Урок по биологии Головной и спинной мозг для 9 СКО класса VIII вида

Данная разработка урока предназначена прежде всего для педагогов специальных ( коррекционных) классов VIII вида. Основной задачей было изучение строения головного мозга человека, функций головного и спинного мозга.Кроме этого рассматривается и строение нервной системы человека в целом. В течение всего урока используются фронтальная , групповая и индивидуальная формы работ. Все предложенные для выполнения задания ( опытные задания, заполнение таблиц и т. д.) подобраны с учетом имеющихся личностны...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 9 СКО классе VIII вида МКОУ Жигаловской СОШ №1 им. Г.Г.Малкова

Сазоновой Лидии Андреевны

Тип- урока- изучение нового материала. Тема: «Головной и спинной мозг».

Методы:

-частично-поисковые;

-модульный;

-наблюдение.

Задачи:1.Образовательные: изучить строение головного мозга: продолговатый мозг, мозжечок, кора больших полушарий головного мозга, а также выполняемые данными отделами мозга функции; изучить местоположение спинного мозга и его основные функции.

2. Корр.-развивающие: развитие устной речи, коррекция и развитие зрительных восприятий через сравнение зрительных образов, коррекция моторики рук через плавности, соразмерности движений, развитие мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей, развитие личностных качеств: самоконтроля, усидчивости.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность в принятии решений

Оборудование: ноутбук для просмотра слайдов, презентация, опытные задания для групповой работы, таблицы для самостоятельного заполнения в процессе изучения темы.

1. Орг. момент.

2. Подготовка к восприятию изучения новой темы.

Работа в группах.

- Сейчас вам предстоит выполнить следующую работу. Распределитесь на две группы в соответствии с вашими визитками на столах и присаживайтесь.

Каждой группе необходимо выполнить определенные задания ( листы с заданиями на столах). Результаты своей работы вы заносите в специальные таблицы, а затем озвучиваете их.

Группа 1.

Опыт 1. Глаза закройте, вперед вытяните правую руку с указательным разогнутым пальцем, остальные пальцы сожмите в кулак. затем кончиком указательного пальца дотроньтесь до кончика своего носа. Получилось ли у вас?

Опыт 2. Проводите работу в парах. Один ученик встает, левую ногу ставит перед правой, так, чтобы ступни образовывали единую прямую линию. Закрывает глаза. Второй ученик осторожно толкает первого. Что наблюдаете?

(Если не смогли- оказание помощи).

Группа 2.

Опыт 1. Глаза закройте, определите на ощупь образцы тканей. Опишите их. Дайте им название.

Опыт 2. Карточка со словами: лимон, горчица, малина. Наиболее полно опишите вкус каждого продукта.

- Ответьте мне, все ли удалось выполнить? Что вам помогало выполнить все эти задания? Какой орган контролировал вашу работу?(головной мозг). А в опытах с движениями принимал участие и …? ( спинной мозг).

Вместе они ( головной и спинной мозг) объединяют работу всех органов тела человека и образуют нервную систему.

Так из чего она состоит? ( головной мозг, спинной мозг, нервы).

Определите тему нашего урока. ( Головной и спинной мозг). Запись темы на доске.

3. Изучение новой темы.

- Итак, как мы выяснили, нервная система состоит из головного и спинного мозга, нервов.

Где находится головной мозг? ( в черепной коробке). Как вы думаете, почему он так надежно защищен костями черепа? ( жизненно важный орган).

Вы провели несколько опытов, сейчас вы можете сказать каким образом сумели определить фактуру ткани, вкус фруктов и т.д., не используя все анализаторы вместе? Давайте выясним это.

Рассказ учителя по слайдам.

Слайд 1. Строение нервной системы.

Слайд 2. Строение головного мозга.

Самостоятельная работа с таблицей1.


Название отдела головного мозга

Функции отдела головного мозга

1. кора больших полушарий

2.мозжечок

3.продолговатый мозг


Вывод: каково значение головного мозга? ( управляет работой всех внутренних органов человека).

Вторая составляющая нервной системы - спинной мозг- расположен в канале позвоночника и соединен с головным мозгом.

Слайд 3. Позвоночник и спинной мозг.

Самостоятельная работа с таблицей 2.


Функции спинного мозга.

1.

2.

3.

4.

Вывод: каково значение спинного мозга? ( управляет работой мышц, сосудов, движениями конечностей).

Как вы думаете, возможна ли полноценная работа спинного мозга без участия головного? (Нет, человек не сможет ходить, сидеть, стоять.)

Вывод: работы спинного и головного мозга тесно связаны между собой.

4. Закрепление.

- Скажите, пожалуйста, а в жизни вам могут понадобиться эти знания, как вы думаете? Хотите узнать об этом побольше?

Откройте стр.190 научно-методического пособия «учебник» Работа с учебником. Стр.190 - рубрика «Доктор рассказывает..». Прочитайте и ответьте устно на вопросы: работа какого полушария ( левого или правого) преобладает у вас? Почему вы так решили? Имеет ли это значение для вашей дальнейшей жизни?

5. Подведение итогов:

Прочитайте запись на доске- тему нашего урока. Как мы это узнали? Давайте вспомним, что мы делали сначала…., а потом…

6. Оценки за урок.

7. Домашнее задание. Проблема: у человека нарушена работа мозжечка, сможет ли он уверенно и ровно пройти по прямой линии?

© 2010-2022