Практические работы по биологии для учителей биологии

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ

Практическая работа «Внешнее строение корня».

1.Рассмотрите корешок невооруженным глазом. Найдите на конце корешка корневой чехлик, а выше корневого чехлика найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.

2.Отделите пинцетом корень (не менее 1см)

3.Положите корень на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.

4. Зарисуйте корень. Обозначьте корневой чехлик и корневые волоски.

Наблюдение за цветением растений в кабинете.

Отметить фазы развития, данные занести в таблицу:

Фазы развития растений

Дата наблюдения

1. Появление бутонов.

2. Начало раскрытия бутонов.

3. Полное распускание.

4. Растрескивание пыльников.

5. Увядание венчика.

Проверить, образуются ли у этих растений плоды без искусственного опыления. Для этого необходимо провести опыт в 3-х вариантах:

  1. перекрёстное опыление;

  2. самоопыление;

  3. контроль (без опыления).

Сделайте выводы:

  1. о скорости распускания и продолжительности цветения отдельного цветка;

  2. о типах опыления в природе;

  3. о причинах отсутствия плодоношения при выращивании в комнате.

Практическая работа «Изучение условий прорастания цветочной пыльцы».

В лунки предметных стёкол Ранвье нанести по капле раствора сахара различной концентрации (5%, 25%, 40%), после чего на этот раствор нанести кисточкой цветочную пыльцу.

Края лунки предметного стекла обмазать вазелином и накрыть покровным стеклом.

Рассмотреть препарат при большом увеличении.

Зарисовать исходное состояние пыльцевых зёрен в сахарном сиропе различной концентрации.

Рассматривайте препарат через различные промежутки времени на протяжении двух часов.

Зарисуйте состояние растущих пыльцевых трубок.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предложите гипотезы, объясняющие различные скорости прорастания цветочной пыльцы различных концентрациях сахара.

  2. Имеет ли место подобное биологическое явление в растительном мире?

  3. С какими свойствами живого тесно связано данное явление?

Практическая работа «Обнаружение крахмала в клетках клубня картофеля»

1.Сделайте микросрез клубня картофеля.

2.Срез поместите на предметное стекло в каплю раствора йода.

Для приготовления рабочего раствора йода необходимо в лабораторный стакан с водой капнуть несколько капель йода, до получения раствора бледно-жёлтого окраса.

3.Рассмотрите микропрепарат.

4.Зарисуйте 2-3 клетки клубня картофеля и крахмальные зёрна в них.

Практическая работа «Выделение кислорода зелёными листьями на свету. Скорость фотосинтеза».

1.Лист элодеи поместите на предметное стекло в каплю воды.

2.Накройте покровным стеклом.

3.Рассмотрите срез листа элодеи. Что наблюдаете? Сделайте рисунок.

4.Лист элодеи поместите на предметное стекло в каплю слабого раствора питьевой соды.

5.Накройте покровным стеклом.

6.Рассмотрите срез листа элодеи. Что наблюдаете? Сделайте рисунок.

7.Затемните микропрепарат. Что наблюдаете?

Сделайте вывод:

1.О влиянии света на скорость фотосинтеза.

2.О влиянии углекислого газа на скорость фотосинтеза.

Практическая работа «Обнаружение первичного крахмала в клетках листа элодеи».

1.Обесцветьте лист элодеи кипячением и обработкой горячим спиртом.

Вместо этилового спирта можно использовать изопропиловый (средство «ИПС» для чистки стёкол), в крайнем случае, применить вместо спирта ацетон, но не кипятить его, а лишь нагреть на водяной бане, прикрыв неплотно крышкой или ватной пробкой. Поблизости не должно быть огня. Листья, обесцвеченные в ацетоне, становятся хрупкими, ломкими. Их надо расправить и перенести в водный раствор йода быстро, не давая им высохнуть.

2. Поместите лист элодеи в слабый раствор йода на предметное стекло.

3.Осторожно накрыть покровным стеклом.

4.Рассмотреть микропрепарат.

5.Зарисовать крахмальные зёрна в клетках листа элодеи.

Сделайте вывод.

Объясните происхождение этих крахмальных зёрен.

Практическая работа «Пластиды зелёного листа».

1.Лист элодеи канадской положить в каплю воды на предметное стекло.

2.Осторожно накрыть покровным стеклом.

3.Микропрепарат поместить на столике так, чтобы был виден край листа. Рассмотреть микропрепарат.

По краю листа клетки расположены однослойно, поэтому для их изучения не надо делать тонкого среза.

4.Сделать рисунок.

Практическая работа «Хромопласты».

1.Изготовить микропрепарат мякоти плода рябины обыкновенной (шиповника, томатов, корнеплода моркови, лепестков настурции, лютика и т. д.).

Для этого на предметное стекло пипеткой нанести каплю раствора глицерина. Он является просветляющей жидкостью, поэтому качество изображения пластид значительно улучшается.

Немного мякоти плода поместить в каплю глицерина, предварительно слегка растерев.

2. Накрыть покровным стеклом.

3.Рассмотреть хлоропласты там, где клетки лежат наименее скученно.

4.Зарисовать клетку мякоти. Хромопласты раскрасить.

Практическая работа «Лейкопласты».

Изготовить микропрепарат для изучения лейкопластов.

1. На предметное стекло нанести каплю слабого раствора сахара.

Слабый раствор сахара применяется вместо чистой воды для того, чтобы лейкопласты не разбухали.

2. С нижней стороны листа традесканции виргинской снять небольшой кусочек кожицы.

3.Положить кожицу в каплю слабого раствора сахара и накрыть покровным стеклом.

4.Рассмотреть микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Найти бледно-лиловые клетки. Клеточный сок в них окрашен антоцианом.

5.Перевести микроскоп на большое увеличение и рассмотреть дону клетку. В цитоплазме, окружающей ядро, видны лейкопласты в виде мелких телец, сильно преломляющих свет.

6.Зарисовать одну клетку, сделать обозначения. Клеточный сок раскрасить.

Практическая работа «Клубеньки на корнях бобовых растений».

1. Рассмотрите при помощи лупы форму, размеры и расположение клубеньков на корнях бобовых растений.

2. Зарисуйте корень с клубеньками.

3.Приготовьте микропрепарат клубенька.

4.Рассмотрите микропрепарат.

5.Зарисуйте гнёзда с бактериальной тканью и проводящие пучки, осуществляющие питание клубенька от центрального цилиндра.

Практическая работа «Пигменты в клеточном соке.

Изменение цвета пигмента в зависимости от реакции среды ».

1.Приготовьте микропрепарат окрашенных лепестков цветков (лучше брать лепестки синие, фиолетовые, розовые).

2.Рассмотрите окрашенные лепестки цветков под микроскопом.

Если окраска есть, легко убедиться, что она зависит не от хромопластов, так как распределена по клетке равномерно.

3.Обработайте микропрепарат кислотой или щелочью.

Выбор реактива будет зависеть от цвета клеточного сока в рассматриваемой клетке: если окраска сине-фиолетовая или сиреневая, значит, реакция клеточного сока щелочная или нейтральная и препарат интересно обработать кислотой, а если розовая или красная - щелочью, так как эти реактивы быстро вызовут изменение цвета.

Прибавляйте реактив по каплям сбоку покровного стекла, оттягивая воду с противоположной стороны полоской фильтровальной бумаги. Рассматривать микропрепарат необходимо при малом увеличении микроскопа, чтобы сразу видеть большую поверхность.

В качестве щелочи лучше всего использовать слабый раствор аммиака, он позволяет получить голубые тона. 5%-ный продажный раствор аммиака можно разбавить водой приблизительно вдвое, чтобы запах был едва ощутим.

В качестве кислоты можно воспользоваться пищевым уксусом.

Практическая работа «Разнообразие форм клеток».

Разрушение межклеточного вещества (мацерация) приводит к разъединению клеток, отхождению их друг от друга. Отмацерированные клетки можно увидеть в варёном картофеле, в мякоти спелого яблока и арбуза, в замороженных плодах. Мацерация ткани позволяет увидеть все особенности формы составляющих её клеток - их длину, различные выросты и т. д., тогда как на срезах эти клетки нередко кажутся более или менее одинаковыми.

1.Рассмотрите клетки варёного клубня картофеля, отделив препаровальной иглой маленький кусочек мякоти.

Взятый на иглу материал надо опустить в каплю воды на предметное стекло и, одной иглой придерживая, другой пошевеливая, дробить его на ещё более мелкие кусочки. При этом будут отделяться и одиночные клетки.

2.Прибавьте к воде, где лежат клетки картофеля, немного раствора Люголя (йод в йодистом калии).

Берите раствор не пипеткой, а концом препаровальной иглы, опущенной в раствор Люголя вертикально; в воду препарата иглу положите плашмя; вода должна подкраситься едва заметно.

3.Сделайте рисунок.

4.Проделайте то же с кусочком мороженого клубня картофеля.

Сделайте вывод:

1.В каком препарате вы обнаружили в клетках крахмальные зёрна?

2.Почему в другом случае они не обнаруживаются?

Практическая работа «Клеточная оболочка».

1.Сделать поперечный срез семядоли гороха (с сухого семени легче сделать поперечный срез; лучше видны в них клеточные оболочки).

2.Стружкообразный срез поместите в каплю воды на предметное стекло. Воду очень слабо подкрасьте раствором йода в йодистом калии, для этого раствор берите не пипеткой, а препаровальной иглой, опуская её в раствор вертикально, а в каплю воды на предметном стекле - горизонтально.

3. Накройте препарат покровным стеклом.

4. Двигая предметное стекло, выбирайте такой разрез, на котором видны хотя бы несколько клеток с выпавшим из них содержимым.

5. Клеточная оболочка у клеток семядолей гороха довольно толстая. Зарисуйте 2-3 клетки, покажите оболочку, межклетники, поры.

Обратите внимание на клетки, заполненные питательными веществами,

сделайте вывод:

Какие запасные питательные вещества характерны для семян гороха?

Практическая работа «Получение цветочных побегов из пазушных почек капустной кочерыжки».

Эту работу можно проделать дома.

1. Осторожно надрежьте листья кочана у их основания, чтобы сохранить пазушные почки, отламывайте листья и обнажайте кочерыжку до верхушечной почки, прикрытой мелкими бледно-зелёными листочками.

Листья капусты можно использовать для приготовления пищи.

2. Поверните кочерыжку широкой частью вниз и укрепите её над водой, налитой в литровую или трёхлитровую банку так, чтобы она держалась и не погружалась в воду, использовав для этого картон, проволоку или верёвку.

  1. Поставьте банку недалеко от окна.

4. Банку оберните темной бумагой, но так, чтобы снимать её было легко.

5. Время от времени снимайте бумагу для наблюдений. Следите, чтобы не помутнела вода. Подливайте воду только сырую, комнатной температуры.

Сначала от основания кочерыжки начнут развиваться корни, а затем тронутся в рост и пазушные почки.

Для получения цветков эту работу нужно начать в декабре, когда кочаны уже полежат при температуре +2оС, +3оС.

6.Зарисуйте или сфотографируйте цветущую капусту.

Практическая работа «Анатомическое строение листовой пластинки».

1.Сделайте поперечный срез листа брусники.

Для этого оторвите один из листьев брусники ближе к верхушке побега. Вырежьте из листа продольную полоску так, чтобы средняя жилка проходила посередине и ширина полоски была 5-7 мм.

Сделайте несколько срезов и, не покрывая покровным стеклом, рассмотрите срезы в капле воды, выбирая такой срез, который действительно представляет собой поперечник листа, а не просто отрезанный участок листовой пластинки.

2.Рассмотрите верхнюю и нижнюю кожицы листа, столбчатую и губчатую ткани.

3.Зарисуйте небольшой участок среза, сделайте обозначения к рисунку.

Практическая работа «Пыльца. Её строение».

  1. Рассмотрите под микроскопом пыльцу различных растений.

  2. Сравните форму и величину пыльцевых зерен различных растений.

  3. Рассмотрите поверхность рыльца выбранных растений.

  4. Сравните форму, величину пыльцы с поверхностью рыльца каждого растения.

  5. Зарисуйте пыльцу и поверхность рыльца каждого растения.

Вопросы для обсуждения:

Каковы особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений?

Практическая работа «Знакомство с плесневыми грибами».

1.Рассмотрите мукор, выращенный на куске белого хлеба под стеклянным колпаком.

Обратите внимание на тонкие белые нити - гифы и черные точки - спорангии.

2.Возьмите пинцетом немного гиф гриба, поместите на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3.Рассмотрите микропрепарат. Вы видите не разделённые на клетки трубчатые гифы, они образуют мицелий (грибницу).

4.Зарисуйте строение мицелия.

5.Найдите на том же препарате гифы, несущие шарообразные спорангии.

6.Зарисуйте спорангий со спорами.

Практическая работа «Особенности строения и размножения хлебных дрожжей».

1.Нанесите на предметное стекло каплю воды, а затем немного бродящих хлебных дрожжей.

2.Накройте препарат покровным стеклом.

3. Рассмотрите препарат. Вы увидите отдельные овальные клетки, а затем почкующиеся клетки гриба. Если процесс такого вегетативного размножения идёт бурно, то новые клетки, не успев отделиться, сами начинают почковаться, и возникает цепочка клеток.

4. Зарисуйте клетку хлебных дрожжей.

5. Схематично изобразите процесс почкования хлебных дрожжей.

Практическая работа «Кожица листа пеларгонии зональной».

1.Приготовьте микропрепарат кожицы листа пеларгонии.

2.Рассмотрите микропрепарат и зарисуйте участок кожицы, обозначив на рисунке замыкающие клетки устьиц, устьичную щель, клетки кожицы, кроющие и железистые волоски.

Железистые волоски - короткие, многоклеточные, с шаровидной головкой; кроющие - длинные, многоклеточные.

Практическая работа «Внутреннее строение стебля кактуса».

1. Сделайте поперечный срез стебля кактуса.

2. Приготовьте микропрепарат стебля кактуса.

3.Рассмотрите участок среза, найдите водозапасающую ткань.

4.Зарисуйте участок среза, обозначьте кожицу и водозапасающую ткань.

Практическая работа «Водозапасающая ткань в листьях традесканции».

1.Сделайте поперечный срез листа традесканции.

Сделайте несколько срезов и, не покрывая срезы покровным стеклом, рассмотрите их в капле воды, выбирая такой срез, который действительно представляет собой поперечник листа, а не просто отрезанный участок листовой пластинки.

2.Рассмотрите верхнюю и нижнюю кожицы листа, найдите водозапасающую ткань.

3.Зарисуйте небольшой участок среза, сделайте обозначения к рисунку.

Вопросы для обсуждения:

Объясните происхождение и значение водозапасающей ткани в листьях влаголюбивого

Приложение 2.


ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ НАД РАСТЕНИЯМИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПАРЯЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛИСТА.

Берут 4 одинаковых листа пеларгонии с крупными листовыми пластинками и помещают в пробирки с теплой водой: у 1-го листа смазывают вазелином нижнюю сторону; у 2-го - верхнюю сторону; у 3-го - верхнюю и нижнюю стороны; 4-й лист не смазывают.

В пробирки наливают одинаковое количество воды и приливают тонкий слой растительного масла.

ЗАВИСИМОСТЬ КОЛИЧЕСТВА ИСПАРЯЕМОЙ ВОДЫ ОТ ЧИСЛА ЛИСТЬЕВ.

В каждую из 4 пробирок наливают одинаковое количество воды, помещают по одной ветке традесканции: с 5 листьями на стебле, с 3 листьями, с 2 листьями и с черенком без листьев.

В пробирки сверху приливают растительное масло.

ИСПАРЕНИЕ ЛИСТЬЯМИ ВОДЫ.

1.В каждую из 2 пробирок наливают одинаковое количество воды, в одну пробирку ставят черенок растения.

В пробирки сверху приливают растительное масло.

2.Крупный лист пеларгонии помещают в колбу, закрепленную на штативе. Колбу закрывают ватой. Растение поливают и оставляют на свету в тепле.

3.Черенок растения помещают в банку с водой, сверху приливают слой растительного масла. Ежедневно взвешивают и высчитывают количество испаренной воды.

ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ.

1.Две ванночки заполнить землёй, увлажнить и высеять в них пшеницу или овёс. Одну ванночку выставить на свет, другую - в темноту. Чтобы создать тёмную камеру, сверху ванночку накрывают картонной коробкой. На этикетках помечают время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».

2.Отбырают клубни картофеля одинакового размера и закладывают для проращивания на свету и в темноте при температуре +25°С.

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НА СРОКИ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН.

Используют различные семена и проращивание проводят при различных температурах, например пшеницы:

1-я проба - проращивание при температуре 25-30°С

2-я проба - проращивание при температуре 18-20°С

3-я проба - проращивание при температуре 10-12°С

4-я проба - проращивание при температуре 0-2°С

Проращивание семян

Наблюдаемые изменения

Время закладки опыта и сроки наблюдений

при t выше

+25°С

при t

+20°C

при t

+10°С

при t

+5°С

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСХОЖЕСТИ СЕМЯН.

Проращивание семян в растильне на влажной марле, в песке. Опытом выясняется продолжительность прорастания семян и процент всхожести. Для опыта следует брать не менее четырех проб по 100 семян в каждой.

ПРЕРЫВАНИЕ СТАДИИ ПОКОЯ У ЗУМУЮЩИХ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ.

Ветку растений помещают в банку с водой и ведут наблюдения за распусканием почек.

Результаты наблюдений записывают в таблицу.

Название

растения

Дата

закладки опыта

Набухание почек

Разрыв

чешуй

Появление первого листа

Распуска-ние листьев

Образова-ние молодого побега



ЗНАЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ СЕМЕНИ

ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ.

Проращивание семян пшеницы между стенками химического стакана. Стакан изнутри выстилают фильтровальной бумагой. На дно стакана наливают немного воды так, чтобы фильтровальная бумага была влажной. Между стенками стакана и фильтровальной бумагой на одном уровне располагают семена пшеницы. Семена находятся при температуре 20-22°С. Опыт можно проделать в нескольких вариантах: используя крупные и мелкие семена пшеницы; семена двудольных растений: целое семя, с одной семядолей и с половинкой семядоли. Через стенки стакана видны изменения, происходящие при прорастании семени, результаты наблюдений можно записать в таблицу.

Растение

Фасоль

Горох

Время закладки опыта и сроки наблюдений

Целое семя

Семя с одной семя-долей

Семя с 1/2 семядоли

Целое семя

Семя с одной семя-долей

Семя с 1/2 семядоли

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОНЫ РОСТА КОРНЯ.

Для опыта используются проростки с хорошо развитыми зародышевыми корешками (фасоли, гороха, пшеницы, кукурузы). На корень тушью наносят деления от кончика до середины корня на одинаковом расстоянии друг от друга. Проростки помещают между фильтровальной бумагой и стенками банки во влажной камере.

ЗНАЧЕНИЕ ПИКИРОВКИ (ПРИЩИПКА ГЛАВНОГО КОРНЯ).

Готовят влажную камеру. Берут 4 проростка фасоли (гороха), с корешками 3-5 см. У двух проростков отщипывают главный корень, два проростка (контроль) оставляют без прищипки. Прикрепляют во влажной камере.

КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ.

Необходимо иметь комнатное растение бальзамин, у которого срезают стебель, оставив пенек 3-5 см. Растение обильно поливают теплой водой. На пенек надевают резиновую трубку, соединенную со стеклянной трубкой.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ РОСТА КОРНЯ.

Три одинаковых проростка помещают в банки с влажной камерой (можно использовать черенки комнатных растений), которые выдерживают при разной температуре.

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДУХА ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ КОРНЕЙ.

Для опыта берут две широкогорлые банки с крышками. В крышках делают по три отверстия, наливают до половины кипяченой воды. В два отверстия вставляют одинаковые проростки фасоль или гороха. В третье отверстие первой банки вставляют стеклянную трубку с грушей для продувания воздуха. В другую банку через свободное отверстие приливают растительное масло. Банки обертывают плотной бумагой и ставят в тепло на свету.

Опыт можно варьировать. В одну банку наливают кипяченую воду, в другую - водопроводную. В банки через свободное отверстие приливают растительное масло.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ РОСТА КОРНЯ.

Три одинаковых проростка помещают в банки с влажной камерой (можно использовать черенки комнатных растений), которые выдерживают при разной температуре.

ЗНАЧЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ СОЛЕЙ ДЛЯ РОСТА КОРНЯ.

В одну банку наливают почвенную вытяжку, в другую - дистиллированную или кипяченую воду. Используют проростки растений или черенки. Опыт проводят при температуре 20-22°С на свету.

Наблюдения заносят в таблицу

« Длина корневой системы».

Сроки наблюдений


Опытное растение


Контроль


ОБРАЗОВАНИЕ КРАХМАЛА В ЛИСТЬЯХ НА СВЕТУ (ФОТОСИНТЕЗ).

1.Комнатные растения пеларгонии обильно поливают и ставят в темный шкаф на 4 суток.

Затем на одном листе прикрепим полоски черной бумаги. Поставим растение на яркий солнечный свет или под электрическую лампочку. Срежем лист. Опустим его в горячую воду, а затем в горячий спирт. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим в чашке Петри и обольём слабым раствором

иода.

Зарисуйте листья и сделайте выводы.

2.Этот опыт можно провести с пестролистными формами комнатных растений, не выдерживая их в темноте. В этом случае иод окрасит только зелёные участки листьев.

Зарисуйте листья и сделайте выводы.

ЗАВИСИМОСТЬ КОЛИЧЕСТВА ИСПАРЯЕМОЙ ВОДЫ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ

ВОЗДУХА И ВОДЫ.

В пробирки помещают черенки или листья растений, выдерживают их при разной температуре.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СТЕБЛЮ.

1.Черенки растений помещают в подкрашенную воду.

2.У веток тополя или ивы удаляют все боковые побеги и верхушку. На расстоянии 4-5 см от нижнего конца делают кольцевой вырез шириной 1см.(Кору удаляют осторожно чистым скальпелем, не повреждая древесины). Черенок находится на свету в воде комнатной температуры.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ РОСТА СТЕБЛЯ.

На стеблях молодых растений тушью наносят деления на одинаковых расстояниях, начиная от верхушки и до середины стебля.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ РОСТА ЛИСТА.

На молодые листья лука репчатого тушью наносят деления на одинаковых расстояниях, начиная от верхушки и до основания листа.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ МХА СФАГНУМА

И ПОГЛОЩЕНИЕ ИМ ВОДЫ.

10 стебельков сфагнума взвешивают и помещают в банку с водой. Через несколько часов взвешивание повторяют и определяют, насколько увеличилась масса.

ВЛИЯНИЕ ПРИМЕСЕЙ

НА СКОРОСТЬ ПОГЛОЩЕНИЯ ВОДЫ МХОМ СФАГНУМОМ.

Два одинаковых кустика мха помещают в банки с водой. В одну из банок кладут растертый в порошок мел, в этом случае вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

НЕОБХОДИМОСТЬ ДОСТУПА ВОЗДУХА

ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ КОРНЕЙ У ЧЕРЕНКОВ.

Берут черенки комнатных растений, имеющих шероховатую поверхность стебля (плектрантус, колеус, герань). У опытных черенков до помещения их в воду смазывают вазелином всю поверхность стебля, не замазывая при этом срез стебля, через который в черенок будет поступать вода.

КАКУЮ ВОДУ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПОЛИВА РАСТЕНИЙ.

Черенки традесканции ставят в колбы с водопроводной, кипяченой и талой (дождевой) водой. Наблюдают за развитием корневой системы.

ПРИМЕРНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ОПЫТАМ.


  1. Тема опыта.

  2. Цель опыта.

  3. План опыта.

  4. Оборудование.

  5. Ход работы (календарь наблюдений):

а) число;

б) что делаю;

в) что наблюдаю.

6. Рисунок.

  1. Результаты.

  1. Выводы.

Приложение 3


Тематический план первого года обучения


п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретические

Практические

Экскурсии

1

Вводное занятие

6

4



2

Значение гербаризации в изучении растений.

6

1

5


3

Явления в жизни растений осенью

12

3

9

1

4

Уход за комнатными растениями

42

6

36


5

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними

9

3

6


6

Удобрения. Питание растений из почвы и их подкормка

9

6

3


7

Ботанический практикум

42

21

21


8

Экологический практикум

30

15

15


9

Виды комнатных растений

36

24

12


10

Вегетативное размножение комнатных растений

12

6

6


11

Семенное размножение комнатных растений

3

1

2


12

Весенние явления в жизни растений

3

1


2

13

Подготовка и проведение праздников

3


3


14

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка

3

1

2


Итого:

216

93

120

3

Приложение 4


Тест на звание «Юннат-инструктор по разделу ботаника»

Выберите один правильный ответ:


  1. Из указанного перечня выберите орган цветкового растения, из которого образуются плод с семенами:

А. Лист.

Б. Стебель.

В. Корень.

Г. Цветок.


  1. Какое значение имеет наличие парашютиков у семян одуванчиков?

А. Защищают семя от неблагоприятных условий.

Б. Способствует распространению семян ветром.

В. Способствует распространению семян животными.

Г. Содержат запас питательных веществ.


  1. Что происходит с растениями весной?

А. Жизнедеятельность растений полностью приостанавливается.

Б. Жизнедеятельность растений снижается значительно.

В. Происходит интенсивное сокодвижение, набухание почек, распускание листьев.

Г. Идет созревание плодов и семян, пожелтение листьев, листопад.


  1. Что представляет собой корень?

А. Видоизмененный побег.

Б. Зачаточное растение.

В. Подземный орган растения.

Г. Часть побега.


  1. Оболочка в растительной клетке обеспечивает:

А. Связь между частями клетки.

Б. Защитную функцию и придает клетке форму.

В. Сходство материнской клетки с дочерними.

Г. Запасными питательными веществами.

6. Мочковатой считают такую корневую систему, у которой:

А. Главный корень не отличается от многочисленных придаточных корней.

Б. Главный корень сильно развит и похож на стержень.

В. От главного корня отходят небольшие боковые корни.

Г. Главный корень длинный и развивается из корешка зародыша.

7. Образованию придаточных корней способствует:

А. Пасынкование.

Б. Обрезка частей стебля.

В. Пикировка.

Г. Окучивание.

8. К минеральным удобрениям относятся:

А. Торф.

Б. Навоз.

В. Птичий помет.

Г. Суперфосфат.

9. Из перечисленных названий выберите видоизмененный корень:

А. Клубень картофеля.

Б. Корневище ландыша.

В. Корнеплод моркови.

Г. Луковица тюльпана.

10. О чем свидетельствует сходство строения клеток у растений?

А. О единстве живой и неживой природы.

Б. О происхождении растений от бактерий.

В. О родстве растений, происхождении их от общего предка.

Г. О наличии у растений тканей.

11. Поглощению воды из почвы способствует:

А. Процесс дыхания.

Б. Процесс деления клеток.

В. Корневое давление.

Г. Движение цитоплазмы.

12. Почему суперфосфат надо вносить в почву осенью?

А. Плохо растворяется в воде.

Б. Хорошо растворяется в воде.

В. Чтобы не загрязнять окружающую среду.

Г. С целью экономии удобрений.

13. Что происходит в жизни растений осенью?

А. Жизнедеятельность растений полностью приостанавливается.

Б. Жизнедеятельность растений снижается значительно.

В. Происходит интенсивное сокодвижение, набухание почек, распускание листьев.

Г. Идет созревание плодов и семян, пожелтение листьев, листопад.

14. Цитоплазма в клетке обеспечивает:

А. Связь между частями клетки.

Б. Защитную функцию и придает клетке форму.

В. Сходство материнской клетки с дочерними.

Г. Определяет окраску растений.

15. Какую роль выполняет корень в жизни растений?

А. Поглощает углекислый газ из окружающей среды.

Б. Поглощает органические вещества из почвы.

В. Укрепляет растение в почве, поглощает воду и минеральные вещества.

Г. Образует органические вещества из неорганических.

16. Какое из названных удобрений относится к органическим:

А. Нитраты.

Б. Хлорид калия.

В. Навоз.

Г. Суперфосфат.

17. Как распространяются семена рябины в природе:

А. Ветром.

Б. Животными.

В. Саморазбрасыванием.

Г. Водой.

18. Плоды рябины окрашены в красный цвет из-за наличия в них:

А. Лейкопластов.

Б. Хромопластов.

В. Хлоропластов.


  1. Крахмала содержится больше всего:

А. В кочане капусты.

Б. В листьях салата.

В. В клубнях картофеля.

Г. В корнеплодах свеклы.


  1. Какова роль хлоропластов в клетке:

А. Участвуют в поглощении воды клеткой.

Б. Участвуют в образовании органических веществ и кислорода на свету.

В. Осуществляют связь между частями клетки.

Г. Осуществляют связь между клетками.


  1. Побег - это:

А. Верхушка стебля.

Б. Стебель с листьями и почками.

В. Подземный орган растения.

Г Молодое растение.


  1. Пикировка - это:

А. Удаление у растения кончика корня при пересадке.

Б. Удаление верхушки стебля.

В. Удаление молодых побегов из пазухи листьев.

Г. Внекорневая подкормка.


  1. Минеральные удобрения вносят в почву, если растениям не хватает:

А. Воздуха.

Б. Воды.

В. Минеральных солей.

Г. Тепла.


  1. Рыхление почвы улучшает снабжение растений:

А. Теплом.

Б. Минеральными веществами.

В. Воздухом.

Г. Органическими веществами.


  1. Воду и минеральные соли из почвы поглощают:

А. Корневой чехлик.

Б. Сосуды.

В. Корневые волоски.

Г. Зона роста.


  1. Из каких частей состоит лист?

А. Из стебля с почками.

Б. Из листовой пластинки и черешка.

В. Из чашелистиков. Г. Из лепестков.


  1. Какова роль устьиц в жизни листа?

A. Уменьшают испарение воды растением.

Б. Регулируют испарение воды растением.

В. Увеличивают испарение воды растением.

Г. Не влияют на испарение воды растением.


  1. В какой части клетки происходит фотосинтез?

А. В хромопластах.

Б. В ядре.

В. В хлоропластах.

Г. В вакуолях.


  1. Каковы причины передвижения воды в растение?

А. Движение в клетках цитоплазмы.

Б. Перемещение в клетках хлоропластов.

В. Корневое давление и испарение воды листьями.

Г. Изменение влажности воздуха.


  1. В процессе фотосинтеза в растении образуются:

А. Вода и углекислый газ.

Б. Органические вещества и кислород.

В. Минеральные соли.

Г. Хлоропласты.


  1. Крупные округлые почки, имеющие зачаточный бутон, называются:

А. Цветочными.

Б. Листовыми.

В. Пазушными.

Г. Верхушечными.


  1. Какова роль листа в растении?

А. Поглощает воду.

Б. Поглощает минеральные соли.

В. Испаряет воду, в нём происходит фотосинтез.

Г. Способствует процессу опыления.

33. Каково строение устьиц?

А. Состоят из одинаковых, плотно прилегающих друг к другу клеток.

Б. Состоят из рыхло расположенных клеток.

В. Состоят из двух зелёных замыкающих клеток и щели между ними.

Г. Состоят из длинных одревесневших клеток.

34. У какого растения листья превратились в колючки?

А. Крапива.

Б. Кактус.

В. Малина.

Г. Шиповник.

35. Солнечный свет необходим растению как источник энергии для :

А. Дыхания.

Б. Поглощения воды.

В. Фотосинтеза.

Г. Поглощения минеральных солей.

36. В процессе фотосинтеза растения используют вещества:

А. Кислород.

Б. Крахмал.

В. Воду и углекислый газ.

Г. Минеральные соли.

37. Какова роль фотосинтеза в природе?

А. Обеспечивает живые организмы только кислородом.

Б. Обеспечивает живые организмы органическими веществами, энергией и кислородом.

В. Обеспечивает живые организмы только энергией.

Г. Обеспечивает живые организмы только органическими веществами.

38. В процессе дыхания растения поглощают:

А. Углекислый газ.

Б. Кислород.

В. Воду.

Г. Водород.

39.Верхние листья гороха видоизменены в усики. Какое это имеет значение?

А. Защищает от поедания животными.

Б. Уменьшает испарение воды.

В. Прикрепляются к другим растениям и поддерживают в вертикальном положении.

Г. Улучшает передвижение веществ в растении.

40. Почему в стебле берёзы не происходит фотосинтез?

А. Нет воды.

Б. Нет хлоропластов.

В. Недостаточно тепла.

Г. Не проникает воздух.

41. Пыльца созревает в:

А. Завязи.

Б. Пестике.

В. Пыльнике.

Г. Цветоложе.

42.Опыление - это процесс:

А. Слияния клеток.

Б. Образования новых клеток.

В. Прорастания пыльцы на рыльце пестика.

Г. Переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика.

43.Картофель размножается:

А. Клубнем.

Б. Луковицей.

В. Корневищем.

Г. Корнеплодом.

44.В чем проявляется положительное влияние насекомых на растения?

А. Питаются растениями.

Б. Откладывают яйца на листьях.

В. Опыляют растения, разносят семена.

Г. Не оказывают никакого влияния.

45.Как называется размножение с помощью семян?

А. Бесполое.

Б. Вегетативное.

В. Семенное.

Г. Споровое.



© 2010-2022