- Преподавателю
- Биология
- Выступление по теме: Использование технологии проблемного обучения биологии, как средство развития исследовательских умений обучающихся
Выступление по теме: Использование технологии проблемного обучения биологии, как средство развития исследовательских умений обучающихся
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cорбалэ К.Н. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование технологии проблемного обучения биологии, как средство развития исследовательских умений обучающихся
К.Н. Сорбалэ, учитель биологии,
«Заслуженный учитель РФ»
«Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять» С.А.Рубинштейн.
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения, широко применяемое в образовательном пространстве школы. Его применяют все учителя на всех ступенях обучения и практически по всем предметам. Мечта любого учителя - это стремление его обучающихся к познанию нового, их желание в активной форме искать, спорить, рассуждать, доказывать, творить, то есть, чтобы их сформированные познавательные потребности, вызывали желание и умение учиться. Ради достижения этих целей и применяется проблемное обучение, которое способствует повышению внутренней познавательной мотивации при изучении определенной темы, формированию конкретного навыка и интереса к изучению предмета.
Используя, или апробируя различные современные технологии в обучении биологии -это в основном технологии дифференцированного, личностно-ориентированного, проектно-исследовательского обучения, информационные и здоровьесберегающие технологии, я все-таки особое место отвожу проблемно-поисковым технологиям, как одной из форм технологии интегрированного обучения. Именно они позволяют развивать творческий потенциал в процессе обучения, ориентируют обучающихся на самостоятельное освоение нового опыта исследовательской деятельности, повышают познавательную активность в учебном процессе и личностные возможности обучающихся.
\Эффективность же использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога, от системности ее применения и возраста учащихся, а также во многом зависит и от возможностей преподаваемого предмета.
Биология - наука точная и экспериментальная!
Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов проблемного обучения:
-
проведения наблюдения
-
постановки эксперимента и выполнения практических работ и лабораторных работ,
-
решения проблемных заданий и логических задач,
-
использование межпредметных знаний, приобретенных на других уроках (химии, физики, математики, географии, экологии и т.д.).
-
просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
-
подготовки сообщений, или рефератов обучающимися,
-
участие в проектно-исследовательской работе.
Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных человека и общая биология взаимосвязаны. Из класса в класс перед учащимися постепенно раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов и жизни в целом.
Поэтому особое внимание при организации познавательной деятельности обучающихся уделяется усвоению системы биологических понятий, теорий, законов, закономерностям взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также их взаимоотношением с окружающей средой.
Аспектами успешного урока биологии являются:
1. Формирование предметной компетентности:
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности
3. Формирование информационной культуры
4. Развитие мышления
5. Развитие творческих способностей
6. Формирование коммуникативной: компетентности и толерантности
7. Создание психологически комфортной среды.
Мои действия, как учителя, применяющего технологию проблемного обучения, направлены на такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание проблемных ситуаций, постановку учебных проблем, проблемных вопросов-задач - путей активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений.
Планируя проблемный урок, стараюсь выделить цель, ради достижения которой применяется данная технология, направить усилия таких учебных действий обучающихся, как анализ известного и неизвестного, вычленение проблемы, построение предположений о возможных причинах и последствиях, динамике явлений, выдвижение гипотез и т. д.
Вводя школьников в процесс обучения я стремлюсь научить их видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
При этом структура обучения с использованием данной технологии следующая:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
-поиск научной информации, или опытная проверка принятых гипотез;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.
Таким образом, основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к решению проблемы. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Уровни разрешения проблемной ситуации:
осознание (фактологический уровень) - осмысление (понятийный уровень) - озарение (творческий, эвристический уровень).
Главная задача учителя преподносить содержание предмета как систему познавательных задач, решая которые, обучающиеся способны самостоятельно сформулировать теоретические положения. Это могут быть различные формы познавательных заданий: проблемные вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, биологические диктанты, тесты разного типа. Наиболее приемлемая форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.
В биологии, как учебном предмете, нет раздела, темы, в которой неприменимой была бы данная технология. Проблемность, для обучающихся, заключается в непонимании многих физиологических процессов живых организмов. Это: обмен веществ и энергии, дыхание, пищеварение, выделение, регуляция процессов жизнедеятельности и т.д. Так на вопрос учителя: «Зачем живым организмам нужен кислород?» - учащиеся практически всегда отвечают - для дыхания, или газообмена, а правильный ответ-для участия в 3 этапе энергетического обмена веществ, при котором молекулы ПВК расщепляются до конечных продуктов (воды и углекислого газа), с выделением энергии в виде АТФ, то есть для обеспечения организма энергией, заключенной в питательных веществах (БЖУ). Примеров можно привести множество по темам: Клетка (5-11 классы), Семя (5 и 6; 9 и 10 класс) и др., выявляя взаимосвязь «строение и функция» разделов биологии «Растения», «Животные», «Человек» (основная школа); широкие возможности проблемного обучения дают такие науки как цитология, эмбриология, генетика, эволюция и экология, входящие в фундаментальное ядро обучения биологии на старшей ступени обучения (9,10 и 11 классы).
Проблемное обучение активизирует познавательные процессы у учащихся, приучает к самостоятельной работе, самообразованию, самостоятельному поиску и добыванию знаний; способствует тому, что школьники учатся применять свои знания, поскольку каждая новая учебная проблема разрешается на основе ранее усвоенных знаний. Обычно на таких уроках царит творческая атмосфера и психологическая комфортность, которая предоставляет возможность одному, или группе обучающихся самореализоваться и вызвать интерес у всего класса к изучаемой проблеме. Проблемный урок подразумевает личностный подход к обучающимся. Проявить себя, показать свои способности, высказать неординарную мысль может любой ученик 5-11 классов, на любом этапе урока, в любой форме. Очень хорошо, когда в 5 классе обучающиеся уже знакомы с опытом такой деятельности. Они живо включаются в учебный процесс, активно решают проблемные задания, дополняют друг друга, связывают свои наблюдения с различными примерами жизненных ситуаций. Тогда эти умения легко развивать в последующие годы обучения.
Отношение обучающихся к процессу обучения обычно характеризуется повышением познавательной активности:
-
готовностью выполнять учебные задания;
-
стремлением к самостоятельной деятельности;
-
сознательностью выполнения заданий;
-
стремлением повысить свой образовательный уровень и т.д.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях биологии дают проблемные ситуации, в которых обучающиеся сами должны:
-
осуществлять ознакомление и поиск путей решения проблемы,
-
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-
убедительно отстаивать свое мнение;
-
задавать вопросы своим товарищам и преподавателю;
-
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-
самостоятельно выполнять задание;
-
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
-
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
-
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
3. Формы решения проблемных ситуаций:
- дискуссия;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
- исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
В своей работе я использую групповые и парные формы работы в проектной деятельности, индивидуальные в исследовательских работах, которые требуют поиска и переработки большого объема научной информации и сложных действий; традиционные и нестандартные уроки, которые повышают уровень практической направленности биологии, способствуют активизации учебного процесса.
Применяемая технология проблемного обучения, направлена на развитие у обучающихся предметных и метапредметных умений ставить цели, планировать результат своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. При выполнении лабораторных и практических работ, каждому ученику приходиться проводить наблюдение, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически оценивать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности и исследовательские умения и навыки.
В ходе групповой работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы. Исследовательский индивидуальный подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки личного творческого мышления.
Метод проблемного обучения - творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. В обучении активную роль играют учебные проблемы, которые в процессе учебной деятельности, приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Ведь обучающийся, независимо от возраста, - существо само по себе деятельное. Учиться - значит исследовать мир. Биология как учебный предмет обладает такими возможностями.
Мой опыт работы с применением технологии проблемного обучения на уроках биологии показывает, что она дает положительные результаты:
-
у обучающихся развиваются навыки самостоятельной работы по предмету;
-
формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;
-
большинство обучающихся начинает положительно относиться к учебе;
-
повышается мотивация к процессу обучения и интерес к предмету
-
способствует развитию исследовательских умений и навыков.
То есть оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.
Литература.
-
Бабанский Ю. К. «Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников». - Ростов-на-Дону, 1989.
-
Кудрявцев Т. В. «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы». - М.: Знание, 1991.
3.Махмутов М. И. «Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей». - М.: Просвещение, 1977.
4.Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать новые знания».
М.: Баласс. 2001.
5.Мельникова Е.Л. «Технология проблемного обучения». Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.