Конспект занятия Вестники весны

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия Вестники весныКонспект занятия

Аттестуемый педагог (Ф.И.О.) Шмыкова Ольга Ивановна

Предмет программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Капелька».

Группа 2-го года обучения

Тема урока «Вестники весны»

Тип занятия - изучение нового материала

Вид занятия - заочное путешествие

Цель: Сформировать представления детей о раннецветущих растениях, развивать умение рассуждать, выявлять из предложенных видов растений раннецветущие, воспитывать бережное отношение к раннецветущим растениям.

Обучающие задачи:

  • Познакомить обучающихся с некоторыми биологическими особенностями и многообразием первоцветов, рассказать о необходимости охраны раннецветущих растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение распознавать первоцветы

  • Развивать умение рассуждать, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение обучающихся к раннецветущим растениям, содействовать эстетическому воспитанию детей.

Возраст детей: 6 -7 лет

Форма организации обучения: групповая

Участники: 12 детей.

Методическое оснащение:

- методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный метод (фотографии разных стадий появления первоцветов, аудиозапись с музыкой П.И.Чайковского «Апрель», иллюстрации весеннего леса, луковица тюльпана; Красная книга Волгоградской области );

- дидактический материал: карточки к игре «Весенний фотограф» с изображением пролески голубой, рябчика русского, хохлатки Галлера, розы, ромашки, хризантемы; гербарий, фотографии первоцветов;

- техническое оснащение: аудиопроигрователь.


№ п/п

Этапы работы

Содержание

1.

Организационно-подготовительный этап - 5 мин.

  • Цель для обучающихся - подготовиться к продуктивной работе на занятии.



  • Цель для педагога

- психологически настроить обучающихся на учебную деятельность;

- создать атмосферу доброжелательности на занятии.



  • Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности. (Звучание музыки)



  • Применяемые методы на начальном этапе работы:

Метод мотивации и стимулировании:

- интереса к учению;

Приветствие.

Педагог: - Здравствуйте ребята!

Представьте себе, что ваши руки превращаются в мягкую подушку. Положите голову на подушечку и закройте глаза.

Представьте, что к нам на занятие заглянуло солнышко и приглашает вас совершить с ним прогулку в весенний лес (под музыкальное сопровождение ровным голосом, выдерживая паузы, в такт дыханию учащихся, педагог читает стихотворение).

Уронило солнце лучик золотой,

И покрылась травка утренней росой,

Пробудились птицы, расцвели цветы.

Золотом сияют ели и кусты.

Воздух чист, прозрачен, тишина кругом,

Лес смолою плачет, околдован сном.

Утро наступило, и пора вставать

Красоту земную нам нельзя проспать.

Педагог: - Откройте глаза, пожалуйста. Улыбнитесь друг другу и весеннему солнышку. Я рада видеть ваши счастливые лица, радостные улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт вам удачу. Я желаю вам, чтобы это занятие прошло с пользой для вас и чтобы вы узнали что-то новое.

Вдохните свежесть весеннего воздуха, тепло солнечных лучей, запахи и ароматы лесного богатства

Будьте внимательные и наблюдательны, любуйтесь красотой весенней природы и узнавайте новое. А новое, вы можете угадать из загадки:

««Из-под снега расцветают, раньше всех весну встречают» (подснежники).

(Ответы детей)

Педагог: - Сегодня вы узнаете, какие растения называют первоцветами или подснежниками, почему они зацветают первыми ранней весной? Почему не боятся холодов и снега? Можно ли встретить первоцветы летом? Почему их надо охранять?

2.





































3.















4.

Основной этап: 15 мин

Изучение нового материала.



  • Цель для обучающихся

- учиться давать развернутый ответ на вопрос;

- научиться рассуждать, объясняя причины появления первоцветов.

  • Цель для педагога

- сформировать знания и представления обучающихся о первоцветах

  • Задачи:

- дать понятие о первоцветах выяснить почему их так называют,

-показать многообразие первоцветов и необходимость их охраны.

  • Формы и методы нового учебного материала: - словесные (беседа); наглядные (показ луковицы и фотографий первоцветов)

  • Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу:

-своевременные и правильные ответы учащихся;

- эмоциональный настрой детей.

  • Методы мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала:

-одобрение, похвала





















Закрепление учебного материала: 5минут



  • Цель для обучающихся:

- уметь понимать задание и выполнять его самостоятельно.

  • Цель для педагога:

-создание условий для формирования умений выполнять задание.

  • Задачи:

- развивать умения взаимодействовать в группе;

- учить умению раскладывать карточки с первоцветами.

  • Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: игровой

  • Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: выполнение задания без ошибок (карточки с изображениями первоцветов)

  • Пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал: - вернуться к выполнению задания.

- организовать взаимообучение индивидуально

Итоговый этап: 5 минут



  • Цель для обучающихся:

- уметь оценивать свою работу в течение занятия.

  • Цель для педагога:

- оценить деятельность обучающихся по конечному результату.

  • Методы оценивания:

- самооценка результатов деятельности своей и группы с помощью эмоций и вручение лучиков и улыбочек.

Педагог: - Весна прилетает к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом, спит под снегом и лес. Но под снегом маленькие зеленые храбрецы уже пробивают себе дорогу к солнцу своими зелеными копьями.

(Демонстрация фотографий разных стадий появления первоцветов, весна.)

-Как называют люди этих маленьких храбрецов?

Растения, развитие которых начинается ещё зимой, под снегом называют подснежниками и цветут они одними из первых, поэтому их ещё называют первоцветами

- Необыкновенной красоты бывают лесные поляны и степь весной, когда цветут первоцветы.

(Дети рассматривают иллюстративный материал: картинки, фотографии с изображением первоцветов)

Что помогает маленьким храбрецам - вестникам весны?

- Как вы думаете, почему первоцветы зацветают первыми так рано весной?

(Ответы детей)

- Дело в том, что маленькие храбрецы - первоцветы на земле только гости и гостят они до конца весны. Их дома в подземном мире. Называются эти дома корневище, клубень, луковица.

( Демонстрация гербария или наглядного пособия)

Это кладовые питательных веществ. Как только солнце согреет землю и станет доступной вода, луковица начинает прорастать. Для прорастания и цветения ей достаточно питательных веществ. А когда вырастут листья, они и примут на себя заботу - наполнить подземные кладовые питательными (органическими) веществами. Также развивается всем известный вам лук. (Демонстрация сухой и пророщенной луковицы тюльпана)

- Отгадайте загадку:

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (подснежник)

Педагог:

Физкультминутка.

- Сейчас будем слушать стихотворение П. Соловьева о подснежнике, и выполним упражнения.

Закрыли глаза (педагог читает стихотворение)

В саду, где березы

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой

(открыли глаза, встали)

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку

(Медленно поднимаемся на носочки, растём)

Потом подтянулся

Из всех своих сил

(Подтянулись, руки вверх)

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

(Руки в стороны, повороты головы)

- Почему подснежник снега и морозов не боится? Как вы думаете? ( Ответы детей)

- Даже в большие заморозки земля в лесу не промерзает. Снег для земли как одеяло от мороза. Кроме того, в листиках и цветах первоцветов много содержится сахара, растворенного в воде, который не дает замерзать растению.

А в степи, на опушках, открытых местах? Там маленькие храбрецы появляются одетыми в «шубку» - они густо покрыты волосками, сохраняющими влагу и тепло, имеют рассеченные узкие или тонкие узкие листья

( Демонстрация фотографий)

- Первоцветы гостят на земле только до конца весны. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Первоцветы появляются, когда деревья голы. Им важно чтобы на них светило солнышко. Но деревья покрываются листвой, тень становится слишком густой. Во второй половине весны надземные части первоцветов засыхают, разрушаются, а семена разносятся ветром. Но где-то там, в глубине почвы, будут покоиться всё лето, всю осень и зиму маленькая луковица, круглый клубенек или корневище

Педагог: - Ребята, а много ли первоцветов нас окружает? Сколько их и какие они?

(Ответы детей)

-Рассказ с демонстрацией фотографий, карточек с изображением первоцветов:

1. Пролеска голубая - а знаете ли вы, что цветет она всего пять дней

2. Хохлатка Галлера (петушки) - А у этого растения есть и народное название - петушки. Если это растение появляется из земли, когда вы пойдете в первый класс, то зацветет оно только когда вы будете в уже 5 классе. А если вы его сорвете, когда оно зацветет, то растение погибнет. Именно поэтому их нельзя рвать.

Так случилось с Рябчиком русским, который занесен в Красную книгу. (демонстрация Красной книги)

- Собирая первоцветы как лекарственные травы или в букет, люди часто вырывают их, повреждая корневище или луковицу, вытаптывают места их произрастания. С каждым годом первоцветов встречается всё меньше.

- Итак, пришло время отдохнуть.

Путешествуя по лесу, мы сделали много снимков, которые необходимо разложить по порядку. Давайте с вами поиграем: игра называется «Весенний фотограф». Мы делимся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с изображениями разных цветов.

И вам нужно «сфотографировать» (то есть собрать карточки с изображением первоцветов) и назвать их. Затем каждая команда рассказывает и показывает свои «альбомы» с фотографиями.

Вопрос командам: Можно ли найти подснежники летом? (Ответы детей)

Молодцы, ребята! Все справились с заданием.













Рефлексия.

Педагог: - Итак, ребята, вот и заканчивается наша прогулка по весеннему лесу.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Какие растения называют первоцветами или подснежниками?

-- Почему нельзя собирать первоцветы в букеты?

Педагог: - Какие вы молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все ребята сегодня были очень внимательными и старательными.

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу: Посмотрите на доску, какое у нас яркое солнышко с лучиками и улыбками.

Кому сегодня солнышко подарило свои лучики?

(кто остался доволен своей работой на занятии и усвоил тему, возьмите лучик).

А кому солнышко улыбнулось? (У кого что-то не получилось, возьмите улыбочку).

А что посоветуем остальным детям?

(активнее работать и им солнышко обязательно подарит свою улыбку и лучики).

На следующем занятии мы с вами будем рисовать первоцветы.

Всем спасибо за работу! Встретимся на следующем занятии!


© 2010-2022