- Преподавателю
- Биология
- Проект урока по биологии 8 класс Органы обоняния, осязания, вкуса
Проект урока по биологии 8 класс Органы обоняния, осязания, вкуса
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Галкина М.В. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, качественного изменения методов и содержания образования в школе. В основу нового поколения ФГОС положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование у них готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Урок нацелен не только на предметный, а личностный и метапредметный результат. Главным становится формирование универсальных учебных действий, которые и составляют умение учиться. Роль учителя также претерпевает изменения. Теперь учитель не сообщает знания, а создает условия для самостоятельной деятельности учащихся, направляет, корректирует ход работы, помогает осмыслить полученные результаты, ориентирует ученика на практические навыки.
Основой научного знания в области естественных наук является эксперимент. Урок биологии «Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса, мышечной чувствительности» (8 класс) - это комбинированное учебное занятие по расширению и закреплению знаний в теме «Анализаторы» с элементами исследования. Групповая работа, используемая на уроке, не дает ученикам быть пассивными слушателями, а способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, планируют свою работу, проводят эксперимент, выбирают источник информации, анализируют полученные данные, оформляют и представляют результаты работы, оценивают собственные достижения, выбирают вопросы для дальнейшего изучения. Урок построен с учетом возрастных особенностей развития детей 13-15 лет:
- переходом от учебных действий, осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося
- направленностью на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне (13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Цель урока
Создать условия для формирования:
-
личностных УУД (самоопределение, смыслообразование);
-
познавательных УУД (общеучебные, логические);
-
коммуникативных УУД (планирование, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
-
регулятивных УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка);
средствами предмета химии при изучении темы «Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса, мышечной чувствительности».
Задачи:
-
актуализировать знания учащихся через их участие в работе с карточками, решении мини-теста, во фронтальном опросе;
-
способствовать формированию мотивации изучения темы;
-
подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и планирования учебной деятельности;
-
организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке информации, полученной путем эксперимента и тестовой информации;
-
организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем заполнения анкеты;
-
организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-
у учащихся сформирована мотивация к обучению,
-
учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи,
-
учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий в группе,
-
учащиеся умеют контролировать правильность своих действий и корректировать их,
-
учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные:
-
учащиеся умеют использовать знаково-символические средства представления информации,
-
учащиеся владеют навыками смыслового чтения,
-
учащиеся владеют навыками постановки школьного эксперимента,
-
учащиеся умеют устанавливать причинно-следственные связи,
-
учащиеся умеют произвольно и осознано строить речевое высказывание,
-
учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.
Коммуникативные:
-
учащиеся умеют работать в группе,
-
учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия, осуществлять сотрудничество в процессе работы в группе,
-
учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
-
учащиеся знают: строение анализаторов,
-
учащиеся умеют объяснить особенности строение органов равновесия, осязания, обоняния, вкуса, мышечной чувствительности,
-
учащиеся умеют устанавливать причинно-следственные связи.
Метод обучения:
-
частично-поисковый.
Средства обучения:
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., «Биология Человек. 8класс»:- М.: Дрофа, 2013, с электронным приложением,
-
Раздаточный материал: карточки, инструктивные карточки для групп, анкета взаимо-и самооценки, наборы для эксперимента,
-
Презентация
-
ММП
Организационные формы обучения:
-
групповая работа,
-
фронтальная,
-
индивидуальная.
Педагогические технологии
Технология диалогового взаимодействия.
План урока
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Вводно-мотивационный
1
Актуализация знаний:
1.1
Организация ввода учащихся в тему урока.
Организация работы в парах:
предложенные карточки с названиями органов человеческого тела разложить на группы и объяснить формирование групп.
Работа в парах. Раскладывание карточек с названиями, объяснение, по каким признакам образованы группы.
(Приложение 1)
1.2
Организация мини-теста.
Организация взаимопроверки.
Решение тестового задания. Взаимопроверка.
(Приложение 2)
1.3
Организация беседы по вопросам:
-
Что такое анализатор?
-
Из каких звеньев состоит анализатор?
-
Что такое органы чувств?
-
Какие органы чувств мы уже изучили?
-
Предположите, о каких органах чувств пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Участие в беседе.
1.4
Организация формулирования цели урока.
Формулирование цели
-
Технологический этап
2.
Организация планирования работы в группах:
-
Определение сроков выполнения работ
-
Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе
-
Составить план работы в группе
Участие в обсуждении планирования работы в группе
2.1
Выдача карточек-заданий для каждой группы. Организация работы в группах:
1 группа: Равновесие,
2 группа: Осязание,
3 группа: Обоняние,
4 группа: Вкус,
5 группа: Мышечная чувствительность.
Наблюдение за деятельностью групп учащихся. Помощь, консультирование и направление в работе групп.
Ознакомление и разбор задания, полученного для группы, составление плана действий.
(Приложение 3)
Работа в группе, Выполнение эксперимента, работа с информационным источником, выполнение заданий. Оформление результата деятельности.
3.
Организация публичного выступления
Выступление групп. Представление продукта групповой деятельности.
4.
Организация беседы:
Подведение итогов работы групп.
Оценивание работы других групп.
5.
Проведение диагностики.
Заполнение таблицы, взаимопроверка, обсуждение полученных результатов.
(Приложение 4)
-
Рефлексия
Организация и подведение итогов деятельности.
Участие в обсуждении итогов работы. Общие выводы.
Организация условий для само- и взаимооценивания.
Заполнение анкеты
(Приложение 5)
Определение домашнего задания (по выбору): используя материалы параграфа 52, составить синквейн, отражающий сущность одного из анализаторов, решить кроссворд, создать презентацию из 7 кадров.
Выбор домашнего задания и его записывание.
Соответствие учебных заданий и УУД
Учебные задания
Универсальные учебные действия
I этап: Вводно-мотивационный
Разложите карточки
Объясните формирование групп
Решение мини-теста
Взаимопроверка
Ответы на вопросы:
Формулирование цели
ПУУД (общеучебные): выделение, структурирование информации.
ПУУД (логические):выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
ПУУД (логические): построение цепи рассуждений.
РУУД (контроль):сличение результата в заданным эталоном.
ЛУУД (самоопределение): мотивация учения.
ЛУУД (смыслообразование): какое значение имеют для меня знания о строении анализаторов
РУУД (целеполагание): постановка учебной задачи.
ПУУД (общеучебные) осознаное построение речевого высказывания.
II этап: Технологический
Определить срок выполнения работ.
Определить критерии оценки качества работ в группе.
Составить план работы в группе.
Организация работы в группе:
Распределите задания в группе
Группы 1-5 работают с инструктивной карточкой:
читают, проводят эксперимент, продумывают ответы на вопросы, при необходимости составляют схему строения анализатора,
выбирают представителя от группы, который будет презентовать работ перед классом.
Подготовьтесь к публичному выступлению
Представить результат групповой деятельности
Подвести итоги работы групп
Заполнить таблицу
РУУД (планирование): составление плана и последовательности действий.
ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей
КУУД (управление поведением партнеров, умение с достаточной точностью выражать мысли)
РУУД (волевая саморегуляция): способность к мобилизации сил и энергии
КУУД (планирование): определение цели и функции участников взаимодействия, инициативное сотрудничество в процессе работы в группе.
КУУД: умение с достаточной четкостью выражать свои мысли.
ПУУД (логические): устанавление причинно-следственных связей.
ПУУД (общеучебные): смысловое чтение, знаково-символическое моделирование, осознаное построение речевого высказывания.
КУУД (планирование): определение функций участников, способов взаимодействия.
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
ЛУУД (смыслообразование),
РУУД (оценка),
ПУУД (общеучебные): осознаное построение речевого высказывания.
ПУУД (общеучебные): структурирование информации
РУУД (контроль): сличение способа действия и его результата
III этап: Рефлексия
Обращение к началу урока, его целям и плану работы. Анализ проделанной работы.
Оцените свою деятельность при помощианкеты
Выбор домашнего задания
РУУД (контроль): сличение способа действия и его результата
ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания.
ЛУУД (смыслообразование)
РУУД (оценка): осознание качества и у ЛУУД (самоопределение): мотивация учения ровня усвоения
Список источников
-
Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. - СПб.: ИПК СПО, 2012. - 244 с.
-
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО - СПб.: КАРО, 2013. - 144 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
-
ФГОС-II - основа модернизации российского образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: knmc.kubannet.ru/node/976
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Язык
Сердце
Селезенка
Желудок
Нос
Легкие
Ухо
Кожа на пальцах
Гортань
Печень
Артерия
Глаз
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
?
1 звено анализатора
2 звено
анализатора
3 звено
анализатора
Равновесие
где
что
Осязание
где
что
Обоняние
Где
что
Вкус
где
что
Мышечная чувствительность
где
что
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Взаимо- и самооценка участников работы в группе.
№
Критерий оценивания
(коэффициент участия от 0 до 2)
Оценка за урок
1.
взаимодействие друг с другом (сотрудничество)
2.
умение формулировать свою мысль
3.
инициативность/активность
4.
организационные качества (лидерство)
5.
использование знаний по предмету
Итог
«5»: 10 - 8 баллов
«4»: 7 - 6 баллов
«3»: 5баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ. ВАРИАНТ1.
1. Наружное ухо состоит из:
А) наружного слухового прохода
Б) ушной раковины
В) барабанной перепонки
Г) слуховых косточек
2. Слуховые косточки расположены в:
А) наружном слуховом проходе
Б) среднем ухе
В) улитке
Г) слуховой трубе
3. Рецепторы слухового анализатора - это:
А) слуховые косточки
Б) палочки и колбочки
В) клетки костного лабиринта
Г) ушная раковина
4. Высший отдел слухового анализатора расположен в коре больших полушарий в доле:
А) височной
Б) лобной
В) затылочной
Г) теменной
ТЕСТ. ВАРИАНТ 2.
1. Среднее ухо состоит из:
А) наружного слухового прохода
Б) ушной раковины
В) барабанной перепонки
Г) слуховых косточек
2. Барабанная перепонка расположена в:
А) наружном слуховом проходе
Б) среднем ухе
В) улитке
Г) слуховой трубе
3. Рецепторы слухового анализатора находятся в
А) наружном ухе
Б) барабанной перепонке
В) канале улитки
Г) на слуховых косточках
4. Второй отдел слухового анализатора это:
А) височная доля коры полушарий
Б) слуховой нерв
В) улитка
Г) наружное ухо
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструктивная карточка 1 группа
-
Изучите особенности строения и функционирование вестибулярного аппарата, используя статью учебника стр. 254 и рисунки.
-
Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат.
-
Составьте схему строения анализатора.
-
Подготовьтесь к выступлению
Инструктивная карточка 2 группа.
-
Изучите особенности строения и функционирование органа осязания, используя статью учебника стр. 260 и слайд электронного учебника.
-
Рассмотрев, места расположения различных рецепторов кожи, объясните, к чему более восприимчива кожа человека?
-
Каждый обладает индивидуальным узором на подушечках пальцев. Объясните причину данного явления.
-
Проведите опыт, показывающий разницу между прикосновением и давлением.
-
.
Инструктивная карточка 3 группа.
-
Изучите особенности строения и функционирование органа обоняния, используя статью учебника стр. 260 и рисунки.
-
Определите запах предложенных объектов закрыв глаза.
-
Подумайте, почему одни вещества пахнут, а другие нет?
-
Как воспринимается нами запах?
-
Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?
-
Составьте схему строения анализатора.
-
Подготовьтесь к выступлению.
Инструктивная карточка 4 группа.
-
Изучите особенности строения и функционирование органа вкуса, используя статью учебника стр. 261 и рисунки.
-
Попробуйте кусочек сухого хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?
-
Как воспринимается нами вкус пищи?
-
Почему кажется безвкусной холодная, горячая?
-
Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?
-
Составьте схему строения анализатора.
-
Подготовьтесь к выступлению.
Инструктивная карточка 5 группа.
-
Изучите особенности строения и функционирование органа вкуса, используя статью учебника стр. 261 и рисунки.
-
Где находятся рецепторы, реагирующие на сокращение мышц?
-
Почему перед сложным движением его надо себепредставить?
-
Составьте схему строения анализатора.
-
Подготовьтесь к выступлению.