Разработка урока на тему Спинной мозг

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2 «Строение и значение спинного мозга»

Задачи урока:

а) способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, их взаимосвязи.
б) продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

1. Колесов Д.В Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002. - 336с.
2 . Учебная таблица "Строение спинного мозга"
3 . Учебная таблица "Коленный рефлекс"

Ход урока

Проверка знаний:

1. Индивидуальный рассказ учащегося.

2. Фронтальный опрос

§ Какие функции выполняет нервная система?

§ На какие два отдела делится нервная система?

§ Что значит ЦНС, что значит - периферическая?

§ Как называется нервная клетка? Какие отростки она имеет?

§ Перечислите типы нейронов, их месторасположение. Какие типы нервов бывают?

§ Что называют рефлексом? Какие бывают рефлексы? Дать характеристику условным и безусловным рефлексам.

Изучение новой темы:

1. Строение спинного мозга (рассказ учителя по таблице, изучение рисунка учебника, беседа)

Расположен в позвоночном канале. Он имеет вид трубки длиной 45 см и диаметром 1 см.

В верхней части связан с продолговатым, в нижней сужается конусом. На передней и задней поверхностях тянется глубокая борозда. В центре спинномозговой канал, заполненный жидкостью

Спинномозговая (цереброспинальная) жидкость в количестве 120-150мл.

Ее функции: амортизатор, доставка питательных веществ и выведение продуктов обмена.

Внутренняя часть спинного мозга - серое вещество, наружная - белое.

Серое вещество имеет вид «крыльев бабочки» и состоит из тел и дендритов нейронов и нейроглии. Серое вещество - участки головного и спинного мозга, представляющие скопления тел нервных клеток и имеющие в связи с этим более темную окраску по сравнению с прилегающими к ним более светлыми участками. В спинном мозге серое вещество сосредоточено в глубине нервной ткани и имеет на срезе форму крыльев бабочки. В головном мозге серое вещество формирует внешние слои коры больших полушарий, а также представлено в виде ядер, расположенных во всех отделах. Белое вещество представляет собой скопление длинных отростков - аксонов нервных клеток, имеющее характерный белый цвет. Такая окраска достигается благодаря тому, что по всей длине аксон покрыт миелиновой оболочкой.

От серого вещества отходят - передние и задние рога. От рогов отходят корешки: передние- аксоны двигательных нейронов, задние - аксоны чувствительных нейронов. Двигательные и чувствительные корешки соединяются, образуя смешанные нервы. Смешанные нервы потом снова распадаются на передние и задние ветви. На уровне каждого позвонка отходит 31 пара смешанных нервов

(Учитель выполняет рисунок поперечного разреза спинного мозга. Учащиеся выполняют такой же рисунок в тетради и самостоятельно подписывают части рисунка ).

2. Функции спинного мозга.

-рассказ учителя

-заполнение таблицы.

Рефлекторная функция спинного мозга осуществляется посредством участка ЦНС -

- нервного центра. Центр коленного рефлекса - в поясничном отделе спинного мозга.

При повреждении спинного мозга нарушается связь между спинным и головным мозгом.

Работу спинного мозга регулирует головной мозг.

Спинной мозг

Серое вещество

Белое вещество

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Проводниковая - проведение нервных импульсов

(нисходящие и восходящие проводящие пути)

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)

Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Задание:

- Изучите рефлекторную дугу коленного безусловного рефлекса.

- Назовите 5 частей дуги

- Какую роль в этом рефлексе сыграл спинной мозг?

КАК НАБЛЮДАТЬ РЕФЛЕКСЫ СПИННОГО МОЗГА

Рефлексы, центры которых находятся в спинном мозге, - это безусловные , врожденные рефлексы. Они проявляются у всех здоровых людей. К ним относится хорошо известный коленный рефлекс. Его можно легко пронаблюдать.

Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы по центростремительным нервным волокнам направятся в спинной мозг, а от него по центробежным нервным волокнам пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет. В условиях данного опыта это движение никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.

Закрепление:

  1. Просмотр слайдов электронного учебника Кирилл и Мефодий .

  2. работа по карточкам

Задание карточки: Выпишите номера верных суждений:

1. Нервная ткань состоит из нейронов и клеток-спутниц.
2. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные.
3. Различают двигательные (исполнительные), вставочные и чувствительные нейроны.
4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы.
5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг.
6. Соматическая часть Н.С. руководит работой скелетных мышц.
7. Вегетативная (автономная) Н.С. подчинена воле человека.
8. Белое вещество образованно телами нейронов.
9. Рефлекс - ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой.
10. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа.

Домашнее задание:

Занимательные задачки

К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в организме животного с позиции рефлекторной теории поведения.

У новорожденных (особенно недоношенных) проявляется рефлекс Робинзона, названный по имени врача, который его открыл. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

Урок биологии, 8-й класс, "Строение и функции спинного мозга", урок обобщения и контроля знаний по теме: "Пресмыкающиеся", биология 7-й класс

Добавлено: 2012.08.24
Просмотров: 1154

Капустина Татьяна Тимофеевна, учитель биологии

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели урока:

а) образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, их взаимосвязи.
б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.
в) воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: пары сменного состава.

Средства обучения:

1. Колесов Д.В Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002. - 336с.
2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (см. приложение)
3. Учебная таблица "Строение спинного мозга"
4. Учебная таблица "Коленный рефлекс"

Ход урока

Структура урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент, 2 мин

Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Напоминает приемы работы в парах сменного состава.

Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие карточек и инструкций для самостоятельной работы (см. приложение).

2.

Целепологание и мотивация, 2 мин

Исходя из темы урока и развешанных таблиц, ответов ребят - поясняет, что сегодня ребята научатся рассказывать о строении и функциях спинного мозга, отвечать на вопросы, решать познавательные задачи

Формируют цели и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в паре дает возможность усвоить большой по объёму материал в короткое время; отрабатываются приёмы эффективного взаимодействия друг с другом.

3.

Актуализация знаний и умений, 5 мин

Предлагает выполнить тестовое задание №1 (приложение 1) и проверить результаты работы (ответы на доске). Организует дискуссию по результатам самопроверки.

Пишут в тетради номера верных утверждений, сверяют с эталоном, корректируют записи, оценивают свои работы.

4.

Изучение нового материала, 13 мин

Предлагает ученикам карточки для самостоятельной работы по вариантам (приложение 3). Поясняет, что работу надо выполнять по известному школьникам алгоритму (приложение 2).

Получают карточку своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в группе. Передают полученную информацию партнеру по паре. Задают вопросы своей карточки партнеру по паре. Проверяют правильность ответов, меняются ролями.

5.

Закрепление и применение знаний, 7 мин

Предлагает обсудить в парах проблемные вопросы и оценить ответы на них (приложение 4). Поощряет хорошие ответы, уточняет их.

Формируют и обсуждают в паре или четверке ответы на вопросы. Выступают (делегаты) - каждый на один вопрос. Остальные дополняют. Оценивают себя сами.

6.

Самоконтроль, 3 мин

Проводит тестовый контроль по усвоению нового материала и предлагает проверить результаты с партнёром по варианту (приложение 5).

Выполняют тест, проводят взаимопроверку с партнером по варианту, сверяясь с записями на доске.

7.

Подведение итогов, 2 мин

Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственные суждения об успешных достижениях на учебном занятии.

Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради.

8.

Домашнее задание, 1 мин

Предлагает прочитать §44, уметь объяснять термины, подготовить рассказ о строении и функциях спинного мозга (по таблице I, II), выполнить задание №2! стр 227.

По желанию: Подготовить сообщения (1 мин.) из дополнительной литературы:

  1. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (стр. 150)

  2. Энциклопедия для детей I том (стр. 244)

  3. Энциклопедия для детей I том (стр. 252-254) "Древо жизни в позвоночном канале".

Записывают задание, задают уточняющие вопросы.

Приложение 1

I. Выпишите номера верных суждений:

1. Нервная ткань состоит из нейронов и клеток-спутниц.
2. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные.
3. Различают двигательные (исполнительные), вставочные и чувствительные нейроны.
4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы.
5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг.
6. Соматическая часть Н.С. руководит работой скелетных мышц.
7. Вегетативная (автономная) Н.С. подчинена воле человека.
8. Белое вещество образованно телами нейронов.
9. Рефлекс - ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой.
10. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа.

Приложение 2

Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке

1. Получите карточку.
2. Приступите к выполнению заданий своей карточки (Приложение 3).
3. Обсудите ответы на вопросы с партнером варианта по группе.
4. Передайте полученную информацию партнеру в паре.
5. Задайте вопросы своей карточки партнеру по паре.
6. Поменяйтесь ролями.
7. Подготовьтесь к ответам на вопросы по всей теме (Приложение 4).
8. Выполните задание теста (Приложение 5).
9. Проверьте результаты выполненного теста с партнером по паре.
10. Оцените свою работу на 3, 5, 7 и 9 этапах работы в баллах; в конце урока поставьте себе итоговую оценку; сравните ее со своей оценкой на предыдущем уроке.
11. Получите домашнее задание.
12. Поблагодарите друг друга за выполненную работу.

Приложение 3

Карточка для самостоятельной работы в парах смешанного состава.

I вариант. (Внимательно прочитайте текст §44 на стр. 222-225, - ответьте на вопросы)

1. Каков внешний вид спинного мозга?
2. Найдите на рис. 91 стр. 224 серое и белое вещество, центральный (спинномозговой) канал, смешанный спинномозговой нерв, нервные узлы, передний и задний корешки. Найдите это на таблице I.
3. Какова особенность расположения белого и серого веществ в спинном мозге?

II вариант. (Внимательно прочитайте текст §44 на стр. 226 - ответьте на вопросы)

1. Какие функции выполняет спинной мозг? Охарактеризуйте каждую из них.
2. По рис. 92 стр. 225 (и по таблице II) расскажите о коленном рефлексе.

Приложение 4

Проблемные вопросы

1. Где располагается спинномозговая жидкость и какова ее роль?
2. Почему слой белого вещества в спинном мозге в верхнем отделе толще, чем в нижнем?
3. Какие спинномозговые рефлексы могут возникать у животных без участия головного мозга?
4. Что произойдет с пациентом, если во время операции на спинном мозге врач случайно перерезал:

а) передний корешок;
б) задний корешок;
в) весь смешанный нерв, идущий к правой руке.

5. Почему опасно нырять вниз головой в водоём в неизвестных местах?

Приложение 5

Тест

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.

2. Диаметр спинного мозга равен:

а) 1 мм;
б) 1 см;
в) 2 см.

3. От спинного мозга отходят:

а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.

4. Нервные узлы находятся:

а) на передних корешках спинномозговых нервов;
б) на задних корешках спинномозговых нервов;
в) на обоих корешках спинномозговых нервов.

5. У человека среди функций спинного мозга:

а) преобладает рефлекторная;
б) преобладает проводников


© 2010-2022