- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока на тему
План-конспект урока на тему
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова Г.И. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
в 8 классе химико-биологического профиля
МАОУ Лицей №1 г. Балаково. Учитель Мартынова Г.И.
План-конспект урока на тему
«Железы внутренней секреции»
Цели:
1. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о гуморальной регуляции функций в организме
2. Развивать у учащихся умения сравнивать изученные факты, работать с таблицами и текстом учебника, логически излагать свои мысли
3. Показать значимость эндокринной системы в регуляции физиологических функций организма человека, сознательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
-
дать понятие о железах внутренней, внешней и смешанной секреции;
-
показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ;
-
разъяснить связь нервной и эндокринной регуляции и их особенности.
Оборудование: таблицы «Железы внутренней секреции», «Схема строения нервной системы», модель головного мозга, презентация «Железы внутренней секреции».
Структура и основное содержание урока.
I. Организационный этап урока
II. Обоснование значения изучаемой темы и задачи урока.
III. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
IV. Последовательное изучение учебного материала по намеченному плану.
V. Закрепление знаний.
VI. Подведение итогов урока, информация учащихся о домашнем задании.
II. В настоящее время в науке сформировались представления о том, что основные процессы жизнедеятельности сложно устроенных многоклеточных организмов, в том числе человека, поддерживаются за счёт трёх регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной.
На протяжении индивидуальной жизни контроль над генетическим постоянством организма обеспечивает иммунная система.
Согласование деятельности различных органом и систем, а также приспособление к изменяющимся условиям среды, являются функциями нервной и гуморальной систем.
Строение и функции отделов нервной системы мы изучили. Знаем, что нервная регуляция является более совершенной, по нервным волокнам информация достигает определённого органа по принципу «письмо с адресом».
Нервная регуляция не устраняет более древнюю - гуморальную, которая у высокоразвитых организмов представлена эндокринной системой или системой желёз внутренней секреции. Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.
Химическая или гуморальная система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими своё действие уже у одноклеточных, являются метаболиты. Высокая биологическая активность метаболитов сохранилась у многоклеточных , в том числе у человека. Примерами метаболитов являются углекислый газ, молочная кислота, аденозин и др.
Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями.
1. Отсутствием точного адреса, по которому направляется химическое вещество. 2. Химическое вещество действует через кровь на все органы и ткани.
3. Распространяется относительно медленно.
4. Действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается
Составление схемы: Нервная регуляция Гуморальная регуляция
«точный адрес» гормон-кровь
Центральная нервная ___________ Железы внутренней
система секреции
III. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, но он умрёт, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г.
А всего желёз внутренней секреции около десяти, их масса 100г. ЖВС вырабатывают особые вещества - гормоны. В ничтожно малом количестве (15 г адреналина хватило бы с избытком для всех людей земного шара) они сильно изменяют рост и развитие всего организма, недостаток или избыток вызывают нарушение обмена веществ и тяжёлые заболевания.
Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения? Какова их функция в организме?
На эти и другие вопросы мы дадим ответы при изучении материала по следующему плану
План (на доске)
-
Железы внешней, смешанной и внутренней секреции.
-
Гормоны - продукты жизнедеятельности желёз внутренней секреции. Свойства гормонов и их значение в организме.
-
Значение деятельности гипофиза и щитовидной железы.
-
Внутрисекреторные функции поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене.
-
Роль половых желёз в развитии организма.
-
Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.
При объяснении нового материала используются таблицы, презентация, схемы.
( Рассказ учителя с заполнением таблицы стр. 298 п.58 учебника)
IV. Особенности строения желёз внешней, смешанной и внутренней секреции
Железы внешней секреции
Железы смешанной секреции
Железы внутренней секреции
Слюнные железы
Гипофиз
Желудочные железы
Поджелудочная
Эпифиз
Сальные железы
Половые железы
Щитовидная железа
Потовые железы
Вилочковая железа
Надпочечники
Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.
Свойства гормонов:
-
Обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях ( в пределах 10-7- 10-12 М)
-
Действие гормонов строго специфично; на клетки - мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам
-
Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желёз
Функции гормонов:
-
Обеспечивают рост и развитие организма
-
Адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям среды
-
Обеспечивают гомеостаз
-
Контролируют процессы обмена веществ
1.Гипофиз. Гормон роста гипофиза. ( рассказ учителя стр.22-24 «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» с демонстрацией презентации)
2. Щитовидная железа, её строение и функции. (стр.25-26 «Наиболее сложные вопросы… с демонстрацией презентации)
3. Значение поджелудочной железы в регуляции сахара в крови. Гормоны инсулин и глюкагон. (объяснение с использованием презентации «Железы внутренней секреции»)
4. Надпочечники. Влияние адреналина и норадреналина на интенсивную работу.
5. Роль половых желёз в развитии организма.
(рассказ учителя с демонстрацией презентации)
6. Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.
( разбор рис.121 на с.300 учебника п.58 и составление схемы)
Головной мозг
Гипоталамус
( нейрогормоны)
Гипофиз
щитовидная поджелудочная надпочечники половые
трийодтиронин инсулин адреналин андрогены
тироксин глюкагон норадреналин эстрогены
V. Вопросы и задания для закрепления знаний.
Устная фронтальная беседа:
1.Какие органы называются железами внутренней секреции? (приведите примеры)
2. Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?
3.Что такое гормоны? Каков механизм их действия?
4. Какие гормоны выделяют щитовидная железа, надпочечники, гипофиз и другие железы внутренней секреции? Каково влияние каждого из них на организм?
5. Каков механизм поддержания постоянства глюкозы в крови? Как изменится соотношение гормонов в крови, если содержание глюкозы в ней: а) повысится
б) понизится?
Задание для каждого ученика выполняется на отдельных листочках.
Вставьте в текст слова.
Информация, поступающая в мозг от рецепторов, может оказать влияние на железы внутренней секреции, попав в особый отдел промежуточного мозга……
Этот отдел тесно связан с … , который расположен в полости черепа под промежуточным мозгом. Он представляет собой железу внутренней секреции, которая управляет деятельностью других желёз (щитовидной, поджелудочной, половых, надпочечников).
Вещества, выделяемые в кровь гипоталамусом и гипофизом, называют … …
VI. Изучить п. 58. Выполнить задание №2 на с. 301 под символом «!», №217 в рабочей тетради, заполнить таблицу «Железы внутренней секреции и их функции»
Железа
Вырабатываемые гормоны
Действие гормонов
Литература:
Д.К.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс Дрофа 2008
Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс
Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
Биология. Человек. 8 класс. Дрофа. Москва. 2002
О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Универсальные поурочные разработки по Биологии. Человек. 8 (9)класс «ВАКО» Москва. 2005.
М.З.Фёдорова, Г.А.Воронина Наиболее сложные вопросы преподавания раздела
«Человек и его здоровье» Лекции.