- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тебенькова И.Н. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) В.В.Пасечника, А.А.Каменского, Е.А.Криксунова. Программа для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания по БУП 2004 года. На изучение биологии в 11 классе на базовом уровне отводится 1 час в неделю.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать:
-
Основные положения биологической теории 9клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
-
Строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом; вида и экосистем (структура);
-
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;
Уметь:
-
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организм; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
Описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
Сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Литература для учителя:
-
В.В. Пасеник, Г.Г. Швецов Общая биология. Базовый уровень. 10-11классы: метод. Пособие к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. Базовый уровень».-М.:Дрофа, 2010.-151 с.;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11.-М.: Дрофо, 2005.- 138с.;
-
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - Дрофа, 2002.
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.- М.: Дрофа, 2004.- 216 с.;
-
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания.-М.:Аквариум, 1998.
Литература для учащихся:
-
Учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. Базовый уровень».-М.:Дрофа, 2010.
-
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - Дрофа, 2002.
Учебно-тематический план
Раздел
Тема раздела
Количество часов
Изучение нового материала
Практические занятия, контроль
1
Вид
17
16
2
2
Экология
17
16
2
Итого:
34
32
2л.р.+2к.р.
Календарно-тематическое планирование по биологии (11).
№
Наименование раздела
Цели раздела
Содержание раздела
Требования к уровню подготовки
Количество часов
Тема урока
Номер урока
Цели урока
Ход урока
Домашнее задание
Дата
1
Основы учения об эволюции.
Выявление закономерностей эволюционного развития животных, растений и других организмов и их влияние на развитие органического мира.
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сиснтетическая теория эволюции.
Объяснять значение эволюционных идей и теории для развития биологической науки.
17
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.
1
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 52.
2
Изучение критериев вида.
Вид, его критерии.
Понимать суть понятия «вид» и описывать критерии вида. Проводить биологические исследования : описывать особей вида по морфологическому критерию; выявлять приспособления олрганизмов к среде обитания; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека.
1
Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологических критериев вида на биологических объектах».
2
Изучение нового материала.
Комбинированный урок.
Параграф 53.
3
Изучение популяций и их характеристик.
Популяция- структурная единица вида, единица эволюции.
Объяснять эволюционное значение популяций.
1
Популяции.
3
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 54.
4
1
Генетический состав популяций.
4
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 55.
5
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Понимать суть и значение изменения генофонда популяции.
1
Изменения генофонда популяций.
5
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 56.
6
Борьба за существование, формы борьбы за существование.
Объяснять значение борьбы за существование в процессе эволюции.
1
Борьба за существование ее формы.
6
Изучение нового материала.
Комбинированный урок.
Параграф 57.
7
1
Естественный отбор и его формы.
7
Изучение нового материала.
Комбинированный урок.
Параграф 58.
8
1
Изолирующие механизмы.
8
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 59.
9
Результаты эволюции.
Понимать значение видообразования для развития органического мира.
1
Видообразование.
9
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 60.
10
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Объяснять значение макроэволюционных процессов для развития биосферы.
1
Макроэволюция, ее доказательства.
10
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 61.
11
1
Система растений и животных-отображение эволюции.
11
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 62.
12
Биологический прогресс и регресс-основные направления эволюции органического мира.
Объяснять значение направлений эволюции для развития органического мира.
1
Главные направления эволюции органического мира.
12
Изучение нового материала.
Комбинированный урок.
Параграф 63.
13
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Знать гипотезы происхождения жизни. Понимать значение развития и усложнения организмов в процессе эволюции.
1
Положение человека в системе животного мира.
13
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 69.
14
Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Объяснять эволюцию человека.
1
Основные стадии антропогенеза.
14
Изучение нового материала.
Комбинированный урок.
Параграф 70-71.
15
1
Прародина человека.
15
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 72.
16
1
Расы и их происхождение.
16
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 73.
17
1
Контрольная работа № 1 по теме: «Эволюционное учение».
17
Обобщение и закрепление знаний.
Контроль знаний.
18
Основы экологии.
Изучение основных закономерностей взаимосвязи человека и окружающей среды.
Экология как наука. Влияние экологических факторов на организм. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Объяснять роль человека в сохранении биологического разнообразия на планете. Необходимость защиты окружающей среды. Выявлять приспособления организмов к условиям окружающей среды.
17
Что изучает экология.
18
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 74.
19
Среда-источник веществ, энергии и информации.
1
Среда обитания организмов и ее факторы.
19
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 75.
20
1
Местообитание и экологическая ниша.
20
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 76.
21
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
1
Основные типы экологических взаимодействий.
21
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 77.
22
1
Конкурентные взаимодействия.
22
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 78.
23
Популяции, их характеристика.
1
Основные экологические характеристики популяции.
23
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 79.
24
1
Динамика популяции.
24
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 80.
25
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
1
Экологические сообщества.
25
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 81.
26
1
Структура сообщества.
26
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 82.
27
1
Взаимосвязь организмов в сообществах.
27
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 83.
28
1
Пищевые цепи. Лабораторная работа № 2 «Пищевые цепи и сети».
28
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 84.
29
1
Экологические пирамиды.
29
Изучение нового материала.
Комбинированный урок.
Параграф 85.
30
1
Экологическая сукцессия.
30
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 86.
31
1
Влияние загрязнений на живые организмы.
31
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 87.
32
1
Основы рационального природопользования.
32
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Параграф 88.
33
1
Экологический мониторинг.
33
Изучение нового материала.
Изучение и закрепление нового материала.
Сообщения.
34
1
Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии».
34
Обобщение и закрепление знаний.
Контроль знаний.
Перечень лабораторных, контрольных работ и демонстраций.
№
Раздел
Лабораторные работы, контрольные работы
Демонстрации
1
Вид
Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологических критериев вида на биологических объектах».
Контрольная работа № 1 «Эволюционное учение».
Таблицы: «Видообразование», «Предки человека».
2
Экология
Лабораторная работа № 2 ««Пищевые цепи и сети».
Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии».