- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для вечерней школы
Рабочая программа по биологии для вечерней школы
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ямпольская Т.Л. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11 в, г классы (заочные - 1 час в неделю) | ||||||||
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы мин. содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Дом. задание | Дата проведения | |
План. дата | Факт. дата | |||||||
| Введение (2 часа) |
|
|
|
|
| ||
1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Биология - комплексная наука. Основные направления развития современной биологии. Становление и развитие биологии как науки. Наука как сфера человеческой деятельности. Научный факт. Научный метод. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. | Знать: направления развития современной биологии, историю развития и становления биологии как науки. Уметь: характеризовать биологию как науку и основные ее направления. Уметь: характеризовать методы исследования в биологии, основную цель в науке, проводить сравнение гипотезы и закона или теории. Знать: чем наука отличается от религии. | §1,с. 3-8 §2, с. 9-13 | 1 неделя |
|
2 | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Свойства живого. Жизнь. Открытая система. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Виды природных сообществ.
| Уметь: характеризовать свойства живого организма ( на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры. Знать: уровни организации живой материи. Уметь: характеризовать уровни организации живой материи. | § 3, с.13 -15 § 4, с. 16 - 20 | 2 неделя |
|
| Основы цитологии (6 часов) |
|
|
|
|
| ||
3 | Методы цитологии. Клеточная теория. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Цитология - наука о строении клетки и принципах ее жизнедеятельности. Методы цитологии. Клеточная теория. Положения клеточной теории. | Уметь: характеризовать методы цитологии, положения современной клеточной теории., объяснять значение клеточной теории для развития биологии. Знать: положения современной клеточной теории. | § 5, с. 22 -25 | 3 неделя |
|
4 | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Строение молекулы воды, свойства и функции воды в клетке и организме. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Минеральные вещества и их роль в клетке. Буферная система. Диссоциация. | Уметь: характеризовать особенности химического состава клетки (органических и неорганических веществ); перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Знать: особенности химического состава клетки. Уметь: характеризовать строение молекулы воды, свойства и функции воды в клетке и организме. Уметь: характеризовать роль минеральных веществ в клетке, объяснять понятия буферная система, диссоциация. | § 6, с. 26 - 29 § 7, с. 29 - 31 § 8, с. 32 -33 | 4 неделя |
|
5 | Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Углеводы. Их строение и функции в организме. Классификация. Моносахариды. Дисахариды (олигосахариды). Полисахариды. Липиды. Их строение и функции в организме. Классификация. Жиры, масла. Воска. Фосфолипиды. Стероиды. | Знать: классификацию углеводов, их химический состав и строение, выполняемые в организме функции. Уметь: характеризовать роль углеводов в клетке и организме в зависимости от их строения. Знать: классификацию липидов, их химический состав и строение, выполняемые в организме функции. Уметь: характеризовать роль липидов в клетке и организме в зависимости от их строения. | § 9, с. 34 - 37 § 10, с. 37 - 39 | 5 неделя |
|
6 | Строение, свойства и функции белков. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Строение, структура и свойства белков. Белки - биополимеры. Аминокислоты. Пептидная связь. Белки - полипептиды. Денатурация. Ренатурация. Функции белков: структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая, двигательная.
| Знать: классификацию белков, их химический состав и строение, выполняемые в организме функции. Уметь: характеризовать белки как биополимеры, роль белков в клетке и организме в зависимости от их строения. | § 11, с. 40 - 46 | 6 неделя |
|
7 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубня картофеля». |
| Урок примене-ния ЗУН | Белки-ферменты. Каталитическая роль ферментов в клетке и организме. | Знать: правила ТБ при поведении практических работ, условия активности ферментов. Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием. | С. 46 | 7 неделя |
|
8 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Подготовка к зачету. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Нуклеиновая кислота. Нуклеотид. ДНК. Азотистые основания. Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. РНК. Виды и функции РНК: и-РНК, т-РНК, р-РНК. | Знать: химический состав, строение, структуру и функции ДНК, принцип комплементарности, правило Чаргаффа. Уметь: использовать знания о принципе комплементарности и правило Чаргаффа при решении задач. Знать: химический состав, строение, структуру и функции РНК. Уметь: объяснять роль РНК в процессе биосинтеза белка. | § 12, с. 48 - 53 | 8 неделя |
|
| Зачет № 1 «Химический состав клетки» |
| Тематический контроль ЗУН | Химический состав клетки |
|
|
|
|
| Строение клетки (4 часа) |
|
|
|
|
| ||
9 | Строение клетки. Мембранные органоиды клетки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Органоиды клетки: плазматическая мембрана, цитоплазма, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды, ядро, вакуоль. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять роль роль органоидов в клетке, устанавливать взаимосвязь между строением органоида и выполняемыми функциями. | § 14, 15, 16, 17, 18, 19с. 55 - 78 | 9 неделя |
|
10 | Немембранные органоиды клетки | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Цитоскелет, центриоли, органоиды движения, включения. |
| § 14, 15, 16, 17, 18, 19с. 55 - 78 | 10 неделя |
|
11 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Изучение строения эукариотических клеток». | 1 | Урок примене-ния ЗУН | Правила ТБ при проведении практических работ. Строение эукариотических клеток. | Знать: правила ТБ при поведении практических работ, условия активности ферментов. Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием. | С. 76 | 11 неделя |
|
12 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Подготовка к зачету. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Капсид. Бактериофаг. Способы передачи вирусных инфекций. Профилактика заболевания ВИЧ. | Знать: строение вирусов и бактериофагов; способы передачи вирусной инфекции; жизнедеятельность вирусов. Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности вирусов связи с их строением. | § 20, с. 78 - 81 | 12 неделя |
|
| Зачет № 2 «Строение клетки». |
| Тематический контроль знаний в форме тестирования | Строение клетки |
|
|
|
|
| Обмен веществ и реализация наследственной информации в клетке (4 часа) |
|
|
| ||||
13 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Гомеостаз. Пластический обмен (ассимиляция). Энергетический обмен (диссимиляция). Метаболизм. Фермент. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять явление метаболизма как совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции. | § 21, с. 81- 83 | 13 неделя |
|
14 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Фосфолирирование. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: химическую природу процесса. | § 22, с. 84-87 | 14 неделя |
|
15 | Автотрофное питание. Фотосинтез. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Космическая роль зеленых растений. Световая фаза. Фотолиз. Темновая фаза. Цикл Кребса. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять роль растений на планете, записывать основные уравнения фотосинтеза. | § 24, с. 89-93 | 15 неделя |
|
16 | Генетический код. Синтез белков в клетке. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Генетический код. Кодон. Антикодон. Транскрипция. Промотор. Терминатор. Трансляция. Стоп-кодон. Полисома. Оперон. Структурные гены. Оператор. Репрессор. ДНК-полимераза. РНК-полимераза. Синтетаза. | Знать: основные биологические понятия темы, последовательность процессов биосинтеза белка. Уметь: объяснять матричный характер процессов биосинтеза белка, объяснять роль гормонов в процессе биосинтеза белка. | § 26, с. 95 - 102 § 27, с. 102 - 105 | 16 неделя |
|
| Зачет № 3 «Обмен веществ и реализация наследственной информации в клетке». | Тематический контроль знаний | Обмен веществ и реализация наследственной информации в клетке |
|
|
|
| |
| Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов) |
|
|
|
| |||
17 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период. Репликация. Фазы митоза. Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: разъяснять основные процессы жизненного цикла клетки, последовательно объяснять происходящие при митозе процессы; давать сравнительную характеристику митоза и амитоза. | § 28, с. 108 - 111 § 29, с. 111 -113 | 17 неделя |
|
18 | Мейоз. | 1 |
| Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер. Гомологичные хромосомы. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: последовательно объяснять процессы мейоза. | § 30, с. 114 -116 | 18 неделя |
|
19 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Деление. Спорообразование. Фрагментация. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: приводить примеры. | § 31, с. 116 -118 | 19 неделя |
|
20 | Половое размножение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация. Копуляция. Яичники. Семенники. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: приводить примеры. | § 32, с. 120 -122 | 20 неделя |
|
21 | Развитие половых клеток. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез. Направительные тельца. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять процесс гаметогенеза с использованием знаний о митозе и мейозе. | § 33, с. 122 -124 | 21 неделя |
|
22 | Оплодотворение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение. Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Зародышевый мешок. Эндосперм.
| Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять роль полового и бесполого размножения в живой природе. | § 34, с.125 - 128 | 22 неделя |
|
| Зачет № 4 «Размножение организмов» |
| Тематический контроль знаний | Размножение организмов |
|
|
|
|
| Индивидуальное развитие организмов (3 часа) |
|
|
|
| |||
23 | Онтогенез - индивидуальное развитие организма. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Онтогенез. Типы онтогенеза. Метаморфоз. Плацента. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать отличия онтогенеза разных видов организмов на примерах. | § 35, с.129 -131 | 23 неделя |
|
24 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Морула. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Нейрула. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма. Эмбриональная индукция. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать этапы эмбрионального развития. | § 36, с. 131 - 135 | 24 неделя |
|
25 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать этапы постэмбрионального развития. | § 37, с. 136 - 137 | 25 неделя |
|
| Зачет № 5 «Индивидуальное развитие организмов» | Тематический контроль знаний | Индивидуальное развитие организмов |
|
|
|
| |
| Основы генетики ( 9 часов) |
|
|
|
|
| ||
26 | История развития генетики. Гибридологический метод. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Гибридологический метод. Чистые линии. Г. Мендель. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять терминологию. | § 38, с. 141 - 142 | 26 неделя |
|
27 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (комбинированный) | Аллельные гены. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантные и рецессивные гены. Правило единообразия. Правило расщепления. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. .Кодоминирование. Неполное доминирование. Сверхдоминирование. Фенотип. Генотип. Анализирующее скрещивание. Генофонд вида. | Знать: основные биологические понятия темы, законы наследования признаков, установленные Г. Менделем. Уметь: доказывать на примерах законы Г. Менделя, составлять схемы скрещивания . | § 39, с. 142 - 146 § 40, с. 146 - 148 | 27 неделя |
|
28 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Дигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Закон независимого наследования признаков. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: применять знание 3 закона Менделя при решении задач, объяснять механизмы данного типа наследования признаков. | § 41, с. 149 - 151 | 28 неделя |
|
29 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Хромосомная теория наследственности. Законе Моргана. Кроссинговер. Генетические карты. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять механизмы сцепленного наследования генов. | § 42, с. 152 - 154 | 29 неделя |
|
30 | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Комплементарность. Плейотропность. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: давать характеристику видам неаллельного взаимодействия генов, объяснять механизмы данного типа наследования признаков. | § 43, с. 155 - 157 | 30 неделя |
|
31 | Генетическое определение пола. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Признаки, сцепленные с полом. Аутосомы. Гетерохромосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: объяснять механизмы наследования пола и сцепленных с ним признаков у организмов; составлять схемы наследования признаков, сцепленных с полом. | § 45, с. 159 - 163 | 31 неделя |
|
32 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач» | 1 | Урок применения ЗУН | Основные закономерности наследования признаков | Уметь: применять знание основных закономерностей наследования признаков при решении задач. | По методическому пособию | 32 неделя |
|
33 | Изменчивость. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Изменчивость. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость (комбинативная, соотносительная, мутационная)_ | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать формы изменчивости. | § 46, с. 163 -166 | 33 неделя |
|
34 | Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Генные, хромосомные, геномные мутации. Виды хромосомных мутаций. Полиплоидия. Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: характеризовать виды и причины мутаций и их последствия для организма, значение мутаций. | § 47, с.167 - 169 § 48, с. 169 -172 | 34 неделя |
|
| Генетика человека ( 2 часа) |
|
|
|
|
| ||
35 | Методы исследования генетики человека. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: давать характеристику методам исследования генетики человека; обосновывать необходимость изучения генетики человека. | § 49, с. 176 - 178 | 35 неделя |
|
36 | Генетика и здоровье. | 1 | Урок ознакомле ния с новым материалом (комбинированный) | Генные заболевания. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомные болезни. | Знать: основные биологические понятия темы. Уметь: описывать основные генные заболевания человека. | § 50,с. 178 - 181 | 36 неделя |
|
| Зачет № 6 «Генетика» | 1 | Тематический контроль знаний | Генетика |
|
|
|
|
Итого: теоретических занятий - 33; практических занятий - 3; зачетов - 6 |