Статья Видеофрагменты на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Видеофильмы на уроках биологии

Насущной потребностью сегодняшней школы стало применение технических средств обучения применение информационных технологий, особая роль среди которых отводится экранно-звуковым средствам.

Для биолога это особенно важно. Рост корня, стебля, прорастание семян, превращение куколки в бабочку, сезонные изменения растений могут быть продемонстрированы за очень короткий промежуток времени.

Многие процессы и явления, происходящие в живой природе, просто нельзя показать ученикам другим способом. Как еще, например, продемонстрировать деление клетки, движение крови по сосудам, передачу нервного импульса, механизм биосинтеза. Микро или макросъемка, съемка в рентгеновых лучах, наконец, мультипликация позволяет заглянуть в мир невооруженным глазом.

Конечно, применение видеофильмов не должны исключать объяснений учителя, демонстрационного эксперимента, лабораторных работ, документов и сообщений учащихся, проверки их знаний.

Основными каналами получения информации для человека является слух и зрение. Но если система «ухо-мозг» может пропустить в секунду до 50 бит информации, то зрительный анализатор - в 100 раз больше. Около 90% всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью зрения, 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью осязания. Да и из всех видов памяти у большинства людей более всего развита зрительная.

Психологи доказали, что у взрослого человека, слушающего монотонную речь, внимание ослабевает уже через 20 минут. Если же рассказ сопровождать показом; то наглядный образ приковывает внимание слушателей, что обеспечивает лучшее восприятие, а, следовательно, и запоминаем лишь15% речевой информации, 25% видимой, а вот слушая и наблюдая одновременно, способны сохранить в памяти примерно 65% информации.

Кроме того, использование видеофильмов обеспечивает большую, чем при рассказе учителя, информационную насыщенность учебного времени.

Средства видео позволяет воспроизводить на экране медленно текущие процессы с такой скоростью, которая необходима. Использование на уроках кадров натуральных съемок создает ощущение реальности, повышает интерес к изучаемым явлениям.

Во время подготовки к уроку учитель может несколько раз посмотреть видеофильм, подобрать нужные фрагменты, а решение показать его целиком, заранее спланировать урок. Если какой-то кадр нуждается в дополнительном разъяснении учителя или использует как иллюстрация к докладам и сообщениям учеников, можно использовать функцию стоп-кадр. Функция по кадрового просмотра дает возможность замедлить показ какого-то процесса или элемента поведения, если то не сделано в самом фильме.

Конечно, проведение видеоуроков с использованием видеофильмов требует от учителя большой предварительной работы. Их применение должно быть разумным, дидактически целесообразным. Они не должны исключать объяснение учителя, демонстрационного эксперимента, лабораторных работ, докладов и сообщений учащихся, проверки их знаний.

На уроках никакие таблицы, фотографии, красочные описания, взятые из книг, не смогут в полной мере дать представление о взаимоотношениях с окружающим миром и человеком и удивительной красоте и многообразии.

Видеопрограммы делают уроки более интересными, запоминающимися и эффективными, дающие глубокие знания о предмете


© 2010-2022