Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии для восьмого класса. Содержит пояснительную записку к программе, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся, перечень практических, лабораторных работ и демонстраций. Пояснительная записка начинается с объяснения того, на чем  основана составленная программа учебного курса: указывается точное название типовой учебной программы по предмету, отмечается так же ее соответствие федеральному ...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа для обучающихся 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) В.В.Пасечника, А.А.Каменского, Е.А.Криксунова. Программа для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания по БУП 2004 года. На изучение биологии в 11 классе на базовом уровне отводится 1 час в неделю.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать:

  1. Основные положения биологической теории 9клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  2. Строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом; вида и экосистем (структура);

  3. Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  1. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организм; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  2. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  3. Описывать особей видов по морфологическому критерию;

  4. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  5. Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  6. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  7. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  8. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Литература для учителя:

  1. В.В. Пасеник, Г.Г. Швецов Общая биология. Базовый уровень. 10-11классы: метод. Пособие к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. Базовый уровень».-М.:Дрофа, 2010.-151 с.;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11.-М.: Дрофо, 2005.- 138с.;

  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - Дрофа, 2002.

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.- М.: Дрофа, 2004.- 216 с.;

  5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания.-М.:Аквариум, 1998.

Литература для учащихся:

  1. Учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. Базовый уровень».-М.:Дрофа, 2010.


  1. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - Дрофа, 2002.







Учебно-тематический план

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Изучение нового материала

Практические занятия, контроль

1

Вид

17

16

2

2

Экология

17

16

2

Итого:

34

32

2л.р.+2к.р.









Календарно-тематическое планирование по биологии (11).

Наименование раздела

Цели раздела

Содержание раздела

Требования к уровню подготовки

Количество часов

Тема урока

Номер урока

Цели урока

Ход урока

Домашнее задание

Дата

1

Основы учения об эволюции.

Выявление закономерностей эволюционного развития животных, растений и других организмов и их влияние на развитие органического мира.

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сиснтетическая теория эволюции.

Объяснять значение эволюционных идей и теории для развития биологической науки.

17

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

1

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 52.

2

Изучение критериев вида.

Вид, его критерии.

Понимать суть понятия «вид» и описывать критерии вида. Проводить биологические исследования : описывать особей вида по морфологическому критерию; выявлять приспособления олрганизмов к среде обитания; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека.

1

Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологических критериев вида на биологических объектах».

2

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 53.

3

Изучение популяций и их характеристик.

Популяция- структурная единица вида, единица эволюции.

Объяснять эволюционное значение популяций.

1

Популяции.

3

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 54.

4


1

Генетический состав популяций.

4

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 55.

5

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Понимать суть и значение изменения генофонда популяции.

1

Изменения генофонда популяций.

5

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 56.

6

Борьба за существование, формы борьбы за существование.

Объяснять значение борьбы за существование в процессе эволюции.

1

Борьба за существование ее формы.

6

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 57.

7


1

Естественный отбор и его формы.

7

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 58.

8


1

Изолирующие механизмы.

8

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 59.

9

Результаты эволюции.

Понимать значение видообразования для развития органического мира.

1

Видообразование.

9

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 60.

10

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Объяснять значение макроэволюционных процессов для развития биосферы.

1

Макроэволюция, ее доказательства.

10

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 61.

11


1

Система растений и животных-отображение эволюции.

11

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 62.

12

Биологический прогресс и регресс-основные направления эволюции органического мира.

Объяснять значение направлений эволюции для развития органического мира.

1

Главные направления эволюции органического мира.

12

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 63.

13

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Знать гипотезы происхождения жизни. Понимать значение развития и усложнения организмов в процессе эволюции.

1

Положение человека в системе животного мира.

13

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 69.

14

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Объяснять эволюцию человека.

1

Основные стадии антропогенеза.

14

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 70-71.

15


1

Прародина человека.

15

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 72.

16


1

Расы и их происхождение.

16

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 73.

17


1

Контрольная работа № 1 по теме: «Эволюционное учение».

17

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.

18

Основы экологии.

Изучение основных закономерностей взаимосвязи человека и окружающей среды.

Экология как наука. Влияние экологических факторов на организм. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Объяснять роль человека в сохранении биологического разнообразия на планете. Необходимость защиты окружающей среды. Выявлять приспособления организмов к условиям окружающей среды.

17

Что изучает экология.

18

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 74.

19

Среда-источник веществ, энергии и информации.

1

Среда обитания организмов и ее факторы.

19

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 75.

20


1

Местообитание и экологическая ниша.

20

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 76.

21

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

1

Основные типы экологических взаимодействий.

21

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 77.

22


1

Конкурентные взаимодействия.

22

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 78.

23

Популяции, их характеристика.

1

Основные экологические характеристики популяции.

23

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 79.

24


1

Динамика популяции.

24

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 80.

25

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

1

Экологические сообщества.

25

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 81.

26


1

Структура сообщества.

26

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 82.

27


1

Взаимосвязь организмов в сообществах.

27

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 83.

28


1

Пищевые цепи. Лабораторная работа № 2 «Пищевые цепи и сети».

28

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 84.

29


1

Экологические пирамиды.

29

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 85.

30


1

Экологическая сукцессия.

30

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 86.

31


1

Влияние загрязнений на живые организмы.

31

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 87.

32


1

Основы рационального природопользования.

32

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 88.

33


1

Экологический мониторинг.

33

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Сообщения.

34


1

Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии».

34

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.


Перечень лабораторных, контрольных работ и демонстраций.

Раздел

Лабораторные работы, контрольные работы

Демонстрации

1

Вид

Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологических критериев вида на биологических объектах».

Контрольная работа № 1 «Эволюционное учение».

Таблицы: «Видообразование», «Предки человека».

2

Экология

Лабораторная работа № 2 ««Пищевые цепи и сети».

Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии».



© 2010-2022