• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 9 класс составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начально общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  • Примерными программами по учебным предметам. Биология. Учебника С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: учеб. для обощеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;

  • Основной образовательной программой - Образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;

  • Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;

  • Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;

  • Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.

  • Рабочая программа по биологии для учащихся 9 «А» составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной учебной программы для общеобразовательных учреждений опубликованной в «Сборник нормативных документов. Биология» под редакцией Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008. -174с.

  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс: учеб. для обощеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. Порядковый номер учебника 1.2.4.2.9.5, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 года.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение в год:

Лабораторных работ - 5

Практических работ - 2

Демонстраций - 24

Список плановых лабораторных работ

Вид работы

Название

1.

Лабораторная работа

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

2

Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

3

Лабораторная работа

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

4

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

5

Лабораторная работа

Изучение изменчивости.

Цель рабочей программы:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и сред образующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:

  • Работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками.

  • Проведение наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуре поведения в природе.

Педагогические технологии.

При реализации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:

  • Технология самообразовательной деятельности;

  • технология проблемного обучения;

  • технология развитие критического мышления;

  • технология диалогового взаимодействия;

Применение данных педагогических технологий обусловлено специфическими особенностями ученических коллективов классов.

Характеристика класса

9 «А» класс - у учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Мальчики и девочки дружат между собой, школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Поэтому обоснованным для этого класса является применений технологий диалогового обучения (диспуты, дискуссии), проблемного обучения, информационно-компьютерных технологий.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культур сообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Программа включает перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.


  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане


Для общеобразовательных учреждений РФ рабочая программа по биологии 8 классов предусматривает изучение предмета в объёме 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в соответствии с :

- Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс.


  1. Результаты освоения учебного предмета, курса


Предметными результатами обучения биологии 9 класса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение биологии в 9 классе обусловливает достижение следующих результатов:

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- умение организовывать свою учебную деятельность;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию.

- объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

- самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и

«привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам.

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний по

биологии.

- формирование биологических понятий и терминов.

- объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток,

используя схемы и рисунки из учебника.


































  1. Основное содержание учебного предмета, курса

Введение (1 час).

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 часа).

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2. Развитие биологии в до дарвиновский период (2 часа).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов).

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа).

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

  • Лабораторные и практические работы. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (4 часа).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина). биологический и социальный этапы развития живой материи

■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■ Демонстрация репродукций картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (12 часов).

Тема 2.1. Химическая организация клетки (3 часа).

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид)

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (6 часов).

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

  • Лабораторная работа. «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа).

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

  • Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов).

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов).

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа. «Изучение изменчивости»

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

  • Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов).

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (4 часа).

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»; г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Тема 5.2. Биосфера и человек (3 часа).

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

■ Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

■ Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Обобщающий урок (1 час).





































6. Тематическое планирование

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение

1

1


2

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.

22

19

3

3

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

12

11

1

4

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

5


5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20

17

3

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

7

7


7

Обобщающий урок

1

1


Итого

68

53

7


Календарно - тематическое (поурочное) планирование

№ п/п

Основное содержание по темам (урокам)

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности

(элементы содержания/контроль)

Домашнее задание

Дата

Предметные



ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1

Предмет и задачи курса «Биологии». Общие закономерности.

Вводный


Давать определен. Термину «биология». Приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук.

Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей.

Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.



Устный опрос в процессе

Задания со свободным кратким и развернутым ответом, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.


Учебник

стр.3-5


РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21 ЧАС + 1ЧАС ИЗ РЕЗЕРВА)

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

2

Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов.

Урок изучения и первичн.

закреплен

знаний


Давать определение понятию «жизнь».

Называть свойства живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.



Давать определение понятию «жизнь».

Учебник c.7-18, с.11 выполнить задания.



3

Естественная классификация живых организмов. Видообразование. Видовое разнообразие.

Урок изучения и первичн.

закрепл.

знаний

Давать определение термину «таксон». Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.



Свойства живого царства живой природы; таксономические единицы. Объяснить естественную систему классификации живых организмов. Рассказать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Задания со свободным кратким и развернутым ответом.

Учебник стр. 8-11, подготовить сообщения о К. Линнее.



ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ЧАСА)

4

Становление систематики. Работы К. Линнея.

Комбинированный

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.



Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

Учебник

стр. 14 выполнить задания, подготовить сообщение о Ж.Б. Ламарке


5

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Комбинированный

Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.



Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

§ 2, термины учить, с.17 выполнить задания


ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ЧАСОВ)

6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Комбинированный

Давать определение понятию «эволюция». Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт».

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.



Устный опрос, задание в рабочей тетради. участие в беседе, анализ текста учебника.


§ 3, , с. 20 выполнить задания.


7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Комбинированный урок

Давать определения понятиям «наследственная изменчивость», «борьба за существование». Называть основные положения эволюционного учения. Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.



Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

§ 4, с. 24 выполнить задания.


8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Комбинированный урок

Давать определения понятию «естественный отбор». Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.



Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

§ 5, записи в тетради


9

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Комбинированный урок

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.



Устный опрос, задание в рабочей тетради. участие в беседе, анализ текста учебника

§ 5, термины повторить, с. 28 выполнить задания.


10

Формы естественного отбора.

Урок обобщен.

закрепления знаний

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора.Характер.форм естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.



Устный опрос, задание в рабочей тетради. участие в беседе, анализ текста учебника

§ 6, термины учить, с. 34 выполнить задания.


ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 ЧАСА)

11

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Комбинированный

Раскрывать содержание понятия «приспособленность вида». Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.



Устный опрос, задание в рабочей тетради. Участие в беседе, анализ текста учебника.


§ 7-9, термины учить.


12

Практическая работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Комбинированный

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений.



Выполнение практической работы № 1 и выводы по ней. Устный опрос, работа в рабочей тетради, участие в беседе, заслушивание сообщений учащихся.

§ 7-9, термины повторить, с.44, 49,52 выполнить задания.


ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 ЧАСА)

13

Вид, его критерии и структура. Практическая работа № 2 «Изучение критериев вида на сортах культурных растений».

Урок комплексного применения знаний.


Приводить примеры видов животных и растений.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения понятия «вид».

Характеризовать критерии вида.




Лабораторный практикум.

Объяснить необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

§ 10, термины учить, с.55 выполнить задания.


14

Эволюционная роль мутаций.

Комбинированный

Называть признаки популяций.

Приводить примеры практического значения изучения популяций.

Анализировать содержание определения понятия «популяция», «микроэволюция».

Отличать понятия «вид» и «популяция».

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.





Объяснить зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.


§ 11, термины учить, с.58 выполнить задания.


ТЕМА 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА+1 ЧАС ИЗ РЕЗЕРВА)

15

Главные направления эволюции.

Комбинированный

Давать определения понятиям «биологический прогресс», «биологический регресс».




Фронтальный опрос.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

§ 12, с. 59 термины учить.


16

Главные направления эволюции.

Комбинированный

Давать определения понятиям «биологический прогресс», «биологический регресс». Различать понятия «микроэволюция» и «макроэволюция».



Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

§ 12, термины повторить, с.66 выполнить задания.


17

Общие закономерности биологической эволюции.

Комбинированный, практик.

Давать определения понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация». Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции.



Описывать проявления основных направлений эволюции. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

§ 13, термины учить.


18

Результаты эволюции.

Урок изучения и первичн.

закрепления новых знаний

Давать определения понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация». Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия «микроэволюция» и «макроэволюция».



Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Фронтальный опрос.

§13, термины повторить, с. 70 выполнить задания.


ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)

19

Современные представления о происхождении жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение термину «гипотеза».

Называть этапы развития жизни.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.




Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.


§ 14, термины учить, с.73 выполнить задания.


20

Начальные этапы развития жизни.

Комбинированный

Давать определения основным понятиям «автотрофы», «гетеротрофы», «аэробы», «анаэробы», «прокариоты», «эукариоты».




Устный фронтальный опрос.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций

§ 15, термины учить, с.77 выполнить задания.


ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ЧАСА)

21

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру.

Комбинированный

Давать определение термину «ароморфоз». Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое.




Объяснять причины появления и процветания отдельных групп организмов и причины их вымирания.

§ 16, с. 81 выполнить задания.


22

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Комбинированный

Давать определение терминам «ароморфоз», «идиоадаптация». Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя.



Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. Выделять факторы, которые определяют эволюцию ныне живущих организмов

§ 18, 19, термины учить, с.92, 94 выполнить задания.


23

Происхождение человека.

Комбинированный

Давать определение терминам «антропология», «антропогенез». Называть признаки биологического объекта - человека. Определять систематическое положение вида Homo sapiens.



Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы и стадии антропогенеза.

§ 20, термины учить.



РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ЧАСОВ + 2 ЧАСА ИЗ РЕЗЕРВА)

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ЧАСА + 1 ЧАС ИЗ РЕЗЕРВА)

24

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Комбинированный

Практик

Давать определение терминам «микроэлементы», «макроэлементы». Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки.



Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

с. 104-105, § 21, с. 107 выполнить задания.


25

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки, жиры, углеводы.

Урок изучения нового материала

Приводить примеры веществ, относящихся к белкам, углеводам и липидам. Называть органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые белками, липидами и углеводами. Характеризовать биологическую роль органических веществ. Классифицировать углеводы по группам.



Объяснить пространственную структуру молекулы белка. Объяснять причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные.


§ 22 (0-4 части), термины учить, с. 112 выполнить задания.


26

Органические вещества, входящие в состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Комбинированный

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение НК.



Объяснить особенность

ДНК и РНК

§ 22 (5 часть) с. 112 выполнить задания.


ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 ЧАСА)

27

Пластический обмен. Биосинтез белков.

Комбинированный

Дать определение понятиям «ассимиляция», «диссимиляция». Называть этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.



Объяснить сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные и взаимосвязанные части обмена веществ.

§ 23, с. 113, термины учить.


28

Пластический обмен. Биосинтез белков.

Комбинированный


Давать определение терминам «ассимиляция», «ген». Называть свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений «триплет», «кодон», «ген», «генетический код», «транскрипция», «трансляция».



Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Характеризовать механизм транскрипции; механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

§ 23, с. 113, термины повторить, с.117 выполнить задания.


29

Энергетический обмен. Способы питания.

Урок изучения нового материала

Дать определение понятию «диссимиляция».

Анализировать содержание определений терминов «гликолиз», «брожение», «дыхание».

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.




Объяснить строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

§ 24, с.121 выполнить задания.



ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ЧАСОВ+1 ЧАС ИЗ РЕЗЕРВА)

30

Прокариотическая клетка.


Давать определение термину «прокариот».

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки.




Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот.

§ 25, с.121-122, термины учить, с.124 выполнить задания.


31

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Ядро.

Урок контроля и оценки знаний

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.



Называть способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений.

Объяснять механизм образования хромосом.

Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.

§ 26, 27, термины учить.


32

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Урок комплексного применения знаний.


Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот. Сравнивать строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения.

.



Выполнение лабораторной работы.

Работа с микроскопом, изготов. простейшие препараты для микроскопического исследования. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы

§ 26,27, термины повторить, с. 132, 136 выполнить задания.


33

Деление клеток.

Комбинированный

Приводить примеры деления клетки у различных организмов.

Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза




Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов.


§ 28, термины учить, с.142 выполнить задания.


34

Клеточная теория строения организмов.

Комбинированный

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Самостоятельно формулировать определение термина «цитология». Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, находить значение биологических терминов в словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий.



Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура.

§ 29, , с. 143 выполнить задания, подготовить сообщение «Вирусы - возбудители заболеваний человека», «Вирусы на службе у человека».


35

Вирусы - неклеточная форма жизни.

Комбинированный

Распознавать и описывать на таблицах основные части вируса.




Объяснить Вирусы и неклеточные формы жизни. Особенности.

Подготовить фотоколлаж «Способы бесполого размножения растений или животных»


РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ЧАСОВ)

ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

36

Бесполое размножение.

Урок изучения нового материала

Дать определение понятию «размножение». Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения..



Объяснять биологическое значение бесполого размножения Устный фронтальный опрос


§ 30, с.146, термины учить, с.149 выполнить задания.


37

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Комбинированный


Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток.



Объяснять биолог. значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

§ 31, термины учить, с.155 выполнить задания.


ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 ЧАСА)

38

Эмбриональный период развития.

Комбинированный

Давать определение понятий «онтогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.



Объяснить сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

§ 32, с.156, термины учить, с.161 выполнить задания.


39

Постэмбриональный период развития.

Лекция

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов.




Рассказать виды постэмбрионального развития.

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

§ 33, термины учить, с.166 выполнить задания.


40




Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Комбинированный

Давать определение понятию «эмбриогенез».

Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионального периода развития организмов.




Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Рассказать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.

§ 34, термины учить, с.169 выполнить задания.


РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ЧАСОВ)

41

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.

Комбинированный

Давать определения понятиям «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены», «гибридологический метод».




Объяснить признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

§ 35, 36, с.171-172, термины учить, с.174, 175 выполнить задания.


42

Законы Менделя. Закон доминирования.

Комбинированный

Давать определения понятиям «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак Воспроизводить формулировку правила единообразия. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.



Привести примеры доминантных и рецессивных признаков. Объяснить механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Составлять схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

§ 37 (0-1 части), термины учить, с. 185 (№ 1-7) выполнить задания.


43

Законы Менделя. Неполное доминирование. Второй закон Менделя (закон расщепления).

Комбинированный

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять схему моногибридного скрещивания и неполного доминирования.



Объяснить правила расщепления, содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.


§ 37 (2-3 части), термины учить, с. 186 (№ 8-9) выполнить задания.


44

Законы Менделя. Закон чистоты гамет.

Комбинированный

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять схему моногибридного скрещивания.

Определять вероятность проявления признака в потомстве.



Объяснить содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.


§ 37 (4 часть), термины учить, с. 186 (№ 10, 11) выполнить задания.


45

Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Комбинированный

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания.



Рассказать условия закона независимого наследования.

Рассказать содержание определений основных понятий

§ 37 (5 часть), термины учить, с. 186 (№ 12) выполнить задания.


46

Анализирующее скрещивание.

Комбинированный

Составлять схему анализирующего скрещивания.




Описывать механизм анализирующего скрещивания.


§ 37 (6 часть), термины учить, с. 186 (№ 13, 14) выполнить задания.


47

Сцепленное наследование генов.

Комбинированный

Давать определение термину «аутосомы».

Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.



Объяснять причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

§ 38, термины учить.


48

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Комбинированный, практик.

Давать определение термину «аутосомы».

Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.



Объяснять причину соотношения полов1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

§ 38, термины повторить, с. 188 выполнить задания.


49

Лабораторная работа № 2 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных».

Комбинированный

Решать простейшие генетические задачи.



Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Задачи в тетради решить.


50

Взаимодействие генов.

Комбинированный

Приводить примеры аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов.



Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

§ 40, термины учить, с. 195 выполнить задания.


ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ЧАСОВ)

51

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Комбинированный

Давать определение термина «изменчивость». Называть вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости.



Устный опрос.

Рассказать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

§ 41 (0 часть), с.196, термины учить.


52

Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Комбинированный

Называть виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Характеризовать виды мутаций.



Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернет для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

§ 41 (1-4 части).


53

Комбинативная изменчивость.

Комбинированный

Характеризовать значение комбинативной изменчивости для практики сельского хозяйства и биотехнологии.




Объяснять причины комбинативной изменчивости.


§ 41, термины повторить, с. 200 выполнить задания.


54

Фенотипическая изменчивость.

Урок закрепления знаний

Давать определение термина «изменчивость».

Приводить примеры ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание определений основных понятий.



Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость.

§ 42,.


55

Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости».

Урок комплексного применения знаний.


Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой работы.



§ 42, термины повторить с. 203 выполнить задания.


56

Лабораторная работа № 4 «Построение вариационного ряда и кривой».

Урок комплексного применения знаний.


Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов.



Выполнение практической работы

Построить вариационную кривую длины листьев домашнего растения, подготовить сообщение «Н.И. Вавилов и его роль в науке».


ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ЧАСА)

57

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Комбинированный

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание определений основных понятий

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.



Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

§ 43, с. 204-205, термины учить, с. 206 выполнить задания.


58

Методы селекции растений и животных.


Давать определения понятиям «порода», «сорт». Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений.



Характеризовать методы селекции растений и животных.

§ 44 с. 211 выполнить задания.


59

Селекция микроорганизмов.


Комбинированный

Давать определение понятиям «биотехнология», «штамм».

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.



Дать определение понятиям «биотехнология», «штамм».

Приводить примеры использования микроорганизмов

§ 45, с. 213 выполнить задания, подготовить сообщение о проблемах биотехнологии.


60

Достижения и основные направления современной селекции.

Комбинированный

Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.



Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Подготовить сообщение о В.И. Вернадском.


РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5 ЧАСОВ + 2 ЧАСА ИЗ РЕЗЕРВА)

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 ЧАСА+1 ЧАС ИЗ РЕЗЕРВА)

61

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

Урок лекция.

Давать определение понятию «биосфера».

Называть признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.



Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

§ 46, 47, с. 216, с.221, 225 выполнить задания.


62

История формирования сообществ. Биогеоценозы и биоценозы.

Комбинированный

Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.



Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.

Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

§ 48, 49, с. 229, 230 выполнить задания.


63

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды.

Комбинированный

Давать определение терминам «экология», «биотические и абиотические факторы», «антропогенный фактор». Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе, причины устойчивости экосистемы.



Давать определение понятиям «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Рассказатькомпоненты биогеоценоза; признаки популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Объяснить процессы, происходящие в популяции.

§ 50, 51, с. 235-236, 239 выполнить задания.


64

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Комбинированный

Давать определение терминам «автотрофы», «гетеротрофы», «трофический уровень».

Приводить примеры организмов разных функциональных групп.

Составлять схемы пищевых цепей.

Давать определение терминам «конкуренция», «хищничество», «симбиоз», «паразитизм».

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы.

Характеризовать разные типы взаимоотношений.



Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.

Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.

Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.

Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.


§ 52, 53, термины учить, с. 246, 268 выполнить задания.


ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ЧАСА + 1 ЧАС ИЗ РЕЗЕРВА)

65

Природные ресурсы и их использование.

Комбинированный

Давать определение термина «агроэкосистема (агроценоз)». Приводить примеры агроэкосистем; неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.



Рассказть признаки агроэкосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.

§ 54, с. 269-270, термины учить, с. 273 выполнить задания.


66

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Комбинированный

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



Объяснить сущность рационального природопользования. Раскрывать роль человека в биосфере. Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы. Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

§ 55, с. 281 выполнить задания.


67

Охрана природы и основы рационального природопользования

Закрепление знаний

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Прогнозировать последствия экологических проблем. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.



Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы

§ 56, с.284 выполнить задания.


68

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.

Обобщающий.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.



Тестирование.

Записи в тетради






  1. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для учащихся:

  • С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 кл.: учеб. для обощеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 287 с.

Для учителя:

  • С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 кл.: учеб. для обощеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 287 с.

  • Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. - М.: Дрофа, 2011

  • А.В. Онищенко «Биология в таблицах и схемах». Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013 - 128 стр.

  • А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах». Эффективная подготовка к ЕГЭ. - М.: Эксмо, 2014. - 352 с.

Цифровые образовательные ресурсы

bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru/ - научные новости биологии

km.ru/educaition/ - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm - подборка материалов для

учителей биологии по разным биологическим дисциплинам

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

college.ru/biologiya - открытый колледж: Биология

sbio.info - вся биология

darwin.museum.ru - государственный Дарвиновский музей



Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс/ Сост. И.Р. Григорян. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. Контрольно-измерительный материал представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С).Тематические тесты содержат 7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А - базовый (4 вопроса). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В - более сложный (2 вопроса). Каждое задание этого уровня требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С - повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке

на проверку домашнего задания.

Критерии оценки ответов

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл. Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания. Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или

минисочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. Ответы на задания части С в 8 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов - оценка ≪5≫;

60-80% - оценка ≪4≫;

40-60% - оценка ≪3≫;

0-40% - оценка ≪2≫.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмера

В процессе обучения ученик научится понимать и объяснять:


  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;


Ученик получит возможность научиться:


  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.


© 2010-2022