- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока биологии Строение и жизнедеятельность клетки
Конспект урока биологии Строение и жизнедеятельность клетки
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефимова Г.П. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Строение и жизнедеятельность клетки.
Место урока в учебном курсе: Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Строение и жизнедеятельность клетки» разработан по УМК «Биология. 8 класс автор А.Г. Драгомилов в разделе «Организм человека. Общий обзор». Данный урок соответствует программе данного курса. При изучении клетки основное внимание обращается на строение, функцию органоидов клетки, а самое главное на размножение клетки. Механизмы деления клетки рассматриваются на уровне актуализации уже частично известных учащимся знаний.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: первоначальное формирование понятия «митоз»
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о механизме деления клетки, процессе передачи наследственной информации, значении деления клеток в жизни организма.
Развивающие: формирование умения слушать, рассуждать, делать выводы, формирование умения работать с мультимедийной презентацией, умения моделировать.
Воспитательные: формирование коммуникативных способностей, памяти, внимания, наблюдательности.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока: Данный урок биологии можно провести при изучении темы «Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность». При разработке урока я постаралась приблизить его к новым образовательным стандартам, требующими формирования у учащихся универсальных учебных действий и имеющих как предметные, так и метапредметные результаты обучения. Эффективность урока достигается рациональным использованием учебного времени. При подготовке к уроку необходимо запланировать время на использование различных методов, а так же на самостоятельную работу учащихся с моделью клетки, не допуская при этом перегрузки школьников. Важно правильно определить место и формы проверки знаний, добиться ее органического сочетания с изучением и закреплением нового материала - основным звеном урока
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для учащихся (карточки), красные и синие маркеры. Учебник «Биология» 8 класс. А.Г. Драгомилов.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Положительный настрой)
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много новых открытий, интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, в этом учебном году на уроках биологии вы изучаете курс биологии «Человек и его здоровье» и на предыдущих уроках начали знакомиться с характерными особенностями человека, что тело человека это живой организм, наименьшей единицей строения которого является …(клетка). На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этого материала, но вначале я хотела бы предложить вам посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Первая охота», созданного по рассказу Виталия Бианки. (Демонстрация мультфильма).
№ слайда
Действия учителя
2
Кликом мыши по слайду, запускаем видеоролик
Давайте проведем небольшое обсуждение увиденного.
№ слайда
Действия учителя
3
Последовательными кликами, открываем «спрятанные» вопросы.
-
Кто главный герой мультфильма?
-
Перечислите, на кого охотился щенок?
-
Какие повреждения он нанес животным?
-
Опасны ли эти повреждения для жизни?
-
За счет чего произойдет восстановление поврежденных органов?
Знаете ли вы, из чего состоит живой организм? (органы, клетки). Наименьшей единицей строения организма является клетка, поэтому можно предположить, что восстановление поврежденных органов начинается с восстановления поврежденных клеток, а значит, в них есть какие-то структуры, отвечающие за то, чтобы новые клетки были такими же, как и старые, погибшие.
№ слайда
Действия учителя
4
Демонстрация слайда
Вспомним с вами строение животной клетки. Предлагаю вам назвать органоиды клетки (Ответы учащихся).
№ слайда
Действия учителя
5
Учитель открывает «спрятанные» названия, после того, как их назовут ученики кликом по соответствующему прямоугольнику
А теперь назовем функции органоидов клетки (Ответы учащихся).
№ слайда
Действия учителя
6
Учитель открывает «спрятанные» названия, после того, как их назовут ученики кликом по соответствующему прямоугольнику
Итак, мы видим, что ядро служит для хранения и передачи наследственной информации, значит можно предположить, что его функция - именно участие в образовании новых клеток. Давайте познакомимся со строением ядра подробнее.
3. Изучение нового материала:
№ слайда
Действия учителя
7
Демонстрация слайда
А теперь попытаемся сформулировать цель нашего урока. (Ребята формулируют цель)
Цель урока: Изучить процесс образования новых клеток.
Главной частью ядра является нуклеиновая кислота ДНК, которая представляет собой двойную спираль. ДНК служит для хранения и передачи наследственной информации. Она входит в состав хромосом, которые хорошо видны в определенные периоды жизни клетки. Одной из главных особенностей ДНК является способность к самоудвоению или копированию. Термин «копия» мы часто употребляем, когда речь идет о какой-то информации, например напечатанной на листе бумаге.
№ слайда
Действия учителя
8
Демонстрация слайда
Чтобы сделать ее копию нужно воспользоваться устройством, которое называется копировальный аппарат.
№ слайда
Действия учителя
9
Демонстрация верхней части слайда, затем кликом по шторке открываем нижнюю часть.
С помощью него можно получить точно такой же лист бумаги, практически не отличимый от оригинала и содержащий точно такую же информацию. Похожий процесс происходит и в ядре. В результате самоудвоения молекулы ДНК, появляется вторая молекула, которая является точной копией первой, а значит, содержит такую же наследственную информацию. Соответственно и хромосома становится двойной, состоящей из двух одинаковых половинок, которые называются хроматиды. Период жизни клетки, во время которого в ней происходит удвоение ДНК, а также накапливаются питательные вещества, энергия, увеличивается число органоидов, называется подготовкой к делению. А сам процесс образования новых клеток называется делением. Различают два способа деления клетки - митоз и мейоз. С первым из них мы и познакомимся на сегодняшнем уроке.
Митоз
Итак, давайте еще раз назовем процессы, предшествующие делению (удвоение ДНК, образование хроматид, накопление энергии, питательных веществ, увеличение числа органоидов).
Митоз протекает в четыре этапа:
-
Растворение ядерной оболочки, исчезновение ядрышка, двойные хромосомы хорошо видны.
-
Расположение хромосом по экватору клетки.
-
Отделение хроматид друг от друга и расхождение их к полюсам клетки.
-
Образование перетяжки, формирование ядерных оболочек вокруг разошедшихся хромосом, образование дочерних клеток.
№ слайда
Действия учителя
10-19
Последовательная демонстрация слайдов 10-19. При демонстрации слайда №13 кликом по белому прямоугольнику открывает модель земного шара, с помощью которой объясняем принцип понятий «экватор» и «полюса» клетки.
Вставьте пропущенные слова: Митоз - способ ……. клетки, при котором из …… материнской клетки образуются ….. дочерних, с таким же набором …….
№ слайда
Действия учителя
20
Учитель открывает нужные слова кликом по многоточию, после того, как их назовут ученики.
Значение митоза:
-
восстановление утраченных органов (слайд 21)
-
заживление ран (слайд 22)
-
рост организма (слайд 23)
№ слайда
Действия учителя
21-23
Демонстрация анимации, затем, после того как ученики сделают вывод, открываем надпись, нажатием на знак вопроса
4. Закрепление:
А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили этапы митоза. У вас на столах карточки и разноцветные маркеры. С помощью маркеров мы будем изображать хромосомы, и используем для этого два разных цвета: красный и синий. Нарисуем, как выглядит клетка до начала подготовки к делению. Для простоты изобразим в ней одну красную и одну синюю хромосомы. Теперь возьмите следующую карточку и нарисуйте, как изменится клетка во время подготовки к делению. Поднимите свои карточки. Сравните с изображением на доске (рисунок с удвоенным набором хромосом). На третьей карточке нарисуйте следующую фазу деления (хромосомы располагаются в области экватора). Аналогичным образом изобразим все фазы митоза, так что у ребят получается их полный набор.
№ слайда
Действия учителя
Действия учащихся
24
Последовательно кликаем по цифрам, открывая рисунки, изображающие фазы митоза
5. Вывод:
Теперь попытаемся подвести итог и сформулировать вывод сегодняшнего урока: (ребята делают вывод самостоятельно, учитель направляет и помогает)
На сегодняшнем уроке мы познакомились с одной из важнейших способностей живой клетки - способностью к делению. Способ деления клетки, при котором из одной материнской клетки получается две дочерних, с таким же набором хромосом, называется митоз. За счет митоза происходит рост организма, замена старых клеток, восстановление утраченных органов, а также размножение организмов. Но это уже материал следующих уроков. (Слайд 25)
6. Задание на дом:
Стр. 15-20, вопросы 1-9 (слайд 26)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?