• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время

Статья Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время.

Батырова Р.Б., Кашникова Е.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№16» города Новый Уренгой

Аннотация

В статье рассматриваются методы работы учителей биологии и химии для привлечения внимания обучающихся к предметам биологии и химии и активизации их работы на уроках.

Авторы предлагают применять творческий подход в изучении данных предметов, указывают основные направления в развитии творческих способностей обучающихся. В статье также указаны необходимые условия для формирования мотивации в изучении биологии и химии и прогнозируемый результат совместной работы учителя и обучающегося.

Ключевые слова: творческий подход, научно - исследовательская деятельность, технологии критического мышления, проблемное обучение, личностно - ориентированное обучение, игровая технология.

Предметы биологии и химии в общеобразовательной школе всегда являются уникальным средством обучения и воспитания обучающихся. Это и отражение многообразия и красоты природы: её объектов и их жизнедеятельности, закономерностей их существования, а также, методов её изучения, морально - этических аспектов во взаимодействии человека и природы.

На этих уроках есть место для эмоционального переживания, образного представления объектов, идей; для диалога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (темы по экологии, теории происхождения человека, проблемам ГМО).

Главными задачами учителя биологии и химии является мотивирование учеников на поиск и приобретение знаний по предмету; умений и навыков в практическом использовании полученных знаний; раскрытие индивидуальных способностей обучающихся их социализацию. Но любое постижение знаний предопределяет интерес к ним. Интерес же возникает там, где присутствует творчество. Уже на этапе урока возможно сформировать и активизировать процесс познания окружающего мира, внести элементы творчества в деятельность обучающихся.

Основными направлениями в развитии творческих способностей обучающихся можно назвать:

1)научно - исследовательскую деятельность (например, темами наших исследовательских работ стали: «Мониторинг зеленых насаждений парка «Дружба», «Влияние пассивного курения на умственную деятельность детей и подростков», «Влияние классической музыки на психофизиологию учащихся», «Влияние сотовых телефонов на распространение заболеваний ОРЗ в подростковой среде», « Хлеб - всему голова», «Вся правда о мороженном», «Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии»,«Влияние вокальных упражнений на умственную деятельность детей и подростков», "Декоративная косметика: за и против " «Исследование фитосанитарного состояния лесотундры на мониторинговых площадках»);

2) проектную деятельность (например: «Экологически чистый город», «Моя родословная»); 3) ролевые и интеллектуальные игры (например: урок - суд: «Сохраним родную природу», урок - суд «Суд над табаком» [2], урок - конференция «Без воды - «ни туды и ни сюды» [5], урок - банкет «Картофельный банкет», урок КВН, урок - викторина «Историческая оранжерея»);

4) решение биохимических и экологических задач (например, задача - новелла: «В средние века для защиты от стрел и мечей воины надевали железные шлемы, латы и прикрывались щитом. Но, не надеясь только на прочность железной брони, многие носили ещё на груди амулеты. Амулету приписывалась волшебная способность предохранять на войне от стрел и от меча. Обычно амулетом служила скромная луковица дикого лука или чеснока. Древнерусские волхвы - кудесники напутствовали идущих на поединок таким советом: «Если хочешь быть страшным, убей змею чёрную, да положи в сапог левый, а когда пойдёшь на суд или поле биться, положи в тот сапог ещё и три головки чеснока».

Предположите, почему эти растения стали амулетами? (Наши предки думали, что плотная, сухая кожица. Как броня, предохраняющая нежные листочки лука или зубцы чеснока, способна спасти и жизнь человека. Один из сортов лука называется даже с тех пор «лук победный». [4]

Какие птицы не строят гнёзд и как они высиживают яйца? (Козодои, кулики откладывают яйца на землю; пингвины не строят гнёзд так, как держат единственное яйцо на лапах, а кукушки подкладывают яйца в чужие гнёзда). [3]

5) дидактические игры («Снежный ком», «Печатная машинка», «Терминологический

пинг - понг»);

6) создание компьютерных презентаций;

7) создание кроссвордов, ребусов;

8) загадки, шарады (например:

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом (Конёк).

C «Г» - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г» - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье (Тир - тигр).

Верните зверей в слова:

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

9) создание ложных рассказов, сказок по изученным темам учащимися (например: «Купался я как - то в море, на мелководье. Вдруг, вижу - плывёт огромная медуза. Схватил я её за жабры и вытащил на берег. Рассмотрел её поближе: глазищи у неё огромные зубищи острые, а щупальца как у осьминога. Испугался я и выбросил её обратно в море». (Назвать ошибки в тексте);

10) создание опорного конспекта урока в виде рисунка, таблицы, схемы;

11) создание синквейна (нерифмованный стих из пяти строк, носящий обобщающий характер: а) медуза,

б) прозрачная, двуслойная,

в) плавает, жалит, питается,

г) медуза - это кишечнополостное животное,

д) организм;

12) создание теста на изученную тему.

13)изображение химических объектов в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений;

14)изображение объемных моделей и макетов;

15) использование биологических и химических сочинений («Химический характер житейских ситуаций»), и сказок («Путешествие водяной капли», «Ионное государство»).

Творческие задания увеличивают ресурсы учебного успеха ученика. В своей работе, для реализации профессиональной потребности в обеспечении выбора особых приёмов и форм работы учеников мы используем различную методическую литературу, где открываем для себя технологии критического мышления, проблемного обучения, личностно - ориентированного обучения, игровую технологию. [1]

Немаловажное значение в воспитании творческого подхода в образовании школьников имеет материальная база кабинета: компьютер, мультимедийное и лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты, гербарии, большое видовое разнообразие комнатных растений, дидактический материал в виде открыток, картинок, рисунков опорных конспектов, рефератов, презентаций.

Результатом творческой работы на уроке является рост мотивации в изучении предмета биологии и химии: более качественное выполнение домашней работы; умение делать несложные логические построения на основе химических знаний; усиление активности работы учащихся на уроке; понимание, распознавание и объяснение химических веществ, реакций в обыденной жизни; повышение интереса к участию в различных предметных конкурсах и олимпиадах;. а также при сдачи ЕГЭ; повышение интереса к профессиям эколого - биохимического направления.

Литература

  1. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя/Н.Л. Галеева, Москва, 2006. - 144 с.

  2. Иванова Н.Г. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя/Н.Г. Иванова, Москва: «Первое сентября», 2001. - 272 с.

  3. Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник /А.В. Литвинов, Москва,1996.

  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экологическое ток - шоу «Без воды - и ни туды, и ни сюды» /Журнал «Биология в школе» №4, Москва, «Школа - Пресс», 2004.

  5. ПарфиловаЛ.Д. Тематические игры по ботанике. Игровые методы обучения /Л. Д. Парфилова, Москва, 2002. - 160 с.

  6. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.: АРКТИ, 1999.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.



© 2010-2022