Проект летнего экологического лагеря «Природа - это я и ты»

Любовь к природе у детей не приходит сама собой- ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведениях проявляется нейтрально – безразличное, иногда и отрицательное отношение. Особенность экологического обучения не должно строится на одном сухом, дидактически – назидательном  изложении, а на непринужденном усвоении инфор...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Улусное управление образования МО Амгинский улус (район)

Муниципальное образовательное учреждение Сулгаччинская средняя общеобразовательная школа им. И.И.Константинова - Дэлэгээт Уйбаан













Проект летнего экологического лагеря

«Природа - это я и ты »











Разработан учителем биологии и химии

Шеломовой Аленой Владимировной














2009 год


Актуальность: Любовь к природе у детей не приходит сама собой- ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведениях проявляется нейтрально - безразличное, иногда и отрицательное отношение. Особенность экологического обучения не должно строится на одном сухом, дидактически - назидательном изложении, а на непринужденном усвоении информации, ценностных ориентациях и идеалах, нормах поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения ученика с природой.

Основными методами познания законов жизни являются наблюдения и эксперимент. Это имеет научное, воспитательное, а также развивающее и воспитывающее значение.

К.А. Тимирязев писал: «… люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком нравственном и умственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».

Соприкосновение ученика с природой должно органически сочетаться с отдыхом и процессом познания. Что касается воспитания и отдыха, то где как не на природе, можно показать ее красоту и убедить ребенка в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Исходя из этого был разработан проект летнего полевого лагеря под названием «Природа - это я и ты».

Целью проекта является: формирование и расширение у учащихся экологических знаний, ценностных идеалов и норм поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения учеников с природой.

Задачи:

  1. Экологическое обучение и воспитание;

  2. Изучение нового материала по предметам естественнонаучного цикла непосредственно в живой природе;

  3. Научно - исследовательская работа;

  4. Отдых учащихся;

  5. Сбор наглядных натуральных объектов (гербарии, коллекции насекомых и тд).

Летний полевой лагерь основывается на следующие нормативно - правовые документы:

  • Государственный образовательный стандарт РФ среднего (полного) общего образования по биологии и химии;

  • Приказ Минобразования РФ от 05.03. 2002 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Приказ Минобразования РФ от 18.07.2001 г № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • Конституция Российской Федерации (с поправками от 30.12.2008). Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушителями.

  • Федеральный закон (ФЗ) от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)

- Статья 4.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземны воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

  • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.

  • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений.

  • Федеральный Закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» ( с изменениями от 11.11.2003; 02.11.2004; 31.12.2005; 18 и 29.12.2006; 20.04.2007; 06.12.2007; 23.07.2008; 03 и 30.12.2008; 14.03.2009; 24.07.2009). принят Государственной думой 22.03.1995

  • Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира.

  • Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира.

  • Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира.

  • Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

  • Статья 34. Виды и способы пользования животным миром.

  • Статья 35. Условия пользования животным миром.

  • Статья 36. Предоставление животного мира в пользование.

  • Статья 40. Права и обязанности пользователей животного мира.

  • Статья 43. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

  • Статья 44. Пользование животным миром в научных, культурно - просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях.

  • Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушения законодательства РФ в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

  • Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30.12.2001 №195-ФЗ(с изменениями и дополнениями, последние изменения 24.07.2009). Принят Государственной думой 20.12.2001

  • Постановление правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (с изменениями от 20.06.2001).

  • Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 №107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мра, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания».

  • Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов» (с изменениями от 24.12.2008)

  • Требования санэпидемнадзора

  • Требования противопожарной безопасности

Целевая группа состоит из учащихся 6 - 10 классов общим количеством 20 - 25 учеников.

Механизм реализации

- воспитание основ культуры здорового образа жизни;

- знакомство с типами растительности и отдельными видами растений территории села, их описание, определение лекарственных растений, их гербаризация;

- знакомство с типами насекомых, животных и отдельными видами на территории села.

Рабочий план

Виды работы

Дата

Ответственный

1

Введение. Ознакомление с целью и задачами летнего экологического лагеря.

Май- начало июня.

2

Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения в лесу.

июнь

3

Научно - исследовательская работа учащихся

Работа с растениями. Сбор и определение растений. Оформление гербариев.

Сбор лекарственных растений.

Определение состава почвы.

I половина июня

4

Научно - исследовательская работа учащихся.

Работа с насекомыми и животными. Сбор, определение животных. Оформление коллекций.

Сбор лекарственных растений.

Определение состава воды.

II половина июня

5

фото отчет.

оформление исследовательских работ учащихся.

Конец июня

Требования к выбору места для лагеря:

  1. Привлекательность:

- Эстетическая выразительность окружающего ландшафта в местности;

- Местность должна включать как можно больше разнообразных природных объектов.


  1. Доступность

- расположение лагеря на незначительном удалении от населенного пункта;

- наличие хорошей пешеходной или подъездной дороги;

- безопасность местности с точки зрения угрозы для здоровья школьников;

3. Информативность

- возможность удовлетворить познавательные потребности посетителей в области географических, биологических и химических вопросов;

- включение максимально возможного количества разнообразных природных объектов местности.

Оборудование и материалы

статья расхода

количество (шт; кг; л)

1

транспортные расходы

2

питание

3

инвентарь

палатка 4х местная

палатка 2х местная

ведро оцинкованное 10 л

лопата штыковая

4

учебное и медицинское оборудование

лабораторная посуда

микроскопы

химические реактивы

гербарный набор

принадлежности для ловли насекомых

определители насекомых

определители растений

определители рыб

учебная литература

аптечка доврачебной

помощи

Ожидаемый результат и перспективы дальнейшего развития:

В процессе общения с природой у детей выработаются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. Повысится экологическая грамотность, при практической работе закрепятся полученные теоретические знания. Ежегодная работа летнего полевого лагеря проявит устойчивый интерес к естественным наукам, повысит мотивационный уровень. Многим выпускникам школы поможет с выбором будущей профессии.

Собранные экспериментальные материалы помогут составить экологический паспорт села. По полученным данным исследовательских работ учащихся можно будет вести мониторинг состояния окружающей среды.

Собранные лекарственные растения будут использоваться в качестве настоев и морсов в течении года, что приведет к повышению иммунитета у учащихся в течении года. А сданные, в аптечный пункт, лекарственное сырье сформирует финансовый интерес у учащихся.

Также сформируется важнейшее качество человеческой личности -социализация.

Социальными партнерами этого проекта являются: администрация школы (директор Никифоров А.И.), глава МО Сулгачинский наслег (глава Ксенофонтов А.В), родительский комитет школы (председатель Стручкова Р.М.),

© 2010-2022