Рабочая программа по биологии 11 класс, Сонин

Цели программы: подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.   Задачи программы: освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющимися составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, органи...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена Утверждена руководителем

на заседании МО образовательного учреждения

Руководитель МО

___________Егорова Г.П. _____________Сидорова Н.В.

« » __________20___г. « » ___________20___г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология» в 11 классе

на 2014-2015 учебный год









Составитель: Кшнякина Елена Сергеевна

учитель биологии МБОУ «Красноподгорная СОШ»






2014г.

Пояснительная записка

Цели программы: подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Задачи программы:

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющимися составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведение экспериментальных исследований, решение биологических задач, моделирование биологических объектов, процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний и ВИЧ- инфекций.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Учебный план МОУ СОШ с. Воронец на 2010-2011 уч.г.;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Сведения о программе:

рабочая программа по биологии в 11 классе по курсу «Общая биология» составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономарёвой (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., «Дрофа», 2007 г.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) и в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Программа по биологии 10-11 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры. Программа предусматривает и отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Изд. центр "Вентана-Граф", 2007г.), где уровень основного биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого уровня обучения и построенного на интегративной основе, что требует образовательный минимум старшей школы.

Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Биология" предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении. То в курсе биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии.

Количество учебных часов - 34 (1 час в неделю), в том числе лабораторных работ - 3, экскурсии - 1.

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);

  • уроки - публичные формы общения (конференция, дискуссия, консилиум и т. д.);

  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);

  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)

  • интегрированные уроки;

  • лабораторные работы.

Технологии обучения:

  • технология объяснительно-иллюстративное обучение;

  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • личностно-ориентированные технологии обучения;

  • игровые технологии;

  • информационные технологии обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - роль науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса « Общая биология » включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающиеся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, процессы и объекты, теории.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • Самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Формулирование полученных результатов.

  • Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования.

  • Объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

  • Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

  • Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

  • Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

  • Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

  • Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

  • Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).

  • Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;

  • тематическое тестирование (приближенное к заданиям ЕГЭ);

  • устные зачёты-собеседования;

  • лабораторный контроль;

  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям ЕГЭ).

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.

Информация об используемом учебнике:

Биология. Учебник для 11 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Дрофа, 2011.

Содержание учебной программы:

Тема 1.Организменный уровень организации живой материи -17 ч.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад НИ Вавилова в развитие селекции. Учение НИ Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторная работа № 1. Решение задач по генетике.

Экскурсия № 1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

Тема 2 . Клеточный уровень организации жизни -9 ч.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, КМ. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки - биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции Хроматин - комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие "природосообразностъ". Научное познание и проблема целесообразности.

Лабораторная работа. № 2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни - 8 ч.

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода - важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носителя наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клеше. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клешах. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клеши. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура - важная задача человечества.


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Экскурсии

Лабораторные

работы

1.

Организменный уровень организации живой материи

17

1

1

2.

Клеточный уровень организации жизни

9


1

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

8




Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождении культурных растений); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования сцепленного с полом; взаимодействие генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет);

  • строение биологических объектов: клетки (хим. состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;

  • сущность биологических процессов и явлений; обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез) взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;

  • биологическую терминологию и символику;

должны уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формирование современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать биологические задачи разной сложности;

  • составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом);

  • сравнивать: биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологического исследования;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении);


Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе

на 2014-2015 учебный год

№ урока

Дата

планир.

Факт. дата

Тема урока

Домашнее задание

1.

06.09

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

П. 4.1

2.

13.09

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

П. 4.2

3.

20.09

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.

П. 4.3

4.

27.09

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

П. 4.4

5.

04.10

Вид. Критерии и структура. Лаб. раб. №1«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

П. 4.5

6.

11.10

Популяция - структурная единица вида и эволюции. Лаб. раб. № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

П..4.6-4.7

7.

18.10

Факторы эволюции.

П. 4.8

8.

25.10

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.

П. 4.9

9.

01.11

Адаптации организмов к условиям обитания. Лаб. раб. №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

П. 4.10

10.

15.11

Видообразование.

П. 4.11

11.

22.11

Сохранение многообразия видов.

П. 4.12

12.

29.11

Доказательства эволюции органического мира.

П. 4.13

13.

06.12

Обобщающий семинар по теме «Эволюционная теория».

Тесты

14.

13.12

Контрольное тестирование по теме «Эволюционная теория».

Работа над ошибками

15.

20.12

Представления о происхождении жизни на Земле.

П. 4.14.- 4.15.

16.

27.12

Развитие жизни на Земле.

П. 4.16.

17.

17.01

Происхождение человека.

П. 4.17.- 4.18.

18.

24.01

Эволюция человека.

П. 4.19.

19.

31.01

Человеческие расы.

П. 4.20.

20.

07.02

Обобщающий семинар по теме «Развитие жизни на Земле».

Тесты

21.

14.02

Контрольное тестирование по теме «Развитие жизни на Земле».

Работа над ошибками

22.

21.02

Организм и среда. Абиотические факторы среды.

П. 5.1. - 5.2.

23.

28.02

Биотические факторы среды. Лаб. раб. № 4 «Составление цепей питания».

П. 5.3

24.

07.03

Структура экосистем. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

П. 5.4. - 5.5.

25.

14.03

Причины устойчивости и смены экосистем. Лаб. раб. № 5 «Решение экологических задач».

П. 5.6

26.

21.03

Влияние человека на экосистемы. Лаб. раб. № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

П. 5.7.

27.

04.04

Биосфера - глобальная экосистема.

П. 5.8

28.

11.04

Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок.

П. 5.9

29.

18.04

Биосфера и человек.

П. 5.10

30.

25.04

Основные экологические проблемы современности и пути их решения. Лаб. раб. № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

П. 5.11- 5.12.

31.

02.05

Обобщающий семинар по теме «Экосистема».

Тесты

32.

09.05

Контрольное тестирование по теме «Экосистема».

Работа над ошибками

33.

16.05

Обобщение изученного.


34.

23.05

Обобщение изученного.



Литература:

  1. Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. - М.: Дрофа, 2001.

  6. Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001.

  7. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2000.

  8. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. - М.: Мнемозина, 1998.

  9. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  10. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.

  11. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов, Лицей, 2005 г.

  12. Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

  13. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. - М.: Просвещение, 1985.

  14. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М.: Просвещение, 1981.

  15. Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания. - Аквариум ГИППВ, 2000.

  16. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочник по биологии. - М., АСТ-Пресс школа, 2003.

  17. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В., Гуленков С. И. Дидактические материалы по биологии. - М., Просвещение, 1982.

  18. Киреева Н.М. Задачи по биологии. - Волгоград, Перемена, 1998.

  19. Каменский А. А., Ким А. И. Биология для поступающих в ВУЗы. - М.: Слово: ООО «Изд-во ЭКСМО», 2003.

  20. Билич Г. Л. Биология для поступающих в ВУЗы. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

  21. Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Пособие-репетитор. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1999.

  22. Лернер Г. И. ЕГЭ: Биология. Репетитор. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

  23. Калинова Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. ЕГЭ. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2007.

  24. Никишова Е. А., Шаталова С. П. ЕГЭ: Биология: 2008. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

  25. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Легион, 2009.

  26. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы. М., 1997.

Электронные издания:

  1. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 2006 г.

  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 - 9 класс. - «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. - «Просвещение», 2002 г.

  5. Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. - «Меридиан», 2001-2004 гг.

Перечень средств обучения:

  • гербарий по общей биологии,

  • комплект таблиц по разделу «Общая биология»,

  • мультимедийные презентации,

  • комплект мультимедийного оборудования.


12


© 2010-2022