- Преподавателю
- Биология
- Лабораторная работа по теме: «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»
Лабораторная работа по теме: «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Завьялова М.Л. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лабораторная работа №
Тема: «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»
Вариант I1 проводится на примере влияние абиотических факторов среды на строение листьев стрелолиста.
Цель: 1) изучить приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов; 2) выявить влияние абиотических факторов среды на строение листьев стрелолиста.
Оборудование и материалы: микроскоп, лезвие, предметные стекла, карандаш, тетрадь.
Ход работы:
-
Найдите в прибрежной полосе с водоема несколько растений стрелолиста.
-
Изучите форму листьев, находившихся:
а) в толще воды;
б) на поверхности воды;
в) в воздушной среде.
3. Зарисуйте целое растение.
4. Сделайте микропрепараты верхней и нижней кожицы листа разных листьев. Определите, с какой стороны (верхней или нижней) располагаются устьица:
а) у погруженного в воду растения;
б) у плавающего на поверхности воды;
в) у воздушных листьев.
5. Зарисуйте разные виды листьев стрелолиста и обозначьте на них расположение устьиц. Дайте объяснение наблюдаемому явлению.
Выводы:
-
Укажите, какой фактор среды определяет место расположения устьиц на листьях стрелолиста.
-
Чем определяется различная форма листьев этого растения?
-
Каково биологическое значение наблюдаемого вами явления?
Вариант II2
Цель: 1) изучить приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов; 2) выявить влияние освещенности на внешние параметры растения.
Оборудование и материалы: карандаш, линейка, тетрадь.
Ход работы:
-
Выберите для изучения два ботанических объекта (деревья или кустарники). Одно растение должно произрастать на открытом, хорошо освещенном месте, второе - в затененном месте.
-
Опишите каждое растение по плану:
а) характер кроны (густая, редкая);
б) высота и толщина ствола;
в) общий вид растения.
3. Полученные данные занесите в таблицу:
Сравниваемые признаки
Объект №1
Объект № 2
4. Зарисуйте общий вид исследуемых деревьев.
Выводы:
-
Как воздействуют условия среды на форму растения? Объясните биологическую основу данного явления.
-
Как изменится внешний облик растений, если их поменять местами? Свое предположение обоснуйте.
Вариант III3
Предисловие к работе
Растения, растущие при ярком солнечном освещении, имеет несколько иной набор «оборудования» для осуществления фотосинтеза в отличие от растения, растущего в тени. Одно из приспособлений - это число хлоропластов на клетку, размер или форма хлоропластов или количество хлорофилла в каждом хлоропласте.
Цель: 1) изучить приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов; 2) определить, насколько велико различие в числе хлоропластов на клетку у растений в зависимости от условий протекания фотосинтеза.
Оборудование и материалы: растения, в листьях которых хлоропласты хорошо видны (мхи, элодеи), микроскоп, предметные и покровные стекла.
Ход работы:
-
Смочите лист мха (элодеи) в капле воды на предметном стекле и закройте покровным. Изучите лист при большом увеличении.
-
Выберите клетку и подсчитайте количество хлоропластов. Так как хлоропласты будут расположены вблизи верхней части клетки, а некоторые глубже, то нужно будет очень тщательно фокусировать, чтобы провести точный подсчет (будет трудно считать первые несколько клеток, но легкость подсчета придет с практикой).
-
Запишите число хлоропластов, по крайней мере, в десяти клетках. Затем возьмите лист от другого растения и подсчитайте количество хлоропластов, взяв такое же число клеток.
-
Сделайте рисунок клеток двух растений, подпишите части клеток.
P.S. Помните, что рисунки выполняются карандашом, части клетки указываются стрелкой с цифрой, а подписи располагаются ниже или сбоку от рисунка.
Выводы:
1) Считаете ли вы, что имеется значительная разница между числом хлоропластов на клетку и эффективностью фотосинтеза?
2) Существует ли взаимосвязь между числом хлоропластов на клетку и условиями протекания фотосинтеза?
3) Укажите, какой фактор среды определяет число хлоропластов на клетку, размер или их форму?
4) Каково биологическое значение наблюдаемого вами явления?
1 Лабораторная работа опубликована в научно-методическом журнале «Биология в школе» № 5 2001г. стр. 32-33
2 Лабораторная работа опубликована в научно-методическом журнале «Биология в школе» № 5 2001г. стр. 33
3 Методическая разработка представлена в книге: Д.Шваб «Настольная книга для преподавателей биологии» М., «Просвещение», 1974. - 416 с.