2. В каких районах области наиболее остро стоят экологические проблемы?

  3. Какие государственные постановления приняты по решению региональных экологических проблем?

Задание 11. Основы природопользования. Формируемые экологические знания: проблемы природопользования и охрана природы в Иркутской области.

  1. Назовите основные документы правительства о рациональном использовании и охране окружающей среды.

  2. Каковы основные правила поведения людей в природе?

  3. на контурную карту Иркутской области нанесите заповедники и заказники. Покажите на ней ареалы редких и исчезающих растений и животных области.

Задание 12.

  1. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу в нашем регионе.

  2. Какие меры по охране и рациональному использованию природы в своей местности вы могли бы предложить?

  3. Каковы ваши прогнозы изменения природы области в связи со строительством Усть-Илимской, Братской, Иркутской ГЭС?

Задание 13. Полезные ископаемые. Формируемы экологические знания: проблемы добычи полезных ископаемых, их использование и охрана. Восстановление разрушенных земель.

  1. Назовите проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Каково их влияние на окружающую среду?

  2. Что входит в понятие «рекультивация земель»?

Задание 14. Внутренние воды и водные ресурсы. Формируемые экологические понятия: использование и охрана подземных и поверхностных вод, источники загрязнения водоёмов.

  1. Как используют воды рек в нашей местности? Соблюдаются ли меры защиты вод от загрязнения?

  2. Назовите основные источники загрязнения вод в Иркутской области?

  3. Пользуясь периодической печатью, опишите наиболее крупные наводнения на реках Области. Определите ущерб, наносимый хозяйству наводнениями.

Задание 15. Хозяйство региона. Формируемые понятия: научно-технический прогресс, научно-техническая революция.

  1. Что понимается под научно-техническим прогрессом, научно-технической революцией? В чём заключается экологический смысл этих понятий?

  2. Какие экологические проблемы обострились в области в связи с экстенсивным развитием хозяйства?

  3. Предложите пути решения обострившихся проблем в связи с экстенсивным развитием хозяйства.

Задание 16.

  1. Что такое природопользование? Какова роль науки в переосмыслении отношения общества к природе?

  2. Почему требуются изменения в управлении и планировании хозяйства?

  3. Почему возникли отрицательные экологические последствия в районах области с нарастанием концентрации производства?

Задание17. Природные ресурсы. Формируемые экологические знания: виды природных ресурсов, их использование и охрана, природные ресурсы области.

  1. Что такое «природные ресурсы»? Назовите природные ресурсы региона и своей местности.

  2. Сделайте экологическую оценку использования почвенных, земельных и водных ресурсов при разработке Жеронского месторождения угля (Усть-Илимск).

  3. По данным учебника и картам атласа составьте характеристику природных ресурсов Иркутской области по схеме:

- климатические;

- почвенные;

- минеральные;

- водные;

- животный мир.

Задание 18. Основы природопользования и охрана природы. Формируемые экологические понятия: комплексные экологические проблемы региона и своей местности, прогноз изменения природы, экологическая экспертиза.

  1. Назовите комплексные региональные и локальные проблемы.

  2. Какие экологические проблемы могут возникнуть в Иркутской области в связи со строительством нефтепровода к северу от Байкала?

  3. Какие экологические проблемы возникли в г.Усть-Илимске в связи с работой ЛПК и ТЭЦ?

Задание 19. Основы природопользования и охрана природы. Формируемые экологические знания: экологические проблемы Иркутской области и своей местности, экологический мониторинг.

  1. Перечислите комплексные экологические проблемы области и своей местности, назовите причины, их обуславливающие.

  2. Как проводится охрана почв, вод, воздуха в регионе?

  3. Назовите заповедники и заказники Иркутской области. Что делается по охране природы в вашей местности?

Задание 20. Топливно-энергетические ресурсы. Формируемые экологические знания: «природная среда», «окружающая среда», экологическая ситуация.

  1. Что понимается под термином «природная среда», «экологическая ситуация», «окружающая среда»?

  2. Назовите негативные последствия, связанные с добычей полезных ископаемых (угля, нефти).

  3. Почему открытая добыча угля наносит большой ущерб природе?

Задание 21. Энергетика Формируемые понятия: электроэнергетика и охрана окружающей среды.

  1. Как влияет разный тип электростанций на состояние окружающей среды?

  2. Какие негативные последствия возникли в связи со строительством каскада ГЭС на реке Ангаре?

  3. В чём заключаются, с экологической точки зрения, проблемы размещения ГЭС?

Задание 22. Лесные ресурсы.

  1. Назовите предприятия лесного комплекса нашей области. Какие экологические проблемы возникли в связи с их размещением? Предложите возможные пути их решения.

  2. Как предотвратить разрушение почвенного покрова на лесоразработках?

  3. Как влияют отдельные отрасли ЛПК на состояние природной среды?

Задание 23.

Осадки бывают карбонатные, сульфатные, хлоридные. Какие из них можно считать природного происхождения, какие антропогенного? С 60-х по 80-е годы характер осадков над южной акваторией Байкала (район ЦБК) изменился с карбонатного на сульфатный. Прокомментируйте этот факт.

Задание 24.

В мире 600 млн. автомобилей. В среднем один автомобиль потребляет 4 тонны кислорода в год. За то же время 1 га леса поглощает 10 т CO2. Соотношение между поглощённым углекислым газом и выделяющимся кислородом у высших растений примерно 0. Объясните почему?

Сколько зелёных насаждений «работает» (га) только на покрытие расхода кислорода автотранспортом? Сравните полученную цифру с территорией Иркутской области.

Задание 25.

Почему при повышении содержания в воздухе сернистого газа у некоторых растений повреждается фотосинтетических аппарат? Напишите уравнение реакции в общем виде. Какой продукт образуется?

Задание 26.

Источником электронов для восстановления поступивших в растения в процессе минерального питания нитратов является фотосинтетический транспорт электронов. В какое время суток надо собирать урожай овощей, чтобы в нём было меньше нитратов?

Задание 27.

Почему при высокой освещённости и хорошей влагообеспеченности растений повышается их повреждение фторидами и сернистым газом?

Задание 28.

Проанализируйте влияние урбанизации на фенотипическое проявление генетических заболеваний.

Задание 29.

Как зависит интенсивность восстановления нитратов растениями от величины их листовой поверхности?


Тест «Промышленная экология»

1. Научно - технический прогресс:

а) должен развиваться с учётом законов природы;

б) должен устанавливать новые законы развития природы;

в) не должен учитывать законы природы;

г) развивается вне зависимости от развития природы.

2. постоянство кислорода в атмосфере поддерживается:

а) животными;

б) растениями;

в) человеком;

г) эрозией горных пород.

3. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха является:

а) тепловые электростанции;

б) предприятия нефтехимии;

в) предприятия строительных материалов;

г) автотранспорт.

4. Наибольшим источником сернистого газа, вызывающего кислотные дожди, является:

а) тепловые электростанции;

б) предприятия нефтехимии;

в) предприятия строительных материалов;

г) автотранспорт.

5. Автомобиль в среднем за год выбрасывает в атмосферу в виде свинца:

а) 100 кг;

б) 500 кг;

в) 1 кг;

г) 2 кг.

6. наибольшее количество загрязнителей в атмосферу выбрасывается грузовым автомобилем с двигателем:

а) внутреннего сгорания;

б) дизельным;

в) газовым;

г) электрическим.

7. Главными загрязнителями Байкала являются стоки:

а) целлюлозно - бумажного комбината;

б) сельскохозяйственных полей;

в) коммунального хозяйства;

г) нефтеперерабатывающего завода.

8. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими веществами:

а) механический;

б) химический;

в) биологический;

г) физический.

9. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании6

а) рыб;

б) растений;

в) микроорганизмов;

г) торфа.

10. Для обезвреживания промышленных «очищенных» вод требуется разбавление чистой водой:

а) 5-кратное;

б) 10-кратное;

в) 20-кратное;

г) 30-кратное.

11. Радиус площади антропогенного загрязнения среды у промышленного города с населением 50 - 100 тыс. человек:

а) 26 км;

б) 33 км;

в) 44 км;

г) 59 км.

12. В среднем на одного жителя России в сутки расходуется воды:

а) 120 л;

б) 150 л;

в) 170 л;

г) 200 л.

13. К первому классу опасности относится загрязняющее почву вещество:

а) бензпирен;

б) медь;

в) хром;

г) стронций.

14. Рекультивация земель - это:

а) карьерные земельные работы;

б) восстановление нарушенных земель;

в) распашка целины;

г) сокращение площади сельскохозяйственных полей.

15. Единственный экологически оправданный способ борьбы с промышленными отходами:

а) сжигание;

б) закапывание;

в) хранение в контейнерах;

г) утилизация.

16. Экологизация промышленности - это:

а) укрупнение предприятий;

б) уменьшение количества предприятий;

в) безотходное производство;

г) строительство высоких заводских труб.

17. Использование вторичного сырья для экосистем:

а) полезно;

б) вредно;

в) вредно;

г) нарушает пищевые цепи.

18. Из 1 тонны макулатуры можно изготовить ученических тетрадей:

а) 1000;

б) 15000;

в) 25000;

г) 50000.

19. Экологически чистые источники энергии:

а) тепловые станции;

б) дизельные двигатели;

в) атомные станции;

г) солнечные батареи.

Тест «Основы промышленной экологии»


1. Закончите фразу: «Раздел экологии, изучающий воздействие производственно - отраслевых комплексов на природную среду и организм человека. Называется…»

2. Закончите фразу: «Совокупность операций по добыче и переработке исходного сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию. Называется…»

3. Назовите три вида производственных процессов.

4. Закончите фразу: «производственный процесс, включающий загрузку сырья, его переработку и выгрузку продукции, называется … а) непрерывным, б) периодическим, в) комбинированным, г) нет правильного ответа.

5. Закончите фразу: «Технологические процессы, при которых в систему постоянно подаётся сырьё и постоянно удаляется продукция, называется…».

6. Сформулируйте понятие «производственное предприятие» и охарактеризуйте его влияние на природную среду при нарушениях технологического процесса.

7. Закончите предложение: «В результате деятельности предприятия возможно… различных соединений,…влияющих на окружающую среду».

8. Закончите фразу: «точное соблюдение научно обоснованной технологии, безаварийность работы на предприятии, улавливание побочных соединений и создание замкнутых циклов производства позволят …. воздействие производственных процессов на человека и …».

9. Закончите фразу: «Вещества, являющиеся исходными для получения готовой продукции, называются …» а) полупродуктами, б) отходами, в) побочными продуктами, г) сырьём.

10. Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в результате производства, которые не являются целью данного производства и непригодны для использования в нём, называются ….

а) полупродуктами, б) сырьём, в) готовой продукцией, г) отходами производства.

11. Приведите один пример возобновляемого сырья.

12. Приведите один пример невозобновляемого сырья.

13. Закончите фразу: «Масштабы производственной деятельности человека настолько …, что ресурсосбережение и утилизация отходов производства является … преодоления возникающих… проблем».

14. Закончите фразу: «Отходы производства в отсутствие их утилизации являются …природной среды».

17. Назовите три вида загрязнителей окружающей среды, исходя из их агрегатного состояния, и приведите по одному примеру.

18. Закончите фразу6 «Оксид углерода (II) - пример … загрязнителя окружающей среды; он образуется при сгорании топлива. а) тв1рдого, б) полного, в) неполного, г) жидкого, д) газообразного.

19. Закончите фразу: «Сточные воды животноводческих помещений являются примером … загрязнителей; они содержат различные …, отрицательно влияющие на природную среду»: а) органические вещества, б) неорганические вещества, в) газообразных, г) твёрдых, д) жидких.

20. Приведите формулу вещества, вызывающего парниковый эффект.

21. Приведите примеры двух загрязнителей, которые вызывают кислотные дожди.

23. Закончите фразу: «В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается…, который поглощает космическое излучение и жёсткие ультрафиолетовые лучи, что приводит к …жизни на Земле»

24. Закончите фразу: «Одной из причин появления «озоновых дыр» является …»

а) появление смога, б) применение ядохимикатов, в) использование фреонов, г) применение удобрений.

25. Закончите фразу: «Наличие в атмосфере загрязняющих и часто ядовитых аэрозолей, состоящих из пылеватых и сконденсированных жидких веществ, называется …»

а) смогом, б) взвесями. В) дымом, г) туманом.

26. Закончите фразу: «Смог появляется в … районах разных стран и оказывает …. Воздействие на человека и природную среду» (выберите ответ, расположив буквы в соответствующем порядке):

а) лесных, б) позитивное, в) негативное, г) горных, д) промышленных.

27. Закончите фразу: «Сточные воды предприятий, не соблюдающих экологические нормы. Содержат …, которые загрязняют окружающую среду. Вызывая … или … животных и растений»:

а) гибель, б) углеводы, в) жиры, г) отравление, д) примеси, е) усиление роста, ж) увеличение численности.

28. Найдите из перечисленных явлений те, которые отрицательно сказываются на качестве природной среды:

а) повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счёт применения научно обоснованной агротехники;

б) накопление ядохимикатов организмами некоторых животных и растений;

в) неспособность полиэтилена, отработанной резины, синтетических моющих средств к быстрому разложению в природных условиях;

г) санитарные рубки леса;

д) лёгкая адаптация некоторых вредителей сельского хозяйства к ядохимикатам.

29. Назовите три группы отходов производства по характеру их «усвоения» природной средой, приведите по одному примеру таких отходов.

Тест «Водохозяйственная экология»

1. Началом пищевых цепей служит:

а) рыбы;

б) икра рыб;

в) планктон;

г) личинки рыб.

2. Эвтрофикация вызывается:

а) кислотными дождями;

б) сточными водами;

в) ветровой эрозией;

г) разливами нефти.

3. Состояние озера Байкал:

а) улучшается;

б) ухудшается;

в) остаётся без изменения;

г) идёт процесс самоочищения.

4. Главным виновником химического загрязнения воды является:

а) водная эрозия;

б) ветровая эрозия;

в) человек;

г) гниение растений.

5. Мутность питьевой водопроводной воды должна быть по санитарной норме не более:

а) 0,5 мг/л;

б) 2,0 мг/л;

в) 3,5 мг/л;

г) 5,0 мг/л

6. Пригодная питьевая вода должна иметь рН:

а) 4;

б) 5;

в) 7;

г) 9.

7. Биоиндикатор чистой воды:

а) аир болотный;

б) роголистник;

в) рдест;

г) ряска.

8. Биоиндикатором загрязнения воды является:

а) аир болотный;

б) водяной орех;

в) наяда;

г) ряска.

9. Состояние малых рек:

а) улучшается;

б) ухудшается;

в) остаётся без изменения;

г) не вызывает беспокойства.

10. Причиной обмеления малых рек является:

а) севообороты;

б) глубокая вспашка;

в) вырубка лесов;

г) строительство дорог.

11.Увеличение лесистости бассейнов малых рек способствует:

а) увеличению поверхностного стока;

б) увеличению подземного стока;

в) водной эрозии;

г) увеличению сноса загрязнителей с полей.

12. Влияние строительств водохранилищ на экосистему:

а) благотворное;

б) отрицательное;

в) малозаметное;

г) не оказывает влияния.

13. Ширина водоохраной зоны зависит от:

а) длины реки;

б) ширины реки;

в) глубины реки;

г) других причин.

14. Ширина водоохраной зоны для рек на расстоянии более 500 км от истока составляет:

а) 100 м;

б) 200 м;

в) 400 м;

г) 500 м.

15. Ширина водоохраной зоны водоёма, имеющего площадь менее 2 кв.км составляет:

а0 100 м;

б) 200 м;

в) 300 м;

г) 500 м.

16. Ширина прибрежных полос строгого ограничения хозяйственной деятельности зависит от:

а) направления ветра;

б) скорости ветра;

в) крутизны склонов;

г) от других причин.

17. Грунтовая вода колодцев считается защищённой, если мощность перекрывающих её суглинков составляет:

а) 5 м;

б) 20 м;

в) 50 м;

г) 100м.

Глава II. Практические работы

Практическая работа «Жизненный цикл товара»

1. Ознакомьтесь со схемой и проследите «жизненный цикл» школьной тетради.

Сборник задач к курсу Экология Иркутской области

4. Переработка и изготовление товара

Загрязнение атмосферы и воды.



Таким образом, производство бумаги требует значительных материальных и энергетических затрат. Процесс её изготовления наносит вред окружающей среде. В связи с этим важную роль играет её переработка и вторичное использование. Поэтому предлагаем вам выполнить практическую работу по переработке газетной бумаги, используя рисунок, приведенный в практической работе.

Сборник задач к курсу Экология Иркутской области

При выполнении практической работы некоторые стадии можно упростить. Так, например, необязательно заливать измельчённые газеты кипящей водой. Достаточно взять воду комнатной температуры, а так же можно не измельчать полученную смесь в миксере, достаточно её только хорошо перемешать.


Практическая работа «Экологический след»

Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение или вычитание баллов, указанных внизу строки. Для ответов на некоторые вопросы вам может понадобиться консультация родителей.

  1. Жильё

1.1. Площадь вашего жилья небольшая… +7
1.2. Большая, просторная квартира… +12
1.3. Коттедж на две семьи… +23

Полученные очки разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используются нефть, природный газ или уголь… +45
2.2. Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами… -5
2.3. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды… -10
2.4. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых… +75
2.5. Энергия, которой вы пользуетесь, вырабатывается силой воды на ГЭС или другими возобновляемыми источниками (ветер, Солнце) … +2

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет… -10
2.7. Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме.. - 10
3. Транспорт

3.1. В школу вы ездите городским транспортом… +3
3.2. Вы ездите на обычном легковом автомобиле … +40
3.3. Вас возят в школу на большом и мощном автомобиле с полным приводом… +75

3.4. В школу вы идёте пешком или едете на велосипеде… +3
3.5. На отдых вы летаете самолётом… +85
3.6. В каникулы вы ехали на поезде, причём путь занял до 12 часов… +10
3.7. На отдых вы ехали на поезде, причём путь занял более 12 часов … +20
4. Питание.

4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причём не смотрите, где они произведены… +14
4.3.В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо три раза в день… +85
4.6. Вы предпочитаете вегетарианскую пищу… +30

5. Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну один-два раза в неделю… +2
5.2. Вы принимаете ванну ежедневно… +14
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ… +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете

автомобиль водой из шланга… +4

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её… +2
5.6. Книги вы берёте в библиотеке или обмениваетесь с друзьями… -1
5.7. Одинаково часто бывает и так и так… +1
5.8. Прочитав газету, вы её выбрасываете… +10
5.9. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас ещё кто-то +5

6. Бытовые отходы

6.1. Все мы создаем большое количество отходов и мусора, поэтому сразу…+100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки… -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете макулатуру, чтобы сдать её в приёмный пункт… -17
6.4. Вы сдаёте пустые банки из-под напитков и консервов… -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку... -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики и бутылки стараетесь использовать в хозяйстве… -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка…-5

Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте полученный результат на 2.

Подводим итоги

Разделите полученный результат на 100 - и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребовалось бы планет, если бы все люди жили так, как вы!

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.

Ваш результат_______га (__________планет)










Стадия рефлексии

Коллективная работа. Школьникам предлагается обсудить, каким образом можно уменьшить свой экологический след, а также как можно его уменьшить, исходя из того, какая сфера деятельности вносит наибольший вклад в его увеличение.

Домашнее задание

Опираясь на знания, полученные в рамках курса, предложить пути снижения нагрузки на окружающую среду человеком в масштабах планеты.

Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство»


Цель - сформировать представления учащихся о механизмах управления возобновимыми ресурсами.

Задачи:

  • обучить школьников стратегиям возобновления ресурсов (на примере мирового рыболовства);

  • способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся;

  • развить навыки работы в команде.

Время: 3-4 часа (обсуждение игры 30-40 мин. )

Группа: 5-30 человек

Оборудование и материалы: краткое описание игры, стол для игрового поля, отдельные столы для каждой команды, специальная компьютерная программа, компьютер, принтер, бумага, игровое поле, доска, кодоскоп, слайды, рабочий график и справочный график для проведения аукциона для ведущего, игровые деньги, суда, лист решений для каждой команды, фломастеры.

Компьютерную версию игры можно найти на сайтах:
earthednet.org/Support/materials/FishBanks/fishbanks1.htm
sustainer.org/tools_resources/games.html

Описание игры

Данная игра предназначена для формирования знаний о динамике систем использования рыбных ресурсов, в частности и возобновляемых природных ресурсов, вообще, а также о причинах этой динамики.

Игра «Рыболовство» основана на компьютерной модели, разработанной при помощи специальной методологии построения имитационных моделей - системной динамики. Системная динамика представляет собой общий системный подход к имитационному описанию и диагностике различных типов поведения сложных систем.

Методология системной динамики была первоначально разработана профессором Массачусетского технологического института (США) Дж. Форрестером и его коллегами. Сейчас эта методология широко используется во всём мире.

После проведения игры можно провести дискуссию по следующим вопросам и темам:

  • Рассказ участников о личных ощущениях и поведении в ходе игры.

  • Указать победителей в игре и обсудить их стратегию управления рыболовным флотом.

  • Обсудить поведение системы в проведённой игре, сравнить её с характерной динамикой (поведением во времени), а также во время других сеансов игры.

  • Сравнить поведение системы в игре с поведением реальных систем - реальных рыболовных зон (динамика показана на слайдах). Подчеркнуть качественную тождественность поведения модели и реальности. Выделить характерные стадии динамики отлова рыбы: рост, падение, исчерпание ресурсов.

  • Такая динамика поведений наблюдается и в других системах, связанных с использованием возобновляемых ресурсов (уничтожением лесов, истощением почв, запасов грунтовых вод).

  • Какие причины лежат в основе такого поведения системы? Здесь необходимо обсуждение основных причинно-следственных и обратных связей характерных для трёх типов взаимодействий (три слайда с причинно-следственными контурами обратных связей для отдельных подсистем и один слайд с полной структурой всей системы).

После того, как указанная структура признана определяющей причиной поведения системы, следует выслушать критические замечания участников игры о соответствии данной модели механизмам, имеющим место в реальной жизни. Конечно, в реальной жизни система является более сложной. Но, тем не менее, базовая структура остаётся аналогичной, а значит и динамика является сходной.

Вся группа игроков принимает участие в обсуждении возможных мер, направленных на устранение нежелательного поведения системы (истощения ресурса): это могут быть локальные изменения стратегии принятия решений, или крупные изменения устройства всей системы. Все предложения необходимо выписывать на доске для их детального обсуждения.

После накопления достаточного количества предложений, учитель должен сконцентрировать обсуждение на возможности применения выработанных рекомендаций в реальной жизни.



Глава III. Деловые экологические игры

Игровые упражнения по развитию толерантности

Цель - совершенствовать коммуникативные качества учащихся, толерантное отношение друг к другу.

Задачи:

  • способствовать развитию у учащихся культуры общения, доверия, взаимной поддержки;

  • создать условия для осознания учащимися общекультурных ценностей;

  • способствовать развитию у школьников навыков групповой работы.

1. Упражнение «Синие» и «Зелёные»

Материалы: Синяя и зелёная бумага, ножницы, карандаши, ручки и листы для записи.

Инструкция

1. Для выполнения упражнения учащиеся произвольно делятся на две группы. Каждая из групп имитирует племя «Синие» или «Зелёные», живущие на планете.

2. Каждая из групп садится в тесный круг, как можно дальше от другой. Одной группе дается синяя бумага, другой - зелёная. Из этой бумаги с помощью ножниц и карандашей каждая группа должна сделать всем участникам эмблемы и прикрепить их одинаково.

3. В течение 5-7 минут каждое племя должно придумать и написать 10 качеств, которые характеризуют его. Это могут быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, племенной культуры и т.д., т.е. всй то, что объединяет их в единое племя.

4. Оказалось, что племена живут на противоположных краях одного леса. Отправившись однажды по следам зверя, они увидели друг друга.

5. После того, как состоялась встреча двух племён, каждому племени необходимо записать 10 качеств, отличающих их друг от друга.

6. Однако племена понимают, что они живут рядом, занимают общую территорию, поэтому им необходимо существовать вместе. Поэтому племена, объединившись, составляют список качеств общих для «Синих» и «Зелёных». В чём они похожи, близки, что может стать фундаментом для построения общего «дома» двух племён.

Анализ упражнения

В процессе обсуждения ответьте на вопросы:

1. Занимали ли племена оборонительную или дружественную позицию по отношению друг другу.

2. В чём различие и сходство между «Синими» и «Зелёными»? Стал ли вам понятен ход мыслей и чувств «другого племени»?

3. Какой из этапов обсуждения давался команде с наибольшей лёгкостью, а какой вызывал затруднения?

2. Упражнение «Свой или чужой»

Инструкция

1. Из класса по желанию выходят три человека. Все остальные становятся в тесный круг, показывая групповую сплочённость.

2. Трое участников по одному возвращаются в класс.

3. Задачей каждого участника является встать в круг и стать частью группы.

Анализ упражнения

Ответьте на вопросы:

1. Как группа реагировала на каждого из «пришельцев»?

2. Как можно объяснить это поведение? Чем оно вызвано? Кто такие «свои», а кто - «чужие»?

3. Как себя чувствовали те участники, которые пытались встать в круг?

4. Как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? Было ли ощущение неудобства, власти, стыда? Решимости не пускать?

5. Какую тактику применяли те участники, которые пытались встать в круг? Как это воспринималось окружающими?

3. Упражнение «Черты толерантного общества»

Материалы: листы цветной бумаги (4 × 4 см), ножницы, двусторонний скотч, ватман, на котором нарисовано крепкое дерево без листьев (прикрепить на стену или классную доску).

Инструкция

1. Разделитесь на команды по 4-5 человек подумайте и запишите на отдельном листе 10 черт толерантной личности.

2. Вырежьте из цветной бумаги листики дерева, напишите на каждом листочке черту толерантной личности.

3. Участники команд по очереди выходят к дереву, зачитывают написанное. Если остальные команды согласны, с помощью скотча лист прикрепляется к дереву.

4. Если черты толерантного общества, сформулированные разными командами, похожи, листочки прикрепляются на разные ветки.

Анализ упражнения

Если мы представим наше общество в виде дерева, то в основании его будет лежать положительное отношение к другим людям, их действиям, мнениям, верованиям, культуре, традициям и так далее. Каждая веточка этого дерева будет представлять собой толерантную личность, обладающую теми или иными чертами. Чем больше будет этих черт, тем больше толерантных личностей. В обществе, идущем по пути устойчивого развития, граждане проявляют терпимость по отношению к другим людям, их мнениям, традициям; стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, доброжелательности, пониманию и принятию других людей.

4. Упражнение «Плот»

Материалы: старые газеты, возможно - аудиозапись звуков моря.

Инструкция

Представьте себе, что вы плывёте на корабле, и в шторм он потерпел крушение. Вам очень повезло! На корабле есть материалы, из которых можно сделать плот для всей команды. (На полу выкладываются газеты в виде плота и все члены команды становятся на газеты так, чтобы никто не оказался «за бортом»). Но шторм продолжается, и плот постепенно начал разрушаться (по краям ведущий убирает газеты так, чтобы группа становилась плотнее, но была устойчива).

Анализ упражнения

  1. Что понравилось и не понравилось в игре?

  2. Была ли она сложной?

  3. Кто как себя вёл?

  4. Какие чувства вы испытывали?

Игровое занятие «Строим Экоград»

Цель - смоделировать экологически чистый город на основе знаний, полученных в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие».

Задачи:

  • способствовать пониманию учащимися взаимосвязанности конкретных экологических проблем с социальными, экономическими, административно-управленческими, техническими факторами;

  • обучить школьников решать экологические проблемы своего города, находить компромиссные решения;

  • развить навыки работы в команде, личную ответственность за коллективный результат.

Данный урок проводится в форме ролевой игры.

Оборудование к уроку:

лист формата А-1;

листы формата А-4;

карандаши;

фломастеры;

клей;

линейка;

ножницы.

Ход урока

Стадия вызова

Коллективная работа. Прежде, чем приступить к строительству Экограда, учащимся предлагается обсудить, каким они его себе представляют.

Стадия осмысления

Индивидуальная работа с последующим коллективным обсуждением. Учащиеся знакомятся с дополнительной информацией, ходом выполнения игры, распределяют роли в команде.

Дополнительная информация к игровому занятию

Экоград - это небольшой город, рассчитанный на 30-50 тыс. жителей, экологически чистый, удобный для жителей, с высокотехнологичным и наукоёмким производством. На рис. 1 и 2 условно представлена местность для расположения Экограда.

Сборник задач к курсу Экология Иркутской области

На большом листе игрового поля, формата А-1 можно изобразить типичный ландшафт средней полосы России. На вспомогательных листах изобразить естественные и антропогенные объекты, которые можно вырезать и по своему усмотрению располагать на игровом поле. Размещая здания, дороги, парки, водоёмы и всевозможные другие объекты, учащиеся руководствуются уже полученными знаниями и применяют их на практике. Но, главное, создаются проекты антропогенных экосистем, которые можно обсуждать, выявлять их погрешности, и таким образом, проникнуть в сложные социоприродные взаимосвязи.

При планировании Экограда необходимо учитывать следующие требования:

  • направление розы ветров;

  • сохранение естественных экосистем;

  • ресурсосберегающие технологии, в том числе энергосберегающие;

  • минимальное вмешательство в естественные круговороты веществ;

  • «самоподдерживающееся» развитие территории (природные и социальные аспекты).

После создания макета школьники должны подготовить описание Экограда (1-1,5 с.) по следующей схеме:

  • название проекта;

  • авторский коллектив;

  • перечень поставленных и решаемых задач;

  • краткое описание физико-географических особенностей района;

  • характеристика транспорта и системы коммуникаций (энергоснабжение, водоснабжение, очистные сооружения; сбор ТБО и др) населённого пункта;

  • перечень экологических технологий, представленных в проекте.

Для планирования и строительства Экограда учащимся предлагается объединиться в группы специалистов - архитекторов, строителей, транспортников, медиков, социологов, озеленителей (табл. 12).

За сложные и трудоёмкие участки проекта могут отвечать 2-3 ученика - специалисты одного управления или родственных служб, но при этом каждый имеет конкретный участок работы, выполняет свои задания.


Таблица. Специалисты и их обязанности


N темы

Должность

Кол-во уч-ся

Решаемые задачи


Социологи

2

Социологические опросы населения.


Ландшафтоведы: заведующий лабораторией и специалисты

2-3

Размещение города.


Отдел планирования городов: специалисты

3

Функционально-территориальное деление города.


Архитекторы

2

Планировка города, архитектурные сооружения.


Служба дорожного планирования: специалисты

2

Планирование дорог и транспортных сооружений.

Руководитель транспортного отдела

1

Общественный и частный транспорт


Главный специалист и специалисты по энергетике и коммуникациям

2-3

Энергообеспечение и городские коммуникации.


Начальник сельскохозяйственного отдела, гл. агроном, гл. зоотехник

2-3

Продовольственное снабжение населения города. Развитие пригородного сельского хозяйства. Переработка сельскохозяйственной продукции.

Коммунальное хозяйство города: руководитель, гл. инженер

2-3

Очистка и утилизация бытовых и промышленных отходов.


Горзеленстрой: начальник, руководитель паркового хозяйства

2

Озеленение города, зеленые насаждения, видовой состав растений.


Гл. врач санэпидемстанции и ученый зоолог.

2

Санэпиднадзор, домашние и дикие животные в городе.


Начальники отделов Госкомприроды

2-3

Рекреация (отдых). Особо охраняемые территории.


Руководитель службы ритуальных услуг

1

Размещение и содержание кладбищ


Руководитель Департамента образования, специалисты

2

Размещение и задачи образовательных учреждений.

Руководитель Департамента здравоохранения, специалисты

2

Медицинское обслуживание населения, организация здравоохранения.

Итого:

25-30





Игра «Экспертиза»


Игра «Экспертиза» проводится с целью закрепления экологических знаний, развития творческого потенциала обучающихся, поддержания интереса к учебной и исследовательской деятельности.

В игре принимают участие обучающиеся IX класса, в составе команд по 6 основных игроков, один запасной. Количество команд - 3 - 4.

Обеспечение: карандаши цветные, карандаши простые, клей, ножницы, 2 листа ватмана,

доска, магниты, магнитофон.

Задания к игре.

1. Домашнее задание: письменно дать экспертное заключение по проекту строительства предприятия, с анализом воздействия на атмосферу, биосферу, почву, здоровье человека.

Каждой команде предложены различные проекты (ТЭС, металлургический завод, целлюлозно - бумажный комбинат и др.). Уровень сложности может быть легко изменён за счёт увеличения или уменьшения количества элементов. Максимальное количество баллов - 7.

2. Творческий конкурс: «Ваша команда открыла фирму по переработке вторичного сырья. Найдите как можно больше вариантов его применения и переработки (перегоревшие лампочки, старые носки, пластиковые бутылки и др.). Нестандартность решения должна сочетаться с реалистичностью и практической ценностью. Максимальная оценка - 7 баллов.

3. Конкурс - импровизация: «Придумать за 3 мин. девизы взаимоотношений Человек - Природа в прошлом, будущем и настоящем». Максимальная оценка - 5 баллов.

4. Творческий конкурс: «Изобразите средствами пантомимы природный объект (например, вулкан, гейзер или Багамские острова). Максимальная оценка - 4 балла.

5. Конкурс «Проект» (домашнее задание): создать проект строительства микрорайона с учётом требований: нанесение минимального урона окружающей среде, сохранение здоровья жителей, учёт особенностей ландшафта, экономическая целесообразность, учёт климатических особенностей. В состав микрорайона входят жилые кварталы (6 - 10), магазины (3), столовая (2), школа (2), детский сад (2), транспортные системы, бензозаправочная станция, автостоянка, котельная, зелёные насаждения.

Максимальная оценка - 10 баллов. (10 - 15 минут).

Деловая игра «Дом у автострады»

(авторы Дзятковская Д.К., Дзятковская Е.Н.)

Задача: составить описательный прогноз - концепцию решения заданной ситуации с последующим проектным решением и защитой.

Решаются вопросы:

1) какие вредные вещества содержатся в выхлопных газах;

2) как они распределяются в среде;

3) как процессы самоочистки атмосферы, почвы, вод снижают концентрацию вредных веществ;

4) как влияют процессы на самоочистки климатические и геофизические факторы;

5) каков механизм влияния каждого из загрязнителей на здоровье человека, на растения;

6) как уменьшить поглощение токсических веществ растениями из почвы;

7) как определить культурные сорта растений, наиболее устойчивые к загрязнителям;

8) как уменьшить поглощение культурными растениями токсических веществ из атмосферы;

9) как уменьшить содержание токсических веществ во вдыхаемом воздухе;

10) если токсические вещества попали в организм, через какие биологические барьеры они проходят;

11) как можно увеличить защитные силы организма (на уровне репарации ДНК, связывания токсикантов, регуляции окислительно - восстановительных процессов, функции детоксикации в печени, регуляции активности лимфоидной системы, центров адаптации правого полушария).

12) предложить основные принципы рационального питания и образа жизни в условиях хронического контакта с загрязнителями от автотрассы;

13) каковы особенности архитектуры дома с учётом необходимости борьбы с шумом, вибрацией. Особенности строительных материалов с точки зрения их экологичности.

Эти вопросы сообщаются ученикам заранее, чтобы они подготовились к игре. Игра протекает в три этапа и занимает два урока.

Этап I. Используя готовые высказывания, нужно составить описание заданной ситуации с учётом факторов, неблагоприятно влияющих на растения и животных, человека и мер по их устранению. Выбор верных ответов приводит к составлению текста дизайн - прогноза, который обеспечивает безопасное проживание в сложной экологической обстановке (оценка - 5): долгая благополучная и здоровая жизнь, творческие успехи, спокойная старость.

Текст с несколькими ошибками (оценка - 4): жизнь долгая, но с трудностями, которые периодически возникают, нужно затратить много усилий для исправления сделанных ошибок; но в результате жизненной борьбы достижение благоприятных результатов; творческий поиск.

Текст содержит много ошибок (оценка - 3): жизнь со многими трудностями, болезни. Обратите внимание на то, что ваше здоровье не просто напрямую определяется условиями обитания, Нои в значительной степени зависит от правильного образа жизни, который вы избираете сами. Неудовлетворительный дизайн - проект: вам нельзя жить в таком месте, ваших знаний недостаточно, чтобы сохранить здоровье в экстремальной ситуации. Такие оценки даются учителем по проверке результатов первого этапа с тем, чтобы ученики, учитывая ошибки, подготовились ко второму этапу.

2 этап. Выполняется дома. На основе описательного проекта - дизайна с учётом ошибок, допущенных на первом этапе, делается дизайн - разработка дома у автотрассы с применением изобразительных средств: рисунок цветными карандашами, красками, моделирование в бумаге. Оценивается уровень художественно - эстетической проработки проекта, соответствие описанной ситуации, степень творческого подхода к решению задачи. Оценивается учителем по пятибалльной системе.

3 этап. Защита созданных проектов несколькими учениками. Ученики играют роль архитекторов, защищающих свои проекты перед учёным советом (весь класс). Совет задаёт вопросы, оценивает уровень проекта, разбирает ошибки.

Предложения для составления текста дизайн - прогноза (1 этап). Нужно выбрать те, которые считаются верными, составить связанный рассказ. После каждого выбранного предложения указать, почему оно считается верным, то есть дать обоснование.

Исходные данные: участок 6 соток на расстоянии 50м от автотрассы на юге Иркутской области. Отсутствие вблизи промышленных предприятий и энергетических установок. Подведение центрального водоснабжения исключается. Есть возможность использования грунтовых вод. Центральное отопление исключено.

1.Дом двухэтажный.

2. Дом одноэтажный.

3. Окна дома большие.

4. Окна дома небольшие.

5. Характер остекления: одинарное, двойное, тройное.

6. Крыша дома односкатная.

7. Крыша дома двускатная.

8. Фундамент дома высокий.

9. Фундамент дома невысокий.

10. Фундамент отсутствует.

11. К дому примыкает застеклённая веранда.

12. К дому примыкает открытая веранда.

13. Стены дома тонкие.

14. Стены дома толстые.

15. Стены дома из кирпича.

16. Стены дома из деревянного бруса.

17. Стены дома панельные.

18. Стены дома облицованы плиткой.

19. Стены дома окрашены.

20. Стены дома не окрашены.

21. Внешний вид дома напоминает куб.

22. Внешний вид дома напоминает шар.

23. Внешний вид дома напоминает пирамиду.

24. Внешний вид дома напоминает цилиндр.

25. Дом огорожен живой изгородью.

26. Дом окружён глухим забором.

27. На участке растут деревья, кустарники, травы.

30. На участке растёт кустарниковые и травянистые растения.

31. На участке древесные растения расположены беспорядочно.

32. На участке деревья посажены в ряд, параллельно автотрассе.

33. На участке деревья посажены перпендикулярно автотрассе.

34. Деревья посажу плодовые.

35. Деревья буду выращивать плодовые и дикорастущие.

36. Деревья посажу дикорастущие.

37. Деревья посажу с высокой фитонцидной активностью.

38. Деревья на участке будут с инсектицидной активностью.

39. Дикорастущие деревья будут хвойными.

40. Дикорастущие деревья будут лиственными.

41. Кустарники посажу ягодные.

42. Кустарники посажу ягодные и дикорастущие.

43. Кустарники посажу дикорастущие.

44. выберу кустарники, отпугивающие насекомых (какие).

45. Для посадки выберу культурные растения с высоким содержанием в плодах органических кислот.

46. Для посадки выберу культурные растения с высоким содержанием пектиновых веществ.

47. Для посадки выберу культурные растения с высоким содержанием в плодах витамина С (какие?).

48. Буду выращивать овощи с большим содержанием органических кислот (щавель, салат).

49. Буду выращивать помидоры, огурцы в теплицах.

50. Буду выращивать помидоры и огурцы в открытом грунте.

51. В междурядьях буду выращивать салат.

52. Буду делать несколько посадок салата.

53. Буду выращивать много лука, чеснока, укропа на открытых грядках.

54. Буду выращивать много лука, чеснока, укропа в междурядьях.

55. Не буду выращивать лук.

56. Не буду выращивать чеснок.

57. Теплицы буду открывать сверху во время дождя, чтобы меньше самому поливать.

58. Теплицы не буду открывать сверху во время дождя.

60. Почву в теплице буду известковать.

61. Почву в теплице не буду известковать (почему?).

62. Почву открытого грунта буду известковать (почему?).

63. Почву открытого грунта не буду известковать.

64. Построю одну большую теплицу для помидоров, огурцов, перца.

65. Построю три маленьких теплицы для помидоров, огурцов, перца.

66. Теплицы расположу со стороны дороги.

67. Теплицы расположу подальше от дороги.

68. Теплицы расположу параллельно дороге.

69. Ближе к дороге посажу картофель и капусту, а кустарники посажу подальше.

70. Ближе к дороге посажу кустарники, а картофель и капусту подальше.

71. Почву под картофель и капусту известковать не нужно.

72. Почву под картофель и капусту буду известковать.

73. Для посадки выберу сорт картофеля, у которого клубень быстро темнеет на разрезе.

74. Для посадки выберу сорт картофеля, у которого клубень при разрезе не темнеет долго.

75. Для посадки выберу сорт капусты, сок которой слабо вспенивается при добавлении перекиси водорода.

76. Для посадки выберу сорт капусты, сок которой очень сильно вспенивается при добавлении перекиси водорода.

77. между кустами капусты и картофеля посажу больше салата для еды.

78. Перед проращиванием семян нужно их замачивать в растворе микроэлементов.

79. Перед проращиванием семена не нужно замачивать в растворе микроэлементов.

80. Перед проращиванием семян нужно их замачивать в растворе микроэлементов.

81. Перед проращиванием семян нужно их замачивать в слабом растворе марганцовки.

82. Перед проращиванием семена нужно прогревать.

83. Утром буду дождевать растения водой.

84. Утром не буду дождевать растения водой.

85. Утром буду дождевать растения бикарбонатом калия с микроэлементами.

86. Буду поливать утром.

87. Буду поливать вечером.

87. Осенью нужно собирать все растительные остатки и сжигать.

88. Осенью все растительные остатки нужно закапывать в почву.

89. Осенью буду собирать растительные остатки и делать компост.

90. Не буду собирать растительные остатки, перекапывать почву буду вместе с остатками растений.

91. Весной буду ждать, пока снег растает и увлажнит почву.

92. Весной буду убирать снег, не дожидаясь, пока он растает, и выносить за пределы участка.

93. На участке вырою колодец, который будет закрываться.

94. Колодец будет открытым.

95. Колодца рыть не буду. Воду буду носить с ближней речки.

96. Из азотных удобрений буду использовать сульфат аммония.

97. Из азотных удобрений буду использовать нитрат аммония.

98. Буду использовать нитрат калия.

99. Буду использовать простой суперфосфат.

100. Буду использовать аммофоску.

101. Буду использовать двойной суперфосфат.

102. Воду буду пить сырую.

103. Воду буду обязательно кипятить.

104. Воду буду пить сырую и кипячёную.

105. Для ребёнка воду буду фильтровать через циолит.

106. Для ребёнка воду буду фильтровать через несколько слоёв марли.

107. Для ребёнка воду буду фильтровать через активированный уголь.

108. воду не буду фильтровать, потому что она грунтовая и чистая.

109. Минеральные удобрения вносить не буду, только навоз.

110. Моя пища будет богата углеводами.

111. Моя пища будет богата животными жирами.

113. Моя пища будет богата растительными жирами.

114. Моя пища будет богата белками.

115. Буду стараться есть больше хлебопродуктов.

116. Нужно есть поменьше яиц.

117. Нужно кушать меньше мясной пищи, побольше овощей, переходить на вегетарианскую.

118. Перейду на молочную диету: творог, молоко, сыр.

119. Мне хватает ягод с участка, я не буду собирать дикорастущие.

120. Рядом с участком много черемши, буду её заготавливать.

121. Овощи лучше употреблять пропаренными, они лучше усваиваются.

122. Овощи буду есть сырыми.

123. Весной буду есть овощи по отдельности, чтобы чувствовать вкус каждого. Летом можно переходить на салаты.

124. Летом буду отдыхать в горной местности.

125. Летом буду отдыхать в местности с морским климатом.

126.Летом буду отдыхать на сероводородных источниках.

127. На участке сделаю пугало, чтобы отпугивать птиц, поедающих урожай.

128. На участке сделаю скворечник и кормушку для птиц.

129. Разведу коз, у дороги много травы.

130. Разведу кроликов. Буду косить траву около дороги.

131. Разведу кроликов, буду косить траву подальше от дороги.

132. Разведу свиней.

133. Разведу кур.

134. Буду пить молоко от своих коз.

135. Буду покупать молоко.

136. Вечерами буду отдыхать, смотреть телевизор до самой ночи.

137. Вечерами буду сидеть на веранде и читать.

138. Вечерами буду гулять в лесу, подальше от шума.

139. Топить буду с помощью печки.

140. Сделаю водяное отопление, печка будет на первом этаже.

141. Сделаю водяное отопление, печка будет на жилом этаже.

142. Топить буду углем.

143. Топить буду дровами.

144. Готовить буду на печке.

145. Готовить буду на газовой плите.

146. Готовить буду на электрической плите.

При выборе правильных ответов следует учесть следующие обстоятельства. Основными загрязнителями от автотрассы является оксид углерода, бензпирен, оксиды серы и азота, формальдегид, свинец, шум, вибрация.

При проектировании дома нужно принять во внимание. Что шум и вибрация снижаются при обтекаемой форме дома, двойном остеклении оконных проёмов, высоком фундаменте или размещении дома на сваях, толстых стенах деревянного бруса (волокна идут поперёк звуковым волнам), облицовке наружных стен дома плиткой (отражает звук).

Снижению влияния вредных факторов на организм человека способствует живая изгородь влкруг участка, наличие древесных и кустарниковых растений, расположенных беспорядочно .Дикорастущие деревья нужно выбирать газо - и пылеустойчивые с фитонцидной и инсектицидной активностью., лучше лиственные с густой кроной. На участке должно быть 1 - 2 дикорастущих кустарника с инсектицидной активностью (бузина, калина). Выбирать для насаждения растения с высоким содержанием органических кислот (слабо задерживают и накапливают тяжёлые металлы), богатые микроэлементами. Учитывая возможность кислотных дождей, лучше выращивать овощи в теплицах или закрывать их во время дождя. Выращивание в междурядьях салата может использоваться для освобождения почвы от свинца, но в пищу такой салат употреблять нельзя. Лук, чеснок, укроп почти не накапливают свинца. Для уменьшения поглощения свинца другими растениями нужно известковать почву. Учитывая склонность картофеля и капусты накапливать свинец, эти культуры лучше размещать подальше от трассы. Газоустойчивые сорта капусты и картофеля характеризуются интенсивной реакцией сока с перекисью водорода (ферменты полифенолоксидаза и каталаза). Повышению устойчивости растений к загрязнителям способствует замачивание семян в растворе микроэлементов и дождевание раствором микроэлементов и бикарбоната калия. Прогревание и обработка семян марганцовкой уменьшает вероятность заболевания растения.

При строительстве теплиц нужно учитывать несовместимость огурцов и помидоров, помидоров и сладкого перца. Полив лучше проводить в часы, когда меньше загазованность территории, лучше утром. Осенью нежелательно сжигать растительные остатки, так как ядовитые вещества, накопившиеся, перейдут в воздух. Не нужно делать из них компост, так как тяжёлые металлы останутся. Лучше содрать растительные остатки и закопать в отдельном месте, но не перекапывать их с почвой. Снег лучше снимать сверху (30 см). Учитывая опасность попадания в речку вредных веществ, лучше вырыть колодец, который должен закрываться. Воду обязательно кипятить. Из удобрений лучше использовать те, которые не подкисляют почву. Пища должна быть богата белками, растительными жирами, витаминами и микроэлементами. Черемша в районе дороги интенсивно накапливает свиней. Овощи лучше употреблять в сыром виде. Весной лучше овощи употреблять в салатах (снижается концентрация нитратов). Летний отпуск жителям Иркутской области лучше проводить в неморском климате. Сероводородные ванны способствуют выведению из организма свинца. Выпас скота вблизи автотрассы следует исключить. Снег для питья использовать нельзя. Более экологично водяное отопление, электроплита.

Деловая игра «Дизайн - разработка экологичного чайника)

(Дзятковский Д.К., Дзятковская Е.Н.)

Задача: проектирование емкости для заваривания чая, приготовления настоев и отваров лекарственных трав при длительном сохранении тепла, автоматическом охлаждении экстракта при выливании из чайника.

Работа проводится в два этапа.

I этап. Постановка задачи: создать концепцию качественно нового, экологического изделия. Для этого нужно проделать следующую работу:

1. Проанализировать химический состав предлагаемых материалов изделия (глина, стекло, дерево, металл, пластмасса), выбрать наиболее экологичный материал. Оценить его физические и химические свойства.

2. Оценить степень гигиеничности материала.

З. Оценить формообразующие качества материала: пластичность, технологию обработки.

4. Оценить материал с эстетической точки зрения.

5. Оценить степень экологичности после морального и физического износа (старение материала, способность его к реутилизации, возрождение в новом качестве).

II этап. Реализация созданной композиции в проекте графическими или пластическими средствами (рисунок, модель). Для этого необходимо провести следующую работу:

1. Провести графически поиск аналоговых форм.

2. Анализ известных решений, выбор оптимального варианта.

3. Выбор исходного формообразующего и конструктивного приёма с проведением эволюционного эксперимента (показать возможность развития конструктивных особенностей и формообразующих приёмов в дальнейших модификациях).

4. Цветографическое решение формы.

5. Определить характер поверхности формы

6. Поиск оригинального решения в трактовке формы с учётом конструктивных особенностей.

Оценка результатов проводится поэтапно с учётом их соответствия критериям и проблеме разработки.


Деловая игра «Аварийный выброс диоксинов»

(Дзятковский Д.К., Дзятковская Е.Н.)

Задача: выработать комплекс аварийных мероприятий и линии поведения в экстремальной ситуации для нейтрализации вредного воздействия загрязнителя на организм.

С темой игры знакомятся заранее. Исследуется вопрос в следующих направлениях:

1. Потенциальные источники данного загрязнителя.

2. В результате, каких процессов загрязнитель попал в среду?

3. Куда поступает загрязнитель первично: в атмосферу, в воду или почву?

4. Как загрязнитель распределяется между воздушной, водной, почвенной средами?

5. Как процесс самоочистки атмосферы, почвы, вод снижает концентрацию вредных веществ?

6. Каковы источники поступления загрязнителя в организм человека?

8. Как загрязнитель влияет на обмен веществ растений?

9. Как уменьшить поглощение загрязнителя растениями?

10. Какие растения можно использовать для очистки воздуха и почвы, водоёма от загрязнителя.

11. Как определить сорта растений, наиболее устойчивых к загрязнителям среды?

12. Какие культурные растения меньше других поглощают загрязнитель или быстрее его обезвреживают?

13. Как уменьшить содержание загрязнителя в воздухе, которым дышит человек?

14. Если загрязнитель попал в организм и вызвал острое отравление, какие меры помощи необходимо предпринять?

15. Как уменьшить содержание загрязнителя в пище?

16. Как уменьшить содержание загрязнителя в питьевой воде?

17. Как увеличить скорость выведения загрязнителя из организма?

18. Как увеличить скорость обезвреживания загрязнителя в организме?

19. Как увеличить защитные силы организма?

20. Какие факторы снижают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям загрязнителя?

21. Предложите основные принципы рационального питания и образа жизни в условиях аварии.

22. Каково влияние загрязнителя на экосистему разного уровня?

23. Последствия влияния загрязнителя на экологические системы.

Все учащиеся класса получают роли: лечащего врача, врача санэпидемстанции, учёного - эколога, мэра города, организатора аварийных мероприятий в городе, нейтрализатора последствий аварии на предприятии, экологической полиции, инженера, администратора, пострадавших жителей города, историка учёного, агронома.

Ролевая игра проводится в свободной форме. В ходе игры фиксируются верные и неверные ответы учеников. В заключение игры проводится анализ и разбор игры.

В ходе игры врач , полиция, администраторы могут назначить штрафные очки в заданной ситуации, если обнаружат неправильное поведение игрока. Если такое поведение ведёт к повышению риска отравления, то игрок «отправляется « в больницу или поликлинику. Если в результате неправильного поведения игрока возникает опасность для здоровья других людей или наносится материальный ущерб городу, предприятию, то такой игрок может быть «привлечён» к административной, уголовной или гражданской ответственности, то есть подвергнут штрафу, вызван в судили даже посажен в изолятор, если его действия очень опасны для окружающих.

Диоксины - ароматические соединения, содержащие два бензольных кольца, соединённых друг с другом одним или двумя кислородными мостиками либо конденсированные друг с другом. Атомы протонов бензольных колец замещены на атомы хлора или брома. Диоксины образуются всегда там, где есть возможность реагирования хлора и брома с углеродом в кислородной среде. (отходы химических производств, беление бумаги, сжигание мусора, листвы, табачный дым, выхлопы автомобиля). Среди множества диоксинов есть диоксины, которые в 67 тыс. раз ядовитее цианистого калия. Вызывают рак, наследственные болезни, астму, незаживающие раны при соприкосновении кожей.

Жирорастворимые вещества накапливаются в жирных продуктах. Они устойчивы к низким и высоким температурам, кислотам и щелочам. В почве период полураспада составляет 10 - 12 лет. В организме человека 7 - 10 лет. Разрушаются под действием ультрафиолета, озона, микробиологических процессов, в печени, при участии железосодержащих белков и антиокислителей: витамина С, А, Е, фенольных соединений растительного происхождения.

При опасности нахождения в воздухе диоксинов требуется система мероприятий:

  1. Обмывание мыльной водой моющихся поверхностей, в том числе кожи тела.

  2. Обработка помещения кварцевыми лампами.

  3. Фильтрация воды, используемой для питья, через активированный уголь, фильтры «Родничок».

  4. не оставлять открытыми продукты на воздухе.

  5. Повысить употребление в пищу яблок, печени, морских продуктов, мяты, баклажан, капусты, редьки при одновременном уменьшении жирных продуктов. Принимать комплекс витаминов или аскорутин, аскорбиновую кислоту, бруснику, медвежьи ушки для усиления диуреза и увеличения выведения из огранизма диоксинов. При остром отравлении - немедленная госпитализация.

  6. Анализ почв на содержание диоксинов. Снятие поверхностного слоя почв, его захоронение. Зимой снятие снежного слоя .

  7. Мытьё улиц и домов , предотвратив попадание смывных вод в реки, грунтовые воды.

  8. Смена одежды при вхождении в помещение. Стирка одежды в СМС.

  9. В экстремальных ситуациях эвакуация населения.

  10. вызвать искусственные осадки для локализации места диоксинового заражения и предотвращения его расширения. Это облегчает работы по нейтрализации последствий.





© 2010-2022