Использование ЗСПТ на уроках биологии

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды   ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих

педагогических технологий на уроках биологии.

Из опыта работы учителя Галимовой Н.М.

Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни.

МОУ «СОШ № 2» является с 2000 года экспериментальной площадкой ГОУ ИПК и РРО ХМАО. Цель исследования - разработка модели мониторинга здоровья, что позволит обеспечить преемственность информации о состоянии здоровья и факторах риска для всех участников образовательного процесса и возможность профилактики их негативного воздействия на качество результата образования.

Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследст - венностью, качеством окружающей среды, образом жизни человека. При этом, по мнению учёных, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%. Образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе всей жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья и от того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будет зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни. Поэтому, формирование у детей валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью - наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.

Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в учебно - воспитательный процесс. Приоритет в вопросах овладения учащимися знаний о здоровье и способах его укрепления принадлежит биологии - предмету, который раскрывает основы жизнедеятельности организма.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и повседневной жизни. Под ЗСПТ понимают такие формы и методы управления УВП, которые обеспечивают успешное развитие обучающихся при одновременной работе по сохранению и укреплению здоровья. В основе всех ЗСПТ лежит уровень взаимоотношений между педагогами и детьми.

Изучение большого количества литературы, посвящённой вопросам охраны здоровья школьников, таких как Попов С.В, Амосов Н.М., Зайцев Г.К., Татарникова Л.Г. показали, что решение проблемы здорового детства должно быть связано не только с традиционными медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь с такой организацией системы здоровьесберегающих технологий, когда составляющие её компоненты тесно вплетаются в ткань образовательного процесса. Поэтому, проанализировав содержание учебного материала по биологии с 6-9 класс, определила возможные пути интеграции содержания образовательного предмета с уроками здоровья. Определились следующие пути интеграции:

  • дополнение содержания, расширение рамок программы

  • параллельное изучение одного и того же процесса, явления, свойства

  • интеграция по способам, приёмам усвоения

Например: (дополнение содержания)

  • 6 класс, тема « Лист. Строение и функции» + Лекарственные растения нашего края.

  • 7 класс, тема «Класс паукообразные « + Клещевой энцефалит

тема « Класс Рыбы» + Описторхоз

  • 8 класс ,тема «Гигиена дыхания» + Лампа Чижевского

Например: (параллельное изучение тем)

  • 8 класс - «Высшая нервная деятельность» и « Я и другие»

  • 9 класс - « Размножение в органическом мире» и «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»

Особое значение имеет раздел «Человек и его здоровье», так как валеологическая грамотность подразумевает не только знания о способах сохранения здоровья, но и анализ поступков и образа жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения. Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов с тем, чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию. С этой целью, творческой группой разработана серия практических работ, направленных на изучение школьниками функциональных особенностей своего организма.

В настоящее время существует множество методик, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния учащихся непосредственно во время учебных занятий. Хочется привести некоторые из них, а также поделиться эффективностью использования данных упражнений и комплексов на уроках.

  • перед первым уроком для повышения умственной работоспособности и перед третьим для снятия утомления выполняем первый комплекс упражнений;

( выполнение первого комплекса упражнений)

  • по мнению учёных включаемость учащихся в работу происходит с 4 минуты урока по 19 минуту, именно поэтому считаю целесообразным проводить валеологические паузы на 20 минуте урока, они являются эффективным средством активного отдыха школьников, способствуют снижению утомляемости и повышению работоспособности


  • в качестве валеологической паузы применяю дыхательную гимнастику,

пальчиковые упражнения ( составила сборник в соответствии изучаемых тем курса «Человек и его здоровье»)

  • в школе напряжённая зрительная нагрузка и гимнастика для глаз обязательна на каждом уроке (также составила сборник зрительной гимнастики), наиболее эффективно проводить её в середине урока, лучше через каждые 15 минут

  • работа головного мозга и позвоночника тесно взаимосвязаны, а именно

  • нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников, поэтому напоминание о правильной посадке за столом и выполнение упражнений для выработки правильной осанки входят в комплекс валеологических пауз

Различные принципы здоровьесбережения включаю и при структурировании уроков «Общей биологии» в 10-11 классов, что позволило не только повысить качество усвоения знаний, но и лучше понять общие биологические закономерности. Например, подобранная и разработанная серия практических работ валеологического содержания позволяет показать важность изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья, сделать изучаемый материал более значимым. Следует заметить, что в подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится рефлексивная, направленная на осознание человеком своей индивидуальности. Поэтому, практические работы организующие различные действия учащихся по отношению к своему организму, выполняются ими с большим интересом. Например:

Тема «Химическая организация клетки» 10 кл

Пр.р.»Нарушение свойств белков под воздействием алкоголя»

Пр.р.» Влияние алкоголя на процессы пищеварения»

Тема « Обмен веществ и энергии» 10 кл

Пр.р. « Влияние пищевых добавок на организм человека»

Эфективными являются и использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий ( дискуссии, ролевые игры, диалоги, конференции). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет повысить заинтересованность в изучении биологии.

Активизировать познавательную деятельность можно включив в содержание урока задачу связанную с жизненно- смысловой сферой учащихся. Так , на уроках по теме « Основы генетики и селекции» 11 класс, решение генетических задач помогает не только лучше понять главные законы наследственности , но и даёт дополнительную возможность тренировки логического мышления, что является важным элементом любого обучения, вызывает заинтересованное отношение к биологии у учеников , признающих в школьном курсе только точные науки, влияет на профессиональный выбор. Например: « Потребность в курении табака зависит от рецессивного гена, сцепленного с полом, а потребность в употреблении алкоголя - от доминантного аутосомного гена. Курящий мужчина и некурящая женщина создают семью. Оба часто пьют алкогольные напитки . Мужчина гетерозиготен по гену, определяющему употребление алкоголя, а женщина гомозиготна. Женщина гетерозиготна по гену определяющему курение. Могут ли в этой семье родиться дети равнодушные к курению, равнодушные алкоголю. С какой вероятностью могут родиться дети склонные к курению и алкоголизму. Какой у них будет пол.»

Интеграция школьного курса биологии и знаний по сбережению здоровья, призвана активизировать познавательный интерес и привить учащимся культуру здоровья, а потому должна помочь педагогу достичь оптимальных результатов не только на уроке, а также во внеурочной деятельности с учащимися. Валеологическая информация соответствует требованиям, предъявленным к уровню подготовки учащихся средней и основной школы по биологии и предусматривает рассмотрение тех вопросов здоровьесбережения, которые тесно связаны с учебным материалом и знание которых необходимо любому современному человеку.


© 2010-2022