План-конспект урока на тему

Химическая, или гуморальная , система регуляции функций имеется у всех организмов.Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, рост и развитие, поведение, является эндокринная система или система желёз внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желёз внутренней секреции называют гормонами.Гормоны секретируются во внутреннюю среду организма. К органам эндокринной системы относят гипофиз, эпифиз, щитовидную железу, надпочечники,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

в 8 классе химико-биологического профиля

МАОУ Лицей №1 г. Балаково. Учитель Мартынова Г.И.

План-конспект урока на тему

«Железы внутренней секреции»

Цели:

1. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о гуморальной регуляции функций в организме

2. Развивать у учащихся умения сравнивать изученные факты, работать с таблицами и текстом учебника, логически излагать свои мысли

3. Показать значимость эндокринной системы в регуляции физиологических функций организма человека, сознательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • дать понятие о железах внутренней, внешней и смешанной секреции;

  • показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ;

  • разъяснить связь нервной и эндокринной регуляции и их особенности.

Оборудование: таблицы «Железы внутренней секреции», «Схема строения нервной системы», модель головного мозга, презентация «Железы внутренней секреции».

Структура и основное содержание урока.

I. Организационный этап урока

II. Обоснование значения изучаемой темы и задачи урока.

III. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

IV. Последовательное изучение учебного материала по намеченному плану.

V. Закрепление знаний.

VI. Подведение итогов урока, информация учащихся о домашнем задании.

II. В настоящее время в науке сформировались представления о том, что основные процессы жизнедеятельности сложно устроенных многоклеточных организмов, в том числе человека, поддерживаются за счёт трёх регуляторных систем: нервной, эндокринной и иммунной.

На протяжении индивидуальной жизни контроль над генетическим постоянством организма обеспечивает иммунная система.

Согласование деятельности различных органом и систем, а также приспособление к изменяющимся условиям среды, являются функциями нервной и гуморальной систем.

Строение и функции отделов нервной системы мы изучили. Знаем, что нервная регуляция является более совершенной, по нервным волокнам информация достигает определённого органа по принципу «письмо с адресом».

Нервная регуляция не устраняет более древнюю - гуморальную, которая у высокоразвитых организмов представлена эндокринной системой или системой желёз внутренней секреции. Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.

Химическая или гуморальная система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими своё действие уже у одноклеточных, являются метаболиты. Высокая биологическая активность метаболитов сохранилась у многоклеточных , в том числе у человека. Примерами метаболитов являются углекислый газ, молочная кислота, аденозин и др.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями.

1. Отсутствием точного адреса, по которому направляется химическое вещество. 2. Химическое вещество действует через кровь на все органы и ткани.

3. Распространяется относительно медленно.

4. Действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается

Составление схемы: Нервная регуляция Гуморальная регуляция

«точный адрес» гормон-кровь

Центральная нервная ___________ Железы внутренней

система секреции

III. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, но он умрёт, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г.

А всего желёз внутренней секреции около десяти, их масса 100г. ЖВС вырабатывают особые вещества - гормоны. В ничтожно малом количестве (15 г адреналина хватило бы с избытком для всех людей земного шара) они сильно изменяют рост и развитие всего организма, недостаток или избыток вызывают нарушение обмена веществ и тяжёлые заболевания.

Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения? Какова их функция в организме?

На эти и другие вопросы мы дадим ответы при изучении материала по следующему плану

План (на доске)

  • Железы внешней, смешанной и внутренней секреции.

  • Гормоны - продукты жизнедеятельности желёз внутренней секреции. Свойства гормонов и их значение в организме.

  • Значение деятельности гипофиза и щитовидной железы.

  • Внутрисекреторные функции поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене.

  • Роль половых желёз в развитии организма.

  • Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.

При объяснении нового материала используются таблицы, презентация, схемы.

( Рассказ учителя с заполнением таблицы стр. 298 п.58 учебника)

IV. Особенности строения желёз внешней, смешанной и внутренней секреции

Железы внешней секреции

Железы смешанной секреции

Железы внутренней секреции

Слюнные железы

Гипофиз

Желудочные железы

Поджелудочная

Эпифиз

Сальные железы

Половые железы

Щитовидная железа

Потовые железы

Вилочковая железа

Надпочечники

Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.

Свойства гормонов:

  • Обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях ( в пределах 10-7- 10-12 М)

  • Действие гормонов строго специфично; на клетки - мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам

  • Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желёз

Функции гормонов:

  • Обеспечивают рост и развитие организма

  • Адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям среды

  • Обеспечивают гомеостаз

  • Контролируют процессы обмена веществ

1.Гипофиз. Гормон роста гипофиза. ( рассказ учителя стр.22-24 «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» с демонстрацией презентации)

2. Щитовидная железа, её строение и функции. (стр.25-26 «Наиболее сложные вопросы… с демонстрацией презентации)

3. Значение поджелудочной железы в регуляции сахара в крови. Гормоны инсулин и глюкагон. (объяснение с использованием презентации «Железы внутренней секреции»)

4. Надпочечники. Влияние адреналина и норадреналина на интенсивную работу.

5. Роль половых желёз в развитии организма.

(рассказ учителя с демонстрацией презентации)

6. Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.

( разбор рис.121 на с.300 учебника п.58 и составление схемы)

Головной мозг

Гипоталамус

( нейрогормоны)

Гипофиз

щитовидная поджелудочная надпочечники половые

трийодтиронин инсулин адреналин андрогены

тироксин глюкагон норадреналин эстрогены

V. Вопросы и задания для закрепления знаний.

Устная фронтальная беседа:

1.Какие органы называются железами внутренней секреции? (приведите примеры)

2. Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?

3.Что такое гормоны? Каков механизм их действия?

4. Какие гормоны выделяют щитовидная железа, надпочечники, гипофиз и другие железы внутренней секреции? Каково влияние каждого из них на организм?

5. Каков механизм поддержания постоянства глюкозы в крови? Как изменится соотношение гормонов в крови, если содержание глюкозы в ней: а) повысится

б) понизится?

Задание для каждого ученика выполняется на отдельных листочках.

Вставьте в текст слова.

Информация, поступающая в мозг от рецепторов, может оказать влияние на железы внутренней секреции, попав в особый отдел промежуточного мозга……

Этот отдел тесно связан с … , который расположен в полости черепа под промежуточным мозгом. Он представляет собой железу внутренней секреции, которая управляет деятельностью других желёз (щитовидной, поджелудочной, половых, надпочечников).

Вещества, выделяемые в кровь гипоталамусом и гипофизом, называют … …

VI. Изучить п. 58. Выполнить задание №2 на с. 301 под символом «!», №217 в рабочей тетради, заполнить таблицу «Железы внутренней секреции и их функции»

Железа

Вырабатываемые гормоны

Действие гормонов


Литература:

Д.К.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс Дрофа 2008

Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс

Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.К.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев

Биология. Человек. 8 класс. Дрофа. Москва. 2002

О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Универсальные поурочные разработки по Биологии. Человек. 8 (9)класс «ВАКО» Москва. 2005.

М.З.Фёдорова, Г.А.Воронина Наиболее сложные вопросы преподавания раздела

«Человек и его здоровье» Лекции.





© 2010-2022