Информационная поддержка уроков биологии

Статья о применении информационных технологий на уроках биологии. Методические пособия к урокам биологии. Биология – предмет особый. Его преподавание должно раскрыть перед ребенком тайны живой природы. В границах кабинета и в рамках 40 мин школьного урока сделать это очень трудно…. Поэтому с тех пор, как в нашей школе появился компьютерный центр,  расширились  возможности в обучении биологии за счет использования компьютерных технологий.  Использование в процессе обучения компьютерных технологи...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная поддержка уроков биологии.

Биология - предмет особый. Его преподавание должно раскрыть перед ребенком тайны живой природы. В границах кабинета и в рамках 40 мин школьного урока сделать это очень трудно…. Поэтому с тех пор, как в нашей школе появился компьютерный центр, расширились возможности в обучении биологии за счет использования компьютерных технологий. Использование в процессе обучения компьютерных технологий: способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей. Преимущество компьютерных технологий позволяет использовать материал на различных этапах урока многократно, приостановить в нужный момент; детализировано изучить объекты и их части; воспринимать материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций: информационную - служит источником информации; коммуникативную - является средством общения; развивающую - развивает мыслительную деятельность; образовательную - источник знаний; контролирующую - самоконтроль знаний. В своей практике применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации на уроке. В теме: «Корень. Виды корней и корневых систем» изучение происходит в виде проблемно-поисковой беседы. Для закрепления же можно использовать фрагменты электронного учебника. Это разнообразит методы, используемые на уроке, повысит самостоятельность, активность ребят, интерес к предмету. Часто использую электронные учебники с целью изучения нового материала по теме: «Клеточное строение корня. Зоны корня». В этом есть преимущества: хорошо видны особенности строения каждой зоны. Яркость и красочность, подробность материала. Использую тестовый контроль знаний. В конце каждой лабораторной работы есть итоговый контроль знаний, который и можно использовать в качестве тестового опроса. Результат: быстро, эффективно проверяю работу ребят. С максимальной возможностью стараюсь использовать все электронные учебники, которые имеются у нас в школе. Кроме того использую во внеурочной работе: для подготовки к экзаменам; проведения элективных занятий; подготовки рефератов, презентаций. Возможности компьютерных технологий помогают создавать свои версии мультимедийных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

Начиная, с 6-го класса ребята работают с электронными учебниками Биология 6-11. Лабораторный практикум , «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» ( «Уроки биологии. 6-7-й класс»; «Уроки биологии. 9-й класс»; «Уроки общей биологии. 10-11-й класс»). Это программное обеспечение имеет много положительных сторон. Прежде всего, электронные учебники составлены профессионально с точки зрения биологии, методики преподавания и возрастной психологии. Материал отобран в соответствии с учебным планом, точно дозирован (все, что предложено в блоке одного урока, соответствует возможностям среднего ученика данной возрастной группы ). Уроки сопровождаются удачно подобранными иллюстрациями, что также способствует лучшему запоминанию материала. По ходу урока неоднократно меняются формы деятельности учащихся: они , то слушают голос диктора, то читают текст, то рассматривают иллюстрации, то подыскивают правильные ответы по схемам. Это снимает утомление и обеспечивает активную работу в течение всего урока. На таких уроках работа учащихся облегчается инструктивной карточкой, составленной в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.

Инструктивная карточка.

Тема урока: «Строение и значение цветка»

Работая на уроке с электронным учебником, ты должен делать следующее.

1. Слушай и читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.
2. Сделай схематический рисунок строения цветка и укажи его основные части.
3. Выпиши в тетрадь особенности растений, опыляемых ветром и насекомыми (заполни таблицу в тетради).

Особенности растений, опыляемых ветром.

Особенности растений, опыляемых насекомыми.

1.

2.

3.

4.

5.


4. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их в тетрадь:
- Что такое соцветие?
- Каково значение околоцветника?
5. Зарисуй схему строения простых и сложных соцветий (назови растение).
6. Сдай тетрадь учителю на проверку.
7. Выполни тестовое задание, предлагаемое электронным учебником, и результат покажи учителю.

Тема «Значение и стадии мейоза».

  1. Слушай и читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.

  2. Выпиши в тетрадь определение


  • мИнформационная поддержка уроков биологии.ейоз

  • фазы мейоза

Профаза I. Кроме обычных процессов, происходит конъюгация (запиши определение) с образованием бивалентов (тетрад) и кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом, перекомбинация). 2n4с.

Метафаза I. Образуется метафазная пластинка из бивалентов. 2n4с.

Анафаза I. Гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, разделяются на 2 гаплоидных набора. Происходит перекомбинация хромосом, 2n4с.

Телофаза I. Происходит, как при митозе, 1n2с.

Интерфаза II. Короткая, нет S-периода, 1n2с.

Второе деление мейоза происходит идентично митозу.

Профаза II - 1n2с; метафаза II - 1n2c;
анафаза II - 2n2с (перекомбинация),
телофаза II - 1nс.

Когда происходит перекомбинация генетического материала? Отличия от митоза? (Запиши в тетрадь)

Учащиеся работают с электронным учебником, читая текст, рассматривая иллюстрации и слушая комментарии диктора к этим иллюстрациям. Выполнив все задания, сдают тетради на проверку и переходят к выполнению тестовой части урока, в которой предложены вопросы по изученному материалу. Часто вопросы сопровождаются иллюстрациями, помогающими учащимся дать правильный ответ. Кроме того, очень важно, что каждый ребенок может работать на уроке в соответствии со своими индивидуальными возможностями и в том ритме, который его устраивает. В любой момент ученик, прослушав материал и просмотрев иллюстрации еще раз, может вернуться к вопросу, который он не понял или не разобрал до конца. Все это повышает эффективность урока, а использование компьютерных технологий, несомненно, стимулирует интерес к предмету и активизирует познавательную деятельность учащихся. Впрочем, использование электронных учебников имеет и отрицательные моменты. Например, компьютер не может, как учитель на уроке, неоднократно обращать внимание учеников на наиболее сложные вопросы, пока не убедится, что ребята все поняли. В этом вопросе ведущая роль за учителем. Кроме того, на уроках с использованием электронных учебников мы лишены возможности работать над монологическими ответами учащихся. Чтобы научить ребят анализировать и высказываться в заключительной части такого урока я обязательно использую ряд слайдов, содержащих вопросы, позволяющие проконтролировать, как усвоен новый материал. Это и текстовые вопросы, и вопросы, сопровождающиеся фотографиями.

Тема: «Деление клетки. Мейоз».

I Обсудите в паре, составьте рассказ о хромосомах по данным вопросам

Уровень А

1Что такое митоз и амитоз? Каково их биологическое значение?

2 Что такое хромосома?

3 Из чего состоит хромосома? Хроматин?

4 Какие хромосомы называются гомологичными?

5 Диплоидный набор хромосом(2n)? (n?)

6 Как называется набор хромосом характерный для вида?

Уровень В

1Объясните схему:

Одна хромосома =Две хроматиды=Две молекулы ДНК=4 полинуклеотидные цепочки

2 Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы. Обоснуйте ответ.

Информационная поддержка уроков биологии.

Информационная поддержка уроков биологии.

По своему опыту могу сказать, что материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках в кабинете биологии. А правильно подобранная система уроков с использованием электронных учебников в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета. Имея минимум часов в учебном плане, учителю биологии необходимо выполнить текущие задачи обучения. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Я уверена, использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.


Коллегам хочется сказать то, что мы знаем - ограничено, а то, что не знаем - бесконечно. Поэтому используйте ИКТ на уроках, идите в ногу со временем.


в


© 2010-2022