- Преподавателю
- Биология
- Конспект занятия Вестники весны
Конспект занятия Вестники весны
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шмыкова О.И. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект занятия
Аттестуемый педагог (Ф.И.О.) Шмыкова Ольга Ивановна
Предмет программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Капелька».
Группа 2-го года обучения
Тема урока «Вестники весны»
Тип занятия - изучение нового материала
Вид занятия - заочное путешествие
Цель: Сформировать представления детей о раннецветущих растениях, развивать умение рассуждать, выявлять из предложенных видов растений раннецветущие, воспитывать бережное отношение к раннецветущим растениям.
Обучающие задачи:
-
Познакомить обучающихся с некоторыми биологическими особенностями и многообразием первоцветов, рассказать о необходимости охраны раннецветущих растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.
Развивающие задачи:
-
Развивать умение распознавать первоцветы
-
Развивать умение рассуждать, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать бережное отношение обучающихся к раннецветущим растениям, содействовать эстетическому воспитанию детей.
Возраст детей: 6 -7 лет
Форма организации обучения: групповая
Участники: 12 детей.
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный метод (фотографии разных стадий появления первоцветов, аудиозапись с музыкой П.И.Чайковского «Апрель», иллюстрации весеннего леса, луковица тюльпана; Красная книга Волгоградской области );
- дидактический материал: карточки к игре «Весенний фотограф» с изображением пролески голубой, рябчика русского, хохлатки Галлера, розы, ромашки, хризантемы; гербарий, фотографии первоцветов;
- техническое оснащение: аудиопроигрователь.
№ п/п
Этапы работы
Содержание
1.
Организационно-подготовительный этап - 5 мин.
-
Цель для обучающихся - подготовиться к продуктивной работе на занятии.
-
Цель для педагога
- психологически настроить обучающихся на учебную деятельность;
- создать атмосферу доброжелательности на занятии.
-
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности. (Звучание музыки)
-
Применяемые методы на начальном этапе работы:
Метод мотивации и стимулировании:
- интереса к учению;
Приветствие.
Педагог: - Здравствуйте ребята!
Представьте себе, что ваши руки превращаются в мягкую подушку. Положите голову на подушечку и закройте глаза.
Представьте, что к нам на занятие заглянуло солнышко и приглашает вас совершить с ним прогулку в весенний лес (под музыкальное сопровождение ровным голосом, выдерживая паузы, в такт дыханию учащихся, педагог читает стихотворение).
Уронило солнце лучик золотой,
И покрылась травка утренней росой,
Пробудились птицы, расцвели цветы.
Золотом сияют ели и кусты.
Воздух чист, прозрачен, тишина кругом,
Лес смолою плачет, околдован сном.
Утро наступило, и пора вставать
Красоту земную нам нельзя проспать.
Педагог: - Откройте глаза, пожалуйста. Улыбнитесь друг другу и весеннему солнышку. Я рада видеть ваши счастливые лица, радостные улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт вам удачу. Я желаю вам, чтобы это занятие прошло с пользой для вас и чтобы вы узнали что-то новое.
Вдохните свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей, запахи и ароматы лесного богатства
Будьте внимательные и наблюдательны, любуйтесь красотой весенней природы и узнавайте новое. А новое, вы можете угадать из загадки:
««Из-под снега расцветают, раньше всех весну встречают» (подснежники).
(Ответы детей)
Педагог: - Сегодня вы узнаете, какие растения называют первоцветами или подснежниками, почему они зацветают первыми ранней весной? Почему не боятся холодов и снега? Можно ли встретить первоцветы летом? Почему их надо охранять?
2.
3.
4.
Основной этап: 15 мин
Изучение нового материала.
-
Цель для обучающихся
- учиться давать развернутый ответ на вопрос;
- научиться рассуждать, объясняя причины появления первоцветов.
-
Цель для педагога
- сформировать знания и представления обучающихся о первоцветах
-
Задачи:
- дать понятие о первоцветах выяснить почему их так называют,
-показать многообразие первоцветов и необходимость их охраны.
-
Формы и методы нового учебного материала: - словесные (беседа); наглядные (показ луковицы и фотографий первоцветов)
-
Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу:
-своевременные и правильные ответы учащихся;
- эмоциональный настрой детей.
-
Методы мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала:
-одобрение, похвала
Закрепление учебного материала: 5минут
-
Цель для обучающихся:
- уметь понимать задание и выполнять его самостоятельно.
-
Цель для педагога:
-создание условий для формирования умений выполнять задание.
-
Задачи:
- развивать умения взаимодействовать в группе;
- учить умению раскладывать карточки с первоцветами.
-
Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: игровой
-
Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: выполнение задания без ошибок (карточки с изображениями первоцветов)
-
Пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал: - вернуться к выполнению задания.
- организовать взаимообучение индивидуально
Итоговый этап: 5 минут
-
Цель для обучающихся:
- уметь оценивать свою работу в течение занятия.
-
Цель для педагога:
- оценить деятельность обучающихся по конечному результату.
-
Методы оценивания:
- самооценка результатов деятельности своей и группы с помощью эмоций и вручение лучиков и улыбочек.
Педагог: - Весна прилетает к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом, спит под снегом и лес. Но под снегом маленькие зеленые храбрецы уже пробивают себе дорогу к солнцу своими зелеными копьями.
(Демонстрация фотографий разных стадий появления первоцветов, весна.)
-Как называют люди этих маленьких храбрецов?
Растения, развитие которых начинается ещё зимой, под снегом называют подснежниками и цветут они одними из первых, поэтому их ещё называют первоцветами
- Необыкновенной красоты бывают лесные поляны и степь весной, когда цветут первоцветы.
(Дети рассматривают иллюстративный материал: картинки, фотографии с изображением первоцветов)
Что помогает маленьким храбрецам - вестникам весны?
- Как вы думаете, почему первоцветы зацветают первыми так рано весной?
(Ответы детей)
- Дело в том, что маленькие храбрецы - первоцветы на земле только гости и гостят они до конца весны. Их дома в подземном мире. Называются эти дома корневище, клубень, луковица.
( Демонстрация гербария или наглядного пособия)
Это кладовые питательных веществ. Как только солнце согреет землю и станет доступной вода, луковица начинает прорастать. Для прорастания и цветения ей достаточно питательных веществ. А когда вырастут листья, они и примут на себя заботу - наполнить подземные кладовые питательными (органическими) веществами. Также развивается всем известный вам лук. (Демонстрация сухой и пророщенной луковицы тюльпана)
- Отгадайте загадку:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (подснежник)
Педагог:
Физкультминутка.
- Сейчас будем слушать стихотворение П. Соловьева о подснежнике, и выполним упражнения.
Закрыли глаза (педагог читает стихотворение)
В саду, где березы
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой
(открыли глаза, встали)
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку
(Медленно поднимаемся на носочки, растём)
Потом подтянулся
Из всех своих сил
(Подтянулись, руки вверх)
И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
(Руки в стороны, повороты головы)
- Почему подснежник снега и морозов не боится? Как вы думаете? ( Ответы детей)
- Даже в большие заморозки земля в лесу не промерзает. Снег для земли как одеяло от мороза. Кроме того, в листиках и цветах первоцветов много содержится сахара, растворенного в воде, который не дает замерзать растению.
А в степи, на опушках, открытых местах? Там маленькие храбрецы появляются одетыми в «шубку» - они густо покрыты волосками, сохраняющими влагу и тепло, имеют рассеченные узкие или тонкие узкие листья
( Демонстрация фотографий)
- Первоцветы гостят на земле только до конца весны. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Первоцветы появляются, когда деревья голы. Им важно чтобы на них светило солнышко. Но деревья покрываются листвой, тень становится слишком густой. Во второй половине весны надземные части первоцветов засыхают, разрушаются, а семена разносятся ветром. Но где-то там, в глубине почвы, будут покоиться всё лето, всю осень и зиму маленькая луковица, круглый клубенек или корневище
Педагог: - Ребята, а много ли первоцветов нас окружает? Сколько их и какие они?
(Ответы детей)
-Рассказ с демонстрацией фотографий, карточек с изображением первоцветов:
1. Пролеска голубая - а знаете ли вы, что цветет она всего пять дней
2. Хохлатка Галлера (петушки) - А у этого растения есть и народное название - петушки. Если это растение появляется из земли, когда вы пойдете в первый класс, то зацветет оно только когда вы будете в уже 5 классе. А если вы его сорвете, когда оно зацветет, то растение погибнет. Именно поэтому их нельзя рвать.
Так случилось с Рябчиком русским, который занесен в Красную книгу. (демонстрация Красной книги)
- Собирая первоцветы как лекарственные травы или в букет, люди часто вырывают их, повреждая корневище или луковицу, вытаптывают места их произрастания. С каждым годом первоцветов встречается всё меньше.
- Итак, пришло время отдохнуть.
Путешествуя по лесу, мы сделали много снимков, которые необходимо разложить по порядку. Давайте с вами поиграем: игра называется «Весенний фотограф». Мы делимся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с изображениями разных цветов.
И вам нужно «сфотографировать» (то есть собрать карточки с изображением первоцветов) и назвать их. Затем каждая команда рассказывает и показывает свои «альбомы» с фотографиями.
Вопрос командам: Можно ли найти подснежники летом? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Все справились с заданием.
Рефлексия.
Педагог: - Итак, ребята, вот и заканчивается наша прогулка по весеннему лесу.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Какие растения называют первоцветами или подснежниками?
-- Почему нельзя собирать первоцветы в букеты?
Педагог: - Какие вы молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все ребята сегодня были очень внимательными и старательными.
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу: Посмотрите на доску, какое у нас яркое солнышко с лучиками и улыбками.
Кому сегодня солнышко подарило свои лучики?
(кто остался доволен своей работой на занятии и усвоил тему, возьмите лучик).
А кому солнышко улыбнулось? (У кого что-то не получилось, возьмите улыбочку).
А что посоветуем остальным детям?
(активнее работать и им солнышко обязательно подарит свою улыбку и лучики).
На следующем занятии мы с вами будем рисовать первоцветы.
Всем спасибо за работу! Встретимся на следующем занятии!