• Преподавателю
  • Биология
  • Лабораторная работа по теме: «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»

Лабораторная работа по теме: «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа №

Тема: «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»

Вариант I1 проводится на примере влияние абиотических факторов среды на строение листьев стрелолиста.

Цель: 1) изучить приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов; 2) выявить влияние абиотических факторов среды на строение листьев стрелолиста.

Оборудование и материалы: микроскоп, лезвие, предметные стекла, карандаш, тетрадь.

Ход работы:

  1. Найдите в прибрежной полосе с водоема несколько растений стрелолиста.

  2. Изучите форму листьев, находившихся:

а) в толще воды;

б) на поверхности воды;

в) в воздушной среде.

3. Зарисуйте целое растение.

4. Сделайте микропрепараты верхней и нижней кожицы листа разных листьев. Определите, с какой стороны (верхней или нижней) располагаются устьица:

а) у погруженного в воду растения;

б) у плавающего на поверхности воды;

в) у воздушных листьев.

5. Зарисуйте разные виды листьев стрелолиста и обозначьте на них расположение устьиц. Дайте объяснение наблюдаемому явлению.

Выводы:

  1. Укажите, какой фактор среды определяет место расположения устьиц на листьях стрелолиста.

  2. Чем определяется различная форма листьев этого растения?

  3. Каково биологическое значение наблюдаемого вами явления?

Вариант II2

Цель: 1) изучить приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов; 2) выявить влияние освещенности на внешние параметры растения.

Оборудование и материалы: карандаш, линейка, тетрадь.

Ход работы:

  1. Выберите для изучения два ботанических объекта (деревья или кустарники). Одно растение должно произрастать на открытом, хорошо освещенном месте, второе - в затененном месте.

  2. Опишите каждое растение по плану:

а) характер кроны (густая, редкая);

б) высота и толщина ствола;

в) общий вид растения.

3. Полученные данные занесите в таблицу:

Сравниваемые признаки

Объект №1

Объект № 2




4. Зарисуйте общий вид исследуемых деревьев.

Выводы:

  1. Как воздействуют условия среды на форму растения? Объясните биологическую основу данного явления.

  2. Как изменится внешний облик растений, если их поменять местами? Свое предположение обоснуйте.

Вариант III3

Предисловие к работе

Растения, растущие при ярком солнечном освещении, имеет несколько иной набор «оборудования» для осуществления фотосинтеза в отличие от растения, растущего в тени. Одно из приспособлений - это число хлоропластов на клетку, размер или форма хлоропластов или количество хлорофилла в каждом хлоропласте.

Цель: 1) изучить приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов; 2) определить, насколько велико различие в числе хлоропластов на клетку у растений в зависимости от условий протекания фотосинтеза.

Оборудование и материалы: растения, в листьях которых хлоропласты хорошо видны (мхи, элодеи), микроскоп, предметные и покровные стекла.

Ход работы:

  1. Смочите лист мха (элодеи) в капле воды на предметном стекле и закройте покровным. Изучите лист при большом увеличении.

  2. Выберите клетку и подсчитайте количество хлоропластов. Так как хлоропласты будут расположены вблизи верхней части клетки, а некоторые глубже, то нужно будет очень тщательно фокусировать, чтобы провести точный подсчет (будет трудно считать первые несколько клеток, но легкость подсчета придет с практикой).

  3. Запишите число хлоропластов, по крайней мере, в десяти клетках. Затем возьмите лист от другого растения и подсчитайте количество хлоропластов, взяв такое же число клеток.

  4. Сделайте рисунок клеток двух растений, подпишите части клеток.

P.S. Помните, что рисунки выполняются карандашом, части клетки указываются стрелкой с цифрой, а подписи располагаются ниже или сбоку от рисунка.

Выводы:

1) Считаете ли вы, что имеется значительная разница между числом хлоропластов на клетку и эффективностью фотосинтеза?

2) Существует ли взаимосвязь между числом хлоропластов на клетку и условиями протекания фотосинтеза?

3) Укажите, какой фактор среды определяет число хлоропластов на клетку, размер или их форму?

4) Каково биологическое значение наблюдаемого вами явления?

1 Лабораторная работа опубликована в научно-методическом журнале «Биология в школе» № 5 2001г. стр. 32-33

2 Лабораторная работа опубликована в научно-методическом журнале «Биология в школе» № 5 2001г. стр. 33

3 Методическая разработка представлена в книге: Д.Шваб «Настольная книга для преподавателей биологии» М., «Просвещение», 1974. - 416 с.


© 2010-2022