Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Тема исследовательского проекта: «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей» довольно актуальна, так как в запланированных по программе сезонных экскурсиях делается акцией на разнообразие обитаемых в нашем регионе растений и животных и необходимость бережного отношения к ним, оказание практической помощи животным – заготовка корма, изготовление кормушек. Работа проводится в несколько этапов: осенью и зимой (самостоятельно и в группах).   Цель проекта: Изучить разнообрази...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ

Красноярская средняя

Общеобразовательная школа

Илекский район





Учебный проект

« Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностях».




Авторы: учитель биологии Квасникова Л. А

Группа учащихся 5-7, 11кл.







с. Красный Яр

2006г.

Люди по-прежнему владеют навыками письма и чтения, но сейчас это явно не достаточно. Школа должна подготовить выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Сейчас общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Важнейшее условие успеха использование межпредметных связей.

Например, при работе с экологическими проектами учащимся приходится интегрировать знания самых разных образовательных предметов. В ходе проектной деятельности происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектами каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

При осуществлении проекта учитываются индивидуальность ребёнка - его интерес, темп работы, обученности.

Проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.

Тема исследовательского проекта:

«Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей» довольно актуальна, так как в запланированных по программе сезонных экскурсиях делается акцией на разнообразие обитаемых в нашем регионе растений и животных и необходимость бережного отношения к ним, оказание практической помощи животным - заготовка корма, изготовление кормушек.

Работа проводится в несколько этапов: осенью и зимой (самостоятельно и в группах).

Цель проекта: Изучить разнообразие живых организмов в селе и его окрестностях и оказать им практическую помощь.







Методический паспорт проекта.

Тема: «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей»

Тип проекта: исследовательский, межпредметный, средней продолжительности, осуществляется группой учащихся (5-7,11 класса).

Характеристика:

  • Формирующая деятельность: исследовательская;

  • Предметно-содержательная область: межпредметная (в рамках различных областей знаний);

  • Характер координации проекта: непосредственный;

  • Характер контактов среди участников школы: 5-7,11 классы;

  • Количество участников: 15 человек;

  • Продолжительность: сентябрь- май 2006 -2008год.

Общая цель: Изучить разнообразие живых организмов в окрестностях школы и оказать им практическую помощь.

Образовательные цели:

  • Формирование способности к самостоятельной мыслительной и практической деятельности;

  • Развитие коммуникативных, исследовательских умений;

  • Вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс.

Воспитательные цели:

  • Воспитание у детей любви к окружающей природе;

  • Научить бережно, относиться к природе;

  • Оказание практической помощи животным.

Учебно-педагогические задачи:

  • Формирование умения работать с информацией ; формировать проблемы и находить пути их решения

  • Развитие критического мышления;

  • Умение осуществлять и аргументировать выбор

  • Предусматривать последствия данного выбора;

  • Умение действовать самостоятельно

  • Приобщение к полезной деятельности

Возраст: учащихся 5-7,11 классов.

Режим работы: 42 учебных часа и индивидуально групповые занятия

Материально техническое обеспечение:

  • Записи голосов птиц и зверей

  • Определение птиц, млекопитающих южного ареала

  • Выборы карточек с изображением растений и животных

  • Фотографии растений и животных

  • Полевые блокноты, карандаши, часы, бинокль

Дополнительно привлекаемые участники ( специалисты ):

учителя И30, краеведения, географии, русского языка и литературы, информатики и технологии.

Новые методические приёмы:

  • Работа с литературой по поиску загадок, стихотворений, пословиц, поговорок о растениях и животных.

  • Изображение растений и животных средствами живописи.

Знания, на получение которых нацелили результат проекта;

  • Определение растений и животных по внешнему виду и голосам

  • Выявление особенностей их местообитания и поведения

  • Приобретение практических навыков по оказанию помощи и подкормке животных

Развитие навыков:

  • Наблюдения за живыми объектами;

  • Самостоятельной работы с литературными источниками

  • Мыслительной деятельности ( анализ, синтез, структурирование информации); самоанализ и рефлексия.

Соответствие программе: 12 часов из тем:

  • Распространение плодов и семян (2)ч

  • живые организмы зимой (2)ч

  • живые организмы весной (2)ч

  • изучение состояний деревьев и кустарников на пришкольном участке (1)ч

  • подкармливание птиц зимой(2)ч

  • «Красота и гармония в природе» (2)ч.

  • работа кружка юннат и НОУ (32)ч.

Этапы реализации проекта

Название

этапа

Содержание работы

Время

Исполнения

Подготовительный

  • Определение подтем исследования

  • Выделение предполагаемых направлений работ

  • Составление графика наблюдений

  • Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта

сентябрь 2ч.

Начальный

  • Предварительное знакомство с методами наблюдения

  • Определение проблемы и задач исследования( использование метода «Круглого стола»

  • Выдвижение гипотез и способов их решения

  • Обсуждение методов исследования

  • Распределение работы между участниками группового проекта

  • Начало работы по сбору информации

Октябрь 8 ч.

Основной

  • Продолжение работы по сбору информации

  • Самостоятельная деятельность учащихся по реализации проекта;

Составление схемы района исследования; зарисовка встречаемых птиц; поиски пословиц, примет, стихотворений, загадок о птицах; выявление кормовой базы птиц; выявление разнообразия птиц на территории микрорайона; выявление особенностей поведения птиц; примерный учёт численности наблюдения

Октябрь-апрель 18 ч.


  • Систематизация и анализ полученных данных

  • Обсуждение способов оформления конечных результатов

  • Подведение итогов, оформление результатов

Апрель-май 8ч.

Заключительный

  • Представление результатов выполнения проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, и т.д)

  • Презентация проекта

  • Рефлексия

  • Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и вступлений оппонементов

  • Внесение корректив в работу и оформление отчёта

Май 4ч.

Планируемые результаты работы:

  • Создание стендов « Экскурсия в природу»

  • Выставка коллекций плодов и семян

  • Фотовыставка

  • Выставка литературного творчества, посвященная растениям и животным данной местности:

  • Создание электронного школьного альбома «Наши братья меньшие».

  • Схема района исследования с указанием источников кормовой базы.

  • Создание простейшего определителя растений и животных

  • Сбор материала для школьного учебника по краеведению «Многообразие живых организмов степной зоны Илекского района».

  • Презентация результатов по проекту.


Результаты работы:


  • Созданы стенды « Экскурсия в природу»

  • Проведена выставка коллекций плодов и семян,

фотовыставка и выставка авторских рисунков.

  • Участие в Районном экологическом конкурсе с сочинением «Мир, в котором я живу: вода - источник жизни», рисунками и фотоработами «Зеленая планета»

  • Участие в областных конкурсах:

- рисунков и фоторабот «Зеленая планета»

-научно - исследовательской конференции «Юность. Наука, Третье тысячелетие» с работой о водоемах села.

- «Подрост» с работой «Птицы села Красный Яр и его окрестностей».

  • Организована выставка литературного творчества, посвященная растениям и животным данной местности.

  • Создается электронный школьный альбома «Наши братья меньшие».

  • Собраны простейшие определители растений и животных

  • Собран материала для школьного учебника по краеведению «Многообразие живых организмов степной зоны Илекского района» и учебник готов к печати.



Приложение

Результаты работы

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей Стенды




Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей





Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей




Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей




Сочинение

Автор Горшкова Н. 11класс

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты наполняешь нас невыразимой радостью.

Ты - самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Мир, в котором я живу: вода - источник жизни.

Вода… Казалось бы, что может быть проще! Мы настолько привыкли использовать это вещество в своей жизни, что истинную его ценность начинаем понимать лишь тогда, когда сталкиваемся с отсутствием или нехваткой воды. Существование живых организмов, в том числе и человека, немыслимо без воды, а запасы пресной воды составляют всего 2 % от всей воды планеты.

К сожалению, именно чистой воды на нашей планете становится все меньше и меньше. И как это ни печально, причиной этого является сам человек. Загрязнение океанов и морей, рек и озер нефтью и нефтепродуктами, удобрениями и пестицидами, органическими веществами и тяжелыми металлами, изменение кислотного баланса водоемов - вот далеко не полный список результатов нашей деятельности. Однако и этого достаточно, чтобы понять причины частичного и полного исчезновения большого числа видов рыб, птиц, зверей, жизнь которых непосредственно связана с конкретными водоемами. Это воздействие испытывает и сам человек. Множество людей на Земле страдают заболеваниями вследствие потребления некачественной питьевой воды.

Вредные вещества поступают в организм человека не только с питьевой водой, но и с животной и растительной пищей. Ведь животные и растения также потребляют загрязненную воду, накапливая в себе вредные вещества, содержащиеся в ней. Для человека такой путь (пищевая цепь) не приводит к немедленному отравлению или болезни, однако его последствия не менее опасны. Вредные вещества, поступая в организм малыми дозами вместе с пищей, также имеют способность к накоплению. Со временем это приводит к возникновению раковых заболеваний, снижению функций иммунной системы, мутационным изменениям.

Рассматривая ситуацию в целом, мы вынуждены констатировать парадоксальный факт. Человечество, стремясь сделать свое существование на планете все более комфортным, одновременно ухудшает качество собственной среды обитания, являющееся одним из главных показателей этого комфорта.

Разрешение этого противоречия в глобальном масштабе полностью зависит от того, удастся ли это сделать каждому из нас на своем, локальном уровне. Поэтому проблема сохранения водных ресурсов, в настоящее время особенно актуальна.

Малые водные объекты - речки, озера, пруды - важная часть нашей малой Родины. Очевидно, в России нет ни одного города, поселка, деревни, где не было бы, по крайней мере, «малой воды». Это и понятно: с давних времен люди обязательно выбирали место для жилья вблизи воды - большой или малой. Вода была необходима человеку не только для питья, водопоя домашних животных, полива выращиваемых растений. Это и рыбалка - издавна российские реки и озера были богаты рыбой. Это и средство передвижения - летом на лодках, зимой по льду на санях. Это и выработка энергии - раньше на многих малых рек стояли водяные мельницы, на более крупных реках сейчас работают электростанции. Малый водоём - важная часть водного фонда страны. Часто большие реки сравнивают с артериями. Если так, то малые реки - это капилляры. Если нанести их все на карту, то мы увидим, что большая часть страны буквально пронизана этими водными капиллярами. Однако наша водоносная система переживает не лучшие времена. В течение многих последних лет человек не заботился о малых реках и озерах. Вырубался лес по берегам и на поймах, осушались болота, питающие реки. Берега часто распахивали вплоть до уреза воды, не оставляя даже небольшой части долины реки в естественном состоянии, что ограждало бы воду от загрязнения. Но самое страшное заключается в том, что человек перестал быть хранителем чистой воды. Что проще: вымыть машину на берегу, пустить коров на водопой, спустить во время паводка накопившийся на ферме навоз, выбросить мусор в воду, чтобы не портил место отдыха и т.д. Наши бессловесные друзья - речки, пруды, озера - начинают болеть: вода становится грязной, мутной, летом она может зацвести. Постепенно угасает жизнь в воде. Сначала одни водные организмы сменяются другими, менее прихотливыми к условиям среды обитания, а потом и вовсе исчезают. Река или озеро могут умереть, уйти навсегда. Бывает, что летом малая река превращается в едва заметный ручеек или цепь маленьких водоемов со стоячей водой; озеро мелеет с каждым годом. Все это - признаки надвигающейся беды. Однако человек не может жить без воды. Это не только хозяйственный ресурс, но и неотъемлемая часть природы, ее красота. Хозяйственную, климатическую, целебную роль водоёмов трудно переоценить. Они поят города и села, предприятия и поля, служат украшением ландшафтов. На их берегах мы получаем заряд бодрости и здоровья. Водоём - это кормилица, но при одном условии, если его сохранять и охранять. Воспоминания нашего детства почти всегда связаны с любимым местом отдыха, купания на реке, в пруду, ловлей рыбешек, ночевкой у костра возле журчащей речки. Вот почему так важно остановить процесс разрушения, гибели малых водных объектов. И сделать это можем мы дети при поддержке взрослых, учителей и наставников. Мы уверены, что полноценное экологическое воспитание невозможно без реальных экологических действий.

Например, один из водоёмов нашего села - Старица Урала загрязнен и обмелел до такой степени, что практически прекращает своё существование, а когда то по нему ходили даже пароходы. Интенсивное заиливание и зарастание русла, загрязнение воды, снижение уровня воды, вследствие нерационального использования для полива ведет к полной деградации Старицы. По этой причине нами было решено провести исследование водоёма. По результатам исследования нами проведены акции по уборке территории, планированию и реализации программ и простых мероприятий по восстановлению и поддержанию малых водных объектов. Мы вложили небольшой вклад в улучшение качества воды.

Но проблема состоит и в том, что большинство людей перешло от ресурсосберегающих отношений к потребительскому. Все думают, лишь бы им хватило всех природных богатств. Наблюдая то, что люди выбрасывают мусор, не рационально используют почву, воду, древесину невольно задумываешься А ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ? Занимаясь решением проблемы на локальном уровне, теперь мы думаем, прежде чем что-то выбросить, прежде чем сорвать цветок или сломать ветку дерева. Также возникает мысль о том, а что если вести экологическое воспитание в школе с первого класса и уделять этому больше внимания, может, будет сделано меньше ошибок в отношениях с природой. Дети с малых лет будут стараться рационально использовать природные ресурсы. Но об этом думают немногие, и именно это, очень печально.

«А Моя - река высыхает.

Рукою достанешь до дна.

О помощи не взывает.

Решила бороться одна.

Подумала - всё одолею:

И тину, и тягостный ил.

Ещё и напиться успею

Водой, что родник мне сулил». Флор Васильев.


МОУ

«Красноярская СОШ»

Илекский район

Изучение населения птиц

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей села Красный Яр и его

окрестностей.

(Илекский район, Оренбургская область).






Выполнил:

Ученик 6 класса

Красноярской СОШ

Илекского района

Гнилицкий Владимир

Александрович

Руководитель:

учитель биологии

высшей категории

Красноярской СОШ

Квасникова Л.А.



с. Красный Яр

2008год.


Тема « Изучение населения птиц села Красный Яр и его окрестностей. (Илекский район, Оренбургская область)».

Гнилицкий Владимир Александрович, 6 класс

село Красный Яр Илекский район, Оренбургская область.

Руководитель: Квасникова Лилия Алексеевна.

К концу XX века человек стал ведущим фактором изменений окружающей природной среды. Созданные человеком культурные местообитания стали господствующими в ландшафтной оболочке Земли. Все это не могло не сказаться на флоре и фауне нашей планеты. Оставленные нам труды зоолога - путешественника - Э. А. Эверсмана и орнитолога с мировым именем Н. А. Зарудного убеждают в том, что за два с половиной столетия животный мир Оренбуржья значительно оскудел, как по количеству, так и по численности видов. Таким образом, сегодня, как никогда животный мир Оренбуржья нуждается в тщательном изучении, охране и рациональном использовании. Сделать это можно не только силами специалистов, здесь необходима помощь любителей животных и бережное отношение к ним всего населения. Проблема актуальна и для территории нашего села.

Цель данной работы: изучить видовой состав и распределение птиц в окрестностях и селе Красный Яр, Илекского района, Оренбургской области.

Задачи 1. Выявить видовой состав, разнообразие и распределение птиц в селе и его окрестностях.

2. Изучить пространственно-временное видовое разнообразие населения птиц.

Сравнить видовое разнообразие летнего и зимнего периодов.

3. Расширить природоохранную, пропагандистскую работу и волонтерское движение среди учащихся и местного населения.

Методы:1)Метод маршрутного учета на неограниченной полосе с учетом дальности обнаружения объекта (Равкин Ю.С.1967).

2) Математическая обработка полученных результатов.

Заявленная тема достаточно новая, потому что в нашем Илекском районе и селе Красный Яр данных об изучении птиц нет. Актуальность и в том, что материал из работы помещен в раздел «Разнообразие животных. Позвоночные» учебника по краеведения «Биологическое многообразие живых организмов Илекского района».

Для исследования выбраны: село Красный Яр и его окрестности.

Маршрут 1. Село Красный Яр, Маршрут 2 «Церковная роща», Маршрут 3. Опушка леса,

Маршрут 4. Река Урал и пойменный лес по берегу реки.

Село Красный Яр тянется вдоль русла реки Урал с пойменными лесами и лугами с одной стороны, и типчаково - ковыльными степями, с другой стороны. Общий объем учетов - 194км, маршрут 1-72км, маршрут 2 и 3 по 36км и маршрут 4 - 50 км. Маршрут 1 обследован 24 раза, маршрут 2 и3 обследован по 12 раз и маршрут 4 всего 10раз. Всего было учтено - 2462 экземпляра птиц, относящихся к 73 видам, 12 отрядам и 33семействам, что составляет 24,7% орнитофауны Оренбургской области. Чаще всего встречаются - домовой воробей, большая синица, галки, сорока обыкновенная, серая ворона, сизый голубь, чайки озерные. Реже всех встречаются хищные птицы, кулики, совы. По численности и видовому разнообразию преобладает маршрут №1 село Красный Яр(1391) , затем маршрут №4 река Урал и пойменный лес по берегу реки (519). Причина видимо в том, что зимующие и кочующие виды зимой перемещаются ближе к жилью человека, а летом пищи больше в лесу и там же лучше укрываться от врагов.

По результатам исследований нами был составлен аннотированный список видов птиц села Красный Яр и его окрестностей. Почти половина видов (34 вида -30% от числа областных), приходится на отряд Воробьинообразных. Хищных 8 видов (28% от числа областных), Ржанкообразных 7видов(15%), Совиных 3 из десяти видов областных (30%),5 видов пластинчатоклювых и голубеобразных, остальные отряды представлены от 4 до 1 вида, когда по области видовое разнообразие больше. В области отряд Ракшеобразные и Голубеобразные представлены 5видами, четыре из которых встречаются у нас. По одному представителю в области у отрядов - кукушкообразные и стрижеобразные, они есть и в нашем селе. В селе мало представителей отрядов Ржанкообразных (15%). Семейства большим разнообразием видов не отличаются. По 5 видов в семействах - врановые, вьюрковые, кулики, утиные. По 4 вида в семействах - голубиные, соколиные, ястребиные, дроздовые. В остальных семействах представителей от 3 до 1 вида.

По сезонам года наибольшее разнообразие отмечается в весенне - летний период. Число видов птиц, зарегистрированных во все сезоны года, колеблется по разным местообитаниям в пределах 19 - 38. Количество их увеличивается к селу и пойменному лесу реки Урал Последнее свидетельствует о большей однородности и стабильности фауны этих маршрутов.

Выводы

  1. За период исследований в окрестностях села Красный Яр отмечено 73вида птиц, относящихся к 12 отрядам и 33 семействам.

  2. Максимальное видовое разнообразие и общее количество птиц отмечено для Маршрута № 1 и№4, минимальное - для Маршрута № 2 .

  3. Абсолютным доминантами являются домовой воробей, полевой воробей, сизый голубь, сорока обыкновенная, галка, большая синица, чайка озерная. В осенне - зимний период доминирующими видами являются домовой воробей, сизый голубь, синица большая, снегирь обыкновенный, свиристель, вяхирь.

  4. Доминирующими видами в пойменном лесу и реке Урал являются утка серая, кряква, чайка озерная, крачка черная, ласточка береговушка, зимородок, щурка золотистая, куропатка серая, на территории села - сизый голубь, большая синица, воробей домовой.

  5. Многочисленных видов на маршруте учета восемь: домовой воробей, сизый голубь, большая синица, галка, серая ворона, грач, золотистая щурка, чайка озерная.

  6. Малочисленных видов в селе и окрестностях 21, обычных 35, краснокнижных 6,

перелетных 45, зимующих 28,кочующих 10, оседлых 8.

  1. Видовой состав птиц зимнего периода уменьшился по сравнению с видовым составом летнего периода на 15 видов.







МОУ

«Красноярская СОШ»

Илекский район

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностейИзучение экологического состояния реки Урал, Старицы реки Урал и озера Подворное

села Красный Яр, Илекского района,

Оренбургской области.



Выполнила:

Ученица 11 класса

Красноярской СОШ

Илекского района

Горшкова Наталья

Юрьевна

Руководитель:

учитель биологии

высшей категории

Красноярской СОШ

Квасникова Л.А.





с. Красный Яр

2008год.

Тема: Изучение экологического состояния реки Урал, Старицы реки Урал и озера Подворное села Красный Яр, Илекского района, Оренбургской области.

Горшкова Наталья Юрьевна,11 класс

село Красный Яр Илекский район, Оренбургская область.

Руководитель: Квасникова Лилия Алексеевна.

Существование живых организмов, в том числе и человека, немыслимо без воды, а запасы пресной воды всего 2 % от всей воды планеты. Однако, водный кризис угрожает обществу не потому, что на земле не хватает воды, а так как человек своей непродуманной деятельностью портит огромные количества чистой природной воды. По этим причинам нами было решено исследовать экологическое состояние водных объектов села - реки Урал и 2х озёр - Старицы и Подворного.

Цель нашей работы: Дать оценку экологического состояния водных объектов села Красный Яр, установив динамику антропогенной нагрузки в историческом аспекте.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  1. Собрать общие сведения о водных объектах с. Красный Яр за 1833-2008гг., составить паспорт водоемов.

  2. Провести сравнительный анализ полученных результатов за 3 года и выявить динамику антропогенной нагрузки на водоемы в историческом аспекте.

  3. Определить класс качества воды водоемов методами биоиндикации.

Для исследования мы использовали следующие методы:

  1. изучение документов по истории водных объектов села;

  2. проведение социологического опроса среди населения;

  3. методы оценки экологического состояния водоемов;

  4. математическая обработка полученных результатов.

Актуальность работы в том, что она явится основой для констатации изменений водных экосистем и принятия обоснованных решений по сохранению и восстановлению качества поверхностных вод в селе Красный Яр и районе в целом.

В рамках решения первой задачи, нами были собраны воспоминания старожилов и изучены документы по истории водных объектов села Красный Яр. Урал был полноводным, по нему ходили пароходы и баржи из Оренбурга до Уральска. Была выстроена пристань для остановки парохода. В водоёмах села водилось много рыбы: осётр, белуга, сомы, сазаны и др. В 1934 году было образовано новое русло Урала под Рассыпным. На месте старого русла образовалось два озера: Старица и Подворное. Воспоминания сторожил подтверждены историческими документами, рукописной книгой местного краеведа Чегодаева.

Результат социологического опроса выявил основные причины обмеления водоёмов села: 1. Для реки Урал ввод Ириклинского водохранилища, в результате чего уровень воды упал сразу на 1,5 метра.

2.Для озера Старица основная причина обмеления - строгое выполнение программы «о мелиорации земель» и выкачивание воды для полива.

Сравнение результатов социологического опроса по использованию исследуемых водоёмов человеком в своих целях, в прошлом и настоящем показало, что раньше (50 лет назад) больше использовались для стирки белья, сбора водорослей и рыбалки. В настоящее время Старица источник для полива, а Урал и Подворное для рыбалки. Засуха 1969 года привели к обмелению и заиливанию Старицы, но во время были приняты меры по восстановлению: было очищено дно Старицы.

Та рыба, на которую указывали сторожилы, в настоящее время не встречается, по мнению рыбаков и местных краеведов из-за антропогенной нагрузки на водоёмы, использование электроудочек, плавучих сетей, сброс химикатов.

В рамках решения второй задачи, получены следующие результаты: глубина и ширина реки Урал и озера Подворного с 2006 по 2008год изменились незначительно, Старица претерпела значительные изменения. Водоем зарастает, появилась болотная растительность. Снижение уровня воды в озере вероятно связано с интенсивным неконтролируемым водозабором, отсутствием разливов в течение 2х лет.

По гидрологическим показателям вода в Старице не соответствует по эколого-санитарной классификации качества поверхностных вод суши по всем гидрологическим показателям. На поверхности водоёма обнаружены серые пленки и отдельные масляные пятна.

В рамках решения третьей задачи был определён класс качества воды по всем методам биоиндикации:

  1. За три года в Урале класс качества воды изменился с 4 на 3 по методам Майера и по экспресс - оценки качества воды по ряске. По методу RiverWatch с плохого класса качества на нормальное. По оценке состояния воды с помощью простейших и бактерий от загрязнённого к умеренно - загрязнённому.

  2. В озере Подворном качество воды изменилось на два класса с 4 на 2 по методу Майера. По экспресс - оценки качества воды по ряске, изменение на один класс с 4 на 3. По методу RiverWatch с нормального на хорошее. По оценке состояния воды с помощью простейших и бактерий за время исследования изменений не произошло, сохранился нормальный класс качества.

  3. В Старице класс качества воды изменился с 3 на 5, по методу Майера и по экспресс - оценки качества воды по ряске. По методу RiverWatch с нормального к плохому качеству. По оценке состояния воды с помощью простейших и бактерий от загрязнённого к грязному. Исчезли виды индикаторы чистого водоема. Не стало кубышки жёлтой и кувшинки белой, растения реликта, занесённого в красную книгу - водяного ореха, или чилима. На берегу много погибших животных - беззубки, речной рак, караси. Бобры покинули свои хатки. Старица превратилась самый грязный водоем. Выводы:

  1. Таким образом, наши исследования показали, что о водные объекты села Красный Яр в историческом аспекте (1833-2008гг.) претерпели значительные изменения: изменились морфометрические и гидрологические показатели. Причинами изменения послужили: на реке Урал ввод Ириклинского водохранилища, и на всех водоёмах увеличение антропогенной нагрузки, переход от ресурсосберегающих отношений к водоёмам, к потребительскому. Если раньше водоёмы чистились бороной, то в настоящее время никаких мероприятий по очистке не проводится.

  2. Сравнительный анализ результатов экологического исследования за 2006-08 год выявил: глубина и ширина водоёмов значительно изменилась только в Старице (глубина на 1,6м, ширина на 7м). По гидрологическим показателям несоответствие наблюдается в этом же водоёме. На озере Подворном наблюдается улучшение состояния по всем показателям, что можно объяснить самовосстановлением водоёма.

  3. По всем методам биоиндикации идёт улучшение класса качества на реке Урал и озере Подворном и ухудшение показателей качества в Старице, что связано с уровнем антропогенной нагрузки на водоёмы и процессами самоочищения водоёмов.

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностейУчебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностейУчебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей






















Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей

Учебный проект «Многообразие живых организмов села Красный Яр и его окрестностей


© 2010-2022