Биология рабочая программа 10-11 кл

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 - 11 КЛАСС

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта 2004 года, с обязательным минимумом содержания биологического образования среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Просвещение , 1993 - 1998; М., Изд. центр "Вентана-Граф", 2005 - 2006 , рассчитана на 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по биологии 10 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия ,уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры. Программа предусматривает и отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся.

Программа также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Все эти идеи отражает программа курса "Биология" 10-11 классов.

Принятие нового стандарта общего образования в марте 2004 г. обозначило введение профильного обучения на старшей ступени средней школы. В связи с этим, произошла диверсификация всех предметных дисциплин. То есть произошло изменение функционального статуса учебных дисциплин в общем образовании. Появились профильные, базовые (непрофильные) и элективные учебные дисциплины. Каждая из которых обладает своими образовательными функциями в обучении.

Если профильная дисциплина ориентирована на специализацию и углубление знаний школьников по биологии, то базовая (непрофильная) дисциплина направлена на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования школьников. В связи с этим, данная программа ставит задачу - обеспечить общекультурный менталитет и общую биологическую компетентность выпускника современной средней школы,

В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого уровня обучения и построенного на интегративной основе, что требует образовательный минимум старшей школы.

Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Биология" предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении, то в курсе биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне. Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств

живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10класса

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии. Однако учитель вправе осуществлять перестановку разделов и тем по своему усмотрению.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели для 11-х классов и 35 учебных недель для 10 кл.), планирование составлено для изучения предмета на базовом уровне в 10а классе на 35 часов в год (1 час в неделю) в 10б классе на 70 часов в год (2 часа в неделю), в 11а классе на 34 часа в год (1 час в неделю), в 11б классе на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Содержание учебного курса

Учебно-тематический план

10а класс социально-гуманитарного профиля



Наименование темы

Всего часов

Количество лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ

1


Введение в курс общей биологии

6


2

Биосферный уровень жизни

9


3

Биогеоценотический

уровень жизни

8


4

Популяционно-видовой уровень жизни

12



Итого

35


Учебно-тематический план

10б класс (базовый уровень)



Наименование темы

Всего часов

Количество лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ

1


Введение в курс общей биологии

9


2

Биосферный уровень жизни

17


3

Биогеоценотический

уровень жизни

18

1

4

Популяционно-видовой уровень жизни

24

2

5.

Резервное время

2



Итого

70

3

Учебно-тематический план

11а класс социально-гуманитарного профиля

№ раздела

Наименование раздела

Всего часов

Количество лабораторных работ, экскурсий,

к/р

1

Организменный уровень жизни

17


-

2

Клеточный уровень жизни

9

-


3

Молекулярный уровень жизни

8


-


Итого

34




Учебно-тематический план

11б класс (базовый уровень)


№ раздела

Наименование раздела

Всего часов

Количество лабораторных работ, экскурсий, к/р

1

Организменный уровень жизни



2

Клеточный уровень жизни



3

Молекулярный уровень жизни




Итого




Содержание изучаемого курса

10 класс (базовый уровень)

Введение в курс общей биологии (9 часов)

Содержание и построение курса общей биологии. Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи. Методы биологических исследований. Живой мир и культура.

Тема 1. Биосферный уровень жизни (17 часов)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Происхождение и функции живого вещества. Эволюция в развитии биосферы. Биосфера как глобальная экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

Тема 2. Биогеоценотический уровень жизни (18 часов)

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Строение и свойства биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Механизмы устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие водных биогеоценозов, биогеоценозов суши. Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования.

Тема 3.Популяционно-видовой уровень жизни (24 часа)

Характеристика и структура биологического вида. Популяция как форма существования вида. Популяция как структурный компонент биогеоценоза. Популяция как основная единица эволюции. Видообразование. Система живых организмов на Земле. Этапы происхождения человека. Человек как уникальный вид живой природы. Современные представления об эволюции органического мира. Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического многообразия. Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции. Современное состояние изучения видов. Генофонд и причины гибели видов. Проблема сохранения видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.


11а класс социально-гуманитарного профиля

(базовый уровень)

Тема 1. Организменный уровень жизни (17 часов)Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Оплодотворение и размножение организмов. Онтогенез. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Генетика пола. Наследственные болезни человека. Мутагены, их влияние на живую природу и человека. Достижения биотехнологии. Факторы, определяющие здоровье человека. Разнообразие и значение вирусов.

Тема 2. Клеточный уровень жизни (9 часов)

Клетка как этап эволюции в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты клеток. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл. Митоз и мейоз. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот и одноклеточных эукариот. Роль бактерий в природе. Микробиология на службе человека. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.

Тема 3. Молекулярный уровень жизни (8 часов)

Основные химические соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых кислот. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная проблема. Время экологической культуры.

11б класс

Тема 1. Организменный уровень жизни (55 часов)

Организм как биосистема. Организм как единое целое Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Образование половых клеток. Оплодотворение и размножение организмов. Онтогенез. Биогенетический закон. Зародышевое и постэмбриональное развитие организма. Изменчивость признаков организма и её типы. Хромосомная теория наследственности. Типы мутаций. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие генов. Взаимодействие генов и среды при формировании признака. Отклонение от статистической закономерности. Цитоплазматическая наследственность. Генетика и клеточная инженерия. Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Закон гомологических рядов. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез Генетика пола. Наследственные болезни человека. Мутагены, их влияние на живую природу и человека. Достижения биотехнологии. Факторы, определяющие здоровье человека. Разнообразие и значение вирусов. Вирусные заболевания. Вирусология.

Тема 2. Клеточный уровень жизни (29 часов)

Клетка как этап эволюции в истории Земли. Клетка как этап эволюции первичной клетки. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Поверхностный комплекс клетки. Органоиды как структурные компоненты клеток. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл. Митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот и одноклеточных эукариот. Клетка бактерии как биосистема. Роль бактерий в природе. Микробиология на службе человека. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.

Тема 3. Молекулярный уровень жизни (18 часов)

Основные химические соединения живой материи. Ферменты - особые белковые молекулы. Структура и функции нуклеиновых кислот. Репликация ДНК. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Цикл Кальвина. Цикл Кребса. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Регуляторы биомолекулярных процессов.Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная проблема. Время экологической культуры.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология . Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф 2009г

2. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы.

М., 1997. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

3. Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Поно-маревой. М., 2007.

4. Биология . Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М., 2007.

5. Биология .ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы./Составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. М., 2007.

6. Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.

7. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование.. Кострома, 1996.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.,2001.

9. Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (ба-

зовый уровень изучения). М. 2007. .

10. Лемез Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах.

Минск, 1997.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология . Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф 2009г

2. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы.

М., 1997. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

3. Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Поно-маревой. М., 2007.

4. Биология . Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М., 2007.

5. Биология .ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы./Составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. М., 2007.

6. Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.

7. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование.. Кострома, 1996.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.,2001.

9. Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (ба-

зовый уровень изучения). М. 2007. .

10. Лемез Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах.

Минск, 1997.

11.Программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой.

  1. Государственные стандарты.

  2. 4.Учебник И.Н. Пономаревой «Общая биология 11 класс» для общеобразовательных учреждений. Москва Вентана«Граф 2008 год»

  3. Методическое пособие для учителя

  4. Тестовые задания ЕГЭ биология 2012 год, Москва ЭКАСМО 2011 год.

  5. Акимов С.И. биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. -М: Лист-Нью, 2004

  6. Болгова И.В.сборник задач по общей биологии с решением для поступающих в ВУЗы. - М: ООО «ООНИКС 21 век» 2006 год

  7. Егорова Т.А. , Клунова С.М. Основа биотехнологии «Академия» 2004


Интернет-материалы

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

Электронные мультимедийные носители (CD - диски).

  1. Большая детская энциклопедия. Биология. ИДДК, Россия 2008.

  2. Энциклопедический справочник школьника.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

10 класс


Знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

11 класс (базовый уровень)

Знать:

  • Основные положения биологических теорий и законов (законы Г.Менделя);

  • Строение и структуру биологических объектов: видов и экосистем;

  • Сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности;

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания ;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдение правил поведения в природной среде.

11 класс (профильный уровень)

Знать:

  • Основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина; учение В.И. Вернадского о биосфере;

  • Строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • Сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценить;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдение правил поведения в природной среде.


© 2010-2022