Рабочая программа по биологии для 10-11 класса (УМК под ред. И. Н. Пономарёвой)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Морозовска»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»

Приказ от _________ №______

Подпись директора ____________ Л.Н.Мухортова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии


Уровень общего образования: среднее общее образование, 10-11 классы

Количество часов: 68

Учитель: Краснова Наталья Евгеньевна

Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам

  • Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изд. «Дрофа» М.2002г.(2004г.)

Структура документа



  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Место учебного предмета в учебном плане.

  4. Содержание учебного предмета.

  5. Тематическое планирование.

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  8. Результаты освоения предмета и система их оценки.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа Гимназии разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

  2. ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»

  3. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.02.2002 г. № 2783)

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

  1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

  2. Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» среднего общего образования в рамках реализации БУП-2004г.

  3. Примерные Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изд. «Дрофа» М.2004г.

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1.Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312)

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3.Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»

4. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

5.Приказ МО РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

6.Приказ МО РФ от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089»

7. Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

8. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

9.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования»

11.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

12.Приказ МО Ростовской области от 09.06.2016 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год»

Распоряжения:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

  2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

- Уставом МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»

Цель

обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Программа по биологии для учащихся 10-11 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов:

  • предметно-информационной,

  • деятельностно-коммуникативной,

  • ценностно-ориентационной.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

Место учебного предмета в учебном плане.

Биология в средней школе изучается с 10 по 11 классы.

В 10 классе недельная нагрузка составляет 1 час.

В 11 классе недельная нагрузка составляет 1 час.

Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназии №5 г. Морозовска» учебный предмет в 2015-2016 учебном году реализуется в объеме 68 часов: из них в 10 классе - 34 часа, в 11 классе - 34 часа.

Содержание учебного предмета.

Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

1. Введение в курс общебиологических явлений (5ч)

Основные свойства жизни.

Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсии:

  1. Многообразие видов в родной природе

  2. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе

2. Биосферный уровень организации жизни (8ч)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Лабораторная работа:

1.Определение пылевого загрязнения воздуха

2.Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.


  1. Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).


  1. Популяционно-видовой уровень (15 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторные работы:

4. Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода бегония.

5. Выявление ароморфозов на примере комнатных растений и идиоадаптаций у насекомых.

Экскурсия:

3. Знакомство с многообразием растений и животных нашего края.

*Курсивом отмечен материал, подлежащий изучению, но не включаемый в требования к уровню подготовки выпускников.

Тематическое планирование.



п/п

Номер и название темы

Количество часов

Практическая часть

I

Введение в курс общебиологических явлений

6

II

Биосферный уровень организации жизни

9

Л. р№1

III

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

Л.р. №2

IV

Популяционно-видовой уровень организации жизни

11

Л.р. №3

34 часа




Перечень лабораторных работ

10 класс

Л.р. №1. «Определение пылевого загрязнения воздуха».

Л.р. №2. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

Л.р. №3. «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных».

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»

Экскурсия «Знакомство с многообразием растений и животных нашего края»

Содержание учебного предмета.

Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.


  1. Организменный уровень организации живой материи (17ч.)


Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость -свойства организмов.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторные работы:

1. Модификационная изменчивость

2. Решение элементарных генетических задач.


6 . Клеточный уровень организации жизни (9 ч.)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и ткани. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин - комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие "природосообразность". Научное познание и проблема целесообразности.

Лабораторные работы:

3. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.

7 Молекулярный уровень проявления жизни (9 ч.)


Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого.

Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носителя наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

Тематическое планирование.



п/п

Номер и название темы

Количество часов

Практическая часть

V

Организменный уровень организации жизни

16

Л.р. №1,2,3

VI

Клеточный уровень организации жизни

9

Л.р. №4,5

VII

Молекулярный уровень проявления жизни

9


Итого:

34 часа


Перечень лабораторных работ

11 класс

Л.р. №1 «Модификационная изменчивость»

Л.р. №2. «Решение элементарных генетических задач»

Л.р. №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня


Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе


Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 5 часов

05.09.15

1

Содержание и структура курса общей биологии.

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»

Объяснять смысл важнейших биологических терминов.

12.09.15

1

Основные свойства жизни

Характеризовать свойства живой материи

Объяснять специфику живого

Называть свойства живого, приводить примеры их проявления

19.09.15

1

Структурные уровни организации жизни

Характеризовать структурные уровни организации живого

Объяснять их отличия

26.09.15

1

Значение биологических знаний

Показать основные области применения биологических знаний

03.10.15

1

Методы биологических исследований

Называть и характеризовать основные методы, которые используются в биологии

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни; 9 часов

03.10.15

1

Учение о биосфере.

Знакомство с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

10.10.15

1

Происхождение вещества

Раскрывать этапы биологической эволюции в развитии биосферы

17.10.15

1

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Раскрывать функции живых организмов в биосфере

24.10.15

1

Биосфера как глобальная экосистема

Раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

14.11.15

1

Круговорот веществ в природе

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

21.11.15

1

Человек как житель биосферы.

Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

28.11.15

1

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

Раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

05.12.15

1

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

12.12.15

1

Экологические факторы и их значение

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни; 8 часов

19.12.15

1

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Раскрыть сущность понятия биогеоценоза

26.12.15

1

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

16.01.16

1

Строение и свойства биогеоценоза

Раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

23.01.16

1

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе

Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Показать многообразие связей в биогеоценозе

30.01.16

1

Причины устойчивости биогеоценозов

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме

06.02.16

1

Зарождение и смена биогеоценозов

Раскрыть понятие сукцессий

13.02.16

1

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

Раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов

20.02.16

1

Экологические законы природопользования

Законы природопользования. Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни; 13 часа

27.02.16

1

Вид, его критерии и структура

Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

Дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

05.03.16

1

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

Дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

12.03.16

1

Популяция как основная единица эволюции

Раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

19.03.16

1

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле

Определить видообразование, познакомить со способами видообразования

02.04.16

1

Этапы происхождения человека

Ознакомить с этапами эволюции человека

09.04.16

1

Человек как уникальный вид живой природы

Познакомить с положением человека в системе живых организмов

16.04.16

1

История развития эволюционных идей

Раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни

23.04.16

1

Современное учение об эволюции

Определение синтетической теории эволюции органического мира

30.04.16

1

Результаты эволюции и ее основные закономерности

Биологический прогресс и регресс

07.05.16

14.05.16

2

Основные направления эволюции

Раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

21.05.16

1

Особенности популяционно-видового уровня жизни

Особенности популяционно-видового уровня жизни

28.05.16

1

Экскурсия «Знакомство с многообразием растений и животных нашего края»

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни

Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе


Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

ТЕМА 5. Организменный уровень жизни; 16ч.

03.09.15

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

Характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе

10.09.15

1

Организм как биосистема.

Характеризовать организм как биосистему

17.09.15

1

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов

24.09.15

1

Размножение организмов

Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

01.10.15

1

Оплодотворение и его значение

Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

08.10.15

1

Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез)

Объяснять причины нарушений развития организмов

15.10.15

1

Изменчивость признаков организма и её типы

Лабораторная работа №1 «Модификационная изменчивость»

Объяснять содержание определений основных понятий, характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости

22.10.15

1

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

Давать определения ключевым понятиям; составлять простейшие схемы скрещивания организмов

29.10.15

1

Наследование признаков при дигибридном скрещивании

12.11.15

1

Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач»

Составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков

19.11.15

1

Генетические основы селекции

Находить Центры многообразия и происхождения культурных растений

26.11.15

1

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом в генотипе

03.12.15

1

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

10.12.15

1

Факторы, определяющие здоровье человека

Объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

17.12.15

1

Царство Вирусы: разнообразие и значение

Давать определения ключевым понятиям, описывать процесс проникновения вируса в клетку

24.12.15

1

Вирусные заболевания

Использовать приобретённые знания для профилактики вирусных заболеваний

ТЕМА 6. Клеточный уровень жизни; 9ч

14.01.16

1

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

Называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот

21.01.16

1

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

Называть стадии в развитии Земли, различать понятия «химическая» и «биологическая» эволюции

28.01.16

1

Строение клетки эукариот

Работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных

04.02.16

1

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

Давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в

жизнедеятельности клетки

11.02.16

1

Клеточный цикл

Давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки

18.02.16

1

Деление клетки - митоз и мейоз

Лабораторная работа №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня

Описывать процесс удвоения ДНК, стадии митоза и мейоза; объяснять биологическое значение митоза и мейоза

25.02.16

1

Особенности образования половых клеток

Описывать процессы сперматогенеза и оогенеза; объяснять биологическое значение различия между половыми клетками

03.03.16

1

Структура и функции хромосом

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения

10.03.16

1

История развития науки о клетке

Называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно - научной картины мира

ТЕМА 7. Молекулярный уровень жизни; 9ч

17.03.16

1

Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе

Различать понятия: мономеры, полимеры; описывать строение молекул органических веществ; объяснять значение молекулярного уровня жизни

31.03.16

1

Основные химические соединения живой материи

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений

07.04.16

1

Структура и функции нуклеиновых кислот

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её

14.04.16

1

Процессы синтеза в живых клетках

Давать определения ключевым понятиям; писать уравнения реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; объяснять биологическое и экологическое значение фотосинтеза

21.04.16

1

Процессы биосинтеза белка

Объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК

28.04.16

1

Молекулярные процессы расщепления

Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием

05.05.16

1

Регуляторы биомолекулярных процессов

Объяснять причины выпадения полимеров из круговорота веществ; последствия применения пестицидов и диоксидов; понимать глобальность химического загрязнения

12.05.16

1

Обобщение по теме: «Структурные уровни организации живой природы»

Сравнивать между собой разные структурные уровни

19.05.16

1

Время экологической культуры

Объяснять главные факторы деградации окружающей среды; прогнозировать модели развития мира; применять концепции устойчивого развития в собственной жизни


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Для проведения уроков биологии имеется кабинет биологии.

Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

1 Книгопечатная продукция:


Основная литература.

  1. Биология. Базовый уровень. Учебник 10 класса. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., «Вентана-Граф» 2014.

  2. Биология. Базовый уровень. Учебник 11 класса. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, И.П. Ижевский /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., «Вентана-Граф» 2014

Дополнительная литература.

  1. Пономарева И.Н. Экология. Библиотека учителя. М., 2001.

  2. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М., 2002.

  3. А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко. Биология. 10-11 класс. Подготовка к ЕГЭ-2016 : пособие-тренажер по материалам курса основной школы : учебно-методическое пособие, Р/Д: «Легион» - 2014

  4. А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко. Биология. 10-11 класс. Тематические тесты: пособие-тренажер по материалам курса основной школы : учебно-методическое пособие, Р/Д: «Легион» - 2014

  5. А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко. Биология. Сборник задач по генетике, Р/Д: «Легион» - 2014

  6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 - 3. - М.: Мир, 2013

MULTIMEDIA - ПОДДЕРЖКА КУРСА:

мультимедийные компакт- диски:

  • « Уроки биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.

  • «Уроки биологии 10 класс», 2007г.,1С образование.

  • «1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2007 г.

2 Печатные пособия:

· Таблицы

Портреты для кабинета биологии

Структурная организация живых организмов

Круговорот веществ

Направления в эволюции

Критерии вида

Происхождение человека

Биогеоценоз. Сукцессия

3 Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Инструментальная среда по биологии.

4 Технические средства обучения:

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Компьютерный планшет «Архимед»

Интерактивный комплекс

Цифровая лаборатория

5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аудиторная доска.

Доска магнитная.

· Фолии

Общая биология

Экология

Результаты освоения предмета и система их оценки.


Результаты изучения курса «Биология» в 10-11 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

-строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

-современную биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии ученик должен уметь:

-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и тем новых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

-решать задачи разной сложности по биологии;

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

-исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

  • Поисковый метод;

  • Проектный метод

  • Игровой метод

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Диалогический метод;

  • Практическая деятельность;

  • Проектирование.


Формы контроля:


Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока - при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценки знаний:


  • тестирование;

  • устный контроль;

  • самоконтроль;

  • справочные материалы;

  • обучающие задания;

  • контрольно-диагностические тесты;

  • практические работы;

  • лабораторные работы;

  • самостоятельные работы;

  • результаты лабораторных работ;

  • выполненные проекты.


Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;

  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

  • умение использовать полученные знания на практике.



Система оценки планируемых результатов

Оценка теоретических знаний и практических умений учащихся фиксируется в классном журнале в виде отметки по 5-балльной шкале.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

  • при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения;

  • умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

  • лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;

  • учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.

Критерии оценки презентации

Критерии

Баллы

Оценка
группы

Оценка класса

Оценка
учителя

СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Титульный слайд с заголовком

3

Минимальное количество - 10 слайдов

3

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

3

Библиография

3

СОДЕРЖАНИЕ

Сформулированы цель, гипотеза

3

Понятны задачи и ход исследования

3

Использование эффектов анимации

3

Вставка графиков и таблиц

3

Правильность изложения текста

3

Результаты и выводы соответствуют цели

3

ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

3

Слайды представлены в логической последовательности

3

Красивое оформление презентации

3

Единый стиль

3

ОРГАНИЗАЦИЯ

Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.

3

Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией

3

СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

3

Общее количество баллов


Принципы подведения итогов:

Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

Итоговый балл классифицируется следующим образом:

25 - 34 баллов - оценка «3»

35 - 44 баллов - оценка «4»

45 - 51 баллов - оценка «5





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ гимназии №5 __________________________

подпись

от__________2015 года №______ ___________________2015 года

______________________________

подпись члена МС


© 2010-2022