- Преподавателю
- Биология
- Использование ЗСПТ на уроках биологии
Использование ЗСПТ на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галимова Н.М. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование здоровьесберегающих
педагогических технологий на уроках биологии.
Из опыта работы учителя Галимовой Н.М.
Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни.
МОУ «СОШ № 2» является с 2000 года экспериментальной площадкой ГОУ ИПК и РРО ХМАО. Цель исследования - разработка модели мониторинга здоровья, что позволит обеспечить преемственность информации о состоянии здоровья и факторах риска для всех участников образовательного процесса и возможность профилактики их негативного воздействия на качество результата образования.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследст - венностью, качеством окружающей среды, образом жизни человека. При этом, по мнению учёных, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%. Образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе всей жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья и от того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будет зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни. Поэтому, формирование у детей валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью - наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.
Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в учебно - воспитательный процесс. Приоритет в вопросах овладения учащимися знаний о здоровье и способах его укрепления принадлежит биологии - предмету, который раскрывает основы жизнедеятельности организма.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и повседневной жизни. Под ЗСПТ понимают такие формы и методы управления УВП, которые обеспечивают успешное развитие обучающихся при одновременной работе по сохранению и укреплению здоровья. В основе всех ЗСПТ лежит уровень взаимоотношений между педагогами и детьми.
Изучение большого количества литературы, посвящённой вопросам охраны здоровья школьников, таких как Попов С.В, Амосов Н.М., Зайцев Г.К., Татарникова Л.Г. показали, что решение проблемы здорового детства должно быть связано не только с традиционными медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь с такой организацией системы здоровьесберегающих технологий, когда составляющие её компоненты тесно вплетаются в ткань образовательного процесса. Поэтому, проанализировав содержание учебного материала по биологии с 6-9 класс, определила возможные пути интеграции содержания образовательного предмета с уроками здоровья. Определились следующие пути интеграции:
-
дополнение содержания, расширение рамок программы
-
параллельное изучение одного и того же процесса, явления, свойства
-
интеграция по способам, приёмам усвоения
Например: (дополнение содержания)
-
6 класс, тема « Лист. Строение и функции» + Лекарственные растения нашего края.
-
7 класс, тема «Класс паукообразные « + Клещевой энцефалит
тема « Класс Рыбы» + Описторхоз
-
8 класс ,тема «Гигиена дыхания» + Лампа Чижевского
Например: (параллельное изучение тем)
-
8 класс - «Высшая нервная деятельность» и « Я и другие»
-
9 класс - « Размножение в органическом мире» и «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»
Особое значение имеет раздел «Человек и его здоровье», так как валеологическая грамотность подразумевает не только знания о способах сохранения здоровья, но и анализ поступков и образа жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения. Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов с тем, чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию. С этой целью, творческой группой разработана серия практических работ, направленных на изучение школьниками функциональных особенностей своего организма.
В настоящее время существует множество методик, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния учащихся непосредственно во время учебных занятий. Хочется привести некоторые из них, а также поделиться эффективностью использования данных упражнений и комплексов на уроках.
-
перед первым уроком для повышения умственной работоспособности и перед третьим для снятия утомления выполняем первый комплекс упражнений;
( выполнение первого комплекса упражнений)
-
по мнению учёных включаемость учащихся в работу происходит с 4 минуты урока по 19 минуту, именно поэтому считаю целесообразным проводить валеологические паузы на 20 минуте урока, они являются эффективным средством активного отдыха школьников, способствуют снижению утомляемости и повышению работоспособности
-
в качестве валеологической паузы применяю дыхательную гимнастику,
пальчиковые упражнения ( составила сборник в соответствии изучаемых тем курса «Человек и его здоровье»)
-
в школе напряжённая зрительная нагрузка и гимнастика для глаз обязательна на каждом уроке (также составила сборник зрительной гимнастики), наиболее эффективно проводить её в середине урока, лучше через каждые 15 минут
-
работа головного мозга и позвоночника тесно взаимосвязаны, а именно
-
нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников, поэтому напоминание о правильной посадке за столом и выполнение упражнений для выработки правильной осанки входят в комплекс валеологических пауз
Различные принципы здоровьесбережения включаю и при структурировании уроков «Общей биологии» в 10-11 классов, что позволило не только повысить качество усвоения знаний, но и лучше понять общие биологические закономерности. Например, подобранная и разработанная серия практических работ валеологического содержания позволяет показать важность изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья, сделать изучаемый материал более значимым. Следует заметить, что в подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится рефлексивная, направленная на осознание человеком своей индивидуальности. Поэтому, практические работы организующие различные действия учащихся по отношению к своему организму, выполняются ими с большим интересом. Например:
Тема «Химическая организация клетки» 10 кл
Пр.р.»Нарушение свойств белков под воздействием алкоголя»
Пр.р.» Влияние алкоголя на процессы пищеварения»
Тема « Обмен веществ и энергии» 10 кл
Пр.р. « Влияние пищевых добавок на организм человека»
Эфективными являются и использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий ( дискуссии, ролевые игры, диалоги, конференции). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет повысить заинтересованность в изучении биологии.
Активизировать познавательную деятельность можно включив в содержание урока задачу связанную с жизненно- смысловой сферой учащихся. Так , на уроках по теме « Основы генетики и селекции» 11 класс, решение генетических задач помогает не только лучше понять главные законы наследственности , но и даёт дополнительную возможность тренировки логического мышления, что является важным элементом любого обучения, вызывает заинтересованное отношение к биологии у учеников , признающих в школьном курсе только точные науки, влияет на профессиональный выбор. Например: « Потребность в курении табака зависит от рецессивного гена, сцепленного с полом, а потребность в употреблении алкоголя - от доминантного аутосомного гена. Курящий мужчина и некурящая женщина создают семью. Оба часто пьют алкогольные напитки . Мужчина гетерозиготен по гену, определяющему употребление алкоголя, а женщина гомозиготна. Женщина гетерозиготна по гену определяющему курение. Могут ли в этой семье родиться дети равнодушные к курению, равнодушные алкоголю. С какой вероятностью могут родиться дети склонные к курению и алкоголизму. Какой у них будет пол.»
Интеграция школьного курса биологии и знаний по сбережению здоровья, призвана активизировать познавательный интерес и привить учащимся культуру здоровья, а потому должна помочь педагогу достичь оптимальных результатов не только на уроке, а также во внеурочной деятельности с учащимися. Валеологическая информация соответствует требованиям, предъявленным к уровню подготовки учащихся средней и основной школы по биологии и предусматривает рассмотрение тех вопросов здоровьесбережения, которые тесно связаны с учебным материалом и знание которых необходимо любому современному человеку.