- Преподавателю
- Биология
- Методы организации учебной деятельности на уроке
Методы организации учебной деятельности на уроке
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каргополова И.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методы организации учебной деятельности на уроке (индивидуальное обучение)
Методы - это источники, из которых черпают знания учащиеся.
Основные методы:
1. объяснитльно-иллюстративный, или информационно-рецепривный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов, применение компьютерных технологий и т.д.;
2. репродуктивный: воспроизведение действий, деятельность по алгоритму, программирование;
3. проблемное изложение изучаемого материала;
4. частично-поисковый, или эвристический метод;
5. исследовательский, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
-
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. П - постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; сравнение; обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.
-
методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником: четкая постановка цели работы с учебником; указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля; наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи учащимся; беседа по закреплению нового материала.
-
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;
-
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
-
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос: выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
-
«Умение задавать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Ушинский К.Д.
Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
Гельвецкий «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее сделать это».
-
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащихся. Как отмечал дидакт М.А.Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усеваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.
-
Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.
Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:
1. прежде всего, существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебнику на уроке;
2. самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя;
3. в процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать вопросы ( как они понимают изучаемый материал);
4. серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;
5. нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования, учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала;
6. изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера;
7. при изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем;
8. работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.
-
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.
-
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Основными видами проверки являются:
- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
- тематическая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти
- семестровая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за семестр;
-годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
- выпускные и переводные экзамены.
Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.
Методы мотивации
- эмоциональный
- волевой
- познавательный
Методы обучения
- словесные
- наглядные
- репродуктивные
- эвристическая беседа
- самостоятельная работа