Методы организации учебной деятельности на уроке

Методы - это источники, из которых черпают знания учащиеся.   Основные методы: 1. объяснитльно-иллюстративный, или информационно-рецепривный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов, применение компьютерных технологий и т.д.; 2. репродуктивный: воспроизведение действий, деятельность по алгоритму, программирование; 3. проблемное изложение изучаемого материала; 4. частично-поисковый, или эвристический метод;   5. исследовательский, когда учащимся да...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы организации учебной деятельности на уроке (индивидуальное обучение)


Методы - это источники, из которых черпают знания учащиеся.

Основные методы:

1. объяснитльно-иллюстративный, или информационно-рецепривный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов, применение компьютерных технологий и т.д.;

2. репродуктивный: воспроизведение действий, деятельность по алгоритму, программирование;

3. проблемное изложение изучаемого материала;

4. частично-поисковый, или эвристический метод;

5. исследовательский, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:


  1. методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. П - постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; сравнение; обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

  2. методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником: четкая постановка цели работы с учебником; указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля; наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи учащимся; беседа по закреплению нового материала.

  3. методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;

  4. методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

  5. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос: выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.


  1. «Умение задавать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Ушинский К.Д.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

Гельвецкий «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее сделать это».


  1. Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащихся. Как отмечал дидакт М.А.Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усеваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.


  1. Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

1. прежде всего, существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебнику на уроке;

2. самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя;

3. в процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать вопросы ( как они понимают изучаемый материал);

4. серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;

5. нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования, учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала;

6. изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера;

7. при изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем;

8. работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.


  1. В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

  2. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Основными видами проверки являются:

- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

- тематическая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти

- семестровая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за семестр;

-годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

- выпускные и переводные экзамены.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

Методы мотивации

- эмоциональный

- волевой

- познавательный

Методы обучения

- словесные

- наглядные

- репродуктивные

- эвристическая беседа

- самостоятельная работа

© 2010-2022