Урок Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногих; ознакомить учащихся с характерными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей класса "Насекомые".

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, плакат "Насекомые", коллекции насекомых, лупы, приложение 1

Задачи:

  • Образовательная

- Расширить и углубить знания учащихся о типе "Членистоногие";

- Охарактеризовать понятие "Класс насекомые";

- Ознакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения представителей класса "Насекомые";

-Выявить общие закономерности строения представителей класса "Насекомые";

- Раскрыть причины необычайной многочисленности представителей класса "Насекомые".

  • Развивающая

- Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления; умения работать с таблицей; выполнять творческие задания, работать в группах.

- Продолжить развивать у учащихся умение поиска и выделения необходимой информации с использованием источников информации, закрепление навыков работы с раздаточным материалом (коллекции насекомых), умение фиксировать результаты работы, выдвигать гипотезы, обосновывать их.

  • Воспитательная

- Воспитывать у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- воспитывать в учащихся любовь к природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- бережно относиться к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся должны знать: общие закономерности строения представителей класса «Насекомые»;

учащиеся должны уметь: выявлять особенности внешнего строения насекомых; объяснять причины многочисленности представителей класса «Насекомые»

Метапредметные:

учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять насекомых по внешнему строению; выявлять признаки сходства и различия в их строении;

Личностные:

учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.

Тип урока: комбинированный

Технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения, технология веб-квеста.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

"Блиц-опрос" (работа с классом) 5 мин.

1. Почему Тип Членистоногие имеет такое название?

2. На какие три класса подразделяется тип "Членистоногие"

3.Особенности строения и образа ракообразных: на какие отделы подразделяется тело у ракообразных?, сколько у них ног?, сколько усиков?, для чего нужны "Зеленые железы"?, где живут раки? Назовите представителей ракообразных.

4. Каковы особенности строения и жизни паукообразных: на какие отделы подразделяется тело у паукообразных; сколько ног у пауков, сколько усиков, для чего нужны паутинные железы?, где обитают? Назовите представителей паукообразных.

Вопрос к классу: "Ребята, вы сейчас вспомнили и рассказали о ракообразных и паукообразных. Посмотрите, пожалуйста, на плакат. Кто изображен на плакате? (учащиеся выходят к доске, называют известных им насекомых, изображенных на плакате)

Как вы думаете, к классу членистоногих они относятся? (ответы учащихся)

Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (ответы учащихся)

3. Сообщение темы и цели урока:

Записать в тетрадях: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"

Наша главная задача сегодня: понять, почему насекомые завоевали все среды обитания; какие особенности строения позволили стать им процветающей группой животных не только в прошлом, но и в настоящее время.

4. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя:

Просмотр видеофильма "Многообразие насекомых" 1 мин.

(Электронное приложение на сайте: «drofa.ru»)

Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке, указывающие на границы между сегментами. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1 млн видов а может и больше. Ведь никто не знает, сколько всего насекомых на самом деле. Скажите, есть ли еще неисследованные области на Земле? (ответы учащихся)

Работа с классом:

Ребята, как вы думаете, чем насекомые отличаются от человека?

1. У человека 2 руки, 2 ноги. А у насекомых сколько ножек

2. У человека 2 глаза. А у насекомых сколько глаз?

3. У человека орган слуха - уши на голове - у насекомых органу слуха может быть где угодно (например, у кузнечиков - в ногах)

4. Человек нюхает носом, а насекомые - усиками. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. У бабочек орган вкуса в 240 раз чувствительнее нашего.

5. У человека орган вкуса - на языке; а у мух - - на передних лапках.

6. У человека постоянная температура тела - 37ºС. У насекомых температура равна температуре окружающей среды. То есть, насекомые - дети Солнца. Если солнце греет, они деятельны и подвижны. Если холодно, их движения становятся вялыми. Они засыпают.

Как же устроены насекомые?

Просмотр видеофильма "Строение насекомых" 5 мин.

(Электронное приложение на сайте: «drofa.ru»)

Динамическая пауза: Физкультминутка 3-4 мин.


  1. Исходное положение: стойка - ноги врозь

Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед.

  1. Исходное положение: стойка - ноги врозь, руки согнуты вперед, кисти в кулаках.

Поворот туловища налево и «удар» правой рукой вперед

Снова исходное положение, затем поворот туловища направо и «удар» левой рукой вперед. Дыхание не задерживать Повторить 6-8 раз

Рассказ учителя:

Насекомые - самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Какие особенности строения помогли им в этом? Предлагаю заполнить таблицу под названием "Признаки насекомых, обуславливающие их широкое распространение в природе" (работа с учебником и раздаточным материалом: коллекцией насекомых). Задание выполняется по рядам.

1-й ряд: учащиеся заполняют графы:" движение; разделение тела на отделы"

2-й ряд: учащиеся заполняют графы: "способы питания; ориентация в среде обитания"

3-й ряд: учащиеся заполняют графы: "размеры тела; способы дыхания"

Заполнить таблицу (самостоятельная работа учащихся) - 5-7 мин.

"Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе"

Признак

Особенности строения

Биологическое значение

1. Движение

Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, прыгательных...)

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

2. Разделение тела

на отделы

Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко

Некоторая подвижность головы, брюшка

3. Способы питания

Разнообразное строение ротовых органов: ротовой аппарат грызущий, лижущий, сосущий

Возможность использования разнообразной пищи

4. Ориентация в среде обитания

Наличие развитых органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

Способность находить пищу, обнаруживать врагов.

5. Размеры тела

Небольшие

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

6. Способ дыхания

Трахейное

Использование для дыхания атмосферного кислорода

7. Развитие нервной системы

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла, трех грудных узлов, брюшной нервной цепочки.

Наличие рефлексов, инстинктов.

5. Закрепление изученного: учащиеся зачитывают заполненные графы в таблице.

1-й ряд:

1-й учащийся: "Движение"

2-й учащийся: "Разделение тела на отделы"

2-й ряд:

3-й учащийся: "Способы питания"

4-й учащийся: "Ориентация в среде обитания"

3-й ряд:

5-й учащийся: "Размеры тела"

6-й учащийся: "Способы дыхания"

Графа "Развитие нервной системы" заполняется под руководством учителя.

Выполненную работу оценивает весь класс. Таблица заполняется полностью.

Динамическая пауза:

Гимнастика для пальцев рук:

1. "Наши пальчики писали

Наши пальчики устали" - разминка пальцев рук

2. 5 пальчиков - джентльмены

5 пальчиков - леди

Они встречаются и начинают танцевать

Дыхательная гимнастика:

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики:

На счет 1-4 учащиеся делают 4 глубоких вдоха, затем задерживают дыхание.

Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

6. Итог урока:

Слово учителя:

Ребята, мы сегодня познакомились с представителями класса "Насекомые"; научились отличать их от представителей других классов членистоногих, изучили особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни. Теперь вы легко сможете объяснить, почему один английский зоолог сказал, что "большая часть животной жизни на материках и островах облечена именно в форму насекомых"

7. Д.з. Параграф 15 В. 1-3 (устно)

Приложение 1

"Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе"

Признак

Особенности строения

Биологическое значение

1. Движение

2. Разделение тела

на отделы

3. Способы питания

4. Ориентация в среде обитания

5. Размеры тела

6. Способ дыхания

7. Развитие нервной системы



"Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе"

Признак

Особенности строения

Биологическое значение

1. Движение

2. Разделение тела

на отделы

3. Способы питания

4. Ориентация в среде обитания

5. Размеры тела

6. Способ дыхания

7. Развитие нервной системы



7



© 2010-2022