Календарно-тематическое планирование по биологии к учебнику Пономаревой

Календарно-тематическое планирование по биологии для учащихся 5-го класса к учебнику Пономаревой. Календарно-тематическое планирование включает коррекционные задачи для учащихся с ЗПР. Планирование составлено на учебный год, в нем предусмотрены лабораторные и практические работы; различные средства обучения; способы контроля знаний; оборудование; указаны знания для усвоения, ознакомления. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Ко...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ учебного занятия

Дата проведения

Изучаемый вопрос

Знания для

Средства обучения

Форма организации обучения

Способы контроля

Коррекционные задачи

усвоения

ознакомления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема 1. Биология - наука о живом мире (9 ч).

1


Наука о живой природе.

Человек и природа; живые организмы - важная часть природы; зависимость жизни первобытных людей от природы; охота и собирательство; начало земледелия и скотоводства; культурные растения и домашние животные; наука о живой природе - биология.

________

Учебник; плакаты.

Урок - введение.

__________

Развитие информационной компетентности: умения работать с основными компонентами учебника; развитие умения анализировать задачи, стоящие перед учеными - биологами.

2


Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы; признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость; организм - единица живой природы; органы организма, их функции; согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

________

Учебник; таблицы.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

Развитие умения сравнивать проявление свойств живого и неживого; анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунки учебника.

3


Методы изучения природы.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта; общие методы изучения природы: наблюдение, описание, эксперимент.

Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Учебник.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения различать и характеризовать методы изучения живой природы.

4


Увеличительные приборы.

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы; увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп; Р. Гук, А. ван Левенгук; части микроскопа; микропрепарат; правила работы с микроскопом.

________

Учебник; лупы; микроскопы.

Комбинированный урок; л. р. № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

Графический диктант; отчетная работа.

Развитие информационной компетентности: умения работать по инструкции.

5


Строение клетки. Ткани.

Клеточное строение живых организмов; клетка; части клетки и их назначение; понятие о ткани; ткани животных и растений; их функции.

________

Учебник; микроскопы; микропрепараты; презентация.

Комбинированный урок; л. р. № 2 «Знакомство с клетками растений».

Индивидуальный опрос; отчетная работа.

Развитие умения сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия; различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять функции.

6


Химический состав клетки.

Химические вещества клетки; неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма; органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

________

Учебник; оборудование для опыта.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

7


Процессы жизнедеятельности клетки.

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение; размножение клетки путем деления; взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы биосистемы.

Передача наследственной информации дочерним клеткам.

Учебник; таблица.

Комбинированный урок.

Графический диктант.

Развитие умения устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки; аргументировать вывод о том, что клетка - биосистема.

8


Великие естествоиспытатели.

Великие ученые - естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский, Н. И. Вавилов.

________

Учебник; портреты ученых.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

Развитие умения формулировать вывод о вкладе ученых в развитие наук.

9


Подведем итоги.

Биология - наука о живом мире.

________

Учебник.

Урок - обобщение.

Письменный опрос по заданиям учебника.

Развитие умения обобщать, делать выводы.

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч).

10


Царства живой природы.

Классификация живых организмов; раздел биологии - систематика; царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений, животных; вид как наименьшая единица классификации.

Вирусы - неклеточная форма жизни: строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Учебник; таблица.

Урок - введение.

__________

Обогащение понятийного аппарата; развитие умения устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведенной в учебнике.

11


Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы; строение бактерий; размножение бактерий делением клетки надвое; бактерии как самая древняя группа организмов; процессы жизнедеятельности бактерий; понятие об автотрофах, гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

________

Учебник; таблица.

Комбинированный урок.

Шифрованный диктант.

Обогащение понятийного аппарата; развитие умения сравнивать и оценивать роль бактерий.

12


Значение бактерий в природе и жизни человека.

Роль бактерий в природе; симбиоз клубеньковых бактерий с растениями; фотосинтезирующие бактерии; цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу; бактерии, обладающие разными типами обмена веществ; процесс брожения; роль бактерий в природе и жизни человека; средства борьбы с болезнетворными бактериями.

________

Учебник.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения различать бактерии по их роли в природе и жизни человека; характеризовать роль бактерий в природе.

13


Растения.

Представление о флоре; отличительное свойство растений; хлорофилл; значение фотосинтеза; сравнение клеток растений и бактерий; деление царства растений на группы: водоросли, цветковые, голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники; строение растений; корень и побег; слоевище водорослей; основные различия покрытосеменных и голосеменных растений.

Роль цветковых растений в жизни человека.

Учебник; таблицы; гербарий.

Комбинированный урок; л. р. № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Индивидуальный опрос; отчетная работа.

Развитие умения выделять главные признаки растений; сравнивать по таблице клетки растений и бактерий; различать и называть части цветкового растения.

14


Животные.

Представление о фауне; особенности животных; одноклеточные и многоклеточные животные; роль животных в природе и жизни человека; зависимость от окружающей среды.

________

Учебник; таблицы.

Комбинированный урок.

Словарный диктант.

Развитие умения характеризовать животных по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела; распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.

15


Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

________

Учебник; натуральные объекты; видеофильм.

Урок - лабораторная работа.

Фронтальный опрос; отчетная работа.

Развитие умения наблюдать за движением животных, фиксировать результаты наблюдений в тетради.

16


Грибы.

Общая характеристика грибов; многоклеточные и одноклеточные грибы; наличие у грибов признаков растений и животных; строение тела гриба; грибница, образованная гифами; питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты, хищники; размножение спорами; симбиоз гриба и растения - микориза.

________

Учебник; таблица; иллюстрации; презентация.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

Обогащение понятийного аппарата; развитие умения устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

17


Многообразие и значение грибов.

Строение шляпочных грибов; одноклеточные грибы - дрожжи, их использование в хлебопечении и пивоварении; съедобные и ядовитые грибы; правила сбора и употребления грибов в пищу; паразитические грибы; роль грибов в природе и жизни человека.

Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин).

Учебник; иллюстрации.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения классифицировать шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые; участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

18


Лишайники.

Общая характеристика лишайников; внешнее и внутреннее строение, питание, размножение; значение лишайников природе и жизни человека; лишайники - показатели чистоты воздуха.

________

Учебник; таблица.

Комбинированный урок.

Тестовая работа.

Развитие умения выделять и характеризовать особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов.

19


Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека; живые организмы, полезные для человека; взаимосвязь полезных и вредных видов в природе; значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

________

Учебник; таблицы.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

Развитие умения определять значение животных и растений по рисункам учебника, таблицам.

20


Подведем итоги.

Многообразие живых организмов.

________

Учебник.

Урок - обобщение.

Работа по заданиям учебника.

Развитие умения оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч).

21


Среды жизни планеты Земля.

Многообразие условий обитания на планете; среды жизни организмов; особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред; примеры организмов - обитателей этих сред жизни.

________

Учебник; таблицы; презентация.

Урок - введение.

__________

Развитие умения характеризовать условия сред жизни; организмов - паразитов, изображенных на рисунках учебника, таблицах и слайдах.

22


Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды; факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные; примеры экологических факторов.

________

Учебник.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

Обогащение понятийного аппарата; развитие умения характеризовать действие факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

23


Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы; приспособленность организмов к условиям своего обитания; биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков; наличия соцветий у растений.


________

Учебник; таблицы.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

24


Природные сообщества.

Потоки веществ между живой и неживой природой; взаимодействие живых организмов между собой; пищевая цепь; растения - производители органических веществ; животные - потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели; понятие о круговороте веществ в природе; понятие о природном сообществе; примеры природных сообществ.

________

Учебник; таблицы; видеофильм.

Комбинированный урок.

Биологический диктант.

Обогащение понятийного аппарата; развитие умения составлять схему и работать по ней.

25


Природные зоны России.

Понятие природной зоны; различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь; природные зоны России, их обитатели; редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

________

Учебник; таблицы.

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос.

Развитие умения распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведенной в учебнике; различать и объяснять особенности животных разных зон.

26


Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами; открытие человеком новых видов организмов; своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Многообразие живого мира.

Учебник; видеофильм.

Комбинированный урок.

Биологический диктант.

Развитие умения характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведенной в учебнике; анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков по видеофильму.




27


Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде; обитатели мелководий и средних глубин; прикрепленные организмы; жизнь организмов на больших глубинах; приспособленность организмов к условиям обитания.

________

Учебник; видеофильм.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по фрагментам видеофильма; выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

28


Подведем итоги.

Жизнь организмов на планете Земля.

________

Учебник.

Урок - обобщение.

Работа по заданиям учебника.

Развитие умения принимать участие в обсуждении проблемных вопросов; строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира; оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч).

29


Как появился человек на Земле.

Когда и где появился человек; предки Человека разумного; родственник человека современного типа - неандерталец; орудия труда Человека умелого; образ жизни кроманьонца; биологические особенности современного человека; деятельность человека в природе в наши дни.

________

Учебник.

Урок - введение.

__________

Развитие умения характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком; устанавливать связь между развитием головного мозга и поведение древних людей; объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

30


Как человек изменял природу.

Изменение человеком окружающей среды; необходимость знания законов развития живой природы; мероприятия по охране природы.

________

Учебник; карта материков.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос.

Развитие умения анализировать пути расселения человека по карте материков Земли; выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

31


Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе; причины исчезновения многих видов растений и животных; виды, находящиеся на грани исчезновения; проявление современным человечеством заботы о живом мире; заповедники; Красная книга; мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

________

Учебник; информационные ресурсы Интернет.

Урок - конференция.

Выступления учащихся.

Развитие умения использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения; грамотно и четко знакомить одноклассников с информацией.












32


Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия живого мира; обязанности человека перед природой; примеры участия школьников в деле охраны природы; результаты бережного отношения к природе; примеры увеличения численности отдельных видов; расселение редких видов на новых территориях.

________

Учебник; дополнительная литература.

Комбинированный урок.

__________

Развитие умения проектировать мероприятия по охране растений и животных.

33


Экскурсия № 1 «Весенние явления в природе».

Методы изучения живых организмов; экологические проблемы.

________

Живые объекты.

Урок - экскурсия.

Отчетная работа.

Развитие умения наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

34


Итоговый урок за курс 5-го класса. Задания на лето.

Многообразие живого мира.

________

Учебник.

Урок - обобщение.

Тестовая работа.

Развитие умения систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира; анализировать содержание выбранных на лето заданий.

Итого за год - 34 часа.



© 2010-2022