«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью» (из опыта работы)


учитель биологии высшей категории

СОШ№25, Коршунова В.Н


Родное Приуралье- степные просторы

И лес, и луга, и конечно, Урал.

И самые чистые в мире озера,

Которые в детстве своими назвал.


В современных условиях антропогенное влияние на окружающую среду достигло глобальных масштабов, стало теряться равновесие между природными системами и потребностями людей, наблюдаются необратимые явления, радикально изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней. Экологическая культура - неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры. В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. Человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее... Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. Понятие "экологическое образование" впервые было определено на конференции, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США). На современном этапе оно характеризуется как непрерывный процесс обучения, воспитания, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическое образование опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых в школе дисциплин и преследует цели:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;

- формирование на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- подготовка экологически грамотных учащихся, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всем живым как главной ценностью на Земле.

Эти цели можно конкретизировать в трех группах задач: познавательной (усвоение основных научных экологических понятий и фактов; понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека); мотивационной (развитие потребности общения с природой; деятельностной (активизация деятельности по охране природной среды, участие в пропаганде идей охраны природы).

Методическая тема над которой я работаю «Воспитание экологической культуры школьников через внеурочную деятельность » . Здоровье, полученное от природы, только на 5 % зависит от родителей, на 45% от образа жизни, а на 50 % - от условий, нас окружающих. Следуя из этого утверждения, становится ясно, как важно человеку заботиться о природе. Теоретические знания об экологии современные дети могут получить ,читая специальную литературу или смотря телевизор. Но как быть с практическими навыками? Существуют различные формы внеклассной работы, эффективно дополняющие знания учеников. С 1998 года в СОШ №25 существует экологический клуб «ЗОВ». Цель работы клуба - воспитание экологически грамотных молодых людей, изучение флоры и фауны родного края, пропаганда бережного отношения к природе. Основные формы работы клуба: организация практической деятельности учащихся ,проведение экологических акций «Чистый двор», «Начни со своего подъезда», «Покормите птиц зимой». Экскурсии и встречи с интересными людьми нашего города, выступление лекторских групп, экологические праздники . Из многообразия форм наиболее эффективной, на мой взгляд, является организация туристко - экологических походов по родному краю с целью изучения природы, расширения экологического кругозора учащихся, развития физической закалки. Природа Приуралья не менее богата, чем природа других уголков Земли. Географическое положение нашей школы позволяет проводить эколого-туристические походы как вблизи ее - это пойма рекиУрал(Перевалочная роща-одно, двухдневные),-так и дальние(озеро Шалкар, Меловые горки, Кирсановский заказник-река Урал). Наши встречи с природой - это не только отдых и песни у ночного костра, но и выполнение ответственной поисковой работы по изучению родного края. Ведь родная природа - могущественный источник воспитания школьников. Ребята замечают в природе все: звон капели, крохотного муравья, шелест трав, шепот листьев и красивый цветок. Исследуя природу, ребенок познает окружающую среду, развивает интеллект и культуру.

Наибольший интерес у ребят вызывают многодневные водные походы по реке Урал. С рюкзаками за спиной, на байдарках и лодках с 2003 года мы совершили тринадцать походов, из них три экспедиции стационарного лагеря.

«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»

За этот период в походах побывало 285 учащихся . Всего прошли на веслах более 1000 км. Организация и подготовка проведения таких походов ежегодно начинается в январе. Идет сбор информации , разрабатывается маршрут движения, производится расчет снаряжения, питания, составляются документы по технике безопасности, утверждается план работы в походе, распределяются обязанности. Обычно в отряде 25 -30 человек. Это учащиеся 8-11 классов . Как показала практика, ребята этого возраста легко переносят полевые условия жизни, проявляют интерес к исследовательской работе, у них быстро формируются умение и навыки туристов и экологов. Важнейший момент воспитательной работы с туристкой группы это опора на актив . Совет состоит из командира отряда и ответственных за научную, хозяйственную, спортивную, санитарно- гигиеническую деятельность. Они помогают быстро организовывать коллектив при подготовке праздника, дискуссий, спортивных соревнований, экологических заданий, трудовых десантов.

В первый день похода ,перед тем как отправиться в путь на лодках, обязательно организуются экскурсии в лесничество поселка Январцево (Кирсановский заказник),музей им.Шолохова, Музей Старый Уральск. Ребята знакомятся с деятельностью лесхоза по рациональному использованию лесного фонда, воспроизводству, охране и защите лесов, способами и видами рубок леса.

«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»

Интересными и содержательными для ребят экскурсии по залам школьного музея в поселках Рубежка и Январцево.

«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»

На долго запомнится встреча с интересным человеком, народным умельцем жителем пос. Январцево Зайцевым В.В который совершает чудесные поделки из обычных деревянных бревнышек. Огромная коллекция размещается не только в жилых комнатах дома, но и во дворе.

«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»«Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»

Во время прохождения похода на воде юные туристы совместно с руководителями похода выбирают на маршруте место стоянок . Для этого сначала определяют места для них ( по кострищам и другим «следам» пребывания отдыхающих), убирают вокруг территорию от топляка и мусора ,затем отводится место для кострища и санитарной ямы. На каждой стоянке ребятами устанавливаются небольшие щиты, на которых размещаются плакаты и листовки, призывающие соблюдать правила поведения в природе. В последние три похода практикуем пешие походы вдоль побережья р.Урал, одновременно опытные ребята идут по воде ,перегоняют лодки. Группа отправляется на экскурсию ,во время которой ребята изучают долину реки. На ее обрывистом берегу мы видим почвенный профиль, органический мир почв, также наблюдаем работу реки. Основная задача такой экскурсии познакомиться с разнообразием растительного мира прибрежной зоны, отметить экологическое состояние лугов и влияние деятельности человека. Обращается внимание ребят на приспособленность видов растений и животных к условиям существования. Устанавливаем причинно-следственные связи в биоценозах.

Нами отмечено, что в местах, наиболее часто посещаемых туристами, наблюдается разрушение тонкого почвенного покрова, особенно по маркированным тропам, в местах удобных для ночевок, здесь много спиленных, покалеченных деревьев. Усугубляют экологическую обстановку бессистемная рубка и захламление леса ,пожары, выпас скота, несвоевременное сенокошение и другие действия, что приводит к уменьшению лесопокрытой площади, ухудшению структуры леса, ослаблению деревьев и их массовой гибели от вредителей.

Кипучая жизнь начинается вечером возле костра ,когда дети и взрослые собираются вместе, шутят, делятся впечатлениями от увиденного за день, поют песни под аккорды гитары. Самые стойкие встречают рассвет. А это -неповторимое зрелище. Это нужно видеть, ощутить всей душой. Большое красное солнце медленно встает над Уралом. Тихо ,ни былинки не шелохнется.

За день до окончания походов проводится «посвящение в экологи и туристы» Этот своеобразный экзамен, дающий право на звание «инструктор по охране природы» и «настоящий турист» принимает комиссия во главе с Нептуном. Ребята должны ответить на ряд вопросов практического и теоретического характера, пройти испытания. Здесь место для шуток над «провинившимися», наказание «непослушных», лечение «заболевших» грязевыми ваннами. Принятие клятвы. Весело и шумно в этот день на Урале. «Воспитание экологической культуры подростков через походы по родному Приуралью»

В последний день прощальный костер. Завершение похода. С большой неохотой собираются ребята домой. Полученный заряд бодрости, эмоциональные впечатления надолго останутся в памяти у ребят. В течении всего года будут вспоминать и рассказывать своим друзьям ,родителям о проведенных днях на Урале. Как правило у всех на устах одна фраза «Мы вернемся к тебе Урал!»

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. Я считаю, любовь к природе ,экологическое мышление, чувство ответственности за разумное и бережное отношение к окружающей среде надо воспитывать с детства. Уроки в природе способствуют быстрому и прочному усвоению биологических знаний. Чем больше людей проникнется чувством личной ответственности за природу, тем эффективнее будет её охрана. Если каждый из нас сделает для природы даже немногое - сложенное воедино будет внушительным. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно.


Достигнутые результаты

1.Становление экологической культуры.

2.Устойчивый интерес к природоохранной деятельности.

3.Преемственность экологического образования.

4.Участие и победы в соревнованиях экологических проектов.


Литература

1. А.В. Дроздов. Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

2. Н.А. Максимов . Воспитание у школьников бережного отношения к природе .журнал география в школе.1985 №6

3.С.А. Лозовская, Преемственность экологического образования. 2002.

4. А.И. Тарасенок Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003.

© 2010-2022