- Преподавателю
- Биология
- Программа по биологии (9 класс)
Программа по биологии (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Летовальцева С.Ю. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Дальнереченского городского округа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Заседание методического Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №5»
совета школы _________ Цымбал Т.Ю. _______ С.Ю. Летовальцева
(протокол № от _____ 2014 г.) « » сентября 2014 г. « » сентября 2014 г.
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
9 класс
на 2014 - 2015 учебный год
(общий курс - 68 часов, недельная нагрузка - 2 часа).
Учитель: Летовальцева С.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6 - 9 классы; авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е.Т. Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. М. Дрофа, 2009 г.; стр. 56 - 77//, полностью отражающей содержание Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа 9 - го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. Система уроков сориентирована не столько на подачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретённые при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа:
с тетрадью с печатной основой (В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М. Дрофа, 2011 год.
а также методического пособия для учителя: «Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 9 класс» издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.; дополнительной литературы для учителя: «Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс» авторы О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова, Москва, «ВАКО», 2009 год.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Учебно - методический план
№
Наименование раздела/ темы
Количество часов всего
Лабораторные работы
Практические работы
Проверочные работы
(зачёт)
Введение.
1
1.
Эволюция живого мира.
1.1.
Многообразие живого мира Основные свойства живых организмов.
2
1
1.2.
Развитие биологии в додарвиновский период.
2
1.3.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.
5
1.4.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
2
1.5.
Микроэволюция.
2
2
1.6.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
3+1 (из резерва)
1.7.
Возникновение жизни на Земле.
2
1.8.
Развитие жизни на Земле.
3
Всего:
21+1
2.
Структурная организация живых организмов.
1
2.1.
Химическая организация клетки.
2 +1 (из резерва)
2.2.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
3
2.3.
Строение и функции клеток.
5 + 2 (из резерва)
1
Всего:
10 +3
3.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
3.1.
Размножение организмов.
2
3.2.
Индивидуальное развитие организмов.
3
Всего:
5
4.
Наследственность и изменчивость организмов.
4.1.
Закономерности наследования признаков.
10
1
1
4.2.
Закономерности изменчивости.
6
1
4.3.
Селекция растений, животных и микроорганизмов.
4
Всего:
20
5.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
5.1.
Биосфера, её структура и функции.
3 + 1 (из резерва)
2
5.2.
Биосфера и человек.
2
1
Всего:
5 +1
Заключение.
1
ИТОГО:
63 + 5
5
3
3
Поурочное планирование
№ урока
Сроки изучения учебного материала по неделям
Тема урока
Обучающийся должен знать (основные знания)
Обучающийся должен уметь (умения и навыки)
Элементы дополнительного содержания
Тип урока, домашнее задание
Введение (1 час).
1
1-я неделя сентября
Введение.
Понятия: биология, микология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология.
Факты: биология как наука.
Процессы: становление биологии как науки, интеграция и дифференциация.
Давать определение понятию: биология.
Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук.
Характеризовать биологию как комплексную науку.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира в практической деятельности людей.
Комбинированный
Стр.3-5
Раздел 1. Эволюция живого мира. Основные свойства живых организмов (21 час).
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
2
1-я неделя сентября
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
Понятия: жизнь, таксон, система, иерархия, открытая система, обмен веществ, саморегуляция, наследственность, изменчивость.
Факты: уровни организации живой материи; царства живой природы; видовое разнообразие; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов.
Давать определение понятиям: жизнь, таксон, система, иерархия, открытая система, обмен веществ, саморегуляция, наследственность, изменчивость, самовоспроизведение, рост, развитие, раздражимость, ритмичность, дискретность, энергозависимость.
Называть: свойства живого, уровни организации жизни, основные царства живой природы, основные таксономические единицы.
Характеризовать: естественную систему классификации живых организмов.
Определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.
Комбинированный
Стр. 7-9
3
2-я неделя сентября
Основные свойства живых организмов.
Понятия: самовоспроизведение, рост, развитие, раздражимость, ритмичность, дискретность, энергозависимость.
Комбинированный
Стр.9-11
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа).
4
2-я неделя сентября
Развитие биологии в додарвиновский период
(работы К. Линнея).
Понятия: таксон, система, иерархия.
Факты: краткая характеристика искусственной системы классификации живых организмов.
Давать определение понятию: эволюция. Описывать: предпосылки возникновения эволюционного учения; достижения учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей.
Великие биологи.
Комбинированный
Стр. 12-14
5
3-я неделя сентября
Развитие биологии в додарвиновский период
(работы Ж.Б. Ламарка).
Понятия: эволюция, факторы среды.
Факты: первая теория эволюции органического мира.
Комбинированный
Стр. 15-17
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов).
6
3-я неделя сентября
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Понятия: эволюция, отбор.
Факты: предпосылки учения Ч.Дарвина в области естественных наук; путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».
Давать определение понятию: эволюция.
Выявлять и описывать: предпосылки учения Ч.Дарвина.
Приводить примеры: научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.
Объяснять: причину многообразия домашних животных и культурных растений.
Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт.
Выделять отличия: в эволюционных взглядах Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка.
История открытий Дарвина.
Комбинированный
Стр. 18-20
7
4-я неделя сентября
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Факты: учение Ч.Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.
Комбинированный
Стр. 21-24
8
4-я неделя сентября
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид- эволюционная единица.
Понятия: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор,вид.
Факты: Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Давать определение понятиям: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость.
Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления; факторы внешней среды, приводящие к отбору.
Устанавливать: взаимосвязь между движущими силами эволюции.
Сравнивать: по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.
Приводить примеры: стабилизирующего отбора, движущей формы естественного отбора.
Выделять различие: между стабилизирующим и движущим формами естественного отбора.
Характеризовать: сущность борьбы за существование, сущность естественного отбора, формы естественного отбора.
Комбинированный
Стр. 24-25
9
1-я неделя октября
Борьба за существование и естественный отбор.
Понятия: борьба за существование, естественный отбор.
Факты: формы борьбы за существование; естественный отбор - движущая сила эволюции.
Процессы: проявление в природе естественного отбора и борьбы за существование, естественный отбор.
Комбинированный
Стр. 25 - 29
10
1-я неделя октября
Формы естественного отбора.
Понятие: естественный отбор.
Факты: формы естественного отбора.
Давать определение понятиям: эволюция, естественный отбор.
Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.
Комбинированный
Стр. 29-35
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа).
11
2-я неделя октября
Приспособленность организмов к условиям внешней среды.
Понятия: приспособленность вида (адаптация), мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.
Факты: приспособительные особенности растений и животных, многообразие адаптаций.
Закономерность: приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора.
Раскрывать содержание понятия: приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть: основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
Приводить примеры: приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять: относительный характер приспособительных признаков у организмов.
Примеры адаптаций у разных видов организмов.
Комбинированный
Стр. 36-44
12
2-я неделя октября
Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Понятия: адаптация, физиологические адаптации.
Факты: приспособительные особенности растений и животных.
Закономерность: приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора.
Выявлять и описывать: различные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Выявлять: относительный характер приспособленности.
Приводить примеры: приспособленности организмов к среде обитания.
Проявления заботы о потомстве у животных.
Комбинированный
Стр. 45-52
Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа).
13
3-я неделя октября
Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».
Понятия: вид, виды-двойники, ареал, критерии вида.
Факты: критерии вида, совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.
Приводить примеры: видов растений и животных.
Перечислять: критерии вида.
Анализировать: содержание определения понятия «вид».
Характеризовать: критерии вида.
Доказывать: необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
Практический
Стр. 53-55
14
3-я неделя октября
Популяция. Видообразование. Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Понятия: популяция, видообразование, микроэволюция.
Факты: популяционная структура вида, экологические и генетические характеристики популяции, популяция - элементарная эволюционная единица, экологическое и экологическое видообразование, изолирующие механизмы (географические барьеры, пространственная разобщённость, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения), виды изоляций (географическая, поведенческая, репродуктивная).
Называть: признаки популяций.
Приводить примеры: практического значения изучения популяций, различных видов изоляции.
Анализировать: содержание определения понятия - популяция, содержание определения понятия микроэволюция.
Описывать: сущность и этапы географического видообразования, сущность экологического видообразования.
Отличать: понятия вид и популяция.
Доказывать: зависимость видового разнообразия от условий жизни.
Практический
Стр. 54-58
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа +1 час из резерва).
15
4-я неделя октября
Биологические последствия адаптации.
Понятия: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция.
Факты: главные направления эволюционного процесса (биологический прогресс и регресс).
Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.
Раскрывать сущность: эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.
Комбинированный
Стр. 59
16
4-я неделя октября
Главные направления эволюции.
Понятия: макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Факты: главные направления эволюции.
Процессы: макроэволюция, пути достижения биологического прогресса.
Давать определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
Называть: основные направления эволюции.
Описывать: проявления основных направлений эволюции.
Приводить примеры: ароморфозов и идиоадаптаций.
Отличать: примеры проявления направлений эволюции.
Различать: понятия микроэволюция и макроэволюция.
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
Комбинированный
Стр. 60 - 65
17
1-я неделя ноября
Основные закономерности эволюции.
Понятия: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюции.
Факты: основные закономерности эволюции.
Давать определения понятиям: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюции.
Называть: основные закономерности эволюции.
Описывать: проявления основных закономерностей эволюции.
Отличать: примеры проявления основных закономерностей эволюции.
Комбинированный
Стр. стр. 66 - 70
18
2-я неделя ноября
Зачёт №1 «Учение об эволюции органического мира».
Понятия по темам «Микроэволюция» и «Макроэволюция»; факты и процессы, подтверждающие эволюционное развитие живых организмов.
Давать определения понятиям темы, приводить примеры эволюционного процесса, отличать и описывать проявления основных закономерностей эволюции.
Контроль ЗУН
Стр. 53 - 70
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).
19
2-я неделя ноября
Возникновение и развитие жизни на Земле.
Понятия: гипотеза, коацерваты, пробионты.
Факты: гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина, этапы развития живой материи (химический, предбиологический, биологический, социальный), проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.
Давать определение понятию: гипотеза.
Называть: этапы развития жизни.
Характеризовать: основные представления о возникновении жизни.
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира.
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Комбинированный
Стр. 70 - 73
20
3-я неделя ноября
Этапы развития живой материи.
Понятия: автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты.
Факты: этапы развития жизни(химическая эволюция, предбиологическая, биологическая), начальные этапы биологической эволюции, филогенетические связи в живой природе.
Процессы: происхождение эукариотической клетки.
Закономерности:
Гипотезы происхождения эукариотической клетки.
Давать определения понятиям: автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты.
Описывать: начальные этапы биологической эволюции.
Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Этапы развития живого.
Комбинированный
Стр. 73 - 77
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа).
21
3-я неделя ноября
Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.
Понятия: ароморфоз.
Факты: растения и животные архея, протерозоя, палеозоя; выход растений на сушу; эволюция сухопутных растений; появление наземных животных; ароморфозы протерозоя (двусторонняя симметрия тела, хорда), ароморфозы палеозоя (органы растений, органы воздушного дыхания животных).
Процессы: развитие жизни в протерозое, палеозое. Закономерности: усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Давать определения понятию: ароморфоз.
Приводить примеры: растений и животных, существовавших в архее, протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных.
Называть: приспособления у растений и животных в связи с выходом на сушу.
Объяснять: причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
Организмы прошлого.
Комбинированный
Стр. 77-88
22
4-я неделя ноября
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.
Понятия: ароморфоз, идиоадаптация.
Факты: растения и животные мезозоя; появление в триасе теплокровных животных; господство голосеменных растений; появление покрытосеменных растений; господство динозавров и причины их вымирания; изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя.
Процессы: развитие жизни в мезозое, кайнозое.
Закономерности: усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация.
Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.
Объяснять: причины появления и процветания отдельных групп растений и животных, причины их вымирания; причины заселения динозаврами различных сред жизни.
Выделять: факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.
Многообразие организмов прошлого.
Комбинированный
Стр. 88 - 93
23
4-я неделя ноября
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Понятия: антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.
Факты: происхождение человека; место человека в живой природе; стадии развития человека; человеческие расы; единство происхождения рас; биологическая природа и социальная сущность человека.
Давать определение понятиям: антропология, антропогенез.
Называть: признаки биологического объекта - человек.
Определять: принадлежность биологического объекта «человек» к классу млекопитающие, отделу приматы.
Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека.
Перечислять: факторы (движущие силы) антропогенеза.
Характеризовать: стадии развития человека.
Доказывать: единство человеческих рас.
Эволюция человека.
Комбинированный
Стр. 93 - 101
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов + 3 часа из резерва).
Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа + 1 час из резерва).
24
1-я неделя декабря
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Понятия: микроэлементы, макроэлементы.
Факты: особенности химического состава живых организмов; микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества; неорганические вещества, их роль в организме (вода, минеральные соли).
Объекты: вода, минеральные соли живых организмов.
Давать определения терминам: микроэлементы, макроэлементы.
Приводить примеры: микро- и макроэлементов.
Называть: неорганические вещества клетки.
Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей.
Комбинированный
Стр.103 - 107
25
1-я неделя декабря
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
Понятия: углеводы, липиды, гормоны.
Факты: органические вещества, их роль в организме; функции углеводов и липидов; свойства липидов (образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде).
Объекты: углеводы и липиды живых организмов.
Приводить примеры: веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами и липидами.
Характеризовать: биологическую роль углеводов и липидов.
Классифицировать: углеводы по группам.
Комбинированный
Стр. 109 - 110
26
2-я неделя декабря
Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Понятия: белки, глобула, гормоны, ферменты, нуклеиновые кислоты, нуклеотид.
Факты: белки- биологические полимеры; уровни структурной организации; функции белковых молекул; нуклеиновые кислоты- биополимеры; ДНК и РНК; пространственная структура ДНК; нахождение ДНК в клетке; виды РНК и нахождение; функции нуклеиновых кислот.
Объекты: молекула белка, нуклеиновых кислот.
Процессы: редупликация ДНК; передача наследственной информации из поколения в поколение.
Давать определение понятиям: пространственная структура молекулы белка, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК),
Называть: функции белков; продукты, богатые белками; вещество - мономер белка; находить молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.
Приводить примеры: белков, выполняющих различные функции.
Характеризовать: проявление функций белков; уровни структурной организации белковой молекулы.
Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.
Описывать: механизм денатурации белка.
Сравнивать: строение молекул ДНК и РНК.
Доказывать: нуклеиновые кислоты- биополимеры.
Комбинированный
Стр. 108-110,
111-112
Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке (3 часа).
27
2-я неделя декабря
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Понятия: ассимиляция, диссимиляция, фермент.
Факты: обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки; ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы; синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ.
Процессы: обмен веществ.
Давать определения понятиям: ассимиляция и диссимиляция.
Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.
Характеризовать: сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.
Разделять: процессы ассимиляции и диссимиляции.
Комбинированный
Стр. 113
28
3-я неделя декабря
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
Понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция.
Факты: обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки; свойства генетического кода (избыточность, специфичность, универсальность).
Процессы: механизм транскрипции, механизм трансляции.
Закономерности: принцип комплементарности, реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков); биосинтез углеводов.
Давать определение понятиям: ассимиляция, ген.
Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка.
Анализировать: содержание понятий триплет, кодон, ген, генетический код, тракскрипция, трансляция.
Объяснять: сущность генетического кода.
Описывать: процесс биосинтеза белка.
Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции.
Комбинированный
Стр. 113 - 117
29
3-я неделя декабря
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение.
Понятия: гликолиз, брожение, дыхание.
Факты: дыхание; обеспечение клетки энергией в процессе дыхания; биологическое окисление; результаты преобразования энергии.
Процессы: этапы энергетического обмена.
Давать определение понятию: диссимиляция.
Анализировать: содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.
Перечислять: этапы диссимиляции.
Называть: вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.
Описывать: строение и роль АТФ в обмене веществ.
Характеризовать: этапы энергетического обмена.
Комбинированный
Стр. 117 - 121
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов +2 часа из резерва).
30
4-я неделя декабря
Прокариотические клетки. Бактерии.
Понятие: прокариоты.
Факты: клетки бактерий; строение прокариот; отсутствие органоидов (ЭПС, митохондрий, пластид); значение образования спор; условия гибели спор.
Объекты: клетки прокариот.
Процессы: спорообразование.
Давать определение понятию: прокариоты.
Распознавать: компоненты прокариотической клетки, клетки прокариот.
Описывать: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования.
Объяснять: значение спор для жизни бактерий.
Многообразие и значение бактерий.
Комбинированный
Стр. 121 - 124
31
4-я неделя декабря
Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения.
Понятия: органоиды, цитоплазма.
Факты: строение и функции клеточной мембраны; цитоплазма; её органеллы; их структура и функции; цитоскелет; включения; особенности строения растительных клеток.
Объекты: клеточная мембрана; органоиды клетки.
Распознавать и описывать: основные части и органоиды клеток эукариот.
Называть: способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов.
Приводить: примеры клеточных включений.
Отличать: по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид.
Характеризовать: органоиды.
Описывать: механизм пиноцитоза и фагоцитоза.
Комбинированный
Стр. 125 -132
32
2-я неделя января
Эукариотическая клетка. Ядро.
Понятия: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом.
Факты: функции ядра; расположение и количество ядер в клетках различных организмов; состояние хроматина (хромосомы, деспирализованные нити).
Объекты: структуры ядра.
Узнавать: структурные компоненты ядра.
Описывать: строение ядра.
Анализировать: содержание основных понятий.
Устанавливать взаимосвязь: между особенностями строения и функциями ядра.
Комбинированный
Стр. 132 - 136
33
3-я неделя января
Лабораторная работа №3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».
Факты: особенности строения растительной, животной, грибной клеток.
Объекты: эукариотические клетки растений, животных.
Распознавать и описывать: основные части и органоиды клеток растений и животных.
Сравнивать: строение клеток растений, животных; строение клеток эукариот и прокариот.
Практический
Стр. 121 - 136
34
3-я неделя января
Деление клеток.
Понятия: митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.
Факты: деление клетки эукариот; биологический смысл и значение митоза; деление клетки прокариот.
Процессы: размножение.
Приводить примеры: деления клетки у различных организмов.
Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.
Описывать: процессы, происходящие в различных фазах митоза.
Объяснять: биологическое значение митоза.
Анализировать: содержание определений терминов.
Комбинированный
Стр. 136 -141
35
4-я неделя января
Клеточная теория строения организмов.
Понятие: цитология.
Факты: клетка - основная структурная и функциональная единица организмов; клетка как биосистема; клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Теория: основные положения клеточной теории.
Приводить примеры: организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.
Называть: жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положения клеточной теории.
Узнавать: клетки различных организмов.
Доказывать: клетка- живая структура.
Давать оценку: значению открытия клеточной теории.
История создания клеточной теории строения организмов. Значение для развития биологической науки.
Комбинированный
Стр. 141-143
36
4-я неделя января
Зачёт №2 «Клетка».
Понятия по теме «Клетка»; факты и процессы.
Давать определения понятиям темы, приводить примеры, отличать клетки разных организмов и описывать особенности строения клеток разных организмов.
Контроль ЗУН
Стр. 121-143
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).
Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа).
37
1-я неделя февраля
Размножение. Бесполое размножение.
Понятия: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.
Факты: размножение; половое и бесполое размножение; виды бесполого размножения; виды вегетативного размножения.
Давать определение понятию: размножение.
Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений.
Приводить примеры: растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать: сущность полового и бесполого размножения.
Объяснять: биологическое значение бесполого размножения.
Комбинированный
Стр. 145-149
38
1-я неделя февраля
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Понятия: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, коньюгация, перекрёст хромосом.
Факты: половое размножение растений и животных, его биологическое значение; оплодотворение, его биологическое значение.
Объекты: половые клетки.
Процессы: гаметогенез, осеменение, оплодотворение.
Узнавать и описывать: строение половых клеток.
Выделять: различия мужских и женских половых клеток; особенности полового и бесполого размножения.
Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.
Объяснять: эволюционное преимущество полового размножения.
Комбинированный
Стр. 150-155
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа).
39
2-я неделя февраля
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
Понятия: оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Факты: рост и развитие организма; онтогенез и его этапы; эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Процессы: дробление, гаструляция, органогенез.
Закономерности: закон зародышевого сходства.
Давать определение понятиям: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.
Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма.
Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.
Использовать знания: для профилактики вредных привычек.
Комбинированный
Стр. 156-161
40
2-я неделя февраля
Онтогенез. Постэмбриональный период развития.
Понятие: постэмбриональный период.
Факты: постэмбриональный период; формы постэмбрионального периода развития; прямое и непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз; биологический смысл развития с метаморфозом; прямое развитие.
Процессы: изменение организма при постэмбриональном развитии.
Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры: животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.
Определять: тип развития у различных животных.
Характеризовать: сущность постэмбрионального периода развития организма.
Объяснять: биологическое значение метаморфоза.
Комбинированный
Стр. 170-166
41
3-я неделя февраля
Общие закономерности развития.
Закономерности: закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
Давать определение понятию: эмбриогенез.
Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры: животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.
Определять: тип развития у различных животных.
Характеризовать: сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов.
Объяснять: биологическое значение метаморфоза.
Комбинированный
Стр. 166-169
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. (20 часов).
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов).
42
3-я неделя февраля
Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности.
Понятия: генетика, аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии.
Факты: наследственность и изменчивость - свойства организмов; генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости; использование Менделем гибридологического метода.
Процессы: моногибридное скрещивание.
Давать определение понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод.
Называть: признаки генов, хромосом.
Характеризовать: сущность процессов наследственность и изменчивость.
Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей; значение гибридологического метода.
История развития генетики как науки.
Комбинированный
Стр. 171-175
43
4-я неделя февраля
Законы Г. Менделя (1 закон - закон доминирования). Решение задач.
Понятия: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.
Факты: наследственность - свойство организмов; моногибридное скрещивание; неполное доминирование; анализирующее скрещивание; цитологические основы закономерностей.
Закономерности: правило единообразия, закон расщепления; гипотезы чистоты гамет; соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1; соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании 1:1; условия проявления закона независимого наследования; соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования 9:3:3:1.
Процессы: механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.
Закономерности: закон независимого наследования.
Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.
Приводить примеры: доминантных и рецессивных признаков.
Воспроизводить: формулировки правила единообразия и правила расщепления.
Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть: условия закона независимого наследования.
Анализировать: содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании; содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.
Составлять: схему моногибридного и дигибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания, неполного диминирования.
Определять: по фенотипу генотип и, наоборот; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов; вероятность проявления признака в потомстве.
Мендель - основоположник генетики как науки.
Комбинированный
Стр. 176-178
44
4-я неделя февраля
Законы Г. Менделя
( 2 закон - закон расщепления). Решение задач.
Комбинированный
Стр. 178-179
45
1-я неделя марта
Законы Г. Менделя (закон чистоты гамет).
Комбинированный
Стр. 179-180
46
1-я неделя марта
Законы Г. Менделя (3 закон - закон независимого комбинирования). Решение задач.
Комбинированный
Стр. 180-185
47
2-я неделя марта
Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана.
Понятия: мейоз, гомологичные хромосомы, негомологичные хромосомы, коньюгация, кроссинговер, группа сцепления.
Факты: гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются совместно.
Давать определения понятиям: мейоз, гомологичные хромосомы, негомологичные хромосомы, коньюгация, кроссинговер, группа сцепления.
Комбинированный
Стр. 186-188
48
3-я неделя марта
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.
Понятия: гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы.
Факты: наследственность- свойство организмов; наследование признаков у человека; наследственные заболевания, сцепленные с полом.
Процессы: расщепление фенотипа по признаку определения пола; наследование признаков, сцепленных с полом.
Закономерности: закон сцепленного наследования.
Давать определение понятию: аутосомы.
Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Приводить примеры: наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
Определять: число типов гамет, фенотипов, генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Наследственные болезни. Диагностика.
Комбинированный
Стр. 188-190
49
2-я неделя марта
Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.
Комбинированный
Стр. 190-192
50
3-я неделя марта
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Понятия: аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.
Факты: генотип - система взаимодействующих генов; качественные и количественные признаки; характер взаимодействия; влияние количества генов на проявление признаков.
Процессы: взаимодействие генов и их множественное действие.
Давать определения понятиям: аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.
Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов.
Называть: характер взаимодействия неаллельных генов.
Описывать: проявление множественного действия генов.
Комбинированный
Стр. 192-195
51
3-я неделя марта
Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».
Закономерности: наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленном с полом.
Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Решать: простейшие генетические задачи.
Практический
Задача №1-3
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов).
52
4-я неделя марта
Основные формы изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Понятия: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.
Факты: изменчивость - свойство организмов; основные формы изменчивости; виды мутаций; синдром Дауна - генная мутация человека; виды мутагенов; характеристики мутационной изменчивости; комбинативная изменчивость; применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений.
Процессы: механизм проявления полиплоидных растений.
Давать определение понятию: изменчивость.
Называть: вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости.
Различать: наследственную и ненаследственную изменчивость.
Приводить примеры: мутаций разного уровня.
Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций.
Объяснять: причины мутаций.
Характеризовать: значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии; виды мутаций.
Комбинированный
Стр. 196-197
53
4-я неделя марта
Мутации, их значение. Комбинативная изменчивость, эволюционное значение.
Мутации. Мутагены. Значение.
Комбинированный
Стр. 198-200
54
1-я неделя апреля
Фенотипическая (модификационная) изменчивость.
Понятия: вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.
Факты: изменчивость - свойство организмов; зависимость проявления действия генов от условий внешней среды; наследственная изменчивость; характеристики модификационной изменчивости.
Процессы: наследование способности проявлять признак в определённых условиях.
Давать определение понятию: изменчивость.
Приводить примеры: ненаследственной изменчивости; нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать: содержание определений основных понятий.
Объяснять: различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.
Характеризовать: модификационную изменчивость.
Комбинированный
Стр. 201-203
55
1-я неделя апреля
Выявление изменчивости организмов.
Факты: проявления наследственной и ненаследственной изменчивости.
Выявлять и описывать: разные формы изменчивости организмов.
Комбинированный
Вопросы №1-4
стр. 203
56
2-я неделя апреля
Лабораторная работа №5 «Построение вариационной кривой».
Практический
Стр. 201-203
57
2-я неделя апреля
Зачёт №3 «Наследственность и изменчивость».
Понятия по теме «Наследственность и изменчивость»; факты и процессы.
Давать определения понятиям темы, приводить примеры, объяснять механизмы наследования признаков, причины появления изменений, роль наследственности и изменчивости в эволюционном процессе.
Контроль ЗУН
Стр. 171-203
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).
58
3-я неделя апреля
Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Понятия: селекция.
Факты: причины появления культурных растений.
Процессы: независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.
Закономерности: учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Называть: практическое значение генетики.
Приводить примеры: пород животных и сортов растений, выведенных человеком.
Анализировать: содержание определений основных понятий.
Характеризовать: роль учения Вавилова для развития селекции.
Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей.
Значение селекции для развития хозяйства. История становления науки.
Комбинированный
Стр.204-207
59
3-я неделя апреля
Методы селекции растений и животных.
Понятия: гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт.
Факты: основные методы селекции растений и животных; виды искусственного отбора; гибридизация; искусственный мутагенез.
Давать определение понятиям: порода, сорт.
Называть: методы селекции растений и животных.
Приводить примеры: пород животных и сортов культурных растений.
Характеризовать: методы селекции растений и животных.
Комбинированный
Стр. 207-211
60
4-я неделя апреля
Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления селекции.
Понятия: биотехнология, штамм.
Факты: основные направления селекции микроорганизмов; значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства и других отраслей.
Процессы: микробиологический синтез.
Давать определения понятиям: биотехнология, штамм.
Приводить примеры: использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей.
Анализировать и оценивать: значение генетики для развития сельскохозяйственного производства и других отраслей.
Комбинированный
Стр. 211-213
61
4-я неделя апреля
Значение селекции.
Комбинированный
сообщения
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов + 1 час из резерва).
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (3 часа + 1 час из резерва).
62
1-я неделя мая
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.
Понятия: биосфера, биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.
Факты: биосфера - глобальная экосистема; границы биосферы; компоненты и свойства биосферы; распространение и роль живого вещества в биосфере; условия жизни; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Теория: учение Вернадского о биосфере.
Процессы: циркуляция биогенных элементов, биохимические циклы.
Давать определение понятию: биосфера.
Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы; вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.
Описывать: биохимические циклы; проявление физико - химического воздействия организмов на среду.
Характеризовать: живое вещество, биокосное, косное; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.
Объяснять: роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; значение круговорота веществ в экосистеме.
Анализировать: содержание рисунка и определять границы биосферы.
Учение о биосфере. История создания.
Комбинированный
Стр. 215225
63
1-я неделя мая
Экологические факторы.
Понятия: экология, абиотические и биотические факторы, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.
Факты: экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды; среда - источник веществ, энергии и информации; факторы среды и их взаимодействие.
Давать определения понятиям: экология, абиотические и биотические факторы, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.
Приводить примеры: различных видов факторов, их влияния на организмы.
Выявлять: приспособленность организмов к действию экологического фактора.
Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды.
Комбинированный
Стр.231-246
64
2-я неделя мая
Сообщества живых организмов. Практическая работа №1 «Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания».
Понятия: популяция, биоценоз, экосистема, трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещества, поток энергии.
Факты: экосистемная организация природы; структура экосистем; популяция - элемент экосистемы; классификация наземных экосистем; свойства экосистем (обмен веществ, круговорот веществ); видовое разнообразие; солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы; роль автотрофов и гетеротрофов; пищевые связи в экосистемах; направления потока вещества в пищевой сети; функциональные группы организмов в биоценозе (продуценты, консументы. редуценты).
Объекты: элементы биогеоценоза, трофическая структура биоценоза.
Процессы: механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням.
Давать определения понятиям: популяция, биоценоз, экосистема, трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещества, поток энергии.
Называть: компоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популяции; признаки и свойства экосистемы.
Приводить примеры: естественных и искусственных сообществ; организмов разных функциональных групп.
Изучать: процессы, происходящие в популяции.
Характеризовать: структуру экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей в экосистемах и круговороте веществ в природе; роль организмов в потоке веществ и энергии.
Объяснять: причины устойчивости экосистемы; направление потока вещества в пищевой сети.
Практический
Стр. 225-231
65
2-я неделя мая
Формы взаимоотношений между организмами. Практическая работа №2 «Экосистема. Выявление типов взаимодействия разных видов».
Понятия: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Факты: типы взаимоотношения разных видов.
Давать определение понятиям: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Называть: типы взаимодействия организмов.
Приводить примеры: взаимодействия организмов.
Определять: отдельные формы взаимоотношений.
Характеризовать: разные типы взаимоотношений.
Практический
Стр. 246-267
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа).
66
3-я неделя мая
Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере.
Понятия: агроэкосистема, природные ресурсы.
Факты: классификация природных ресурсов; агроэкосистемы; проблемы рационального природопользования; влияние человека на биосферу.
Процессы: стратегии природопользования и их последствия; экологический кризис и его последствия.
Давать определение понятиям: агроэкосистема, природные ресурсы.
Называть: признаки агроэкосистем; факторы, вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Сравнивать: экосистемы и агроэкосистемы.
Анализировать: о значении природных ресурсов в жизни человека.
Раскрывать: сущность рационального природопользования; роль человека в биосфере.
Использование природных ресурсов.
Комбинированный
Стр. 268-272
67
3-я неделя мая
Практическая работа №3 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
Практический
Стр. 273-283
Заключение (1 час).
68
4-я неделя мая
Заключение.
Понятия, факты и процессы.
Давать определения понятиям, приводить примеры, объяснять механизмы биологических процессов.
Комбинированный
Список литературы:
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. Москва, Дрофа, 2009 год.
-
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Москва, «Глобус», 2009 год.
-
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М. Дрофа, 2011 год.
-
«Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 9 класс» издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.
-
«Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс» авторы О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова, Москва, «ВАКО», 2009 год.