- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме обобщение и систематизация знаний по теме Класс Рыбы
Урок по теме обобщение и систематизация знаний по теме Класс Рыбы
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревако Н.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока
Обобщение и систематизация знаний по теме «Надкласс Рыбы»
Цели:
Образовательные: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся по пройденному материалу, особенностях строения рыб, о приспособлении к жизни в условиях водной среды; определить уровень ЗУН учащихся по теме;
Развивающие: развивать любознательность и стремление к знаниям; продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека; воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества личности, совершенствовать навыки работы в группе.
Методы обучения:
-
Словесный;
-
Наглядный;
-
Практический;
-
Поисковый;
Оборудование:
-
Таблица "Тип Хордовые. Класс Рыбы";
-
Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
-
Рисунки обучающихся, доклады;
-
Видеоролик «Подводный мир»;
-
Видеосюжет « Вопросы Почемучек»
Ход урока
1.Организационно - мотивационный
Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята! Судя по улыбкам на ваших лицах, настроение у вас хорошее. Надеюсь, оно останется таким и до конца нашей с вами встречи. Успехов вам.
Наш урок посвящён обобщению и систематизации знаний, которые вы получили на предыдущих занятиях. Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (постановка целей урока)
- Нашу встречу мне бы хотелось начать с отрывка из рассказа
« Награды животных» А.С.Веерка. В этом рассказе есть такие строки: «…Когда Создатель сотворил животных на Земле, он одарил их особыми дарами. Кому-то дал чуткий слух и острое зрение, чтобы успеть спастись от врагов, кто-то получил острый нюх, цепкие когти и быстрые ноги, чтобы догнать добычу, но только обитателей морских пучин и глубоких рек он наделил особым даром…»
? Что же это за «особый дар»? Как вы думаете? (подсказка: его часто называют шестым чувством рыб)
2.Процессуально - содержательный этап урока
- А.Выявление соответствия внешнего строения к жизни в воде
? Ребята, скажите, а какие есть ещё приспособления у рыб к водной среде обитания?
Я думаю, определится с правильностью ответов на этот вопрос вам поможет этот видеосюжет. (просмотр видеоролика)
Работа над кластером(работа в паре).Запишите на листах, основные приспособления рыб к жизни в воде и прикрепите к данной схеме на доске.
Приспособления рыб к водной среде обитания
? ? ? ? ? ?
(В оценочном листе отметка 6 ,выставляется если названы все адаптации)
- Б.Обобщение знаний о систематике рыб
Рыбы всегда привлекали человека. Нас восхищает их способность маневрировать в воде. И не зря «как рыба в воде», говорят о человеке, который достиг каких-то результатов в жизни. Всё многообразие рыб можно разделить на несколько классов. Каких?
? Назовите отличительные признаки костных и хрящевых рыб?
- Молодцы, я думаю, что следующее задание будет для вас не сложным.
(Работают индивидуально, взаимопроверка)
Задание №2
Из приведённых наборов букв составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам (выпишите нужные цифры).
1.Аркп ………………………………..
2. мёсаг…………………………………..
3.легоц…………………………………..
4.сетро…………………………………..
5.ювесраг…………………………………
6.каласа………………………………….
7. Сдьель………………………………….
8.Отлпав………………………………….
9.Азнса………………………………………..
10.Яалитмреи…………………………………………
11.Тека……………………………………………..
12.Шагорбу………………………………………….
-
Отряд Лососеобразные:
-
Отряд Сельдеобразные:
-
Отряд Осетрообразные:
-
Отряд Карпообразные:
-
Отряд Кистепёрые:
-
(В оценочном листе отметка 12 ,выставляется, если выполнены все задания)
? Ребята, скажите, почему при большом разнообразии рыб в природе, часть их попала в Красную книгу?
Выступление Кусоить А. Она расскажет вам, какие рыбы занесенные в Красную книгу можно встретить на территории Беларуси и Островецкого района.
Физпауза(музыкальная)- видеоклип
-В. Задания на развитие мышления и внимания
Сейчас, ребята, я хочу предложить вам задания творческого характера. Для его выполнения вам придётся поработать в группе.
На столах у вас есть рисунок рыбки, но, к сожалению, художник, который его нарисовал, забыл дорисовать рыбе очень важные органы и части тела, необходимые рыбе для обитания в воде. Ваша задача исправить недочёты художника.( Работают в группе, результаты вывешиваются на доске, комментируются).
(В оценочном листе отметка 5 ,выставляется если исправлены все недочёты)
3.Этап закрепления
Подведение итогов
Вы много потрудились при изучении темы « Надкласс Рыбы», много знаете и я думаю, что вам не составит особого труда ответить на вопросы наших Почемучек. ( видеосюжет « Вопросы Почемучек»). За правильный ответ ученик получает 1 балл.
- Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение - змеевидные (угри и мурены),плоские (скаты и камбала),дисковидные ( рыба-луна), тарпедообразные - акулы, шарообразные (рыба-шар).Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать. Но это не предел. На что ещё способны рыбы нам расскажет Азевич Игорь.
( Интересные факты из мира рыб)
4.Рефлексивный этап урока
Вот и подошёл наш урок к концу. Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке. У вас на столах лежат разноцветные рыбки. Выберите ту, которая отражала бы ваше мнение об уроке и отпустите её в «пучину морскую».
Разовый цвет - урок очень понравился, всё было понятно и работать интересно.
Жёлтый цвет - урок понравился, но нуждаюсь ещё в дополнительных знаниях.
Зелёный цвет - урок не понравился, было не интересно.
5. Объяснение домашнего задания
Повторить параграфы 29-33
Творческое задание
Проведите анализ рыбной продукции, продаваемой в магазинах города. Определите видовой состав рыбы, систематическое положение, место вылова ( океан, море, пресный водоём), вид продукции ( живая рыба, свежемороженая, копчёная, консервы, икра и др.).Отчёт можно представить в виде таблицы.
3