Программа кружка по экологии «ЭКООКО» для учащихся 8 классов

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало формы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №10» аула Козет









Программа кружка по экологии

«ЭКООКО»

для учащихся 8 классов















Учитель биологии - Чениб И.Б.













Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на развитие школьников, получающих экологическое

образование, знаний о системной организации окружающего мира, о единстве живой и неживой природы, о включенности отдельного человека и человечества в целом в глобальные биосферные процессы.

Программа построена с учётом двух способов связи человека с окружающим миром. Первый определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни. Второй к своему здоровью (физическом, психическому, духовному). Исследование экологических взаимодействий формирует знания о научной картине мира, которая всегда коррелирует с мотивами деятельности человека. Формирование экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности - одна из центральных задач экологического образования в целом и данной программы в частности.

Программа ориентирована не только на знания и ценностные ориентиры, но и на формирование практических умений по решению экологических проблем.

Программа дополнительного образования «Экооко» предназначена для учащихся 13-14 лет (восьмиклассников) и рассчитана на 136 часов в год при 4-х часовой недельной нагрузке.

Для занятий в кружке принимаются все желающие учащиеся.

Основные направления программы:

  • 1.Образовательное теоретическое,

  • 2.образовательное практическое,

  • 3.Исследовательское.

Программа предусматривает организацию обучения учащихся через различные

формы занятий:

  • - лекции,

  • - практические занятия,

  • - зачёты,

  • - экскурсии,

  • - работа с различными источниками информации,

  • - экологические десанты,

  • - круглые столы,

  • - диспуты,

  • - микроисследования.

По итогам работы по программе «Экооко» учащиеся должны уметь:

  • - решать простейшие экологические задачи,

  • - использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем,

  • -графически отображать простейшие экологические зависимости,

  • -применять знания экологических правил при анализе различных ситуаций,

  • -работать со специальной литературой и различными источниками статистической информации.

Учащиеся должны знать:

  • -определения основных экологических понятий,

  • -виды взаимоотношений организмов в популяции,

  • -строение и функционирование экосистем,

  • -место человека в экосистеме,

  • -социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи.

Результатом работы по программе должен стать коллективный проект - создание «Экологической азбуки», в котором найдут отражение знания, полученные учащимися на занятиях кружка.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Всего

Теоретич

Практич.

Введение

Разел 1.Экологи биосистем

4

4

Тема 1. Экология организма

-Организм и среда.

- Экологические факторы

-Адаптации

2

4

6

2

4

3

3

Тема 2. Экология популяций

-Состав и структура популяций

-Динамика популяций

-Антропогенный пресс

4

4

6

2

2

4

2

2

2

Тема 3.Экология биосферы

-Биосфера - среда жизни человека

-Среда космическая и внутри планетарная

-Антропогенные процессы в биосфере

6

3

6

4

3

4

2

2

Раздел 2. Социальная экология

Тема 4. Экология человека

-Человек как вид

-Факторы здоровья

-Популяционное здоровье

12

4

6

2

2

2

10

2

4

Тема 5. Экология общества

-Природные предпосылки социального

развития

-Экологический подход к взаимодействию

общества и природы

-Основные методы социальной экологии

4

5

6

4

5

3

3

Тема 6. Биологические основы охраны здоровья

человека, сохранение генофонда и рационального природопользования

-Экологические основы заболеваемости

-Загрязнение атмосферы, вод, почв

-Хроноэкология

-Условия социальной жизни

-Биологический возраст человека

4

4

10

24

12

1

1

4

6

4

3

3

6

18

8

Итого

136

66

70

Программное содержание курса

Раздел 1. Экология биосистем.

Введение

Тема 1. Экология организма.

Организм и среда. Живые существа в разных средах: водной, наземно-воздушной, почвенной, в живом организме иного вида. Классификация живых существ: экогруппы, жизненные формы, таксономия.

Экологические факторы. Виды экологических факторов, законы действия, законы оптимума, закон Либиха - Шелфорда. Кривая выживания. Сигнальная роль факторов.

Адаптация. Виды адаптаций: анатомо-морфологические, биохимические, поведенческие. Стресс - реакция норма реакции на окружающую среду. Адаптивные ритмы. Влияние живого организма на среду: почвообразование, самоочищение, горообразование,

формирование микроклимата.

Антропогенные пресс: изменение сроков жизни и функций. Преобразование среды обитания.

Тема 2.Экология популяций

Состав и структура популяций. Половой, возрастной, сезонный. Пространственный состав популяций. Внутривидовые связи: родственные. Брачные, взаимовыгодные, конкурентные. Демографические характеристики: численность, плотность, рождаемость.

Динамика популяций. Законы геометрической прогрессии роста, закон стабилизации численности, самоизреживание, территориальность, зависимость от плотности. Критическая численность.

Антропогенный пресс. Прямое и косвенное влияние деятельности человека на численность. Управление численностью популяций.

Тема 3. Экология биосферы.

Биосфера- среда жизни человека. Функции живого вещества: энергетическая, газовая, концентрационная, средообразующая, деструктивная. Биохимическая роль живого вещества. Круговорот веществ на примере азота, углерода, фосфора. Зональность биосферы.

Среда космическая и внутри планетарная. Потоки космической энергии. Альбедо. Гравитация. Космический и земной магнетизм. Озоновый экран. Внутрипланетное тепло, вулканические процессы, их влияние на жизнь.

Антропогенные процессы в биосфере. Производство пищи, материалов как процессы в биосфере, Антропогенное ускорение процессов разложения в биосфере. Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Обеднение биологического разнообразия. Проблема сохранения жизни на планете.

Раздел 2. Социальная экология.

Тема 4. Экология человека.

Человек как еще один неповторимый вид. Связь человека с окружающей средой. Здоровье как норма реакции на окружающую среду. Адаптации, виды адаптаций, адаптационный синдром. Механизмы адаптации: гормональная система, иммунитет, поведение, болезнь. Период адаптации. Оценка здоровья: соматометрия, психометрия, самооценка, составление родословного древа. Человек в экстремальных условиях: пустыня, высокогорья, невесомость.

Факторы здоровья. Наследственность - важнейший фактор здоровья. Наследственные болезни, их профилактика и лечение. Планирование семьи. Среда жизни человека как фактор здоровья: природная, социальная, производственная, жилого помещения, городских и сельских поселений. Оценка качества среды.

Образ жизни - фактор здоровья. Болезни нездорового образа жизни.

Популяционное здоровье. Типы воспроизводства населения, рождаемость, смертность, сроки жизни, демографический кризис. Миграции. Здоровье социальное : активность, ответственность, интенсивный труд, рождение и воспитание детей. Проблема сохранения здоровья жизни планеты - долг каждого гражданина России. Идея здорового образа жизни.

Тема 5. Экология общества.

Природные предпосылки социального развития. Природа и общество: проблемы единства и общности. Особенности взаимодействия общества и природы в различные эпохи. Интенсификация природопреобразующей деятельности человека: научно- технический прогресс. Проблемы загрязнения и истощения ресурсов, их социальные. Политические и экономические последствия. Модели «мира» и сценарии мирового развития. Деятельность Римского клуба и комиссии ООН по окружающей среде. Объективные и субъективные основания противоречий в системе «общество - природа».

Экологический подход к взаимодействию общества и природы. Проблема целостного отображения противоречий системы «общество - природа». Эвристическая роль понятий «экосистема», «эковзаимодействие», «экодеятельность». Основной содержание и структура экологической проблемы.

Основные методы социальной экологии. Методологическая основа социальной экологии. Особенности экологического подхода к локальным, региональным и глобальным уровням взаимодействия общества и природы. Метод моделирования как важнейший инструмент

Прогнозирования и оптимизации социоэкосистем различного масштаба.

Тема 6. Биологические основы охраны здоровья человека, сохранение генофонда и рационального природопользования.

Экологические основы заболеваемости. Географическая и климатическая зональность заболеваний человека, частота заболеваний.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Острые и хронические отравления отходами промышленных предприятий. Биотический компонент: патогенные микроорганизмы (вирусы, бактерии, грибы, простейшие), ядовитые растения, насекомые- переносчики и промежуточные хозяева паразитов.

Хроноэкология. Адаптациогенез человека к периодически меняющимся факторам среды обитания. Биологические ритмы отдельных особей, их сходство и различия, значение для здоровья человека. Биоритмы в антропогенных сообществах и их экологическая роль: разнообразие сообществ, численность составляющих их видов, жизнеспособность и здоровье человека.

Условия социальной жизни. Нарушение питания, авитаминозы, наркомания, употребление алкоголя, курение. Норма реакции и адаптационные возможности человека, биологические реакции.

Биологический возраст человека. Уничтожение стариков и детей как демографический фактор первобытного общества. Продолжительность человеческой жизни в историческом аспекте. География продолжительности жизни. Половые отличия продолжительности жизни человека. Влияние стабильности человеческих отношений и уклада жизни на продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни и влияние на неё факторов окружающей среды и социума.

Методическое обеспечение программы «Экооко».

Формы занятий: ученические лекции, практические работы, экскурсии, игры, круглые столы, диспуты, зачёты, анкетирование, микроисследования.

Приёмы и методы организации УВП:

приёмы- обобщения, сравнения, анализа, объяснения, демонстрации, чтения;

методы- словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский.

Формы подведения итогов: тестирование, круглые столы, игры, собеседования, подготовка и презентация творческих работ.

Тематика ученических исследовательских работ на 2013-2014 учебный год:

  1. Динамика состояния здоровья школьников (на примере учащихся МБОУ «СШ №10»);

  2. Стресс-реакция как норма реакции на окружающую среду;

  3. Половые отличия человеческой жизни (на примере населения Тахтамукайского района).

  4. Условия социальной жизни подростков (на примере учащихся 8-х классов).

  5. Оценка здоровья по данным родословного древа.

  6. Санитарно-эстетическая оценка школьных помещений.



© 2010-2022