Рабочая программа учителя по биологии 6 класс (ФГОС)

Представлена рабочая программа учителя по биологии для 6 класса на основе ФГОС с использованием регионального компонента (по Московской области). Программа разработана на основе УМК В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", Раздел "Многообразие покрытосеменных растений" издательство "Дрофа". В программе дается подробное тематическое планирование, в котором к каждому уроку расписаны проблемы, решаемые учеником на уроке, осваиваемые понятия, предметные результаты, универсальные учебные действия (регуляти...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по биологии (ФГОС)

раздел "Многообразие покрытосеменных растений"

2014-2015 уч. гг.


класс 6 а


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта с использованием регионального компонента, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012 г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2013.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.

Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, их классификации; структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьни­ков.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом на 35 часов: 1час в неделю. Из них: лабораторных работ - 12, экскурсий - 2.

Формы промежуточной аттестации: тесты, проверочные работы.

Результаты изучения курса "Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений" приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Клетки, ткани и органы растений. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

-видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

-различать и описывать органы цветковых растений;

-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

-изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

-классифицировать объекты;

-проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;

испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные процессы жизнедеятельности растений;

-особенности минерального и воздушного питания растений;

-виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

-характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

-объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

-устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

-показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

-объяснять роль различных видов размножения у растений;

-определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 5 семейств. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

-характерные признаки однодольных и двудольных растений;

-признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

-важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

-делать морфологическую характеристику растений;

-выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

-работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-различать объём и содержание понятий;

-различать родовое и видовое понятия;

-определять аспект классификации;

-осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества (5 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-взаимосвязь растений с другими организмами;

-растительные сообщества и их типы;

-закономерности развития и смены растительных сообществ;

-о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

-определять растительные сообщества и их типы;

-объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

-проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

-Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

-признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-умение слушать и слышать другое мнение;

-умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Летнее задание - выполнение гербария по систематике покрытосеменных растений.

ОБОРУДОВАНИЕ

Гербарии.

Микроскопы.

Наборы постоянных микропрепаратов по анатомии растений.

Предметные и покровные стекла.

Лупы (ручные и штативные).

Лабораторная посуда: пробирки, мерные стаканы и цилиндры, капельницы, чашки Петри, пипетки,

Инструментарий: скальпели, бритвы, пинцеты, препарировальные иглы.





Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока


Проблемы,

решае­мые учеником

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

резуль­таты

УУД, ИКТ- компетентности

Личностные ре­зультаты

Строение покрытосеменных растений (10 ч.)

1 неделя сентября

Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа № 1.

Какое строение имеет семя?

семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле

уметь объяснять строение семени

Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

П: уметь обобщать понятия частей семени;

давать определение понятиям

К: адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

ИКТ: уметь получать информа­цию из ау­диозаписи.

Сформирован­ность познава­тельных инте­ресов и моти­вов, направлен­ных на изуче­ние живой при­роды.

2 неделя сентября

Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа № 2.

Чем отличается семя однодольных растений от двудольных?

Однодольные , двудольные растения, семядоли

уметь отличать семена однодольных растений от двудольных

Р:. уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время прак­тической работы;

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию тка­ней, самостоятельно выбирая критерии.

К: отображать в речи содержа­ние совер­шаемых действий

ИКТ: уметь зарисовывать уви­денные фо­тографии

3 неделя сентября

Виды корней. Лабораторная работа № 3. Типы корневых систем на примере растений Московской области.

Чем отличаются корневые системы растений?

главный ко­рень, боковые корни, придаточ­ные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система

уметь отличать мочковатую и стержневую корневые системы по внеш­нему виду

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию тка­ней, самостоятельно выбирая критерии.

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь зарисовывать уви­денные фо­тографии

4 неделя сентября

Строение корней.

Какое отличие имеют разные зоны корня?

корневой чех­лик, корневой волосок, зона деле­ния, зона растяжения, зона всасы­вания, зона проведения

уметь объяснять внутреннее строение корня

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность вы­пол­нения действия

П: осуществлять сравнение зон корня на ос­нове анализа их строе­ния

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь узнавать фотогра­фии тканей из презентации

1 неделя октября

Условия произраста­ния и видоизменения корней.

Как изменяются корни в зависимости от условий произрастания?

корнеплоды, корневые клубни, воздушные кор­ни, дыхательные корни

уметь объяснять причины видоизменения корней

Р: уметь планировать работу;

П: устанав­ливают причинно-следственные связи между условиями существования и ви­доизменениями корней

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль;

ИКТ: уметь составлять тезисы по презен­тации


2 неделя октября

Побег. Почки и их строение. Лабораторная работа № 4

Какое строение имеет побег?

верхушечная почка, пазуш­ная почка, придаточная почка, вегетативная почка, генеративная почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа

уметь объяснять строение побега

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: давать определение понятиям

К: уметь использовать адекват­ные языко­вые средства для ото­бражения своих мыс­лей.

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса


3 неделя октября

Внешнее строение листа.

Чем отличаются листья разных растений?

листовая плас­тинка; черешок; черешковый, сидячий лист, простой, сложный лист; сетчатое, параллельное, дуговое жилкование

уметь находить разные части листа; отличать разные типы жилкования

Р: уметь преобразовывать прак­тическую задачу в познава­тель­ную.

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию листьев, самостоятельно выбирая критерии.

К: адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

ИКТ: уметь составлять тезисы по презен­тации


4 неделя октября

Клеточное строение листа. Лабораторная работа

№ 5.

Видоизмене­ние листьев.

Какая особенность клеточного строения помогает листу выполнять свои функции?

кожица листа, устьица, хлоропласты, столбча­тая, губчатая ткань лис­та, мякоть листа, проводящий пу­чок

уметь сопоставлять строение клеток и выполняемые ими функции

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: уметь сравнивать и делать выводы

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ау­диозаписи


5 неделя октября

Строение стебля. Лабораторная работа

№ 6.

Какое внутреннее строение имеет стебель?

чечевички, пробка, кора, луб, камбий, дре­весина, сердцевина,

уметь объяснять строение внутреннее строение стебля

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время прак­тической работы;

П: проводить наблюдение под руководством учителя

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

2 неделя ноября

Видоизменение побе­гов. Лабораторная работа № 7,8 "Строение луковицы и клубня".

Почему луковица это видоизмененный побег?

видоизме­нённый побег, корневище, луковица, клубень

иметь представле­ние о строении луковицы и клубня

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время прак­тической работы;

П: осуществлять поиск инфор­мации, ис­пользуя учебник

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

3 неделя ноября

Цветок и его строение.

Лабораторная работа № 9

Какое строение имеет цветок?

пестик, ты­чинка, лепестки, венчик, чаше­листики, чашечка, цветоножка, цветоложе; однодомные, двудомные растения

уметь объяснять строение цветка

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: давать определение частям цветка

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

Готовность и способность к саморазвитию; мотивация к познавательной деятельности; Спо­собность правильно и ак­куратно ра­бо­тать с прибо­рами.

.

4 неделя ноября

Виды соцветий на примере растений Московской области.

Чем отличаются одни соцветия от других?

Простое соцветие, сложное соцветие

иметь представле­ние о разнообразии соцветий

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение раз­ных соцветий на основе ана­лиза их строения;

К: уметь работать в группах

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

1 неделя декабря

Плоды. Лабораторная работа № 10 "Классификация плодов на примере растений Московской области".

Как образуются плоды?

Чем отличаются плоды разных растений?

околоплод­ник, простые, сборные пло­ды, сухие и сочные, односемянные, многосемянные плоды

уметь объяснять строение плодов

уметь отличать разные виды плодов

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей,

П: строить логическое рассуж­дение

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

2 неделя декабря

Распространение плодов и семян.

Экскурсия.

Зимние явления в жизни растений.

Какие приспособления имеют плоды для распространения?

Способы распространения плодов

уметь определять способы распространения плодов по их внешнему виду

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им;

П: устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом плода и способом его распространения;

К: осуществлять контроль и взаимокон­троль

Жизнь растений (10 ч.)

3 неделя декабря

Минеральное питание растений. Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

Каково значение минерального питания для растений?

минеральное питание, корневое давление, поч­ва, плодородие, удобрение

иметь представле­ние о минеральном питании растений и значении удобрений

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: осуществлять поиск инфор­мации , ис­пользуя учебник

К: приводить доказательства необходимости защи­ты окружающей среды,

Сформирован

ность познава­тельных инте­ресов и моти­вов, направлен­ных на изуче­ние отделов расте­ний

4 неделя декабря

Фотосинтез.

Как растения приспособились использовать энергию света?

фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл

уметь объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями.

К: адекватно использовать речь для плани­рования и регуля­ции своей деятельности;

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

2 неделя января

Дыхание растений

Какова роль дыхания в жизни организмов?

обмен веществ, дыхание, энергия

уметь объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ.

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей,

П: выделяют существенные признаки дыхания

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

3 неделя января

Испарение воды растениями. Листопад.

Зачем растения испаряют воду?

испарение воды, листопад

иметь представление о значении испарения воды и листопада

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: устанав­ливают причинно-следственные связи между испарение воды и листопадом

К: адекватно использовать речь для плани­рования и регуля­ции своей деятельности;

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

4 неделя января

Передвижение воды и питательных веществ в растениях.

Как вещества транспортируются по растению?

транспорт веществ, проводящие ткани

объяснять особеннос­ти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей

П: приводят доказатель­ства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений

К: строить монологическое контекстное высказывание;

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

1 неделя февраля

Прорастание семян. Лабораторная работа № 11 " Определение всхожести семян на примере растений, выращиваемых на приусадебных участках своего района".

Какие условия необходимы для прорастания семян?

условия прорастания, посев, всхожесть семян

выявлять условия, необходимые для прорастания семян.

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

П: обосновывать необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации


2 неделя февраля

Способы размножение растений.

Как размножаются растения?

половое, бесполое размножение; гаметы, оплодотворение

уметь называть способы размножения растений

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей,

П: раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации


3 неделя февраля

Размножение споровых растений.

Как размножаются споровые растения?

гаметы, зигота, зооспоры заросток, предросток, споран­гий, спорофит, гаметофит

иметь представление о размножении водорослей, мхов, папоротников

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей

П: давать определение понятиям: гамета, зигота, зооспора

К: строить монологическое контекстное высказывание;

ИКТ: уметь получать информа­цию из ин­тернет ресурса

Формирование учебно-познавательной мотивации и гражданской позиции, готовность к самообразованию, адекватной позитивной самооценки, устойчивое следование в поведении моральным нормам

4 неделя февраля

Размножение семенных растений.

Как размножаются семенные растения?

пыльца, опыление, пыльцевое зер­но, оплодотворение

иметь представление о размножении семенных

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: осуществлять сравнение размножения спорами и семенами и делать выводы

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

1 неделя марта

Вегетативное размножение покрытосеменных дикорастущих и культурных растений МО.

Лабораторная работа № 12

Какие способы вегетативного размножения существуют?

черенок, отпрыск, отводок, прививка, культура тканей, привой, под­вой

уметь называть виды вегетативного размножения

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

П: осуществлять сравнение половое и бесполое размножение, выбирая основания и критерии для сравнения

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Классификация растений (6 ч.)

2 неделя марта

Основы систематики растений.

Какие основные систематические категории существуют?

вид, род, семейство, класс, отдел, цар­ство

уметь называть систематические категории

Р: самостоятельно анализиро­вать условия достижения цели на основе учёта выде­ленных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию растений, самостоятельно выбирая критерии.

К: уметь работать в группах

Осознавать себя частью живой при­роды;

способность к выполнению норм и требо­ва­ний школь­ной жизни; уметь вести диалог

3 неделя марта

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Ро­зоцветные

Какие признаки имеют растения семейства Крестоцветных и Розоцветных?

признаки семейства

уметь выделять признаки семейства Крестоцветных и Розоцветных

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию растений, самостоятельно выбирая критерии.

К: уметь работать в группах

1 неделя апреля

Семейства Паслёно­вые и Бобовые

Какие признаки имеют растения семейства Пасленовых и Бобовых.?

признаки семейства

уметь выделять признаки семейства Пасленовых и Бобовых

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию растений, самостоятельно выбирая критерии.

К: уметь работать в группах

2 неделя апреля

Семейство Сложноцветных.

Какие признаки имеют растения семейства Сложноцветных?

признаки семейства

уметь выделять признаки семейства Сложноцветных?

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию растений, самостоятельно выбирая критерии.

К: уметь работать в группах

3 неделя апреля

Класс Однодольные. Экскурсия.

Какие признаки имеют растения семейства Лилейных и Злаков?

признаки семейства

уметь выделять признаки семейства Лилейных и Злаков?

Р: учится: целеполаганию, включая постановку новых целей

П: осуществлять сравнение, се­риацию и классификацию растений, самостоятельно выбирая критерии.

К: уметь работать в группах

4 неделя апреля

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Каково значение семейства Злаки в жизни человека?

многообразие сельскохозяйственных растений

уметь называть важнейшие сельскохозяйственные растения.

Р: самостоятельно анализиро­вать условия достижения цели на основе учёта выде­ленных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

П: осуществлять расширенный поиск ин­формации с ис­пользо­ванием различной литературы

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации

Природные сообщества (5 ч.)

1 неделя мая

Природные сообще­ства. Взаимосвязи в растительном сообществе.

Как влияют друг на друга растения в сообществе?

растительное сообщество, растительность, ярусность

уметь выявлять взаимосвязи в растительных сообществах

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: осуществлять расширенный поиск ин­формации с ис­пользо­ванием различной литературы

К: строить монологическое контекстное высказывание;

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Готовность и способность к саморазвитию;

способность к выполнению норм и требо­ва­ний школь­ной жизни;

Уметь слушать других, корректно исправлять ошибки других.

2 неделя мая

Растительные сообщества своей местности. Развитие и смена растительных сооб­ществ. Экскурсия.

Какие растительные сообщества встречаются в нашей местности

растительные сообщества

уметь характеризовать растительное сообщество

Р: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

П: обосновывать необходимость соблюдения правила поведения человека в растительных сообществах

К: уметь работать в группах

3 неделя мая

Влияние хозяйствен­ной деятельности человека на растительный мир МО.

Каково значение рационального природопользования?

заповедник, заказник, рациональное природо­пользование

иметь представление об охране природы в нашей стране

Р: принимать решения в про­блемной си­туации

П: осуществлять расширенный поиск ин­формации с ис­пользо­ванием различной литературы

К: строить монологическое контекстное высказывание;

ИКТ: уметь получать информа­цию из пре­зентации

Осознавать личную ответственность за сохранение природных сообществ родного края

4 неделя мая

Обобщение изученного.

Какова роль растительных сообществ в природе и жизни человека?

смена раститель­ных сообществ

уметь объяснять как происходит смена растительных сообществ

Р: уметь устанавливать целевые приори­теты;

П: обобщать знания, полученные в течение года

К: уметь работать в группах

5 неделя мая

Закрепление пройденного

Какие темы изучали в этом году?

летнее задание

давать определение основным понятиям, изученным за год

Р: уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им;

П: обосновывать необходимость соблюдения правила поведения человека в растительных сообществах

К: эффективно сотрудничать и способст­вовать продуктив­ной кооперации





Рабочая программа учителя по биологии 6 класс (ФГОС)


© 2010-2022