Рабочая программа по биологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148


Рабочая программа

по биологии

для 7 класса

на 2015-2016 учебный год




Учитель: Перевезенцева Римма Александровна



с. Шарапово

2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по биологии для 7 класса авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 - 11 классы. М.: Дрофа, 2011г.).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года

Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

УМК

  1. Программы для общеобразовательных учреждений.

Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы

Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захаров

М.: Дрофа, 2010г.

2. Учебник Захаров В.Б. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. - М.:Дрофа. 2011г.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М. : Дрофа. Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Программа по биологии для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы, на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

Для приобретения практических навыков и умений и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа по технике безопасности. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования: - нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; - соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям; - личностная ориентация содержания образования; - деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; - усиление воспитывающего потенциала; - формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; - обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(66 часов, + 4 часа резервное время)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариот (3 часа)

Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

■ Демонстрация Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

■Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■ Лабораторные и практические работы Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

Тема 2.2 Лишайники (1 час) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

  • Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

  • Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах. РАЗДЕЛ 3 Царство Растения (17 часов) Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Рабочая программа по биологии 7 классРабочая программа по биологии 7 классРабочая программа по биологии 7 классТема 3.2 Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

  • Лабораторная работа Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3 Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■ Лабораторная работа Изучение внешнего строения мхов. Изучение внешнего строения папоротников.

Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

  • Лабораторная работа Изучение строения и многообразия голосеменных растений .

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.


  • Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

  • Лабораторные и практические работы Изучение строения покрытосеменных растений. Распознание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.

Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4 Царство Животные (40 часов)

Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

  • Лабораторная работа Изучение строения инфузории туфельки

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5 Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6 Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви ( 3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■ Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8 Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■ Лабораторная работа Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

  • Лабораторная работа особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13 Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Рабочая программа по биологии 7 классТема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

  • Лабораторная работа Особенности внешнего строения птицы в связи с образом жизни.

Тема 4.16 Класс Млекопитающие (6 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы Изучение строения млекопитающих. Распознание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Экскурсия. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

  • Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существовании материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения)
    биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране
    окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистические позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простей­шие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и полу­чения навыков по практическому использованию

полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и озна­комления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам граммы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов на изучение раздела «Царство Растения» на 1 часа из резервного времени на проведения обобщения и повторение изученного (контрольная работа по теме). В разделе «Царство животные» из резервного времени добавлении 3 часа на проведение уроков обобщения и повторения 2 часа и 1 час на изучение темы Тип Иглокожие, эта тема ранее не изучалась ) в этой теме происходит формирование у учащихся целостного представления об особенностях строения животных этого типа.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

по программе

Количество часов по рабочей программе

Лабораторные и практические работы

Контрольных работ

1

Введение

3

3

2

Раздел 1. Царство Прокариот

3

3

3

Тема 1.1 Многоообразие , особенности строения и происхождения прокариотических организмов

3

3

4

Раздел 2. Царство Грибы

4

4

2

5

Тема 2. 1 Общая характеристика грибов

3

3

6

Тема 2.2 Отдел Лишайники

1

1

7

Раздел 3 Царство Растения.

16

17

6

8

Тема 3.1 Общая характеристика растений

2

2

9

Тема 3.2 Низшие растения

2

2

1

10

Тема 3.3 Высшие растения

4

4

2

11

Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения

2

2

1

12

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковы) растения.

6

7 ( 1 час из резервного времени)

2

1

13

Раздел 4. Царство Животные

37

40/3часа из резервного времени

14

Тема 4.1 Общая характеристика животных

1

1

15

Тема 4.2.Подцарство Одноклеточные

2

2

1

16

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные

1

1

17

Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3

3

18

Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви

2

2

19

Тема 4.6 Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

1

20

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви

3

3

1

21

Тема 4.8 Моллюски

2

2

1

22

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

7

1

23

Тема 4.10 Тип Иглокожие

1 (1 час из резервного времени)

24

Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

1

26

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

2

1

26

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

2

1

27

Тема 4.14 Класс

Пресмыкающиеся

2

2

28

Тема 4.15 Класс Птицы

4

4

1

29

Тема 4.16 Класс Млекопитающие

4

6 ( 2 час из резервного времени)

2

2

30

Царство Вирусы.

2

2

31

Заключение

1

1

Резервное время

4


Итого

70

70

17

3






Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№п/п

Дата заполнения

Дата фактическая

Тема урока

Введение ( 3 часа)

1

1.1

1. Мир живых организмов. Уровни организации живого

2

2.2

2.Чарльз Дарвин и происхождение видов

3

3.3

3. Многообразие организмов и их классификация

Раздел 1. Царство Прокариот (3 часа)

Тема 1.1 Многоообразие , особенности строения и происхождения прокариотических организмов (3 часа)

4

4.1

1.Общая характеристика прокариот

5

5.2

2.Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение

6

6.3

3.Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение

Раздел 2. Царство Грибы (4 часа)

Тема 2. 1 Общая характеристика грибов (3 часа)

7

7.1

1.Царство Грибы. Особенности организации. Лабораторная работа №1. Распознание съедобных и ядовитых грибов.

8

8.2

2.Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности Лабораторная работа №2 Строение плесневого гриба мукора.

9

9.3

3. Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы.

Тема 2.2 Отдел Лишайники.(1 час)

10

10.1

3.Отдел Лишайники.

Раздел 3. Царство Растения (17 часов)

Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа)

11

11.1

1. Общая характеристика Царства Растения

12

12.2

2.Жизненные формы растений.

Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)

13

13.1

1. Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа №3 Изучение внешнего строения водорослей.

14

14.2

2. Размножение и развитие водорослей.

Тема 3.3 Высшие растения (4 часа)

15

15.1

1.Общая характеристика Подцарства Высшие растения

16

16.2

2.Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения мхов.

17

17.3

3.Отдел Плауновидные, Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

18

18.4

4. Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа №5. Изучение внешнего строения папоротников.

Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа)

19

19.1

1.Отдел Голосеменные Растения, особенности строения и жизнедеятельности.

20

20.2

2. Многообразие видов голосеменных растений. Лабораторная работа №6 Строение и многообразие голосеменных.

Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковы) растения. ( 7 часов)

21

21.1

1Отдел Покрытосеменные растения. Особенности организации, происхождение.

22

22.2

2.Размножение Покрытосеменных растений. Лабораторная работа №7. Строение покрытосеменных.

23

23.3.

3.Характерные особенности растений Семейства Розоцветные. Класс Двудольные.

24

24.4

4Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые.

25

25.4

5Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковые.

26

26.6

6.Характерные признаки растений Семейства Лилейные.

Лабораторная работа №8. Распознание наиболее распространенных растений.

27

27.7

7. Контрольная работа по теме Царство растения.

Раздел 4. Животные (40 часов)

Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)

28

28.1

1. Общая характеристика Царства Животных

Тема 4.2.Подцарство Одноклеточные ( 2 часа)

29

29.1

1.Особенности организации одноклеточных их классификация. Лабораторная работа №9 Строение инфузории туфельки.

30

30.2

2. Многообразие и значение одноклеточных животных.

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

31

31.1

1. Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные.

Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные ( 3 часа)

32

32.1

1.Особенности организации Кишечнополостных.

33

33.2

2. Особенности процессов жизнедеятельности кишечнополостных.

34

34.3

3.Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

35

35.1

1.Особенности организации плоских червей.

36

36.2

2.Плоские черви-паразиты.

Тема 4.6 Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 часа)

37

37.1

1. Тип Круглые черви. Особенности их организации.

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви ( 3 часа)

38

38.1

1. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

39

39.2

2.Многообразие кольчатых червей. Лабораторная работа №10 Особенности строения дождевого червя.

40

40.3

3. Многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви.

Тема 4.8 Моллюски (2 часа).

41

41.1

1. Особенности организации моллюсков, их происхождение.

42

42.2

2.Значение и многообразие моллюсков. Лабораторная работа №11. Внешнее строение моллюсков

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)

43

43.1

1.Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №12 Изучение внешнего строения.

44

44.2

2. Многообразие ракообразных, их роль в природе.

45

45.3

3.Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

46

46.4

4. Многообразие паукообразных, их роль в природе.

47

47.5

5.Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

48

48.6

6.Размножение и развитие насекомых.

49

49.7

7.Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)

50

50.1

1. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих.

Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

51

51.1

1.Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых. Бесчерепные животные.

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа).

52

52.1

1.Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

53

53.2

2.Основные группы рыб, их роль в природе. Лабораторная работа №13 Особенности внешнего строения рыб.

Тема 4.13. Класс Земноводные ( 2 часа)

54

54.1

1.Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных. Лабораторная работа №14 Внешнее строение лягушки.

55

55.2

2.Размножение и развитие Земноводных. Их роль в природе и многообразие.

Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся ( 2 часа)

56

56.1

1.Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

57

57.2

2.Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Тема 4.15 Класс Птицы ( 4 часа)

58

58.1

1.Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц. Лабораторная работа №15 Особенности внешнего строения птиц.

59

59.2

2. Особенности размножения и развития птиц.

60

60.3

3.Особенности организации птиц, связанные с полетом.

61

61.4

4. Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.

Тема 4.16 Класс Млекопитающие ( 6 часа)

62

62.1

1.Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. Лабораторная работа №16 Строение млекопитающих.

63

63.2

2.Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

64

64.3

3.Многообразие плацентарных млекопитающих. Лабораторная работа №17 Определение систематического положения животных

65

65.4

4.Сумчатые и Первозвери. Охрана животных.

66

66.5

5. Контрольная работа по тема «Царство Растения» и «Царство Животные»

67

67.6

6. Итоговое тестирование по теме «Многообразие живых организмов».

Раздел 5 Царство Вирусы (2 часа)

68

68.1

1. Общая характеристика вирусов. Особенности строения

69

69.2

2. Вирусы - возбудители опасных заболеваний.

Заключение ( 1 час)

70

70.1

1.Особенности организации и многообразие животных






Учебно-методическое обеспечение


  1. Захаров В.Б. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. - М.:Дрофа. 2011г.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы- М.: Дрофа, 2010 г.


  1. Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс. К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Многообразие живых организмов. 7 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Для учащихся 6-7классов. - М.: Просвещение, 1986.

Семенцова В.Н. Рабочая тетрадь по биологии. 7 класс. Учебное пособие. - М. Дрофа 2012год.

Сонин Н.И. Биология. 7 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». - М.: Дрофа, 2003.


© 2010-2022